М.А. СВИРИДОВ
НАУКА И МЕТОДИКА
M.A. SVIRIDOV
ТЕСТИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
TESTING THROUGH COMPUTERS
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MICROSOFT OFFICE EXCEL
RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS TO PREPARE TEST USING MICROSOFT OFFICE EXCEL PROGRAMME
Сведения об авторе. Свиридов Михаил Аркадьевич — начальник лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения Северо-Кавказского суворовского военного училища МО РФ (г. Владикавказ. E-mail: labiotsksvu@yandex.ru).
Аннотация. Автор представляет новый алгоритм создания теста в программе Microsoft Office Excel, который не предусматривает специфических знаний и навыков при работе с компьютером. Работа может быть использована при подготовке и проведении занятий с применением компьютера и (или) интерактивной доски.
Ключевые слова: информационно-образовательные технологии, тестирование с использованием компьютера.
Information about the author. Mikhail Sviridov - Chief of the Laboratory of innovative educational technologies and technical training means of the North Caucasus Suvorov Military School of the Russian Defence Ministry (city of Vladikavkaz, E-mail: labiotsksvu@yandex.ru).
Summary. The author presents a new algorithm for creating a test in Microsoft Office Excel programme, which does not need specific knowledge and skills when working with a computer. The work can be used to prepare and conduct classes using a computer and/or an interactive whiteboard.
Keywords: information educational technologies, computer testing.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а обучаемым дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального
стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса ин-
форматизации современного общества является информатизация образования.
Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей средств новых информационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого.
Из всего многообразия педагогических применений средств новых информационных технологий особо следует выделить использование
программных средств в связи с их широкой популярностью в практике образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов программных средств в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является не только не разработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и применения программных средств в целях обучения, но и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.
Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повысило бы эффективность использования программных средств, предназначенных для организации и проведения лабораторных или практических работ, расширило бы сферу их применения за счет возможности осуществления с их помощью экспериментально-исследовательской деятельности.
Рассмотрим некоторые возможности практического применения информационных технологий. Для решения многих задач можно использовать возможности пакета Microsoft Office. Немногие знают, что в состав всех программ пакета входит язык программирования Visual Basic for Applications (VBA). VBA - это сочетание одного из самых простых языков программирования и всех вычислительных возможностей. Он прост в освоении и позволяет быстро получать ощутимые результаты - конструировать профессиональные приложения, решающие практически все задачи, встречающиеся в среде Windows. При этом
создание многих приложении с использованием VBA проще и быстрее, чем при помощи других языков программирования. VBA позволяет легко решать многие задачи, о возможности выполнения которых средствами Microsoft Office мы раньше и не догадывались.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации
современного общества является информатизация образования.
Во многих журналах описан пример создания программы для проведения тестирования с использованием возможностей VBA для MS Office Power Point. Недостатками данной программы является то, что для изменения вопросов и исходных данных необходимо добавлять или полностью переписывать программу. Для решения задачи по созданию тестов с учетом
недостатков программы MS Office Power Point мы использовали возможности VBA для MS Office Excel.
Прежде чем приступить к написанию программы, необходимо включить макросы. По умолчанию вкладка, отвечающая за управление и навигацию макросов в Excel, скрыта. Чтобы активировать данную опцию, следует перейти по вкладке ФАЙЛ в группу ПАРАМЕТРЫ. В появившемся диалоговом окне Параметры Excel необходимо перейти по вкладке НАСТРОЙКА ЛЕНТЫ, в правом поле со списком установить маркер напротив вкладки РАЗРАБОТЧИК. Данные действия актуальны для версий Excel 2010 и старше.
Для проведения тестирования нам в первую очередь необходимы данные о тесте и вопросы с ответами на них. Переименуем ЛИСТ2 как «Исходные данные», ЛИСТ3, как «Вопросы и ответы».
Перейдем на лист «Исходные данные». В ячейку А1 вводим текст «количество вопросов», в ячейку А2 - «количество ответов», в ячейку А3 - «количество ответов на отлично», в А4 - «количество ответов на хорошо», в А5 -
S В «э- с»' *
ГЛАВНАЯ ВСТАВКА РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУУ
m
Вставить Буфер обмена г5
Calibri
11
А А
Ж /С Ч • ЕВ V . Д » Шрифт Ч
BIO
X fx
А В
1 количество вопросов
2 количество ответов
3 количество ответов на отлично
4 количество ответов на хорошо
5 количество ответов на удовлетворительно
Фото 1
Фото 2
«количество ответов на удовлетворительно». В итоге получаем следующую таблицу (см. фото 1 на с. 97).
Теперь переходим непосредственно к написанию проекта. Для того чтобы открыть VBA, необходимо на вкладке РАЗРАБОТЧИК нажать на кнопку Visual Basic или активировать нажатием кнопок ALT+F11. Вы увидите окно проекта, которое будет выглядеть примерно так (см. фото 2).
