УДК 323.28 (470.62/67) И. С. Алипулатов
Терроризм - угроза общественно-политической стабильности
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В статье рассматриваются проблемы терроризма и экстремизма на Северном Кавказе и в Дагестане, которые подрывают общественно-политическую стабильность в республиках СКФО. В последние годы в регионе показательно появление нового понятия - «криминальный терроризм», когда терроризм фактически сливается с уголовной преступностью. Свой взгляд на сложившуюся ситуацию в Дагестане и мнение о том, как ее решать высказывают в этой работе политические и общественные деятели, ученые-эксперты.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, власть, общество, СМИ.
The article considers the problems of terrorism and extremism in North Caucasus and Dagestan that undermine socio-political stability in the republics of the North Caucasian Federal District. The recent years witness the appearance of the new concept of «criminal terrorism», when terrorism actually merges with crime. Researchers and public persons express their view on the situation in Dagestan and offer their opinion on how to solve it.
Keywords: terrorism, extremism, power, society, mass-media.
Республика Дагестан в силу существующих проблем сегодня является одним из самых сложных субъектов Российской Федерации. К сожалению, мы уже привыкли к тому, что, говоря о терроризме и экстремизме, в первую очередь подразумеваем Кавказ, Дагестан, которые многие годы продолжают оставаться серьезными источниками угроз.
Несмотря на принимаемые меры, в ряде городов и районов Дагестана сохраняется активность незаконных вооруженных формирований; террористические акты и другие преступления этой направленности продолжают уносить человеческие жизни. Выстрелы и взрывы, убийства и террор стали обыденным явлением в жизни дагестанского общества. За последние десять лет от рук террористов только в Дагестане погибли более 1100 человек, ранены свыше 1200. Совершен также целый ряд резонансных преступлений, повлекших многочисленные человеческие жертвы. Вымогательство и шантаж, разбой и бандитизм, похищение людей, поджоги, диверсии на объектах связи и коммуникаций, энергетики становятся обычной практикой для незаконных вооруженных формирований. Более того, в 2012 г. число преступлений экстремистской направленности выросло почти втрое. Причем, почти половина (295 из 637) всех совершенных на территории России в прошлом году преступлений террористической направленности пришлась на Дагестан.
Наша республика находится в кризисной зоне, в числе пяти самых опасных регионов мира.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, выступая на совещании по вопросам противодействия экстремизму, терроризму и посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на территории РД, особо подчеркнул: «Экстремизм и терроризм стали нормой жизни в Дагестане, практически ежедневно гибнут люди из числа силовиков и мирных жителей, их все больше. Молодежь массово покидает республику, где единственный доступный способ заработать для нее - уходить в бандподполье, примыкать к ваххабитам» [ 1].
Серьезную угрозу единству дагестанского общества представляют мировоззренческие противоречия, которые в последние годы являются питательной почвой для радикальных течений, обосновывающих необходимость применения террористических методов для достижения политических и иных целей.
В эпоху глобализации терроризм достигает небывалого развития. Появились даже новые виды терроризма и граница этого феномена оказывается размытой. Раньше различие между терроризмом и уголовной преступностью было более четким. Террористами двигало стремление нанести удар по системе, уголовниками - желание наполнить свой карман. Сейчас показательно появление нового понятия - «криминальный терроризм», когда «идейный терроризм» и «мировоззренческий экстремизм» все чаще смыкаются с прямым бандитизмом, который имеет примитивные цели - грабеж, рей-дерство, устранение конкурентов и неугодных путем заказных убийств, запугивание населения, упрочения влияния и расширения территории воздействия. «Сопутствующими товарами» терроризма и экстремизма выступают национализм, мигрантофобия, имеющие непосредственные проекции в сферу межнациональных отношений.
К возникновению такой ситуации причастны практически все социальные и политические группы - и значительная часть чиновников, и духовные лидеры, которые допустили раскол, и население, равнодушно взирающее на то, как убивают представителей правоохранительных органов, как похищают молодых ребят.
Поражает социальная и политическая апатия отдельных групп дагестанцев, полное отсутствие у многих наших соотечественников чувства ответственности за судьбу своего народа, своей земли, своей республики.
