Научная статья на тему '\ территория развития \ дорога на большую землю'

\ территория развития \ дорога на большую землю Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ территория развития \ дорога на большую землю»

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

РИА.НОВОСТИ.

В Усть-Куте расположен некогда крупнейший в СССР речной порт Осетрово, ОАО «Осетровский речной порт» (ОРП), единственный в бассейне реки Лена, стыкующийся с железной дорогой. Наш корреспондент побывал на севере Иркутской области и в Якутии.

Андрей Александрович Захаров родился 17 мая 1979 года в Республике Бурятия, в деревне Елань. В 1996 году окончил среднюю школу и поступил в Иркутский госуниверситет на юридический факультет. По окончании вуза, в 2001 году, учредил ООО «Сибирская юридическая компания».

«С Осетровским речным портом меня связала юриспруденция: занимался оздоровлением предприятия в 2006 году, когда у порта была большая кредиторская задолженность. Нам удалось ввести процедуру наблюдения, требования кредиторов на сумму 360 млн руб. были признаны необоснованными. С 2010 года работал в порту замом директора по правовым вопросам, чуть позже меня избрали директором порта», — рассказывает о себе Андрей Захаров.

Мимо нас по территории порта проезжают погрузчики, огромные краны, похожие на гордых жирафов, с легкостью и восхитительной точностью подхватывают многотонные контейнеры и грузят их на суда.

«Наше складское хозяйство, — говорит Андрей Захаров, — составляет более 80 тыс. кв м. Это обусловлено отчасти тем, что Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) на станции Лена не имеет собственных площадей и складов для разгрузки и хранения тяжелых грузов. У нас — развитая сеть внутрипортовых железнодорожных путей, сообщающихся с ВСЖД, с фронтом одновременной подачи — 440 вагонов и фронтом одновременной выгрузки — 80 вагонов. Современная инфраструктура

«Ворота на север»

Усть-Кутский острог — один из старейших в Иркутской области. Построенный в 1631 году на устье реки Куты, он являлся «воротами на север», отсюда первопроходцы уходили вниз по Лене, одной из крупнейших в мире рек, к морю Лаптевых. Здесь строили дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Владимир Атласов и Степан Крашенинников, «русский Колумб» Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Геннадий Невельский. История непосредственно Осетровского речного порта начинается в 1929 году с возникновения в поселке Осетрово (позже включенного в состав города Усть-Кут) небольшой пристани на Лене, одной из крупнейших в мире рек, славившейся изобилием осетров. Освоение обширных территорий бассейна Лены и ее притоков, богатых золотом, рудой, углем, нефтью и газом, было невозможно без создания транспортного узла. И такой узел был создан на базе Осетрово. В 1950 году началось строительство Осетровского речного порта, а в 1958 году была сдана железнодорожная ветка Тайшет — Лена, соединившая Усть-Кут с Транссибом. А пик развития ОРП пришелся на 1980-е годы, когда Усть-Кут стал столицей Западного участка Байкало-Амурской магистрали

(БАМа). В 1993 году на базе порта образовано ОАО «Осетровский речной порт», 51% акций общества был закреплен за государством. В конце прошлого века на фоне всеобщего кризиса Осетровский речной порт пережил упадок, предприятие несколько раз попадало под процедуру банкротства. Выжить помогла трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО): в 2006-2009 годах порт стал основным местом перевалки грузов для строительства иркутских и якутских участков нефтепровода. После приватизации госпакета акций, в 2011 году, контроль над ОРП получило ООО «Старвей Управление Проектами» — компания, созданная Феликсом Любашевским — одним из основателей, Президентом и членом Совета директоров первой независимой нефтесервисной компании «Интегра». В этом году «Старвей» также получил управление над ООО «Речсервис» (Ленск) — ведущим предприятием Якутии по оказанию транспортно-экспедиторских услуг и переработке грузов. Сейчас ОРП наращивает объемы работ: в этом году, например, планирует увеличить перевалку грузов на 26% до 820 тыс. т. Всего же мощности порта позволяют перерабатывать до 1,5 млн т грузов в год. Через Осетрово проходит около 80% грузов для северных районов Иркутской области и Республики Якутия.