Для создания диалоговых окон разрабатываемых приложений в VBA используются формы. Редактор форм является одним из основных инструментов визуального программирования. Форма в проект добавляется с помощью команды ВСТАВКА-ФОРМА (INSERT-USERFORM). В результате на экране появится форма с панелью инструментов. Используя панель элементов формы (Toolbox), мы размещаем на форме нужные нам элементы. Для размещения элементов необходимо выбрать его в панели Toolbox и установить на форме. При необходимости можно изменить размер формы. Нам понадобятся следующие элементы «Label»,
«Frame», 5 элементов «Option Button», «Command Button». Порядок размещения элементов показан на фото 3.
После того, как мы разместили элементы на форме, необходимо дать им имена. Имена вводятся во вкладке PROPERTIES WINDOW (вывести нажатием кнопки F4). Для этого выделяем элементы и имена (Name) вводим (см. таблицу 1).
В результате получится форма следующего вида (см. фото 4).
Теперь приступим к набору программных кодов для элементов.
Дважды щелкнем на созданной кнопке ДАЛЕЕ, появится окно для написания программных кодов, которое будет иметь следующий вид (см. фото 5 на с. 100).
Приступим к написанию программного кода.
Введем:
Private Номер_Вопроса As Integer (Создаем переменную для определения номера вопроса)
Private Sub cmdДалее_ Click() (если щелкнули на кнопке далее)
Проверяем, выбран ли ответ
If Me.optОтвет1.Value=False And Me.optОтвет2.Value=False And Me.optОтвет3.Value=False And Me.optОтвет4.Value=False And Me.optОтвет5.Value = False Then
MsgBox «Выберите ответ»
Exit Sub
Else
Dim Правильный_Ответ As String (переменная для правильного ответа)
Определяем правильный ответ
Фото 3
Правильный_От-BeT=Worksheets(«Bonpocbi и ответы»). СеШ(Номер_Вопро-са, К_Ответов + 2)
Определяем, как ответил обучаемый
Select Case Ме.орЮтвет1. Value
Case True
If Me.optОтвет1.Caption = Правильный_Ответ Then
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов + 1 Else
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов End If End Select
Select Case Me.optОтвет2. Value
Case True
If Me.optОтвет2.Caption = Правильный_Ответ Then
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов + 1 Else
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов End If End Select
Select Case Me.optОтвет3. Value
Case True
If Me.optОтвет3.Caption = Правильный_Ответ Then
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов + 1 Else
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов End If End Select
Select Case Me.optОтвет4. Value
Фото 4
Case True
If Me.optОтвет4.Caption = Правильный_Ответ Then
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов + 1 Else
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов End If End Select
Select Case Me.optОтвет5. Value
Case True
If Me.optОтвет5.Caption = Правильный_Ответ Then
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов + 1 Else
Правильных_Ответов = Правильных_Ответов End If End Select
Таблица 1
Элемент Name Caption
Labell 1Ь1ВОПРОС
Framel ^Ответы Выберите ответ
OptionButtonl optОтвет1
OptionButton2 optОтвет2
OptionButton3 optОтвет3
OptionButton4 optОтвет4
OptionButton5 optОтвет5
CommandButton1 cmdДалее Далее
Номер_Вопроса = Номер_ Вопроса + 1
Преходим к выбору вопросов
Выбор_вопросов End If End Sub
Private Sub UserForm_ Activate() (действия при активации формы)
Номер_Вопроса = 1 (задаем номер вопроса, равный 1)
Определяем количество вопросов и ответов в тесте Правильных_Ответов = 0 К_Вопросов = Worksheets(«Исходные дан-ные»).Range(«B1»)
К_Ответов =
Worksheets(«Исходные дан-ные»).Range(«B2»)
Переходим к выбору вопросов
Выбор_вопросов End Sub
Private Sub Выбор_вопро-сов()
Проверяем, все вопросы или нет
If Номер_Вопроса > К_Во-просов Then
Если вопросы все Dim К_Отлично As Integer (переменная для определения количества ответов на оценку отлично)
Dim К_Хорошо As Integer (переменная для определения количества ответов на оценку хорошо)
Dim К_Удовлетворительно As Integer (переменная для определения количества ответов на оценку удовлетворительно)
Dim msg As String Присваиваем переменным значения
К_Отлично =
Worksheets(«Исходные дан-ные»).Range(«B3»)
К_Хорошо =
Worksheets(«Исходные дан-ные»).Range(«B4»)
К_Удовлетворительно = Worksheets(«Исходные дан-ные»).Range(«B5»)
Проверяем, на какую оценку ответили
If Правильных_Ответов >= К_Отлично Then msg = «Отлично» Else
If Правильных_Ответов >= К_Хорошо Then msg = «Хорошо» Else
If Правильных_Ответов >= К_Удовлетворительно Then
msg = «Удовлетворительно» Else
msg = «Неудовлетворительно»
End If End If
End If
Выводим результат msg = MsgBox(«Пpавиль-ных ответов « & Правильных_ Ответов & « из « & К_Вопросов & «,ваша оценка - « & msg, vbInformation, «Оценка») Unload Me Else
Если вопросы не закончились
Выводим вопрос Me.lblВопpос. Caption=Worksheets («Вопросы и ответы»)^^ (Номер_Во-проса, 1)
Выводим ответы в зависимости от их количества Select Case К_Ответов Case 2
Me.optОтвет1.