В резолюции III съезда народов Дагестана констатируется, что особую угрозу настоящему и будущему Дагестана представляют экстремистские и террористические группировки, сеющие смерть, стремящиеся подорвать общественно-политическую стабильность в республике, нарушить единство и целостность Дагестана [2].
Такие явления, как экстремизм и терроризм, стали основным препятствием на пути к общественно-экономическому развитию республики, наносят существенный вред усилиям органов власти по улучшению социально-экономического положения республики, создают негативный образ нашего региона у жителей других субъектов Российской Федерации.
Так, известный дагестанский политолог, профессор Абдулнасыр Дибиров считает, что «внутриполитическое и религиозное измерение на Северном Кавказе включает в себя ряд составляющих:
• во-первых, Северный Кавказ явочным порядком вышел из правового поля Российского государства. Универсальные правовые нормы, будучи обличенными в Законы, здесь действуют избирательно и воспринимаются населением как охранные грамоты для власти и богатства;
• во-вторых, поскольку законы ничего не регулируют и не защищают, их нарушение в массовом сознании уже перестало быть преступлением. Здесь уже невозможна ситуация массового осуждения преступлений против государства. Украсть у государства, обмануть его - скорее уже доблесть, а не преступление;
• в-третьих, государство ассоциируется с местными властителями, приватизировавшими не только власть и богатство, но и само право, и его практическое применение. Где отсутствует право, там наступают сила и насилие. Местная власть защищает свое право на бесправие, опираясь на частные армии, которые, начиная уже с муниципального уровня, держат под своим контролем не только население, но и правовые структуры» [3].
Однако ситуацию на Северном Кавказе нельзя рассматривать в отрыве от общероссийских проблем. Построение в стране гражданского общества столкнулось с рядом вызовов, главным из которых стала угроза распространения многочисленных течений экстремистского и террористического толка в молодёжной среде как наиболее восприимчивой к радикальным идеологиям части общества.
Неустроенность порождает недовольство
Серьезной проблемой для Дагестана стали коррупция и многие другие явления, которые подрывают авторитет государства, вызывают недоверие народа к власти и мешают профилактике экстремизма.
По мнению директора Московского Бюро по правам человека Александра Брода, «сохраняющаяся напряженность в регионе во многом обусловлена трудностями экономического положения, которые имели место еще в советский период и особенно обострились после распада прежних хозяйственных связей и падения уровня производства» [4].
Налицо резкая дифференциация уровня экономического развития как субъектов, так и территорий внутри республик Северного Кавказа. Разрыв между бедностью и богатством создает в обществе ощутимое напряжение, обостряя чувство социальной справедливости. Так, для сельских районов характерны наличие комплекса нерешенных социальных проблем, низкий уровень модернизации, малые возможности для трудоустройства и карьерного роста молодежи. Социальная неустроенность порождает недовольство, служит питательной почвой для распространения протестных настроений, радикальных и экстремистских идей.
Существуют противоречия между широкими возможностями сохранения этнокультурной самобытности народов Северного Кавказа и ограниченными перспективами правовой и политической социализации. Трудности экономического и социального обустройства провоцируют всевозможные фобии: ищутся «враги», ответственные за ухудшение ситуации, муссируются тезисы об обострении конкуренции на рынке труда между разными этническими группами. Многие согласны с тем, что зачастую межнациональные трения возникают из-за устаревших догм, которыми руководствуются отдельные местные идеологи, из-за их некомпетентности, неумения работать с людьми посредством убеждения и открытых дискуссий.
По мнению Абдулнасыра Дибирова, значительная часть дагестанцев равнодушно, безразлично относится к ходу борьбы с терроризмом и экстремизмом и не воспринимает ее как свою собственную. Это положение сохранится до тех пор, пока власть не будет иметь легитимного статуса у народа [5].
Отдельные дагестанские политологи утверждают, что, действительно, на сегодня ни муниципальная, ни государственная власти не пользуются большим доверием у населения, в связи с чем наблюдается и отсутствие активной гражданской позиции дагестанцев в борьбе против экстремизма. Но, тем не менее, при кажущемся внешнем равнодушии к данному процессу, дагестанское общество в своем абсолютном большинстве не поддерживает и не разделяет радикальных экстремистских взглядов.
