3'2014
Пробелы в российском законодательстве
11.9. ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Бураева Людмила Александровна, канд. физ.-мат. наук. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье проведен анализ деятельности террористических объединений, которые на современном этапе активно используют широкие возможности глобальной сети Интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости. Рассмотрены технологический и информационный аспекты использования глобальной сети в террористических целях. Отмечены особенности организации террористических сайтов, использования террористами социальных сетей, которые сегодня стали источником непроверенной, а иногда и провокационной информации.
Ключевые слова и фразы: терроризм; террористические организации; глобальная сеть Интернет; террористические сайты; социальные сети; информационное пространство.
TERRORIST ORGANIZATIONS IN THE GLOBAL INFORMATION SPACE
Buraeva Lyudmila Alexandrovna, PhD in Maths. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasus Institute for Advanced Studies. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyzes the activities of terrorist organizations, which at present actively use opportunities of the global Internet to promote racial, religious and other forms of intolerance. Considered technological and informational aspects of the global network for terrorist purposes. The features of the organization of terrorist websites, terrorist use of social networks, which have now become a source of untested and sometimes provocative information.
Keywords: terrorism; terrorist organizations; the World Wide Web; terrorist sites; social networks; information space.
Глобальное информационное пространство, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, составляющих как государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, так и иные трансграничные каналы передачи информации, на сегодняшний день насчитывает примерно 2,5 миллиардов пользователей. Однако к 2016 году их число по прогнозам компании Cisco [5] возрастет примерно до 3,4 миллиардов, что составит около 45% населения нашей планеты. Причем, Россия, на данный момент, по количеству интернет-пользователей занимает шестое место в мире и первое место в Европе, опередив в недавнем времени Германию. Самое большое количество пользователей глобальной сети проживает в Китае, на втором месте -США, на третьем - Япония [10]. Можно сказать, что сегодня глобальное информационное пространство охватывает все мировое сообщество, однако, с одной стороны, являясь бесспорным достижением современности, сеть Интернет стала благодатной почвой для совершения так называемых компьютерных пре-
ступлений, в том числе и таких, которые могут создавать опасность для жизни людей, иметь общественно опасные последствия, иными словами являются проявлениями так называемого «компьютерного» или «кибертерроризма». По оценкам аналитиков, на современном этапе кибертерроризм становится приемлемой альтернативой традиционным террористическим актам, совершаемым посредством производства взрыва, поджога или иным общеопасным способом [3], по следующим причинам: свобода доступа, невысокая стоимость связи, сетевая анонимность, быстрая передача информации, огромная международная аудитория, множественность воздействия через различные сайты и блоги, возможность живого общения пользователей на форумах и чатах, низкий риск обнаружения и возможность действия террориста практически в любой местности.
Сегодня все действующие террористические объединения используют в своих преступных целях глобальное информационное пространство [1]. По данным Национального антитеррористического комитета РФ, в настоящее время в мире действует около 5 тысяч интернет-сайтов террористической направленности, цель которых - пропаганда расовой, религиозной и других форм нетерпимости. В сети Интернет экстремистские и террористические организации ведут активную агитацию за вооружённую борьбу с религиозным инакомыслием [11], осуществляют призывы к свержению светских режимов и установлению теократических государств, контролируют информационную и социально-психологическую обстановку разных стран мира [12]. Число порталов, обслуживающих террористов и их сторонников, постоянно растет, причем большинство сайтов террористических организаций имеют версии на разных языках, что позволяет им вербовать новых членов с разных стран. В большинстве случаев, террористические сайты имеют зарубежного провайдера, что создает определенные трудности по их нейтрализации. Так Россия не один год требовала закрытия прочеченского сайта «Кавказ-Центр», хостинг которого неоднократно предоставлялся многими государствами, в том числе: Швецией, Финлядией, Россией, Литвой [9].
Среди наиболее значимых международных террористических организаций, активно использующих ресурсы сети Интернет, можно указать следующие: ХАМАС (Движение исламского сопротивления), «Хезболла» («Партия Аллаха»), «Братья-мусульмане» («Апь-Ихван аль-Муслимун»). К национальным террористическим организациям, активно применяющим в своих целях сеть Интерент относятся «Апь-Джихад» (Египетский исламский джихад), «Народный фронт освобождения Палестины», «Конграгел» (бывшая Рабочая партия Курдистана), «Реальная ИРА» (Ирландия), а также ряд других. Большинство из перечисленных организаций, по данным Агентства экономической безопасности ЮНИОН, объявлены запрещенными.
Начало активного использования глобальной сети террористическими и экстремистскими организациями на территории России можно отнести к началу 2000-х годов. В последующем деятельность террористических объединений в мировом информационном пространстве стремительно развивалась. Данная негативная тенденция продолжает сохраняться и сегодня, по имеющимся данным более 70% террористических объединений активно используют Интренет- пространство в своих преступных целях. Это подтверждается и показателями криминальной составляющей киберпре-
274
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Бураева Л.А.
