Научная статья на тему 'Тестирование реакции на движущийся объект'

Тестирование реакции на движущийся объект Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3066
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование реакции на движущийся объект»

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ

Песошин А.В.

Казанский государственный университет им. А.Н. Туполева (КАИ), кафедра компьютерных систем, г. Казань

В настоящее время в психофизиологии наблюдается устойчивый рост интереса к исследованию свойств нервной системы посредством оценки реакции на движущийся объект (РДО). Это объясняется востребованностью этих данных в самых различных прикладных областях: в судебной и юридической практике при расследовании ДТП, когда оценивается возможность реагирования водителей на движущиеся на проезжей части объекты; спорте при организации тренировочного процесса и прогнозирования спортивных результатов; в военном деле; сферах профориентации, профтестирования и профподготовки [1].

Время реакция на движущийся объект является сложным пространственно-временным рефлексом и используется в качестве теста для определения уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [2]. Задача испытуемого, пытающегося точно остановить движущийся объект в указанной ему точке, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и своих скоростных возможностей. В этой ситуации человек регулирует свои действия на основе информации о предыдущих реакциях, старается до минимума сократить величину рассогласования между полученным результатом и точкой, совместить движущийся объект с этой точкой. Ошибки упреждения корректируются увеличением пути движения объекта, а ошибки запаздывания - сокращением пути ее движения

[3].

Анализ литературных данных показывает, что одним из тестов определения РДО является тест с использованием обычного стрелочного секундомера, одно деление которого равно 0,01 сек. Испытуемые по команде «Можно» нажатием кнопки пускают секундомер и останавливают его в момент достижения стрелкой заданного деления на циферблате. Проводятся обычные 13 измерений, три из которых считаются ориентировочными и при вычислении точности РДО не учитываются. Индикатором реакции на движущийся объект является средняя величина ошибок запаздывания и средняя величина ошибок упреждения. Для оценки индивидуальной тенденции к запаздыванию (упреждению) подсчитывается сумма отклонений от задания с соответствующим знаком и количество ошибок такого рода. Деление суммарной величины ошибок на их количество дает искомую величину. Простое сопоставление средних величин дает представление о преобладающей тенденции: преобладании процессов возбуждения, торможения или о равновесии процессов [4].

Данный способ неплохо зарекомендовал себя в качестве экспресс-метода индивидуальной оценки. Однако он не предоставляет возможность изменения методики измерений, в частности скорости и направления движения, что снижает его функциональные возможности.

Решение данных проблем может заключаться в использовании средств вычислительной техники. Так известен способ тестирования РДО, при проведении которого испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены курсор и метка, обозначающая «Стоп». Для обеспечения движения курсора по окружности испытуемый удерживает щупом кнопку пульта управления в нажатом состоянии. В момент предполагаемого совпадения курсора с меткой испытуемый отжимает щупом кнопку пульта. По количеству опережающих, отстающих и точных реакций судят о соотношении процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, то есть об оценке реакции на движущийся объект [5].

Данный способ пригоден как для индивидуальных, так и для массовых исследований и позволяет изменять методику измерений на программном уровне, что существенно расширяет его функциональные возможности. Анализ описанных способов оценки РДО показывает, что они используют идентичную траекторию движения объекта по окружности, но различные методики обработки результатов измерений и вынесения решения о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга испытуемого. При этом данных о корреляции результатов обработки по первому и второму способу в литературе не обнаружено. Очевидно, что необходимо выяснить, какая из методик обработки результатов измерений обладает большей достоверностью, коррелируют ли результаты, полученные по каждой из методик, между собой.

Таким образом, установлено, что наибольшими функциональными возможностями обладает способ тестирования РДО при использовании средств вычислительной техники. Вопрос же использования той или иной методике обработки результатов измерений и их интерпретирования на сегодняшний день остается открытым и требует проведения дополнительных исследований.

Данные исследования проводятся при поддержке гранта РФФИ №06-08-00988-а «Методы и технические средства исследования аспектов переработки зрительной информации человека».

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслеников А.Г., Песошин А.В. Исследование свойств нервной системы методом реакции на движущийся объект // Методы и устройства в психофизиологических исследованиях человека: Сборник научных статей / Под ред. В.В. Роженцова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - С. 13- 16.

2. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, № 4. - С. 653-660.

3. Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1984. - 235 с.

4. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

5. Маслова О.И., Горюнова А.В., Гурьева М.Б. и др. Применение тестовых компьютерных систем в диагностике когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста // Медицинская техника. - 2005. - № 1. - С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.