Научная статья на тему 'The development of innovative management on the principles of business partnership'

The development of innovative management on the principles of business partnership Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE MANAGEMENT / BUSINESS-PARTNERSHIP / SYSTEMATIC APPROACH / COMPREHENSIVE APPROACH / ECONOMICS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Golovina T.A., Polyanin A.V., Kokorev K.V.

The article deals with the concept of innovation management at the enterprises of housing and communal services, which is based on the principles of business partnership between the main actors of organizational-administrative relations: representatives of business, government and society. Analysis of the innovative development of russian housing allows to note that in today's globalized development without the formation of a competent system of interaction between civil society, business and government on principles of business-partnership, it is impossible to give a new boost to the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The development of innovative management on the principles of business partnership»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-08.20

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИНЦИПАХ

БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВА

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE MANAGEMENT ON THE PRINCIPLES

OF BUSINESS PARTNERSHIP

Головина Т.А.*, Полянин А.В., доктора экономических наук Golovina T.A., Polyanin A.V., Doctors of Economic Sciences Орловский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской

Федерации», Орел, Россия Orel branch of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», Orel City, Russia

Кокорев К.В., аспирант Kokorev K.V., Post-graduate student Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», Орел, Россия Federal State Educational Institution of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel City, Russia

*E-mail: golovina t78@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена концепция инновационного менеджмента на предприятиях ЖКХ, в основу которой положены принципы бизнес-партнерства между основными субъектами организационно-управленческих отношений: представители бизнеса, государства и общества. Анализ инновационного развития ЖКХ России позволяет отметить, что в современных условиях развития глобализации без формирования грамотной системы взаимодействия институтов гражданского общества, бизнеса и государства на принципах бизнес-партнерства, невозможно придать новый импульс развитию экономики.

ABSTRACT

The article deals with the concept of innovation management at the enterprises of housing and communal services, which is based on the principles of business partnership between the main actors of organizational-administrative relations: representatives of business, government and society. Analysis of the innovative development of russian housing allows to note that in today's globalized development without the formation of a competent system of interaction between civil society, business and government on principles of business-partnership, it is impossible to give a new boost to the economy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инновационный менеджмент, бизнес-партнерство, системный подход, комплексный подход, экономика.

KEY WORDS

Innovative management, business-partnership, systematic approach, comprehensive approach, economics, management.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей отраслью в обеспечении жизнедеятельности человека. В настоящее время ЖКХ, можно

охарактеризовать как неравномерную и неструктурированную деятельность, вместе с тем, развитие ЖКХ обладает достаточным потенциалом и готовностью российского общества к внедрению высокотехнологичных процессов, построенных на принципах наилучших доступных технологий. Несмотря на это, в Российской Федерации продолжают иметь место проблемы, которые препятствуют инновационному развитию ЖКХ, удовлетворяющему потребностям и желаниям всех граждан без исключения [4, с. 135].

Анализ передового опыта в изучении ЖКХ показал, что границы определения данной категории достаточно расплывчаты и многие авторы закладывают в понятие ЖКХ дифференцированные отрасли (рисунок 1) [2, с. 82].

санитарно-технические службы (водопровод,канализация, предприятия по санитарной очистке)

/ \ коммунальное обслуживание

(бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы)

внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен)

внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение)

—/

энергетика (тепловые, электрические, газовые сети, котельные, электростанции)

подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские)

Рисунок 1 - Современные отрасли ЖКХ

Проблемы развития инновационного менеджмента в системе ЖКХ представлены в авторских трудах зарубежных и отечественных ученых.

Изучению методов и способов инновационного менеджмента значительное место отведено в работах иностранных авторов, среди которых следует выделить: У. Хогана, Х. Хэйдер, Н. Арчера, И. Сунь и других [15, с. 40].

Особый вклад в исследование отдельных проблем инновационного развития ЖКХ в Российской Федерации внесли такие ученые как Д.С. Сувеев, Л.А. Комиссарова и другие.

К работам, которые определяют стратегический подход к развитию ЖКХ, следует отнести труды таких ученых, как: О.И. Феклистов, О.И. Савельева, О.В. Корева, П.С. Селезнев, М.С. Астапенко, С.А. Кирсанов и другие.

