ТЕРРИТОРИЯ ДЕЙСТВИЯ ТУРУХАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ
В1850-1871 гг.
Миссия, походная церковь, территория действия походной церкви.
Одной из функций деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в Восточной Сибири в целом и в Туруханском крае в частности стала ее миссионерская работа по христианизации коренных народов Российской империи, возведенная в ранг государственной политики и представляющая интерес не только с точки зрения распространения православия среди коренного населения, но и с точки зрения цивилизационного влияния православия на регион.
До сих пор остается очень много малоизученных территорий и тем, касающихся различных аспектов истории края. К таким темам по праву можно отнести историю миссионерской деятельности на территории Приенисейской Сибири. Если, юг и центр края в этом отношении уже изучены [Асочакова, 2005], то разработка данной тематики в отношении северных районов только начинается. В соседних регионах миссионерская деятельность Русской православной церкви до революции 1917 г. активно изучается на протяжении последних десятилетий. Исследуется как история распространения православия на Алтае [Крейдун, 2008], в Якутии [Сафронов, 1997], Западной Сибири [Софронов, 2007], так и различные ее составляющие -межконфессиональные отношения [Дулов, 1998], эволюция верований местного населения под влиянием христианства [Дулов, 2005], история изучения миссионерской деятельности [Юрганова, 2007]. Относительно же истории христианизации севера Приенисейской Сибири (Туруханского края) работы стали появляться только в начале 2000-х гг. [Anderson, Orehova, 2002; Выдрин, 2009].
Целью данной статьи является рассмотрение территории действия Туру-ханской миссии в 1850— 1860-ее гг.
До середины XIX в. церковные иерархи искали более приемлемые способы и формы крещения местного населения (это, к примеру, были и подвижники-одиноч-ки, и строительство монастырей в отдаленных сверенных краях и т. д.). В 40-х гг. XIX в. в Сибири прошла церковная ревизия, одной из целей которой был анализ миссионерской деятельности РПЦ. В итоге правительство пришло к неутешительным выводам относительно состояния распространения православия среди сибирских народов. Поэтому именно с середины 1840-х гг. по всему северу Сибири началась организация походных церквей. Так, в 1844 г. походная церковь была открыта в Якутии, в 1854 г. была возобновлена деятельность Обдорской (Низовой) духовной миссии. С 1846 г. началось организационное оформление Туруханской походной церкви, которое завершилось в 1850 г. [Выдрин, 2009, с. 21].
К этому времени в Туруханском крае миссионерской деятельностью заведовал благочинный всего края, а непосредственно крещением инородческого населения занимались приходские священники, которых было пять. Территория Туруханского края достаточно обширна и по площади не уступает территории Якутии и территории всего Русского Севера. Поэтому закономерен вопрос: в каком же именно районе огромного Туруханского края действовала Туруханская походная церковь?
Вопрос о территории действия походных священников в Туруханском крае был неоднозначно решен в самом указе об учреждении Туруханской походной церкви: «обстоятельства, по которым крайне затруднительным избрать место построить церковь в местожительства Тунгусских Орд, Таймурской и Нижнечумской, принявших христианство, как для утверждения сих Орд в правилах Веры, так и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае, учредить походную церковь» (ГАТО. Ф.170. Оп. 11. Д. 801. JI. 1-1об.). То есть правительство одновременно и обозначило конкретную территорию для действия церкви (места проживания нескольких тунгусских «орд» по р. Нижняя Тунгуска), и вверило ей всю территорию Туруханского края.
Из-за двоякого толкования указа начались распри между священниками и местным начальством. К тому же до учреждения Енисейской епархии в 1861 г. гражданская и церковная власть в Туруханском крае были территориально разделены. Местное начальство в 1850-е гг. пыталось не пустить священников дальше местности по р. Нижняя Тунгуска, апеллируя тем, что так написано в императорском указе. К примеру, в 1857 г. священник И. Зеленецкий запросил у туруханского отдельного заседателя Сутягина информацию о численности инородцев по всему Туруханскому краю, на что был дан следующий ответ: «...другие инородцы [...] рассеяны по всему пространству Туруханского края, о сугланах сих, а равно и численности Отдельное Управление считает излишним Вам сообщать, так как это не относится до вверенной Вам походной церкви, учрежденной собственно для тунгусов, блуждающих по реке Нижней Тунгуске» (ГАТО Ф. 170. Оп. 11. Д. 987. Л. 115, 118).
