Научная статья на тему 'ТЕЙПИРОВАНИЕ (КИНЕЗИО-ТЕЙПИРОВАНИЕ), КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МЫШЦ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ'

ТЕЙПИРОВАНИЕ (КИНЕЗИО-ТЕЙПИРОВАНИЕ), КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МЫШЦ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
69
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЙПИРОВАНИЕ (КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЕ) / ПЛАВАНИЕ / МЫШЦЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лашкевич Владислав Игоревич, Живодёров Алексей Валерьевич, Евдокимов Иван Михайлович, Живодёров Валерий Александрович

Отличительной особенностью плавания является то, что занимаясь данным видом спорта, находясь в водной среде, у спортсмена отсутствует твёрдая опора. Точнее сказать эту опору создаёт сам спортсмен. Одним из основных факторов укрепления вышеупомянутой опоры, предопределяющих успех в спортивном плавании, является (проработанность) мышечных групп, что в следствии позволяет спортсмену согласованно выполнять движение руками и ногами двигаясь в водной среде. Отрабатывая ту или иную технику спортивного плавания необходимо чётко понимать основы анатомии. Осознавая выполняемую задачу, понимая работу мышц в том или ином техническом действии, спортсмен достигает наилучшего результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лашкевич Владислав Игоревич, Живодёров Алексей Валерьевич, Евдокимов Иван Михайлович, Живодёров Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAPING (KINESIOTAPING), AS A MEANS OF BLOCKING MUSCLES AND REDISTRIBUTING THE LOAD IN SPORTS SWIMMING

The distinctive feature of swimming is that when doing this sport, being in the aquatic environment, the athlete does not have solid support. More precisely, this support is created by the athlete. One of the main factors of strengthening the above-mentioned support that predetermine success in sports swimming is the (elaboration) of muscle groups, which consequently allows the athlete to consistently perform movement with his hands and feet moving in an aquatic environment. Practicing this or that technique of sports swimming, it is necessary to clearly understand the basics of anatomy. Being aware of the task being performed, understanding the work of muscles in a particular technical action, the athlete achieves the best result.

Текст научной работы на тему «ТЕЙПИРОВАНИЕ (КИНЕЗИО-ТЕЙПИРОВАНИЕ), КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МЫШЦ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ»

УДК 797.21

ТЕЙПИРОВАНИЕ (КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЕ), КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МЫШЦ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

Владислав Игоревич Лашкевич, тренер по плаванию высшей категории, Спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта «Невская волна», Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Валерий Александрович Живодёров, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Отличительной особенностью плавания является то, что занимаясь данным видом спорта, находясь в водной среде, у спортсмена отсутствует твёрдая опора. Точнее сказать эту опору создаёт сам спортсмен. Одним из основных факторов укрепления вышеупомянутой опоры, предопределяющих успех в спортивном плавании, является (проработанность) мышечных групп, что в следствии позволяет спортсмену согласованно выполнять движение руками и ногами двигаясь в водной среде. Отрабатывая ту или иную технику спортивного плавания необходимо чётко понимать основы анатомии. Осознавая выполняемую задачу, понимая работу мышц в том или ином техническом действии, спортсмен достигает наилучшего результата.

Ключевые слова: тейпирование (кинезиотейпирование), плавание, мышцы, тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p305-309

TAPING (KINESIOTAPING), AS A MEANS OF BLOCKING MUSCLES AND REDISTRIBUTING THE LOAD IN SPORTS SWIMMING

Vladislav Igorevich Lashkevich, the swimming coach of the highest category, sports school of the Olympic Reserve in water sports "Nevsky Wave", St. Petersburg; Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Master of Sports of the Russian Federation in Kettlebell Lifting, Ivan Mikhailovich Evdokimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Valery Aleksan-drovich Zhivoderov, the docent, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports

and Health, St. Petersburg

Abstract

The distinctive feature of swimming is that when doing this sport, being in the aquatic environment, the athlete does not have solid support. More precisely, this support is created by the athlete. One of the main factors of strengthening the above-mentioned support that predetermine success in sports swimming is the (elaboration) of muscle groups, which consequently allows the athlete to consistently perform movement with his hands and feet moving in an aquatic environment. Practicing this or that technique of sports swimming, it is necessary to clearly understand the basics of anatomy. Being aware of the task being performed, understanding the work of muscles in a particular technical action, the athlete achieves the best result.