Анализ инновационного развития ЖКХ Российской Федерации позволяет отметить, что в современных условиях развития глобализации без формирования грамотной системы взаимодействия институтов гражданского общества, бизнеса и государства на принципах бизнес - партнерства, ядром которого во взаимодействии и непосредственном единстве выступает человеческий капитал, составляющий основу национального научно-технического потенциала, невозможно придать новый импульс развитию экономики. В настоящий момент в Российской Федерации создается мощная научная среда, которая способна генерировать новые знания в развитие сферы высокотехнологичных наукоемких производств, для создания инновационных продуктов, обладающих социально-экономической ценностью [7, с. 140], [8, с. 140].

В современной экономике инновационное развитие ЖКХ прямо или косвенно затрагивает большинство отраслей народного хозяйства и выступает источником развития науки, техники и формирования комфортной среды жизнеобеспечения граждан [3, с. 120], [10, с. 50].

Таким образом, формирование стратегии инновационного развития ЖКХ требует системного и комплексного подхода, так как системных подход позволяет добиться синергетических свойств.

Однако, в ходе исследования выявлены проблемы, при которых невозможно добиться поставленных стратегических целей (рисунок 2).

Рисунок 2 - Выявленные проблемы в инновационном развитии системы жилищно-коммунального хозяйства

Во-первых, не налажен равноправный диалог, при котором государство, бизнес и общество могут в полном объеме выражать свое видение формирования стратегии инновационного развития и принимать во внимание предложения оппонентов.

Во-вторых, нет грамотного сопоставления субъектов социально-экономического развития, как основного механизма наращивания инновационной активности страны в целом и отрасли в частности.

В-третьих, отсутствует механизм устранения конфликта интересов между государством, бизнесом и обществом, то есть признаки бизнес - партнерства.

В-четвертых, имеется вопрос со стороны бизнеса и общества к компетенции государственных служащих, которые формируют и утверждают инновационную составляющую стратегических альтернатив Российской Федерации.

В-пятых, выявлена неопределенность инновационной стратегии, основанной на современных методах и технологиях менеджмента. То есть, основные результаты, которых необходимо добиться, сформированы размыто, а дорожная карта при этом постоянно изменяется и корректируется, что значительно влияет на конечный результат.

В частности, не проясненным остается целый ряд вопросов:

- какую мотивацию подразумевают инновационные преобразования;

- в каком соотношении в инновационных проектах должно распределяться влияние представленных интересов между государством, бизнесом и обществом;

- какие приоритеты будут заложены в российском инновационном курсе развития;

- каким образом осуществить безопасность инновационных инициатив от различного рода международных и отечественных препятствий, под которыми понимаются коррупция, ограничение доступа к новейшим иностранным технологиям, бюрократические проволоки и оппозиционная критика.

Для решения этих проблем необходимо выделить главные критерии, способные повлиять на грамотное развитие инновационного менеджмента в системе ЖКХ на принципах бизнес - партнерства.

Достичь вовлечения общества в научные процессы и добиться формирования научно-технического потенциала возможно только с помощью объективного информирования общественности о проводимых исследованиях и о конкретных поставленных целях.

Необходимо грамотно сопоставить субъекты социально-экономического развития Российской Федерации для улучшения механизмов инновационной деятельности:

- человеческим интеллектуальным капитал, которым выступает в качестве ключевого звена в проведении исследований, разработок новых продуктов, товаров и услуг;

- институты гражданского общества, которые выражают социальные интересы и самостоятельную инициативу объединений граждан. Взаимосвязь такого плана выражается в том, что наука, бизнес, государство и общество будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли экономики страны.

- государство, которое осуществляет стратегическое партнерство между бизнесом и обществом.

Интеллектуальный капитал

- исследования;

- разработки; \ - новые продукты;

- товары и услуги.

СУБЪЕКТЫ

социально-экономического развития

Институты гражданского I общества *

/

/ Обеспечение взаимосвязи и интересов между бизнесом и обществом Государство ч . ' • < — •

- социальные интересы;

- инициативность;

- видение путей решения сложных задач;

- интеграция в другие механизмы.

У

У

У

Рисунок 3 - Бизнес - партнерство субъектов социально-экономического развития Российской Федерации для развития инновационной деятельности ЖКХ

Для решения острых актуальных вопросов создаются некоммерческие объединения и союзы с целью поддержания баланса интересов общества, власти и бизнеса [6, с. 62], [1, с. 77].

Для создания четко поставленной инновационной политики хозяйствующих субъектов, необходимо устранить конфликт интересов, который существует между государством (стремление достичь социально-экономического компромисса), и бизнесом (ориентация на получение максимальной прибыли за счет минимизации ресурсов).