Осетровского речного порта включает в себя 1855 м причалов, производственная база — 39 кранов, в том числе 28 портальных. Есть у нас уникальный мачтовый кран «Деррек» грузоподъемностью аж 160 т, контейнерный перегружатель, плавкраны».

Несмотря на то что навигация на Лене начинается в конце апреля — начале мая (в этом году 11 мая) и длится 120-150 суток, работа в порту не прекращается и зимой — это горячее время для ремонтных работ. «У нас есть специализированные мастерские, комплекс механического и кузнечного оборудования, квалифицированный персонал, сертифицированная электротехническая лаборатория, — продолжает Андрей Захаров. — Все это позволяет нам содержать собственные мощности в порядке, а также оказывать услуги по ремонту сторонним предприятиям».

Речная электричка

Помимо причалов, складов и кранов, Осетровско-му порту принадлежит пассажирский речной вокзал в Усть-Куте. Отсюда регулярно отправляются теплоходы «Заря» (в Алексеевск) и «Полесье» (в Пе-ледуй, Якутия). От речного вокзала я и начала свое путешествие по Лене, в Пеледуй.

Это обычный, наикратчайший маршрут, по которому ездят пеледуйцы, а также работники нефтегазовых компаний — на близлежащие месторождения.

Пеледуй — поселок речников. Он был основан в 1933 году полярником Иваном Папаниным как одна из баз Главного управления Северного морского пути. Папанин со своей командой плыл по Лене в экспедицию и увидел, что здесь растет замечательный судовой лес. С его подачи в Пеледуе появилась судоверфь, от которой сегодня остался только судоремонтный завод.

Природный парк «Ленские столбы» включен в список природного наследия ЮНЕСКО. На выходе из Пеледуя высоко на горе стоит огромная скульптура Матери-Якутии.

вНиТТЕГвТОСК/РНОТАввТОСК

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \ прямые инвестиции / № 9 (125) 2012 65

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

«Полесье» — небольшой теплоход на подводных крыльях вместимостью 45 человек. Такие выпускали в России более 20 лет назад. По словам заместителя гендиректора по флоту ОАО «Осетровский речной порт» Анатолия Шишимарина, который, собственно, и организовал мое «ленское» путешествие, сделали у нас этих теплоходов около 120 и затем выпуск прекратили. Зато китайцы «слизали», назвали что-то вроде «Золотой дракон» и производят до сих пор.

Несмотря на, казалось бы, столь почтенный возраст «Полесье» на Лене пока ничем не могут заменить. В парке Осетровского порта три таких корабля. Сейчас работают два — на маршруте Осетрово — Пеледуй. «Полесье» развивает скорость более 60 км/ч и преодолевает расстояние в 765 км (отсчет начитается от места впадения Лены в море Лаптевых) с остановками в различных пунктах за 13 часов. Долго. Но иногда мне хотелось, чтобы скорость «Полесья» была еще меньше. Я ощущала, что незаслуженно обхожу вниманием малонаселенные деревни по берегам, кое-где с аккуратными срубами, а очень часто брошенные, с уже полуразвалившимися домами. Лет 30-40 назад берега Лены были населены гораздо гуще. Тогда Осетровский порт за один месяц перевозил больше человек, чем сейчас за всю навигацию. За полтора месяца пассажирской навигации этого года (с 18 мая) порт переправил 2287 пассажиров (данные на 1 июля, на 1 июля 2011 года — 1854, за всю навигацию прошлого года — около 7,5 тыс. человек).

Вместе с тем после почти 10-летнего затишья на северных реках Иркутской области вновь оживает туризм. Многих привлекают «Ленские столбы» и «Щеки» — прибрежные скалы неповторимой красоты.