Несмотря на то что Туруханская Троицкая походная церковь была учреждена в 1850 г., ее функционирование началось только в 1853 г., когда был набран штат и священнослужители прибыли в г. Туруханск. В конце ноября — середине декабря 1853 г. священник И. Новоспасский совершил только одну поездку к хлебному магазину Баишенскому, расположенному в 135 верстах от г. Туруханска по р. Енисею (ГАТО. Ф. 170. Оп. 11. Д. 801. JI. 199-201об.).
В 1854 г. тот же священник И. Новоспасский совершил уже три поездки для крещения инородцев и исполнения богослужебных треб: в марте — на станок Ан-гутский (35 верст от г. Туруханска), в июне — на станок Монастырский (близ Туруханского Троицкого монастыря) и в августе — декабре к магазину Таймурскому. Причем последняя поездка была сопряжена с большим количеством трудностей: священников отказывались брать на судна, идущие по р. Нижняя Тунгуска, а обратный путь в декабре (длившийся 22 дня) священник с причтенником проделали пешком (!).
В 1855 г. священник И. Зеленецкий впервые предпринял попытку выйти за территорию Таймурской и Нижнечумской тунгусских орд, совершив в июле поездку на озеро Мантуйское, расположенное в 280 верстах севернее г. Туруханска. В то же время была совершена поездка к Таймурскому магазину. В тот же 1856 г. второй священник И. Новоспасский с помощником Туруханского отдельного заседателя проехал практически по всему Туруханскому краю, в частности побывав в Кур ейском и Карасинском магазинах, в с. Дудинка, на Толстом Носу иве. Хатанга. В общей сложности объехал путь в 3668 верст.
Познакомившись с инородцами Туруханского края, священники пришли к выводу, что остается еще очень много некрещеного местного населения. И в 1857 г. они вышли с рапортом на имя епископа Томского Парфения, в котором предлагали следующее: «Походный причт с церковью, при удобном ея состоянии, посещал бы, начиная с 15 Ноября сначала Орду Таймурскую при магазине того же назва-
ния при устье р. Летней в расстоянии двух дней пути от г. Туруханска; потом озеро Мантуйское от устья р. Летней в прямую линию на четыре дня пути по непробитой дороге в количестве около полутораста верст, а чрез г. Туруханск до 300 верст; от селе на озеро Хантайское, с которого приняли Христианство уже до 50 человек, до 400 верст, потом еще куда нибудь (ибо дальнейшее еще неизвестно), а к окончанию зимы или началу весны на Толстый Нос, в расстоянии 300 верст от озера Хан-тайского, и там, передвигаясь по островам, смотря по тому, где будет стечение инородцев, с половины лета обращался бы вверх по р. Енисею, по главному тракту, и в конце августа возвращался бы в г. Туруханск. Это принесет великую пользу как инородцам, обо без внешнего Богослужения ясного понятия о Вере Христианской внушить им трудно, так и коренным христианам — русским, обитающим по станкам по р. Енисею, которые по отдаленности от своих церквей почти огрубели в понятиях Веры» (ГATO. Ф. 170. Оп. 11. Д. 987. Л. 30-30 об.).
Данный проект так и не был осуществлен из-за сопротивления местных властей. Дело в том, что местные власти, о чем прямо пишут походные священники, собирая ясак с коренного населения, часть утаивали и присваивали себе. Проникновение же походной церкви в отдаленные территории края и разъезды причта по всему Туруханскому Северу грозили потерей громадных прибылей как местному казачеству, так и местному начальству. Но здесь нельзя не сказать и о личных качествах некоторых служителей Туруханской походной церкви, которые зачастую также мешали конструктивному диалогу и продуктивной работе по крещению инородцев края. В частности, священник Иоанн Зеленецкий вел постоянную переписку с епископом Томским и местными властями. Причем его рапорты отличаются достаточной обширностью. В отличие от него, священник Илия Новоспасский практически не оставил после себя рапортов с жалобами на местные власти.
Ситуация стала меняться с учреждением в 1861 г. Енисейской епархии с центром в г. Красноярске. К сожалению, на данный момент точно определить территорию действия миссии в 1860-е гг. не представляется возможным, так как путевые дневники священников не обнаружены. Можно с уверенностью сказать только одно: соединение гражданской и духовной власти в одном центре привело к положительным результатам.