Стоит отметить, что при этом, бизнес преследует следующие цели:

- достичь монополии на рынке;

- получить единоличное право на распоряжение инновационным продуктом;

- привлечь квалифицированный персонал с более низкой заработанной платой;

- выбирать проекты с более высокой степенью доходности в краткосрочном периоде и с несложной схемой для привлечения внешнего и внутреннего государственного финансирования.

В свою очередь, государство проводит социально-экономическую политику, внедряет новые технологии, которые являются базой и предпосылками для экономического роста регионов и страны в целом [16], [17]. Так как чем выше будет уровень развития жилищно-коммунального хозяйства, тем выше станет качество жизни населения, и автоматически будет наблюдаться мобильное развитие в других отраслях, определяющих предпосылки для наращивания человеческого капитала.

Для максимальной отдачи от ЖКХ государство должно грамотно распределять зоны под инфраструктуру перспективной застройки, внимательно относится к утверждению ГПЗУ (градостроительный план земельного участка).

Соответственно, чем больше будет максимизация достижения выше перечисленных позиций, тем выше станет отдача от бизнеса, и, следовательно, увеличатся поступления в местные и федеральный бюджеты.

В качестве одного из главных экономических субъектов и партнеров бизнеса выступает государство[13], [14]. Государство активно участвует в формировании социально-экономической и инновационной инфраструктуры для устранения региональной дифференциации. Более того, руководство страны (государство) определяет выбор инновационной мотивации и курс развития.

В однополярной «западной» идеологии считается, что прогресс и интенсивный путь развития возможен только лишь в тех странах, которые идут «правильным» (американским либерально-демократическим) курсом и придерживаются правилам ведения американских рыночных приоритетов в экономике. При этом системы развития других стран, которые отличаются от «западной», воспринимаются как агрессивные, дивиантные, угрожающие развитию «правильного» курса. Однако можно привести достаточно аргументированные доводы, которые ставят «правильный» курс под сомнение [3].

Так, глобальный финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. является неопровержимым доказательством, что универсальность либеральных рыночных основ современного Запада является вовсе не идеальной, и требует серьезных изменений. Постепенная утрата лидерства в мире ставит под сомнение основы всего западного империализма и ведет к резкому обострению противоречий в США и Евросоюзе, относительно вопросов управления, в том числе и в системе ЖКХ. Данный вопрос остается достаточно острым, так как именно стратегия прогресса позволяет государству обеспечивать стабильность и консолидацию общества в новой многополярной системе [6].

Еще одна мотивация инновационности связана со стремлением обеспечения внутренней социально-политической стабильности. В качестве примера, можно привести опыт Индии. Политически ориентированный курс на внутреннюю социально-политическую стабильность позволил Индии интенсифицировать инновационную политику страны в таких отраслях, как автомобилестроение, разработка ПО, ЖКХ, что позволило стране безболезненно пережить глобальный финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. Кроме того, в условиях кризиса Правительству Индии удалось привлечь в отрасли иностранные компании, которые заинтересованы в сборке своего оборудования на территории Индии ввиду наличия здесь относительно квалифицированной и дешевой рабочей силы [6].

Опыт Малайзии показал, что не стоит создавать тепличные условия для отечественного бизнеса и государственного сектора за счет сдерживания импортных ограничений, так как это является основой сохранения здоровой конкурентной среды [11], [12]. В Малайзии государственный сектор выполняет задачу перераспределения экономического потенциала в пользу коренного населения из всех имеющихся этнических групп, которые представлены в регионе. По мере развития государственных предприятий, они передаются бизнесменам [6].

Однако опыт Российской Федерации заключается в обратном: введение безосновательных санкций со стороны западных стран и введение эмбарго со стороны Правительства Российской Федерации строит совершенно другую модель экономического развития.

Инновационная модернизация является залогом успеха в региональной конкурентной среде [9], [5]. Примером эффективного бизнес - парнерства является Южная Корея. Безусловно, процессы централизации капитала Южной Кореи привели к формированию промышленных групп, являющихся на сегодняшний день крупными конгломератами, сформированными на платформе компаний различных отраслей. Главным является то, что модернизация не подразумевает отказа от национальных традиций и обязательного формирования курса, ориентированного на западные стандарты качества [19].