Keywords: taping (kinesiotaping), swimming, muscles, training process.

ВВЕДЕНИЕ

Выполняя движение вперёд, в водной среде, задействованы все группы мышц. Одни мышцы выполняют стабилизирующую функцию, другие продвигают спортсмена вперёд. Примером мышц участвующих в продвижении спортсмена вперёд является работа

приводящей и широчайшей мышц спины. Примером мышц мышц-стабилизаторов являются мышцы живота.

Удерживаясь на воде, спортсмен прилагает определённые, постоянные усилия. Правильность техники возможна в том случае, если спортсмен чувствует своё тело и удерживает баланс на воде. Все мышцы опорно-двигательного аппарата должны работать, как единый механизм, каждая при этом должна выполнять свою задачу. Синхронная работа мышц рук и ног должна дополнять друг друга.

Осознавая всё вышесказанное, спортсмен знает свои сильные и слабые стороны. Тренировочный процесс должен быть направлен на ликвидацию или минимизирование слабых сторон и усиления сильных.

Как спортсмену добиться, чтобы мышцы работали в нужных углах, по определённой траектории?

Изолируя тренируемые мышцы и «ставя» искусственно их в необходимое положение спортсмен может заставить работать их в нужном направлении, тем самым увеличивая тренировочный эффект. Возникает вопрос, как нам изолировать мышцы и нагрузить их в правильном направлении?

Ответ на данный вопрос нашёлся. С помощью тейпирования. Тейпирование - это наложение специальных лент (тейпов) на кожу.

Данную систему, которая называется кинезиологическое тейпирование, придумал в 1970 годах японский хиропрактик Кензо Касе, но известную мировую практику метод приобрёл после Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. Цель тейпирования заключается в изолировании (ограничение подвижности) травмированных мест на теле.

Зная вышесказанное, коллективом исследователей было предложено использовать данные средства (тейпирование) для здоровых мышц, а именно для моделирования отдельного технического элемента в плавании, фазы захвата при плавании кролем на груди, при этом цель та же - ограничить подвижность мышц, за счёт этого направить нагрузку и тренировочный эффект в нужном для нас направлении.

Фаза захвата сложный технический элемент, начало подводной части гребка кроля, от которого в большей степени зависят остальные фазы и весь последующий гребок в целом. Эта фаза характеризуется высоким локтем, слегка согнутой вниз кистью и усиленной стабилизационной работой мышц плечевого пояса. У опытных пловцов угол между горизонталью и предплечьем составляет 50-70°, угол сгибания в локтевом суставе - 120150°. Спортсмен в этой фазе определяет объем воды, от которого он будет отталкиваться, продвигаясь вперёд. Правильно выполненная фаза захвата способствует улучшению шага и скорости проплывания дистанции.

Наиболее частая ошибка у спортсменов практически всех возрастов это "провал" локтя, который оказывается ниже или вровень с кистью, низкая атака плеча и расслабленная кисть, пальцы которой выше запястья.

С помощью тейпирования мы моделируем правильное положение руки в фазе захвата, усиливаем необходимые мышцы для более уверенной работы.

МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Проводя исследование, в перераспределении нагрузки в спортивном плавании с помощью тейпирования, на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта «Невская волна» группой исследователей был поставлен эксперимент с мая 2022 по июль 2022 года. Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы, в состав вышеупомянутых групп входили спортсмены пловцы периода обучения ТЭ-2 (тренировочный этап).

