Научная статья на тему 'Тестирование уровня физического здоровья дошкольников с целью коррекции физкультурнооздоровительной работы'

Тестирование уровня физического здоровья дошкольников с целью коррекции физкультурнооздоровительной работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1813
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PRESCHOOL CHILDREN / PHYSICAL HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Маргарита Николаевна, Поляков С. Д., Подгорнова Н. С., Соболев А. М.

В статье представлена оценка физического здоровья детей 4-7 лет, воспитывающихся в московских детских образовательных учреждениях. Выявлена статистически достоверная положительная динамика показателей физического развития и функциональной подготовленности. Введение в оздоровительно-воспитательный комплекс корригирующих физических упражнений для детей с низким и ниже среднего уровнями развития двигательных функций способствует совершенствованию двигательных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Маргарита Николаевна, Поляков С. Д., Подгорнова Н. С., Соболев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing the level of physical health of preschool children to correct the sports and recreation activities

The paper presents an assessment of the physical health of children 4-7 years old, brought up in Moscow children's educational institutions. Statistically significant positive dynamics of indicators of physical development and functional training has been showed. Introduction of corrective exercises to the recreational and educational complex for children in low-and below-average levels of motor function helps improve the motor skills.

Текст научной работы на тему «Тестирование уровня физического здоровья дошкольников с целью коррекции физкультурнооздоровительной работы»

Оригинальная статья

М.Н. Кузнецова1, С.Д. Поляков1, Н.С. Подгорнова2, А.М. Соболев2

1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

2 Физкультурный диспансер № 19 СЗАО, Москва

Тестирование уровня физического здоровья дошкольников с целью коррекции физкультурнооздоровительной работы

Контактная информация:

Кузнецова Маргарита Николаевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения ЛФК отдела ЛФК и СМ НИИ

профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-02-59 Статья поступила: 22.05.2011 г., принята к печати: 05.09.2011 г.

В статье представлена оценка физического здоровья детей 4-7 лет, воспитывающихся в московских детских образовательных учреждениях. Выявлена статистически достоверная положительная динамика показателей физического развития и функциональной подготовленности. Введение в оздоровительно-воспитательный комплекс корригирующих физических упражнений для детей с низким и ниже среднего уровнями развития двигательных функций способствует совершенствованию двигательных навыков и умений.

Ключевые слова: дошкольники, физическое здоровье, физическое развитие, функциональная подготовленность.

Параметры физического здоровья дошкольников — важнейшие показатели физического развития и функциональной подготовленности, служат объективными критериями оценки роста детского коллектива в целом и каждого ребенка в частности. Тестирование большой группы детей в условиях дошкольных учреждений и последующая статистическая оценка уровня физического здоровья позволяет выявить особенности их роста и развития, выделить из коллектива детей с различными отклонениями в показателях функциональной подготовленности, а также определить меры медикопедагогического воздействия по укреплению их здоровья. Целью представленной работы стал учет уровня физического здоровья детей в начале и конце учебного года, позволяющий определить динамику основных

показателей индивидуально у каждого ребенка одновозрастной группы и под влиянием целенаправленного физического воспитания.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего протестировано 1077 детей в возрасте от 4 до 7 лет, из них 510 мальчиков и 567 девочек. Обследование проводилось дважды — в начале и конце учебного года (в сентябре 2010 г. и апреле 2011 г.). Анализировались 11 морфологических и функциональных показателей, характеризующих количественную оценку (в баллах) физического здоровья дошкольников. Термин «физическое здоровье» объединяет в себе физическое развитие ребенка и физическую подготовленность к выполнению различных силовых,

M.N. Kuznetsova1, S.D. Polyakov1, N.S. Podgornova2, A.M. Sobolev2

1 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

2 Sports clinic № 19 NWAD, Moscow

Testing the level of physical health of preschool children to correct the sports and recreation activities

The paper presents an assessment of the physical health of children 4-7 years old, brought up in Moscow children’s educational institutions. Statistically significant positive dynamics of indicators of physical development and functional training has been showed. Introduction of corrective exercises to the recreational and educational complex for children in low-and below-average levels of motor function helps improve the motor skills.