Аналогичная ситуация наблюдается в Китае. Как и в Российской Федерации, инициатива развития инновационного проекта полностью подвластна правящей элите, при этом модернизация полностью зависит от объективных и субъективных факторов. Правящая элита полностью монополизирует свое влияние в стране и пытается

всячески удержать свои позиции, однако она осознает тот факт, что без периодических проведений экономических и политических реформ добиться развития государства будет практически невозможно [18]. Стремиться правящую элиту обновлять Россию заставляет желание быть в тренде мирового истеблишмента. Для многих это является лишь дорогим хобби или скрытым расчетом для получения дополнительной прибыли.

Власть уделяет внимание концепции инновационного развития не только декларативно, но и предпринимая определенные действия. Так, например, были созданы бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны, государственные корпорации, инновационные площадки (Инновационный Центр «Сколково»), Агентство стратегических инициатив [1].

Проведенное исследование свидетельствует о том, что, основная нагрузка по продвижению инновационных проектов в Российской Федерации на сегодняшний день возложена на государство и заинтересованных лиц, представляющих правящую элиту. Именно эти лица являются главными инициаторами и лоббистами и бенефициарами при условии практического внедрения инновационных проектов (рисунок 4).

Цели участников бизнес - партнерства

ГОСУДАРСТВО

- стремление к достижению компромисса между субъектами;

- внедрение инновационных технологий;

- грамотное утверждение зон инфраструктуры;

- увеличение налоговых поступлений;

- утверждение рычагов мотивации;

- выбор курса развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИЗНЕС

- максимизация прибыли; -монополизация;

- единоличное владение инновационным продуктом;

- тщательный отбор персонала;

- тщательный отбор инвестиционных проектов.

I I

ОБЩЕСТВО

- достижение стабильности и консолидации;

- учет природных и национальных особенностей.

Рисунок 4 - Цели участников бизнес - партнерства в системе инновационного развития ЖКХ

Для развития инновационного менеджмента в системе ЖКХ на принципах бизнес - партнерства целесообразно учитывать следующие тезисы:

- во-первых, на этапе зарождения инновационного проекта необходимо активно приобщать к этому предпринимательский корпус и общественность, которые дадут импульс и автоматический рост проекту;

- во-вторых, приобщение общества к работе в инновационном проекте, создаваемого государством, не означает необходимость того, что Правительство обязано создавать демократически-либеральный режим и/или создавать либеральные правила. Исходя из опыта «незападных» стран, достаточно жесткие государственные режимы вполне комфортно взаимодействуют с инновационным развитием, и именно государство в большей мере выступает в качестве инициатора инновационных преобразований;

- в-третьих, стоит отметить, то, что наиважнейшим фактом является отнесение политической культуры Российской Федерации и ее граждан, скорее всего, к восточному «азиатскому» типу инновационного развития;

- в-четвертых, в процессе развития инновационного проекта необходимо жестко следить за освоением выделяемых средств. Государство, бизнес и общество обязаны совместно вести тотальную борьбу с коррупцией, сообщать и пресекать любые возможности незаконных махинаций в сфере инновационного развития страны, жестоко наказывать за дачу и получение взяток, откатов и т.д.;

- в-пятых, несмотря на развитое правовое поле в Российской Федерации и постоянное его обновление, инновационное законодательство нуждается в серьезных изменениях. Оно требует дальнейших изменений со стороны Правительства, которое с позиции обеспечения стабильности заинтересовано в модернизационном апгрейде Российской Федерации, а также со стороны лоббистов, которые осуществляют свою деятельность в государственных и частных бизнес-структурах, вовлеченных в сферу IT и технологий будущего.

Таким образом, инновационное развитие системы ЖКХ должно строиться на современных технологиях менеджмента с учетом следующих принципов бизнес -партнерства:

- государство ^ бизнес: необходимо осуществлять надзирательство над бизнес-средой (проводить оценку работы, мобильности бизнес-структуры, выявлять отрасли с низким уровнем развития, осуществлять надзор в налоговой, гражданско-правовой и трудовой деятельности); необходимо осуществлять управление (корректировать бизнес-структуру с помощью воздействия на бизнес налоговым механизмом, разработкой и внедрением государственных проектов, введением послаблений, льгот, разработок программ);

- бизнес ^ государство: необходимо представлять государству проблемы инновационного развития, предлагать способы решения задач, предлагать государству способы регулирования бизнеса;

- государство ^ общество: необходимо формирование достойного уровня жизни, обеспечение равноправия, воздействие на общество с помощью поощрений и наказаний;