Спортсмены пловцы, входящие в состав контрольной группы, выполняли стандартную тренировочную работу без акцента усиления и изоляции мышечных групп, а

спортсмены, отобранные в экспериментальную группу, получали тренировочную нагрузку идентичную контрольной группе, включающую в себя акцентированное воздействие на необходимые мышечные группы для моделирования правильной техники фазы захвата. Данная задача достигалась путём тейпирования мышц, участвующих в этом действии, для правильности направления работы и увеличения нагрузки.

Тейпированные мышцы: трапециевидная мышца, дельтовидная мышца, трехглавая мышца плеча (длинная головка трехглавой мышцы плеча), подлопаточная мышца, локтевая мышца, сгибатели пальцев кисти.

Нами было разработано тейпирование с учётом особенности положения руки в момент фазы захвата.

Моделирование правильной техники элемента подводной части гребка: спортсмен заранее занимал технически правильное положение руки в фазе захвата, затем клеился кинезиотейп, имитация выполнялась на гимнастической скамейке.

Первый тейп клеился на внутреннюю часть локтевого сустава, соединяя длинную, медиальную головку трёхглавой мышцы плеча с локтевым сгибателем плеча, он обеспечивал более комфортное сгибание локтевого сустава. Второй тейп клеится от локтевого сустава до подлопаточной мышцы спиралью. Его функция заключалась в высоком положении локтя по отношении к кисти при помощи ротации плеча. Третий тейп клеился от середины трёхглавой мышцы плеча через верхний пучок дельты до трапециевидной мышцы, тем самым усиливал работу дельтовидной мышцы в поддержании правильного, высокого положения плеча в фазе захвата.

Натяжение тейпа моделировалось сегментом тела, якоря тейпов не натягивались.

Рисунок - Кадры подводной видеосъемки

Задания, которые выполняли спортсмены контрольной и экспериментальной

групп:

- упражнение маятник 4х100;

- проплывание кролем на руках 8х50;

- проплывание кролем в полной координации 4х100.

В качестве теста использовалось проплывание отрезка 100 м кролем на руках. Замерялся шаг, скорость проплывания, также использовалась подводная видеосъемка для определения качества угла захвата, замерялся уровень сгибания в локтевом суставе и угол между горизонталью и предплечьем, затем проводилась экспертная оценка видеоматериалов.

Во время контрольных тестов тейпирование не использовалось.

Полученные данные в контрольной и экспериментальной группах спортсменов-пловцов тренировочного этапа (ТЭ-2) обучения были зафиксированы при проведении эксперимента, направленного на определение скоростных показателей при преодолении дистанции 100 метров техникой кроль на руках с нижнего отталкивания (бассейн 50 м).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1 - Тест проплывания отрезка 100 метров на руках с колобашкой в ногах, отталкивание от бортика (бассейн 50 м)_

Группы Тест до эксп. Тест после эксп. Итоги

Рез-т на 100 м X, сек Шаг Ь, м Рез-т на 100 м X, сек Шаг Ь, м

Контрольная группа

Спортсмен 1 1.15.69 1.4 1.15.14 1.46 Улучшено время на 0.55 сек, шаг на 0.06 м

Спортсмен 2 1.17.55 1.35 1.16.95 1.44 Улучшено время на 0.60 сек, шаг на 0.09 м

Спортсмен 3 1.16.30 1.5 1.15.60 1.5 Улучшено время на 0.70 сек, шаг не изменился

Экспериментальная группа

Спортсмен 4 1.16.28 1.3 1.15.30 1.48 Улучшено время на 0.98 сек, шаг на 0.18 м

Спортсмен 5 1.15.25 1.45 1.14.16 1.56 Улучшено время на 1.09 сек, шаг на 0.11 м

Спортсмен 6 1.18.40 1.5 1.16.89 1.65 Улучшено время на 1.51 сек, шаг на 0.15 м

Обе группы улучшили свои результаты, однако в экспериментальной результаты улучшились значительнее.