Key words: preschool children, physical health, physical development, functional fitness.

скоростных нагрузок, на ловкость и выносливость. Для оценки функциональной подготовленности использован ряд тестов: определение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, силы мышц правой (ведущей) кисти, скорости реакции по тесту «падающая линейка», подсчет количества приседаний за 30 секунд, прыжок в длину с места [1-3]. Для оценки физического развития детей измеряли длину и массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), обхват грудной клетки. На основании антропометрических данных оценено телосложение, гармоничность физического развития, а также жизненный индекс, отражающий функциональные возможности системы дыхания и степень развития дыхательной мускулатуры [4].

Максимальное мышечное усилие кисти руки (кистевая динамометрия) измерялось с помощью детского кистевого динамометра. Динамометр сжимался без рывка с максимальным усилием отведенной в сторону кистью ведущей руки. Силовая выносливость мышц спины определялась у детей временем (с) удержания туловища в положении лежа на животе на кушетке так, чтобы край ее находился на уровне гребней подвздошных костей, а туловище свисало за край кушетки. Исследователь удерживал ноги ребенка на уровне нижней трети бедра, ребенок переносил руки на пояс (или в стороны) и максимально долго удерживал туловище в горизонтальном положении на кушетке. Силовая выносливость мышц брюшного пресса детей оценивалась аналогично: в положении лежа на спине на твердой поверхности с руками на поясе ребенок поднимал обе ноги под углом 45° и удерживал их максимально долго. Скоростно-силовая выносливость детей определялась числом глубоких приседаний за 30 с в максимально возможном темпе из исходного положения стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Для определения длины прыжка с места ребенок становился около линии отсчета так, чтобы носки обуви не заходили за нулевую отметку. Длину прыжка ребенка (см) измеряли от носков в начале прыжка до пяток — в конце при одновременном отталкивании обеими ногами. Скорость реакции ребенка на падающий предмет оценивалась по тесту «падающая линейка». Исследователь отпускал без предупреждения в вертикальном положении линейку длиной 50 см с нулевой отметкой на уровне указательного и большого пальцев ведущей руки, раздвинутых на 3-5 см. Место захвата падающей линейки (в см) являлось количественным результатом оценки внимания, ловкости и скорости реакции на падающий предмет. Чем больше сантиметров в месте захвата линейки, тем ниже скорость реакции.

Результаты тестирования каждого ребенка вводили в компьютерную программу «Экспресс-оценка физического здоровья дошкольников» [5], в которой результаты тестирования каждого ребенка сравнивались со средними статистическими значениями соответствующей половозрастной группы и по известным методикам переводили в баллы. После оценки каждого показателя вычисляли общую сумму баллов, определяющую уровень физического здоровья дошкольника.

Кроме общей оценки физического здоровья (в баллах) проанализирован каждый показатель, что позволило определить составляющие физического здоровья (слабые места), требовавшие коррекции. По результатам сентябрьского обследования преподавателям по физическому воспитанию были даны рекомендации по физкультурнооздоровительному и тренировочному режиму как для каждого конкретного ребенка, так и для детского коллектива в целом. Технологически процесс коррекции

функциональных показателей с оценкой ниже средних и низких был организован по системе поступательного движения: занятия предусматривали путь от освоения простых движений к более сложным по структуре двигательным действиям. На начальном уровне вводили упражнения, активизирующие деятельность мозговых структур, отвечающих за мышечный тонус. Танцевальные движения в дошкольном возрасте наиболее эффективны: они способствуют развитию функции равновесия, способности к расслаблению и напряжению отдельных групп мышц тела, развитию гибкости [6, 7]. Упражнения, выполняемые с использованием «дорожек здоровья», улучшают координацию движений, подвижность в суставах, ориентацию в пространстве и развитие скоростносиловых способностей ребенка.