Река жизни

...Большинство пассажиров вышли в Витиме, не доезжая 20 км до Пеледуя. Когда-то здесь добывали оконную слюду и занимались хлебопашеством. С открытием золотоносных месторождений в Бодайбинском районе, расположенном выше по ленскому притоку Витиму и реке Бодайбинке, поселок стал перевалочной базой для снабжения приисков всем необходимым для производства и добычи золота, жизнеобеспечения старательских артелей. Сейчас многие жители Витима работают на проекте освоения Талаканского месторождения нефти, которое разрабатывает ОАО «Сургутнефтегаз», один из основных клиентов порта.

Водные артерии

Среди преимуществ российского внутреннего водного транспорта — безопасность и экономичность. По данным ГАЗЕТЫ «ТРАНСПОРТ РОССИИ», одна речная баржа со строительными грузами грузоподъемностью 2700 т способна заменить 45 железнодорожных вагонов или 104 самосвала. При организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) капитальные первоначальные вложения на 1 км пути, чем

на постройку автомобильной дороги равной пропускной способности. Кроме того, для ряда территорий водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим, с его помощью осуществляется северный завоз. Как сообщает ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, в навигацию 2011 года по рекам в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности было отправлено более 19,4 млн т социально значимых грузов.

Всего в этом году Осетровский порт планирует перевезти собственным флотом больше, чем в прошлогоднюю навигацию. «Увеличение объемов перевозки грузов, — объясняет Андрей Захаров, — прежде всего связано с разработкой месторождений углеводородного сырья на севере Иркутской области и в Якутии. Кроме того, в этом году мы намерены значительно расширить географию грузоотправителей благодаря работе в одной связке с ООО «Речсервис».

Сегодня среди клиентов порта — ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», осваивающее Среднеботуо-бинское нефтегазоконденсатное месторождение, ОАО «Верхнечонскнефтегаз», ведущее добычу на Верхнечон-ском месторождении. Скоро Газпром начнет осваивать Чаяндинское месторождение и тоже начнет завозить грузы по Лене.

Для перевозки грузов Осетровский порт имеет 21 судно: буксиры, баржи и самоходные суда, в том числе три оборудованных аппарелью (приспособление для выезда техники с судна), и танкер грузовместимостью 600 т. Одна из главных проблем — износ судового парка. Долгое время речники сидели на «голодном пайке»: основной акционер — государство — не выделяло достаточного количества денег на обновление судов. О покупке новых судов не было и речи. Более того, в период упадка судоходства на Лене, в постсоветские годы, много кораблей продали. Теперь на Лене не хватает флота. Наверно, поэтому, а может из-за особого склада сибирского характера отношения между судоходными предприятиями Ленского бассейна скорее партнерские, чем конкурентные. Так, между Осетровским речным портом и якутским ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) существует соглашение о сотрудничестве, по которому пароходство перевозит грузы контрагентов Осетрово. На судах ЛОРПа, количество которых в парке предприятия превышает три сотни, грузы идут сначала по Лене, а затем и по Северному Ледовитому океану.

Все лето вплоть до ледостава по Лене везут уголь, стройматериалы, продукты. Нефтепродукты являются важнейшей статьей «северного завоза». Только у ЛОРПа свыше 20 нефтеналивных судов «Ленанефть» тоннажем более 2,5 тыс. т. Эти величественнее корабли (длиной более 100 м) были произведены в Болгарии на заводе имени Димитрова более 30 лет назад по проекту, разработанному в Санкт-Петербурге. Завод выпустил для СССР сотни таких судов, и ходят они не только по Лене, но и по Оби, Волге и другим российским рекам.

На «Ленанефти» от Пеледуя до Якутска идти трое суток, до моря Лаптевых — почти в три раза дольше. Если повезет. А не повезти может по многим причинам. Например, в начале августа вследствие задымленности из-за лесных пожаров между Олекминском и Якутском и в районе Алдана речники были вынуждены прекратить движение.

Команда «Ленанефти» — 12 человек: капитан, три помощника, старший механик, электромеханик, радист, повар, проводник и четыре «бобра», так здесь называют мотористов. Судно напоминает космический корабль: полностью изолированная от внешнего мира гармония строится на четкой субординации и терпимости к недостаткам других.