В последнее время общественные и религиозные деятели Дагестана много и часто говорят о непростой ситуации в республике, связанной отнюдь не только с внутрикон-фессиональным конфликтом. Говорят о дагестанской клановости, которая, по словам сопредседателя общественной организации «Дагестан - территория мира и развития» Сулаймана Уладиева, «как спрут захватила весь Дагестан», о коррупции, апатии общества и недостаточном внимании Федеральных властей, которые пытаются навести порядок в республике исключительно силовыми методами, что приводит к росту протест-ных настроений среди молодежи [6].
Стабилизация общества в значительной мере зависит от уровня культуры и поведения политической элиты Дагестана. Основным препятствием на этом пути является гипертрофированное чувство властолюбия, которым страдает номенклатурная властвующая элита. Для многих ее представителей вхождение во власть стало ненасытной потребностью и самоцелью. Очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству или по принципу личной преданности. Нам кажется, успех многих новых дагестанцев пришел к ним настолько неожиданно и это им самим показалось настолько невероятным, что они искренне полагают себя достойными держать бразды правления, раз уж судьба была к ним так благосклонна.
О том, что власть - это ответственная работа, думают далеко не все. Для отдельных чиновников власть - это всего лишь разновидность бизнеса. Наверное, поэтому Владимир Путин как-то иронически заметил, что в самом бедном российском регионе подозрительно много дорогих особняков, новеньких многоэтажек, а пробки на дорогах в основном состоят из престижных иномарок. Вот вам и явное несоответствие статуса дотационного Дагестана его бурной коммерческой активности. Плетясь в хвосте всей России по уровню социального обеспечения своих граждан, наша республика лидирует во многих других областях, например, по величине теневого сектора экономики. Конечно же, в подобных условиях о доверии к власти не может быть и речи.
Устранить причину, чтобы бороться со следствием
Совсем недавно, на одном из заседаний правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского округа, Владимир Путин заявил, что в самое ближайшее время необходимо искоренить все то, что питает терроризм и экстремизм - бедность, безработицу, низкий уровень просвещения и образования, коррупцию, беззаконие.
По мнению экспертов, сегодня объективно присутствует общественный запрос на повышение ответственности государственных органов власти и общественных организаций за воспитание подрастающего и молодого поколения в духе неприятия идей экстремизма и терроризма. Это необходимо начинать с детского сада, школы и развивать через качественное образование в вузах. Нужен активный труд самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. И для этого нужны хорошо подготовленные управленцы.
По мнению известного дагестанского ученого, профессора Омара Гусейнова, «не ограничиваясь вопросами улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности людей, следует всячески содействовать распространению в обществе идей толерантности и веротерпимости, расширению межконфессионального и межэтнического согласия, вести каждодневную действенную пропагандистскую работу, направленную на развенчание экстремизма, терроризма, национализма и иных проявлений ксенофобии» [7].
Антитеррористические комиссии во взаимодействии с общественными организациями должны рассматривать гражданский диалог как важнейший элемент снятия напряженности в обществе, как средство примирения групп граждан, придерживающихся различных вероучений и идеологических принципов, объединяющихся на основе основополагающих человеческих ценностей, в т. ч. - осуждения терроризма.
Результаты исследования показывают, что не менее продуктивной для решения проблем экстремизма в регионе была бы и другая форма безопасности - так называемая «кооперационная безопасность» (или кооперативная - так ее называют некоторые исследователи), которая стала популярной в середине 1990-х гг. По мнению ее сторонников, она воплотила в себе лучшие стороны двух предыдущих концепций: признает мно-
гомерный характер безопасности и устанавливает определенную иерархию приоритетов в решении первоочередных задач. При этом предпочтение отдается политическим средствам решения конфликтов, однако не исключается и применение военной силы как инструмента превентивной дипломатии.
По мнению отдельных экспертов, с террористами надо продолжать бороться, не церемонясь, ликвидируя их без всяких эмоций и колебаний. Иначе успеха не добиться.
Наряду с прицельными силовыми операциями по нейтрализации диверсионных групп и их лидеров приоритетным направлением в сфере противодействия терроризму остается целенаправленная профилактическая работа.