По результатам всех обследованных детей с помощью функций Microsoft Excel составляли сводные таблицы, в которых отражалось в числовом и процентном эквиваленте количество детей той или иной половозрастной группы, имеющей те или иные градации тестовых и функциональных показателей (низкие, ниже среднего, средние, выше среднего, высокие).

Сравнение и определение значимости различия осенних и весенних результатов тестирования физических качеств детей проведены с использованием программы STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc., США). Количественные переменные представлены в виде долей в процентах. Проверку гипотез о равенстве долей (процентов) проводили с помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп. Статистически достоверными считали различия при уровне значимости р ^ 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные сравнительного анализа результатов обследования дошкольников в начале и конце учебного года (осенью и весной) представлены в таблице.

Результаты некоторых тестов физической подготовленности дошкольников в конце учебного года оказались выше, чем исходные (осенние), что положительно характеризует коррекцию занятий физической культурой, выполненную согласно рекомендациям заключения, выданного программой экспресс-оценки дошкольников. Так, кистевая динамометрия (максимальное мышечное усилие кисти ведущей руки) характеризует степень развития мелкой моторики, подготовленности руки к письму. Из всех обследованных детей 83,9% весной имели средний, выше среднего и высокий показатели силы кисти, что на 6,4% больше (р < 0,001), чем при тестировании осенью.

Мышцы спины и брюшного пресса образуют так называемый мышечный корсет, который помогает позвоночнику удерживать вертикальное положение тела, сохранять правильную позу в положении сидя, стоя и при ходьбе. Эти показатели особенно важны для будущих школьников, так как ребенок будет проводить много времени сидя за партой, и хорошо развитые мышцы уменьшат риск возникновения нарушений осанки. Средний, выше среднего и высокий уровни силовой выносливости мышц спины зарегистрированы у 90,6% детей (976) против 79,6% — осенью (р < 0,001), при этом доля детей со средним и выше среднего уровнями силовой выносливости мышц брюшного пресса изменилась незначимо (91,3 и 89,4%; р = 0,14). Хорошие результаты показали дети по количеству приседаний и прыжку в длину с места. По количеству приседаний 90,3% детей имели средний, выше среднего и высокий результаты (38,0; 25,3 и 27,0%, соответственно), по длине прыжка с места — 83,1%

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 5

Оригинальная статья

Таблица. Динамика развития функциональной подготовленности на фоне коррекционных физических упражнений (в начале и конце учебного года)

68

Тесты Уровень Осень (%) Весна (%) Динамика (%) Осень (%) Весна (%) Динамика (%) (-критерий Стьюдента р

Обхват грудной клетки высокий 17,6 13,6 -3,9 88,0 89,4 1,5 1,1 0,29

выше среднего 20,3 21,9 1,6

средний 50,1 53,9 3,8

ниже среднего 8,8 7,7 -1,1 12,0 10,6 -1,5 -1,1 0,2852

низкий 3,2 2,9 -0,3

Кистевая динамометрия высокий 3,7 4,2 0,5 77,6 83,9 6,4 3,8 0,0002

выше среднего 11,8 13,8 2,1

средний 62,1 65,9 3,8

ниже среднего 15,9 11,8 -4,1 22,4 16,1 -6,4 -3,8 0,0002

низкий 6,5 4,3 -2,3

Л) _ 1- .0 га §§ М 1 со ** высокий 34,9 46,8 11,9 79,7 90,6 10,9 7,1 0,0000

выше среднего 13,2 13,1 -0,1

средний 31,5 30,7 -0,8

ниже среднего 9,8 5,5 -4,4 20,3 9,4 -10,9 -7,1 0,0000

низкий 10,5 3,9 -6,6

Силовая выносливость мышц брюшного пресса высокий 41,8 38,9 -2,9 91,3 89,4 -1,9 -1,5 0,1444