- общество ^ государство: осуществление грамотного элективного выбора представителей муниципальных органов власти и Правительства; право требования от государства того, что необходимо обществу для нормальной жизнедеятельности;

- бизнес ^ общество: необходимо создавать достойный трудовой пакет, координировать и информировать общество о требуемых квалификациях и необходимого уровня образования;

- общество ^ бизнес: общество является зачатком посевного бизнеса. Общество способно латентно принимать участие в координировании бизнес-структур (например, не реагировать на вакансии с плохим социальным пакетом и/или заработанной платой).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Базарнова О.А. Перспективы инновационного развития региона в условиях кризиса (на примере Орловской области) / О.А. Базарнова, И.Н.Горбова, Е.Н. Караева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2015. -№6(78). -С. 77.

2. Боброва Е.А. Методологический подход к развитию теории управления затратами при формировании собственного капитала предприятия / Е.А. Боброва, Е.А.Кыштымова, Н.А. Лытнева // Вестник ОрелГИЭТ. -2014. -№ 3 (29). -С. 80-87.

3. Вертакова Ю.В., Докукина И. А. Применение порогового подхода к оценке эффективности развития кластерной структуры / Ю.В. Вертакова, И. А. Докукина // Известия Юго-Западного государственного университета.- 2016.- № 1 (64).- С. 115124.

4. Докукина И.А., Полянин А.В. Воздействие предпринимательского климата на конкурентные преимущества развития региона / И.А. Докукина, А.В. Полянин// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2015.- № 6 (47).-С. 134-136.

5. Докукина И. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательства в условиях создания свободной экономической зоны /И.А. Докукина, А.В. Полянин, О.В. Попова// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2015.- № 5 (46). -С. 196199.

6. Докукина И.А. Основные направления создания благоприятного инновационного климата / Докукина И.А. // Новая наука: От идеи к результату. -2016.- № 2-1 (66). -С.62-64.

7. Докукина И.А. Целеполагание в стратегическом управлении инновационно организацией в условиях импортозамещения/ Докукина И.А. // Новая наука: От идеи к результату. -2016. -№ 4-1. -С. 140-142.

8. Макарова Ю.Л., Полянин А.В. Экономическое развитие региональных бизнес-пространств/ Ю.Л. Макарова, А.В. Полянин // Известия Юго-Западного государственного университета. -2014. -№ 2. С. 36-48.

9. Макарова Ю.Л., Полянин А.В. Специализированные технологические центры как экономическая основа развития инфраструктуры предпринимательской деятельности / Ю.Л. Макарова, А.В. Полянин // Среднерусский вестник общественных наук. -2015. -№ 2 (38). -С. 157-162.

10. Полянин А.В. Формирование и оценка экономического роста региона / А.В. Полянин// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент.- 2011. -№ 1. -С. 47-52.

11. Полянин А.В. Видово-факторная сущность экономического роста региона /А.В. Полянин// Региональная экономика: теория и практика. -2011.- № 25. -С. 17-21.

12. Полянин А.В., Докукина И.А., Макарова Ю.Л. Программно-целевой подход развития технической инфраструктуры растениеводства Орловской области / А.В. Полянин, И.А. Докукина, Ю. Л. Макарова // Среднерусский вестник общественных наук. -2016. -Т. 11.- № 1. -С. 162-168.

13. Положенцева Ю.С. Макроэкономические условия формирования инновационной среды региона / Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., Вертакова Ю.В. // Управленческое консультирование. 2014. № 10 (70). С. 60-67.

14. Поповичева Н.Е. Краудсорсинг как инновационная маркетинговая технология развития региона: практика применения / Поповичева Н.Е., Гончарова М.А. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 35. С. 18-22.

15. Проняева Л.И. Анализ эффективности инновационно-инвестиционной деятельности в процессе воспроизводства основного капитала / Л.И. Проняева // Экономический анализ: теория и практика. -2010. -№ 41. -С. 33-40.

16. Dokukina I. A. Management of technological innovation processes in an organization on the basis of cost approach/ I. A. Dokukina. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. -2014.-Т. 46.-№ 1.-С. 65-70.

17. Makarova Y.L., Polyanin A.V. Formation of the business environment in the agricultural sector / Y.L. Makarova, A.V. Polyanin //Вестник Орловского государственного аграрного университета. -2015. -Т. 53. -№ 2. -С. 78-87.

18. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» URL: http: http://pandia.ru/805435/

19. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69936/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.