ступности в Российской Федерации. Так, если 55% сайтов, которые противоречат британским законам, зарегистрированы в США, то 23% - инициированы из России.
На сегодня, насчитывается уже 20 организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими, деятельность которых запрещена на территории России. В этот перечень входят: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-
Ансар», «Исламская группа» («Апь-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Апь-Ихван аль-Муслимун»), «Исламский джихад - Джамаат моджахедов» и другие. За последние годы данный список пополнили «Имарат Кавказ» и «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АВТО)» [4].
Действующие в российском сегменте интернет-сайты российских радикальных структур, как правило, используют широкие возможности глобальной сети в двух аспектах: технологическом и информационном. Первый аспект заключается в использовании компьютерных технологий для совершения террористических действий. Так, террористы могут атаковать или проникнуть внутрь компьютерных систем различных учреждений, в результате чего могут пострадать военные, разведывательные, медицинские службы, транспортные и финансовые системы и т.д. Второй, информационный аспект использования сети Интернет, состоит в оказании посредством компьютерной информации воздействия на психику и сознание людей, направленного на формирование общественно опасных мыслей и суждений, провоцирующих к совершению определенных действий в интересах террористов, а в дальнейшем - преступлений террористической направленности [2]. При этом, в целях воздействия на людей, террористы часто применяют психологическую атаку, которая заключается в распространении угроз, направленных на то, чтобы посеять панику, страх и ощущение беспомощности, например, публикуют списки приговоренных к смерти, выкладывают на свои сайты видеозаписи совершенных терактов или жестоких убийств захваченных в плен. Террористы также организовывают психологические атаки посредством создания опасений угрозы совершения противоправных актов посредством «кибератак», формируя таким образом «киберстрах», возникающий по причине беспокойства об угрозе компьютерных нападений, например, с целью вывода из строя систем управления воздушным движением самолетов, сбоев в системе национальной экономики и т.п. На своих сайтах террористы, как правило, располагают информацию об истории организации, ее социальных и политических истоках, действиях, значимых на их взгляд, описывают биографию своих лидеров, основателей и так называемых «героев», приводят сведения о политических и идеологических целях, проводят жесткую критику врагов, ведут обзор текущих новостей. Обычно террористическая организация, в целях привлечения «сочувствующих» последователей, представляется как постоянно преследуемая: ее последователи арестовываются, лидеры подвергаются попыткам убийства, свобода выражения ограничивается. Члены террористической организации изображаются «борцами за свободу», права, свобода и достоинство которых ущемляются мощью сильного государства, которое обвиняется в демонстрации зверства, жестокости и безнравственности, использо-
вании насилия против их желания. При этом на государство перекладывается ответственность за насилие, большинство террористических сайтов провозглашают лозунг «Наше насилие ничтожно по сравнению с его агрессией». Наибольшие опасения вызывает то, что боевики зачастую размещают на своих сайтах руководства по изготовлению и применению самодельных взрывных устройств, так на страницах онлайн-журнала была размещена статья «Сделай бомбу на кухне мамы» [9], а также материалы по тактике применения огнестрельного оружия для эффективной организации совершения террористических актов [8].
При этом, владельцы данных сайтов, как правило, избегают наказания, настаивая на том, что они не являются авторами указанных руководств и не призывают использовать информацию террористических сайтов на практике для совершения противоправных действий.
Помимо вышеперечисленных террористических сайтов, террористическая пропаганда активно ведется в социальных сетях. К примеру, на очень популярных сегодня «Фейсбук» (Facebook) и «Твиттер» (Twitter) функционируют страницы «Талибана», причем, начиная с мая 2011 года страница в «Твиттере» помимо языка пушту ведется еще и на английском, что позволило данной организации привлечь на свою страницу в «Твиттер» более 5,5 тыс. подписчиков [7]. Анализ последних «Интернет-революций» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, показал, что социальные сети, были не просто поставщиками кибер-услуг, а основными распространителями «революционной» искры. Так, примерно за месяц до начала беспорядков в Сирии в социальной сети «Facebook» появилась новая группа «Сирийская революция-2011», призывающая ко «Дню гнева» против президента Башара Асада. Как показали последующие события, помимо координации и мобилизации протестующих, социальные сети все чаще стали являться источником непроверенной, а иногда и провокационной информации для мировых новостных агентств. Фактически социальные сети, перешли от роли информаторов, в статус организаторов народных волнений, а по сути своей стали их инициаторами и исполнителями. Данный факт изложен в докладе «Использование Интернета в террористических целях» [6], подготовленном членами целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий. В нем подчеркивается, что крупнейшая в мире социальная сеть «Facebook» все чаще используется террористами для вербовки в свои ряды, распространения пропаганды и планов возможных террористических атак, а также в разведывательных целях. Кроме «Facebook», чиновники из ООН называют аналогичными полями для агитации такие популярные сервисы, как «Twitter», «Google» и «YouTube», причем на последнем каждый день просматривается 4 миллиарда видеороликов, в числе которых и ролики террористического толка. В частности, видеообращение Доки Умарова, ныне ликвидированного лидера незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, было просмотрено за короткое время пользователями «YouTube» сотни тысяч раз. Использование социальных сетей террористическими организациями в России, в основном, связано с очагами тлеющих этнических конфликтов, в настоящее время, это, прежде всего, Республика Дагестан. Правоохранительными органами Российской Федерации периодически фиксируются факты появления новых интернет-ресурсов, пропагандирующих радикальные религиозные тече-
275
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
ния, с целью вовлечения лиц в незаконные вооружённые формирования. Однако, не всегда суд принимает решение о признании организации террористической и запрещает ее деятельность на территории РФ, поскольку собранные доказательства часто оказываются недостаточными, большинство террористических организаций очень тщательно маскируют свои действия и связи, используя для этого широкие возможности глобальной сети.