выше среднего 17,7 18,4 0,6

средний 31,7 32,1 0,4

ниже среднего 5,5 6,1 0,6 8,7 10,6 1,9 1,5 0,1444

низкий 3,2 4,5 1,2

Количество приседаний за 30 с высокий 23,5 27,0 3,5 84,9 90,3 5,3 3,8 0,0002

выше среднего 21,0 25,3 4,2

средний 40,3 38,0 -2,4

ниже среднего 6,3 5,6 -0,7 15,1 9,7 -5,3 -3,8 0,0002

низкий 8,8 4,2 -4,6

Длина прыжка с места высокий 10,4 12,2 1,8 65,6 83,1 17,5 9,3 0,0000

выше среднего 16,0 19,4 3,4

средний 39,2 51,5 12,3

ниже среднего 22,0 10,1 -11,8 34,4 16,9 -17,5 -9,3 0,0000

низкий 12,4 6,8 -5,6

Тест «Падающая линейка» высокий 7,2 12,6 5,5 71,3 79,4 8,1 4,4 0,00001

выше среднего 13,0 15,2 2,3

средний 51,2 51,5 0,3

ниже среднего 15,8 12,9 -2,9 28,7 20,6 -8,1 -4,4 0,00001

низкий 12,9 7,7 -5,2

Жизненный индекс высокий 25,1 27,3 2,2 68,8 87,4 18,5 10,4 0,00001

выше среднего 10,8 18,6 7,8

средний 33,0 41,5 8,5

ниже среднего 14,2 7,7 -6,5 31,2 12,6 -18,5 -10,4 0,00001

низкий 16,9 4,9 -12,0

Индекс Кетле-2 дефицит массы 18,7 10,7 -8,0 18,7 10,7 -8,0 -5,2 0,00001

гармоничное 73,5 82,5 9,0 73,5 82,5 9,0 5,1 0,00001

избыток массы 7,8 6,8 -1,0 7,8 6,8 -1,0 -0,9 0,3550

Уровень физического здоровья высокий 0,7 4,6 3,9 95,4 95,9 0,5 0,6 0,5604

выше среднего 36,0 44,6 8,5

средний 58,6 46,7 -11,9

ниже среднего 4,4 3,0 -1,4 4,6 4,1 -0,5 -0,6 0,5604

низкий 0,2 1,1 0,9

(51,5; 19,4 и 12,2%, соответственно), что на 5,3 и 17,5% больше (р < 0,001), чем в начале года. Это является следствием хорошей тренированности мышц ног, развития скоростно-силовых способностей и общей выносливости. Тестирование осенью выявило низкий и ниже среднего уровни внимания, скорости реакции и ловкости у 28,7% (12,9 и 15,8%) детей, а в конце учебного года — у 20,6% (7,7 и 12,9%), что в сумме на 8,1% меньше (р < 0,001). Дети стали более внимательны и обучены правильным навыкам выполнения этих движений.

В течение учебного года стали выше (р < 0,001) значения жизненного индекса, отражающего функцию внешнего дыхания. Сниженный уровень жизненного индекса в период сентябрьского обследования был отмечен у 339 (31,2%) детей. В апреле 2011 г. низкие (4,9%) и ниже среднего (7,7%) значения жизненного индекса имели лишь 136 (12,6%) детей (р < 0,001). Статистически достоверное повышение жизненного индекса при снижении доли детей на 1% — с избытком и на 8% — с дефицитом массы тела говорит о повышении жизненной емкости легких. Соответствующая возрасту ребенка жизненная емкость легких свидетельствует о хороших функциональных возможностях дыхательной системы, сопротивляемости детского организма к бронхолегочным заболеваниям. При оптимальных показателях ЖЕЛ улучшаются обменные процессы, расширяются возможности организма к выполнению физических нагрузок, что способствует развитию выносливости. По оценке индекса Кетле-2 гармоничное физическое развитие имеют 82,5% дошкольников, что на 9,0% выше осенних показателей (р < 0,001). Число дошкольников со средним и выше среднего обхватом грудной клетки за время наблюдения изменилось незначимо (р = 0,29), увеличение составило 1,5% (с 88,0 до 89,4%).