ИТАР-ТАСС

Через Осетров-ский речной порт проходит около 80% грузов для северных районов Иркутской области и Республики Якутия.

Крупнейший на Лене

В Якутске меня уже ждал вице-президент по управлению системой снабжения ООО «Старвей Управление Проектами», председатель совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадий Лавров, приехавший в столицу Якутии для обсуждения итогов исследования ГНИУ при РАН и Минэкономразвития РФ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС), чей филиал располагается в Якутске. По заказу «Старвея» СОПС подготовил прогноз потребности в материально-технических ресурсах (МТР) севера Иркутской области и Якутии.

По мнению ученых, к 2030 году потребность в МТР превысит 7 млн т, при этом объем перевозки грузов через Осетровский транспортный узел может возрасти до 3 млн т. Увеличение грузопотока будет связано с освоением нефтегазовых месторождений на севере Иркутской области и в Якутии, развитием энергетики, созданием перерабатывающих предприятий.

Одна речная баржа со строительными грузами грузоподъемностью 2700 т способна заменить 45 железнодорожных вагонов или 104 самосвала.-

Газпром планирует начать строительство газопровода с Чаяндинского месторождения во Владивосток, который пройдет в одном коридоре с ВСТО. Предполагается, что в 2014 году на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении начнется добыча нефти, в 2016 году — газа, в последующем запланировано строительство газоперерабатывающих и газохимических производств полного цикла с безотходным извлечением ценных компонентов газа. На это же время запланировано строительство магистрального газопровода с Талакана в Витим. В 2016 году «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» намерена ввести в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод в Ленске. Будут разрабатываться золоторудные месторождения, появятся новые предприятия ЛПК.

Ждет и, вероятно, дождется освоения Непское месторождение калийных солей (Иркутская область), где предполагается строительство завода минеральных удобрений. Дальневосточная энергетическая управляющая компания планирует построить на западе Якутии и в Иркутской области высоковольтную линию электропередачи на 220 кВ протяженностью 435 км. ЛЭП свяжет Пеледуй с золоторудными месторождениями «Чертово Корыто», «Сухой Лог», выйдет на Мамакан, что позволит интегрировать неразвитую в энергетическом плане часть республики в единую энергетическую систему России.

Аркадий Лавров: «Работая на перспективу, «Старвей Управление Проектами» в настоящее время завершает первый этап создания Транспортно-логистического центра, который станет крупнейшим на Лене. Частично для реализации первого этапа создания ТЛЦ компания привлекла кредит в Сбербанке РФ в сумме 450 млн руб. Основа центра — крупнейшие складские и перегрузочные мощности в Усть-Куте, причал в Витиме, базы хранения, грузоперевозящий флот, а также многолетний опыт в организации снабжения крупных проектов, поставках оборудования и материалов для предприятий нефтегазовой отрасли, оказании логистических услуг. В состав центра, помимо «Речсервиса», порта, Сервисного центра в составе последнего, вошло «Старвей Снабжение» — предприятие, созданное для материально-технического обеспечения предприятий речного флота, а в перспективе — строительных и нефтедобывающих.

Если говорить о физической модернизации, мы намерены обновить крановое и складское хозяйство Осетровского порта. Но, к сожалению, в последние 20 лет в России не было модернизировано ни одного речного порта. В связи с этим остро стоит кадровая проблема. «Старвей Управление Проектами» уже обратился в международное кадровое агентство Odgers ВегпЛэоп для подбора специалистов, имеющих опыт работы по модернизации речных портов за рубежом.

Мы готовы сотрудничать с властями как в плане перевозки социально значимых грузов и реконструкции Осетровского транспортного узла, так и в создании новых элементов инфраструктуры. Например, участвовать в создании перегрузочных комплексов в Якутии: в поселках Пеледуй, Н. Бестях».

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 9 (125) 2012 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.