Мы видим, что в контрольной группе незначительное улучшение результатов в скорости проплывания отрезка 100 м, при этом длина шага увеличилась у двух спортсменов, у одного спортсмена этой группы показатели шага остались неизменны. В экспериментальной группе значительное улучшение показателей у всех спортсменов как в скорости прохождении дистанции, так и в увеличении шага.

Таблица 2 - Экспертная оценка подводных видеоматериалов (оценивался угол между горизонталью и предплечьем и угол сгибания в локтевом суставе в горизонтальной плоскости)_

Тест до эксп. Тест после эксп.

Угол м. Угол Угол м. Угол

Группы гориз. и сгибания гориз. и сгибания Итоги

предпле- в локт. предпле- в локт.

чьем суставе чьем суставе

Контрольная группа

Спортсмен 1 25° 170° 31° 167° Улучшен первый показатель на 6°, второй на 3°

Спортсмен 2 21° 177° 22° 177° Улучшен первый показатель на 1 °, второй без изменений

Спортсмен 3 34° 170° 35° 168° Улучшен первый показатель на 1 °, второй на 2°

Экспериментальная группа

Спортсмен 4 18° 172° 35° 163° Улучшен первый показатель на 17°, второй на 9°

Спортсмен 5 20° 168° 30° 158° Улучшен первый показатель на 10°, второй на 10°

Спортсмен 6 28° 166° 40° 153° Улучшен первый показатель на 12°, второй на 13°

Проводя экспертную оценку видеоматериалов, мы оценивали угол между горизонталью и предплечьем и угол сгибания в локтевом суставе. Съемка велась в горизонтальной плоскости. По итогам эксперимента мы видим заметное улучшение показателей: в экспериментальной группе у спортсменов показатели улучшались более чем на 10°, в контрольной показатели углов либо остались неизменны, либо улучшились незначительно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования мы можем с уверенностью сказать, что кинезио-тейпирование, направленное на моделирование техники посредствам усиления работы одних мышц и облегчения работы других, положительно сказывается на результатах пловцов после 2х месячного использования. Углы в фазе захвата изменялись в лучшую сторону вследствие чего улучшились такие показатели, как длина шага и скорость прохождения дистанции. Тейпы, нанесенные на кожу, это своего рода маркеры, благодаря которым повышается чувствительность отдельных элементов, мышц, связок, благодаря чему спортсмену легче следить за ними.

Помимо явной результативности этой методики, тейпирование позволяет разнообразить достаточно монотонный тренировочный процесс, дополнить его новыми эмоциями и ощущениями.

Т. к. в данном случае у спортсменов должна быть поставлена базовая техника кроля на груди, мы можем рекомендовать тейпирование, начиная с этапа ТЭ-1 для корректировки и более точной настройки технического элемента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник / Н.Ж. Плавание. - Москва: Физкультура и спорт, 2020. -160 с.

2. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн. / под общ. ред. В.Н. Платонова. — Москва : Советский спорт, 2012. - Кн. 1. - 480 с.

REFERENCES

1. Bulgakova, N.J. (2020), Swimming: textbook, Physical culture and Sport, Moscow.

2. Platonov, V.N. (2012), Sports swimming: the path to success: in 2 books, Soviet Sport, Moscow

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.11.2022

УДК 378

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Алексеевна Липская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Александр Николаевич Попов, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье с позиции аксиологического (ценностного) подхода, как методологической основы исследования, дается понимание физкультурного образования как процесса, обеспечивающего передачу и воспроизводство ценностей физической культуры, формирование у студентов ценностных ориентаций и отношений. Проведен сравнительный анализ существующих классификаций ценностей физической культуры, выступающей в качестве системообразующего элемента физкультурного образования. Показана трансформация ценностных приоритетов физкультурного образования, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.