Какие факторы имели значение в положительной динамике функциональных показателей? Конечно, возраст (поскольку дети стали старше) и/или влияние специальных физических упражнений, проводимых в течение всех месяцев наблюдения. Результаты исследования были бы убедительнее при сравнении с контрольной группой, соответствующей по количеству детей каждого возраста, пола, исходным данным и более продолжительном сроке наблюдения (хотя бы не менее года). Центильные таблицы, введенные в программу, рассчитаны по годам, равным 12 месяцам, а данный учебный год составил лишь не более 8 мес. Возрастное смещение привело к завышению оценки (в баллах) у детей подросших, но не перешедших в следующую возрастную группу, и к заниже-

нию — у детей, едва достигших возраста следующего года таблицы центилей. Следующим этапом исследования планируется определение динамики показателей функциональной подготовленности дошкольников с решением этих вопросов.

ВЫВОДЫ

1. Компьютерная программа «Экспресс-оценка физического здоровья дошкольников» дает возможность характеризовать физическое развитие и функциональную подготовленность как конкретного ребенка, так и детского коллектива в целом.

2. Общая оценка уровня физического здоровья, выдаваемая программой, включает качественную и количественную (в баллах) характеристики каждого показателя физического развития и функциональной подготовленности дошкольников, что дает возможность выявления «слабых мест» организма каждого ребенка.

3. Анализ полученных данных позволяет подобрать индивидуально рациональный оздоровительно-тренировочный режим для коррекции физического здоровья и расширения резервных возможностей дошкольника.

4. Мониторинг уровня физического здоровья детей необходимо проводить в начале и конце учебного года с целью определения динамики основных показателей в возрастном аспекте и под влиянием целенаправленного физического воспитания.

5. Проведенное массовое обследование детей показало, что на фоне занятий физической культурой в соответствии с разработанными рекомендациями отмечены положительные сдвиги в уровнях большей части тестов, оценивающих функциональную подготовленность дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ исходных данных (осенних), полученных с помощью компьютерной программы «Экспресс-оценка физического здоровья дошкольников», позволяет подобрать индивидуальный оздоровительнотренировочный режим для коррекции показателей физического здоровья и расширения возрастных возможностей функциональной подготовленности дошкольника. Данное исследование показывает эффективность рекомендаций программы по коррекции «слабых мест» в показателях функциональной подготовленности дошкольников, но не исключает влияние возраста на динамику развития, поэтому работу решено продолжить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. А., Кучма В. Р, Ямпольская Ю. А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей. — М.: Союз педиатров России, 1999. — 226 с.

2. Поляков С. Д., Хрущев С. В., Корнеева И. Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: Методическое пособие. — М., 2002. — 89 с.

3. Кузнецова М. Н., Поляков С. Д., Корнеева И. Т. и др. Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. — 2010; 9: 12-16.

4. Баранов А. А., Кучма В. Р, Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. — М., 2006. — 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Подгорнова Н. С., Соболев А. М., Кузнецова М. Н., Поляков С. Д. Физическое здоровье дошкольников по данным экспресс-

оценки / Сб. научных трудов участников международной научно-практ. конференции «Физкультура и здоровье: Молодежная наука и инновации». — Тула: ТулГУ, 2011. — С. 128-130.

6. Кузнецова М. Н. Определение показателей роста и развития детей // Педиатрическая фармакология. — 2009; 6 (1): 43-45.

7. Скоблина Н. А., Храмцов П. И., Сотникова Е. Н. и др. Физическое развитие дошкольников и школьников, посещающих образовательные учреждения ЮОУ МКО, работающих по программе городской экспериментальной площадки «Трансформеры здоровьесберегающей среды в ОУ разного типа». Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата у детей и подростков / Материалы II Всероссийской научно-практ. конференции с международным участием. — М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008. — С. 164-165.

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.