Необходимо увязать действия федеральных и региональных ведомств, которые сейчас работают параллельно, зачастую не понимая, кто и что делает. Более активной должна быть профилактика экстремизма, особенно в школах и высших учебных заведениях. «Мы сыты по горло формальными заявлениями о патриотическом воспитании, а в то же время на псевдопатриотических струнах пытаются играть националисты и радикалы, - заявил Дмитрий Медведев,- им это нельзя позволять делать. Это политическая задача находится в компетенции регионов - губернаторов и полномочных представителей президента».
По мнению социолога Заида Абдулагатова, возмущение людей вызывает не то, что им не хватает чего-то материального. Терпеть несправедливость человеку труднее, чем терпеть другие объективные и общие для всех невзгоды. В этом смысле первейшие для президента задачи - это противодействие произволу властей на различных уровнях, противодействие росту дистанцированности социальных групп по уровню доходов, снижение уровня преступности. Нам нужен президент, который не только видит, но и реально решает проблемы с коррупцией, самоотстраненностью власти от своих обязанностей, казнокрадством, разгулом бюрократии, деятельностью правоохранительных органов, не совместимой с законностью и т. д. [8].
Специфика ситуации на Северном Кавказе как наиболее острой в сравнении с другими российскими регионами усугубляется целым комплексом факторов, считает Александр Хлопонин [8]:
1) недоработкой власти на территории (федеральной, региональной, местной), высоким уровнем коррупции и несправедливости;
2) криминалом, бандитским беспределом;
3) уровнем культуры и образования, который является важнейшим фактором развития, причем, это касается и низкого уровня религиозных знаний;
4) уровнем занятости и отсутствием рабочих мест;
5) отсутствием реальных современных институтов гражданского общества.
Руководитель одной из общественных организаций «Дагестан - территория свободы» А. Кебедов утверждает: «молодые люди уходят "в леса", потому что не имеют возможности для самореализации. Власть, люди в погонах порой своими действиями загоняют их в подполье. Они бросили, пусть и непродуктивный, но вызов той страшной несправедливости, которая царит кругом. Боевики ценой своей жизни показывают коррумпированным чиновникам пагубность для общества их образа жизни. Чтобы исправить ситуацию, необходимо жестко наводить порядок в республике» [9].
И здесь возникает вопрос: как решить проблему экстремизма и терроризма?
Проблемы экстремизма, терроризма невозможно решить без создания правового государства, повышения политической культуры, правосознания населения, преодоления коррупции и других вопросов, мешающих развитию региона и страны в целом. Поэтому рассматривать эти проблемы обязательно нужно в комплексе, и одним из серьез-
нейших партнеров власти в их решении должны стать институты гражданского общества. Только благодаря активной гражданской позиции всех дагестанцев, выстраиванию системы общественного контроля, диалога с властью, созданию реальных институтов гражданского общества можно надеяться на изменение создавшейся тревожной ситуации.
СМИ против терроризма и экстремизма
Ввиду создавшейся неблагоприятной ситуации государственные учреждения и рядовые граждане должны получать максимально объективную и полную информацию о жизни республики и страны, о важнейших событиях, происходящих в мире. Из телевизионных вещателей решением этой задачи в республике занимаются две государственные телерадиокомпании: ГТРК «Дагестан» и РГВК «Дагестан», которые, охватывая территориально население всего региона, обеспечивают дагестанцев информационной телевизионной продукцией.
Каждый день в редакции новостей скапливается большой массив информации, тематика которого условно обозначается «борьба с терроризмом». В сюжетах этой тематики журналисты стараются не использовать известные методы и технологии по вложению дополнительного смысла (или изъятию такового) в новостные материалы. Журналисты телекомпании никогда не искажают смысл передаваемой информации, не преувеличивают и не скрывают масштабы трагедий.
Роль информационно-профилактической работы с аудиторией, проводимой региональными средствами массовой информации, переоценить трудно, однако в этом направлении необходим поиск новых форм подачи материала. К примеру, на РГВК «Дагестан» по будням в течение дня выходит подборка мнений рядовых горожан с вопросом «Почему Вы против терроризма?» На ГТРК «Дагестан» популярны круглые столы, аналитические передачи по проблемам экстремизма и терроризма. Большую идеологическую нагрузку несут тематические передачи по указанным проблемам, призванные просветить население республики и вывести его из состояния информационной дезориентации, возникающей в результате слабой информированности и непонимания стоящих перед республикой серьезных, требующих безотлагательного решения, проблем [10].