Caption=Worksheets («Вопросы и ответы»). Cells(Номеp_ Вопроса, 2)
Me.optОтвет2. Caption=Worksheets («Вопросы и ответы»). Cells(Номеp_ Вопроса, 3)
Me.optОтвет3.Visible = False
Me.optОтвет4.Visible = False
Me.optОтвет5.Visible = False Case 3
Me.optОтвет1. Caption=Worksheets («Вопросы и ответы»). Cells(Номеp_ Вопроса, 2)
Me.optОтвет2. Caption=Worksheets («Вопросы и ответы»). Cells(Номеp_ Вопроса, 3)
Me.optОтвет3. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 4)
Me.optОтвет4.Visible = False
Me.optОтвет5.Visible = False Case 4
Me.optОтвет1.
Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 2)
Me.optОтвет2. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 3)
Me.optОтвет3. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 4)
Me.optОтвет4. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 5)
Me.optОтвет5.Visible = False Case 5
Me.optОтвет1.
Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 2)
Me.optОтвет2. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 3)
Me.optОтвет3. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 4)
Me.optОтвет4. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 5)
Me.optОтвет5. Caption=Worksheets(«Вопpосы и ответы»). Cells(Номеp_Во-проса, 6) End Select End If End Sub
Вставляем в форму модуль с помощью команды ВСТАВКА-МОДУЛЬ (INSERT-
Фото 5
MODULE) и добавляем процедуру:
Public К_Вопросов As Integer (Открытая переменная для количества вопросов) Public К_Ответов As Integer (Открытая переменная для количества ответов)
Public Правильных_Отве-тов As Integer (Открытая переменная для количества правильных ответов) Public Sub Начало() UserForml.Show End Sub
Программа практически готова. Для ее запуска необходимо создать управляющий элемент. На «Листе 1» MS Excel рисуем любой объект, я выбрал кнопку из элементов макросов (щелкнуть правой кнопкой мышки на панели инструментов, добавить панель формы). Выбираем кнопку и размещаем ее на листе. Правой кнопкой мышки щелкаем на нарисованной нами кнопке и в появившемся окне выбираем НАЗНАЧИТЬ МАКРОС. Выбираем макрос «Начало», переименуем кнопку как Начало Теста. Сохраняем проект.
Для того чтобы тест заработал, необходимо ввести начальные данные, вопросы и ответы.
Iав н «э- с»- =
I SM ГЛАВНАЯ
ВСТАВКА РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ ДАННЫЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Тест ■ Excel
ВИД РАЗРАБОТЧИК
* Ва -
Arial Суг - ¡10
ж к ч • Щ *
JA" *
о - д ■
ш Условь форматиро
f=f Перенести текст ИЗ Объединить и поместить в центре » Выравнивание ft Общий
4P ' % ООО r<s8 #
IX у/ .fx
1 количество вопросов 5
2 количество ответов 3
3 количество ответов на отлично 3
4 5 количество ответов на хорошо 2
количество ответов на удовлетворительно 1
Фото 6
Активируем лист «Исходные данные», вводим количество вопросов, ответов, критерии оценок. Стоить заметить, что количество ответов должно быть в пределах от 2 до 5 (см. фото 6).
Активируем лист «Вопросы и ответы», вводим в ячейки столбца «А» вопросы (без пропусков строк), ячейки столбцов «В, C, D, E, F» (в зависимости от количества ответов) ответы. Для того чтобы компьютер правильно сравнивал ответы, необходимо скопировать правильный ответ в последнюю ячейку столбцов «D, E, F, G» (в зависимости от количества ответов) (см. фото 7).
Переходим на «Лист1» MS Excel, нажимаем на кнопку
«Начало теста» и отвечаем на вопросы.
Сохраняем и закрываем проект.
Для создания другого теста необходимо изменить Исходные данные и изменить вопросы и ответы. Будьте внимательны, для правильного сравнения компьютером правильных ответов необходимо правильный ответ кодировать в последнюю ячейку.
Данный пример дает возможность за короткое время создать полноценный тест, с которым можно работать как в классе, оснащенном компьютерами, так и с использованием интерактивной доски. Преподавателю для написания теста необязательно иметь углубленные знания в вопросах программирования. °
Фото 7
ЛИТЕРАТУРА
1. Программирование на VBA в MS Office 2010. Слепцова Л.Д. - Москва, Санкт-Петербург, Киев: Диалектика, 2010.
2. Измерение, управление и регулирование с помощью макросов VBA в Word и Excel. Берндт Г., Каинка Б. - Киев.: МК-Пресс. - СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
3. VBA and Macros Microsoft Excel 2010. Bill Jelen, Tracy Syrstad. - U.S. Corporate and Government Sales, 2010.