ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Distribution territory of cultural layer of Nikolo-Berezovka village in XVI - XX centuries Kamaleev E.
Территория распространения культурного слоя с. Николо-Березовка
XVI - нач. XX вв. Камалеев Э. В.
Камалеев Эльвир Винерович /Kamaleev El'vir — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, отдел археологического наследия Южного Урала, Институт этнологических исследований Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа
Аннотация: в статье представлены материалы комплексного историко-археологического исследования культурного слоя XVI - нач. XX вв. с. Николо-Березовка Краснокамского района РБ. Изучение архивных карт и планов позволило определить предварительные границы села на определенном этапе. Натурные археологические исследования выявили особенности материальной культуры на раннем этапе становления села и его дальнейшее развитие вплоть до нач. XX в. Привлечение материалов археологических исследований и архивных источников позволило по-новому взглянуть на историю края и дополнить ее новыми сведениями. Abstract: the article presents the historical and archaeological research of the cultural layer of XVI early XXth century of village of Nikolo-Berezovka Krasnokamsky District of the Republic of Bashkortostan. The study of archival maps and plans let to determine the preliminary borders of the village at said stage. Full-scale archaeological investigations showed features of the material culture on the village formation early stages and its further development until the beginning of the XX century. Archaeological research materials and archival sources attraction allowed for a fresh look at the history of the region and to supplement it with new information.
Ключевые слова: этноархеология, историко-археологические исследования, культурный слой, гончарная посуда, материальная культура.
Keywords: ethnoarchaeology, historical and archaeological research, cultural layer, pottery, material culture.
Одним из наиболее ярких примеров мирного освоения башкирских земель XVI в. является история села Никольского (ныне с. Николо-Березовка Краснокамского района РБ). Населенный пункт находится на северо-западе Краснокамского района Республики Башкортостан на территории Николо-Березовского сельсовета. Занимает коренную террасу левого берега р. Кама высотой 3-4 м и северную часть полуострова, образованного р. Камой и р. Березовкой. Село имеет линейную планировку. Расположено по линии север-юг вдоль центральной улицы Ленина и соединяется с основной частью с. Николо-Березовка мостом через реку Березовка в 1 км южнее храма Николая Чудотворца. Вдоль улицы Ленина локально расположены старинные купеческие дома XIX - XX вв., которые отреставрированы с сохранением внешнего фасада, либо ожидающие своего инвестора полуразрушенные стены таких же монументальных строений. На параллельной улице Чеверева расположены сады жителей села Николо-Березовка.
В ходе изучения разновременных карт Национального архива РБ были выявлены две наиболее информативные карты 1804 [1] и 1912 [2] годов. На карте 1804 г. можно наблюдать фактически неизменный ландшафт местности, благодаря которому стало возможно совмещение ее с современной планировкой села. В результате чего границы села начала XIX в. оказались всего в 200 м Ю современного местоположения храма Николая Чудотворца, учитывая протяженность современной ул. Ленина равной менее 1 км.
На карте 1912 г. мы наблюдаем фактически современную планировку села вдоль двух главных улиц и сопоставимую площадь и границы населенного пункта. По аналогии с картой 1804 г. вызывает вопрос местоположение церкви. Пережив четыре или пять разрушений за свою историю, нынешняя каменная конструкция здания была построена в период с 1808-1816 гг. Учитывая современное местоположение храма, приходится сомневаться в качестве и исторической точности представленной карты нач. XX в., на которой церковь, судя по топографическим данным, отстоит в 300-400 м южнее современной.
По материалам V ревизии 1795 г., в с. Николо -Березовка насчитывалось 189 душ м. п. или около 400 человек обоего пола, которые проживали в границах села, указанных на карте 1804 г. По различным историческим сведениям в с. Сарапул на 1646 г. в 241 дворе проживало 885 человек, в с. Никольском в 100 дворах проживало 380 человек [3, с. 106]1. Принимая во внимание факт того, что здесь было учтено лишь мужское население, общее количество жителей села составляло около 800 человек [4, с. 24].
Исходя из приведенных данных, следует вывод, что в конце XVI - нач. XVIII вв. численность села, а также предположительно его площадь, была почти в 2 раза больше границ начала XIX в. За счет увеличения численности населения условные границы распространения культурного слоя к середине XVII в. достигали радиуса 400 м Ю храма.
Однако, в середине XVII - нач. XVIII вв. разорение и сожжение с. Николо-Березовка башкирами привело к длительному периоду упадка. Изменилась не только площадь самого населенного пункта, но и численность населения, которая сократилась в 8 раз по сравнению с началом XVII в. На протяжении всего XVIII в. материалы переписей не зафиксировали бурного прироста населения, которые бы существенным образом отразились на численности и планировке села.
Учитывая приведенные исторические и архивные сведения, на территории села были проведены натурные археологические исследования. Местоположение храма Николая Чудотворца как ключевого объекта в истории населенного пункта, было принято за начальную точку отсчета. В семи рекогносцировочных шурфах площадью 1x1 и двух шурфах 2x1 м на территории села было выявлено неравномерное распространение культурного слоя. Его мощность в южной части села была различной - от 0,25 м до 1,6 м.
Наименьшая мощность культурного слоя отмечена в восточной части села на первой террасе левого берега р. Березовка. По воспоминаниям старожилов, данная часть полуострова использовалась в качестве пастбищ и затапливалась в весеннее половодье. Мощность культурного слоя не более 0,25 м, в котором выявлены 2 мелких фрагмента кирпича и столько же фрагментов гончарной поливной посуды, только подтверждают мнение о временном характере заселения данной части полуострова.