Однако возможности государственных телекомпаний по профилактике и предотвращению проявлений экстремизма и терроризма крайне ограничены. Несмотря на большое количество передач, выходящих на ГТРК «Дагестан», тематически связанных с проблемами терроризма, ксенофобии, экстремизма, создаваемых на хорошем профессиональном уровне, эффективность их невысока.
Современный экстремизм активно ведет и информационную войну. Террористы имеют практически неограниченную возможность воздействия на общественное сознание. Количество только Интернет-сайтов, ориентированных на агрессивную пропаганду экстремизма на Северном Кавказе, измеряется десятками. Не случайно в эту сеть попадает все больше молодых людей, общаясь, зачастую, на откровенно экстремистских сайтах, самостоятельно противопоставляя официальную (телевизионную) интерпретацию событий тем мнениям, которыми изобилуют электронные ресурсы.
В итоге формируется определенный барьер недоверия к транслируемой по телевидению информации. В таких условиях конкурировать с Интернетом в плане формирования общественного мнения очень трудно. И, тем не менее, ГТРК «Дагестан» старается максимально широко охватывать существующие проблемы, жанрово и тематически разнообразить информационную палитру. В этой ситуации масс-медиа должны осозна-
вать свою особую ответственность перед обществом и направлять информационный ресурс на противодействие терроризму и экстремизму.
Независимые эксперты в плане улучшения борьбы с терроризмом предлагают обеспечить режим большего благоприятствования развитию региональных СМИ, поддержать журналистов, создать условия открытой полемики в рамках правового поля Российской Федерации, снизить практику необоснованного применения антиэкстремистского законодательства в отношении журналистов. Конечно, должна иметь место и правовая защита журналистов на Северном Кавказе, которые подвергаются и запугиванию, и прямому физическому воздействию и уничтожению. Необходимы создание специального цикла телевизионных передач по профилактике интолерантного поведения, экстремизма, радикального национализма, терроризма в диалоге, организация профилактической работы с блогерами и посетителями Интернет-форумов, использование виртуального поощрения авторов.
Сегодня уже можно с уверенностью говорить о существовании в новостях ГТРК «Дагестан» тематической специализации корреспондентов. Надо отметить, что работа журналистов телевидения значительно упростилась в плане доступа к информации. Часть журналистов на постоянной основе сотрудничает с силовыми ведомствами, что позволяет телекомпании использовать свои источники информации при подготовке сюжетов и передач.
Путь к миру и согласию
За последние 15 лет государственные и муниципальные органы власти, правоохранительные органы Дагестана накопили определенный опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
Республиканскими, городскими и районными антитеррористическими комиссиями осуществляется комплекс мер по информационному противодействию терроризму, предусматривающих проведение адресных мероприятий с теми категориями граждан, которые наиболее подвержены воздействию идеологии насилия - прежде всего с молодежью. Предпринимаются шаги по склонению членов бандподполья и их пособников, а также лиц, подпавших под влияние бандитов, к прекращению бессмысленного вооруженного сопротивления и сдаче властям, отказу от террористической и экстремистской деятельности.
По мнению директора ОФСБ РФ Александра Бортникова, именно это направление становится сегодня главным в подавлении террористической угрозы, поскольку только силовыми мерами остановить эти деструктивные процессы невозможно. Они будут сохраняться до тех пор, пока не будет разрушена сама система воспроизводства ключевых элементов терроризма - идеологии насилия, ее носителей и вдохновителей. Решающим фактором в сфере профилактики угроз терроризма он считает комплексную работу, направленную на устранение причин и условий, способствующих формированию пособнической базы боевиков, пополнению подполья за счет рекрутирования молодежи и распространения идеологии терроризма [11].
По словам А. Бортникова, наряду с другими мероприятиями, проводимыми государством по обузданию экстремизма и терроризма в России, бесспорно положительным моментом является создание Национального антитеррористического комитета (НАК) как органа, обеспечивающего координацию деятельности исполнительных органов власти всех уровней: федерального, субъектов РФ, местного самоуправления, по противодействию терроризму.