К примеру, если обратиться к Клировым ведомостям, в которых указывалось количество крещеных и их местопроживание, то видно, что уже в 1862 г. прихожанами походной церкви числились тунгусы, проживающие на оз. Мантуйском и Хантайском, и даже 63 тунгуса с оз. Ессей. А в 1868 г. священник и настоятель Туруханского монастыря Иоанн Кожевников совершил первую поездку на это озеро «с крещением 105 младенцев, 56 взрослых» (ГАКК. Ф 674. Оп. 1. Д. 522. Л. 49—49 об.). Пред закрытием миссии в 1871 г. прихожан с оз. Ессей при церкви числилось 283 тунгуса и 132 якута (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 1027. Л. 14 об.).
В целом, несмотря на неоднозначное определение территории действия Туруханской походной церкви в императорском указе, ее работа распространялась на отдаленные местности Приенисейского Севера, куда подолгу (иногда и по нескольку лет) не заглядывали местные священники. Естественно, это давало положительные результаты не только для гражданского и церковного начальства в виде увеличения числа паствы, но и было положительным для местных народов, так как священники несли просвещение, ведь они, кроме крещения и исполнения треб, изучали быт и нравы, язык и культуру коренного населения.
Работа священников Туруханской походной церкви была сопряжена не только с трудностями природного и климатического характера, но и с сопротивлением местных властей, особенно в 1850-е гг., чего мы не наблюдаем ни в одном из ре-
гионов действия других походных церквей, в частности в Якутии и на Обдорском Севере. Это объясняется разделением церковной и гражданской власти до 1861 г. В это время территория действия Туруханской миссии ограничивалась практически только бассейном р. Нижняя Тунгуска, хотя были попытки выхода за эту территорию. После учреждения Енисейской епархии в 1861 г. туруханские походные священники распространили свою деятельность и на Дудинский, и на Туру-ханский приходы, вплоть до оз. Ессей, куда до этого приезжали только якутские священники.
Если попытаться ответить на вопрос «Где действовали походные священники за весь период существования Туруханской походной церкви?», то можно сказать, что их работа распространялась на правый берег р. Енисей от р. Нижняя Тунгуска на юге до мыса Толстый Нос на севере.
В исследовании истории миссионерской деятельности на севере Приени-сейской Сибири до сих пор остается много «белых пятен». Изучение различных аспектов работы священников по крещению местного населения поможет составить наиболее целую и объективную картину процессов, происходивших в церковной жизни Туруханского края в XIX в., и связать их с этнографическими, культурными, экономическими и иными изменениями.
Список сокращений
1. Государственный архив Томской области (ГАТО).
2. Государственный архив Красноярского края (ГАКК).
Библиографический список
1. Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII - первой половине XIX вв. Абакан, 2005.
2. Выдрин Е.В. Походные церкви на севере Сибири во второй половине XIX в. // Ма-карьевские чтения: материалы VIII Межд. конф. Горно-Алтайск, 2009. С. 19-24.
3. Выдрин Е.В. Миссионерская деятельность в Туруханском крае в 1845-1850-е гг. // Сибирь на перекрестке мировых религий: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск. 2009. С. 288-291.
4. Дулов A.B. Иркутская епархия в XVIII — начале XX вв. Деятели, события, факты // Апостол Аляски: материалы науч. конф., посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова. Иркутск, 1998. С. 16-26.
5. Дулов A.B. Эволюция верований народов Восточной Сибири в XVII — начале XX веков // Конфессии народов Сибири в XVII — начале XX веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-con-fess/index.html
6. Крейдун Г. Алтайская духовная миссия в 1830—1919 гг.: структура и деятельность. Барнаул, 2008. 200 с.
7. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М., 1997. 240 с.
8. Софронов В.Ю. Христианизация Тобольского севера. Тобольск: 2007. 105 с.
9. Юрганова И.И. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Якутском крае // Русская Америка: материалы III Межд. науч. конф.«Русская Америка». Иркутск. 2007. С. 526-535.
10. Anderson David G., Orehova N. A. The Suslov legacy: the story of one family’s struggle with Shamanism // Sibirica. 2002. Vol. 2. № 1. P. 88-112.