Такая же мощность культурного слоя 0,25 м была выявлена в 480 м южнее храма. Данная часть села на основании исторических материалов и картографирования относится к XIX - нач. XX вв. Материалы рекогносцировочного шурфа в юго-восточной части села в радиусе 200 м выявил незначительную концентрацию находок в 1 и 2 штыке при мощности культурного слоя 0,7 м. Находки представлены семью фрагментами гончарной поливной и неполивной посуды, широколезвийным металлическим ножом и подковой.
Важные сведения были получены на основе материалов шурфов ССВ-ее храма. Мощность культурного слоя в первом из них, расположенного на возвышенной коренной площадке в 200 м, достигала 0,8 м. Материалы первого горизонта указанного рекогносцировочного шурфа представлены 25 фрагментами поливной и неполивной гончарной посуды, костями домашних и диких животных, во втором - около 30 фрагментов гончарной посуды, а также кости домашних и диких животных.
Неоднозначными представляются материалы следующего шурфа мощностью 0,6 м, расположенного всего в 50 м ЮЮВ от ранее указанного зондажа на ровной, очевидно, затапливаемой террасе левого берега р. Березовка. Среди находок первого горизонта - около 20 небольших фрагментов гончарной поливной и неполивной, в том числе и ангобированной посуды, костей животных, металлических четырехгранных гвоздей со сферической шляпкой. Во втором горизонте были найдены около 10 фрагментов гончарной посуды, кости животных и 4 металлических гвоздя.
Меньшая концентрация находок и характер местности дают право утверждать о меньшем охвате хозяйственного освоения данной территорий, которые находились в зоне возможного подтопления.
По материалам разновременных карт и исторических сведений наиболее ранняя часть села находится на коренной террасе левого берега р. Кама. Территория памятника конца XVI - нач. XVII вв. находилась в радиусе 200 м от храма.
Материалы первых исследований на территории населенного пункта в 1999 г., а также исследования 2014 г. [6] и 2016 г. с определенной долей уверенности определяют западную границу культурного слоя XVI - нач. XVII вв. по левому берегу р. Кама, с востока площадка ограничена улицей Чеверева, на юге и севере границы культурного слоя находились в радиусе 200 м от храма.
1 Покровский И. М. К истории поместного и экономического быта в казанском крае в половине XVII в. // Ученые записки Казанского университета. Т. 76. Кн. 7-8. Казань, 1909. С. 106.
Дальнейшее расширение населенного пункта в середине XVII в. и вплоть до нач. XVIII в. за счет прироста населения проходило в южном направлении и достигало радиуса 400 м от храма. Материалы 4 рекогносцировочных шурфов мощностью культурного слоя от 1,1 м до 1,6 м в 250 и 350 м южнее храмовой территории фиксируют наиболее значительные этапы хозяйственного освоения указанной территории.
В материалах шурфов на уровне 4 горизонта фиксируются следы пожара, выраженные в обугленных фрагментах деревянных конструкций, сильно оплавившихся стеклянных предметов и гончарной посуды. На уровне 1 и 2 горизонта также были встречены оплавившиеся стеклянные предметы.
В ходе раскопок в 3 шурфах в 3-5 горизонтах были выявлены деревянные конструкции и части различных деревянных строений. В двух шурфах на глубине 1 м был зафиксирован слой перегноя мощностью 0,4 - 0,5 м, что является свидетельством использования внутреннего двора усадьбы в качестве скотного двора.
Первый шурф отстоит в 40 м от улицы Ленина и, предположительно, в 25 м от жилого усадебного дома. Среди 50 см слоя перегноя были выявлены различные деревянные конструкции, вероятно, сарая или хлева. Второй шурф относится к соседней усадьбе. Он отстоит в 60 м от той же ул. Ленина и в 35 м от возможного жилого дома.
Наиболее значимым маркером культурного слоя XVI - нач. XVIII вв. является ангобированная гончарная поливная посуда с волнистым орнаментом по верхней части. Данный тип гончарной посуды был выявлен также на поверхности указанной территории вместе с датирующей находкой - медным нательным крестом конца XVI - нач. XVII вв. [7, с. 45-52].
Таким образом, исследование археологии Нового времени представляется довольно сложной задачей с точки зрения комплексного подхода в освещении исторических процессов, материальной культуры русского населения Башкирии XVI - нач. XX вв. Дальнейшее археологическое исследование культурного слоя с. Николо-Березовка связано с пополнением источниковой базы и выявлением особенностей материальной культуры русского населения Прикамья XVI - нач. XX вв.
Литература
1. НА РБ. И-351. Оп. 1. Т. 2. Д. 4421.
2. НА РБ. И-351. Оп. 1. Т. 2. Д. 4406.
3. Покровский И. М. К истории поместного и экономического быта в Казанском крае в половине XVII в. // Ученые записки Казанского университета. Т. 76. Кн. 7-8. Казань, 1909.
4. РодновМ. И., Васильева О. В. История Николо-Березовки. Уфа, 1997. 168 с.
5. Камалеев Э. В. Научный отчет об итогах археологической разведки в Краснокамском районе Республики Башкортостан в 2014 г. // НА ИЭИ УНЦ РАН.
6. Камалеев Э. В., Ахатов А. Т. Историко-археологическая характеристика культурного слоя с. Николо-Березовка Х^-ХХ вв. // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2015. 121 с.