По мнению независимых экспертов, проблемы Дагестана, порой кажущиеся неразрешимыми, можно преодолеть только путем гражданского диалога. И определенные
шаги для этого в республике уже предпринимаются представителями власти и различных течений ислама и обычными людьми, которых мир и благополучие в республике волнуют больше, чем вопросы исполнения обрядов.
Исключительное значение для многих регионов страны имеет начавшийся внутри-конфессиональный диалог между приверженцами различных направлений в исламе, представителями мусульманского духовенства, уважаемыми в обществе людьми, старейшинами, религиозными авторитетами.
Так, состоявшиеся при организационной поддержке национального антитеррористического комитета, главы Дагестана заседание республиканского гражданского диалога «Путь к миру и согласию» и Конгресс религиозных лидеров Северного Кавказа в Махачкале стали важными общественно-политическими событиями, воспринятыми в обществе с определенной надеждой. Поддержка этого процесса главами субъектов Российской Федерации, активное участие в нем духовных управлений и религиозных общественных палат должны стать залогом устранения мировоззренческих противоречий, которые искусно используются главарями банд для обоснования террористической деятельности.
В целом, в противодействии экстремизму под религиозными знаменами, как представляется, следует исходить из общего государственного подхода к проблемам новых угроз и вызовов, решение которых требует объединения усилий всего мирового сообщества. Всем органам государственной власти, общественным институтам, СМИ в приоритетном порядке следует распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий.
Настроение и атмосфера, в которых пребывают люди на данном этапе развития нашего общества, вызывают озабоченность и тревогу. Их желание - трудиться и зарабатывать, жить и радоваться жизни. Но для этого каждый дагестанец должен прежде всего чувствовать себя в безопасности.
Так что многие вопросы - как побороть экстремизм и терроризм, бедноту и безработицу в нашем регионе - упираются в проблемы стабилизации и развития экономики, создания коренного улучшения качества жизни и безопасности наших соотечественников.
Только благодаря активной гражданской позиции всех дагестанцев, выстраиванию системы общественного контроля, диалога с властью, созданию реальных институтов гражданского общества можно надеяться на изменение создавшейся тревожной ситуации.
Литература
1. Абдулагатов З. Двадцать лет реформ: итоги и перспективы // Религиозное и светское в нравственной идентичности исламской молодежи. Сб. статей / под общ. ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова и проф. А.-Н.З. Дибирова. - Москва-Махачкала, 2011. -Махачкала: Лотос, 2010.
2. Дагправда. - 2012. - 4 июня.
3. Гусейнов О.М. Социально-политические аспекты модернизации российского общества // Материалы Всероссийской научной конференции «Политические аспекты модернизации российского общества». Москва-Махачкала, 6-8 октября. 2010. - Махачкала: Лотос, 2010.
4. Дибиров А.-Н.З. Терроризм: кто виноват и что делать? Сборник «Дагестанцы - кто мы?». - Махачкала, 2006. - 86 с.
5. Дибиров А.-Н.З. Модернизация российского общества: от теории к практике // Материалы Всероссийской научной конференции «Политические аспекты модернизации
российского общества». Москва - Махачкала, 6-8 октября 2010. - Махачкала: Лотос, 2010.
6. За мир и стабильность. Размышления накануне III съезда народов Дагестана // Дагправда. - 2010. - 11 декабря.
7. Материалы III съезда народов Дагестана. 15 декабря 2010 года. - Махачкала: Лотос, 2012.
8. Брод А.С. Права человека на Северном Кавказе: проблемы и пути решения // Материалы межрегионального научно-практического семинара «Профилактика проявлений экстремизма, национальной, религиозной вражды и терроризма в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах». Кисловодск, 27-28 октября 2011 г. - Кисловодск-Москва, 2012.
9. Совещание по вопросам противодействия экстремизму, терроризму и посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на территории РД; 14 февраля 2013 г., Махачкала. http://genproc.gov.ru/smi/news/news-81100/
10. Сулайман Уладиев. Интервью сайту «Кавказская политика» «Дагестанцы истосковались по справедливости». 6 февраля 2013 г. http://kavpolit.com/sulajman-uladiev-dagestancy-istoskovalis-po-spravedlivosti/
11. Терроризм: причина, следствие // Дагправда. - 2011. 15 июня.
Поступила в редакцию 13 февраля 2013 г.