Нужно признать, что сегодня Интернет широко используется практически всеми террористическими и экстремистскими организациями и играет большую роль в их деятельности, причем она не ограничивается только пропагандистской и разъяснительной работой, публикацией фальсифицированных документов и материалов определенной направленности. С помощью широких возможностей глобальной сети террористами осуществляется привлечение к своей деятельности волонтеров, вербовка новых членов, сбор финансовых средств, планирование и координация совместных действий, разведывательная деятельность. Тенденции развития и стремительного распространения «всемирной паутины» позволяют предположить дальнейшее развитие возможностей террористических организаций, их глубокую интеграцию в различные сферы общественной жизни, появление новых эффективных форм и методов деструктивного информационно-психологического воздействия.
Список литературы:
1. Бураева Л. А. Информационные войны и информационный терроризм в современном мире: методы и поле действия // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. №1. С. 7-11.
2. Бураева Л. А. Технологический и информационный аспекты компьютерного терроризма // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук.
2013. Т. 15. №1. С. 115-118.
3. Гаужаева В. А. Содержание «иных действий» в диспозиции ст.205 УК РФ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
2014. №5. 4.2. С.42-44.
4. Единый федеральный список организаций, в том
числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения:
11.05.2014) .
5. Интернет-трафик (мировой рынок). Государство.
Бизнес. ИТ. [Элeктpoнный ресурс]. URL:
http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Интернет-
трафик_(мировой_рынок) (дата обращения:
12.05.2014) .
6. Использование Интернета в террористических целях / Организация объединенных наций. Нью-Йорк: Издат. Организации объединенных наций, 2013. 148 с.
7. Использование сети Интернет террористическими
организациями. Портал «Современная армия». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.modernarmy.ru/artide/221 (дата обращения:
10.05.2014) .
8. Карданов Р. Р. Огнестрельное оружие как объект криминалистического исследования при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с терроризмом // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 1. С. 97-101.
9. Касьяненко М. А. Правовые проблемы при использовании Интернета в транснациональном терроризме // Информационное право. 2012. № 1. С. 21 - 25.
10. Пользователи Рунета: статистика. Интернет в
России и мире. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 12.05.2014).
11. Тарчоков Б. А. Мотивация преступных проявлений экстремистского характера // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 6 (24). С. 77-81.
12. Терроризм в интернете. Интреннет-ресурс антитеррористической направленности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibsiu.ru/antiterror/?p=264 (дата обращения: 12.05.2014).
13. Шхагапсоев 3. Л. Современные контуры системы противодействия различным проявлениям терроризма: учеб.пособие /З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков. Нальчик: СКИ (ф) КрУ МВД России, 2012. 136 с.
14. Шхагапсоев З.Л., Тутуков А.Ю. Организация работы ОВД по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности. // Бизнес в законе. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.
15. Шхагапсоев 3. Л., Гаужаева В. А. Задачи предварительного исследования следов взрыва на месте происшествия // Бизнес в законе. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.
16. Шхагапсоев З.Л., Харзинова В.М. Участники уголовного судопроизводства, способствующие обеспечению и реализации функции защиты // Пробелы в российском законодательстве. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью « Террористические объединения в глобальном информационном пространстве»
доцента кафедры ОИД Севера - Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России.
Бураевой Людмилы Александровны.
В статье Бураевой Л.А. проведен анализ деятельности террористических объединений, которые на современном этапе активно используют широкие возможности глобальной сети Интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости. Рассмотрены технологический и информационный аспекты использования глобальной сети в террористических целях.
Автором достаточно подробно отмечены особенности организации террористических сайтов, использования террористами социальных сетей, которые сегодня стали источником непроверенной, а иногда и провокационной информации.
Представленная на рецензирование статья отражает действующие в российском сегменте интернет-сайты российских радикальных структур, как правило, используют широкие возможности глобальной сети в двух аспектах: технологическом и информационном.
Научная статья Л.А.Бураевой «Террористические объединения в глобальном информационном пространстве» доцента кафедры СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России соответствует всем гребованиям, предъявленным к работам такого рода
Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Старший преподаватель кафедры ОД— / .
кандидат психологических наук М.Х.Машекуашева
276