Научная статья на тему 'Туруханская походная церковь в системе подобных учреждений севера Сибири'

Туруханская походная церковь в системе подобных учреждений севера Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОДНЫЕ ЦЕРКВИ / ТУРУХАНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AMBULATORY CHURCHES / TURUKHANSK NICHOLAS CHURCH / MISSIONARY WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Выдрин Евгений Викторович

В статье рассматривается система походных церквей на севере Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. Проанализирован период действия походных церквей в Я кутии, в Обдорской местности, но особое внимание уделяется мало изученной до сих пор Туруханской походной церкви. Показаны система организации церквей, принцип комплектования и устройства, общие и различные черты в работе данных учреждений, что накладывало отпечаток на конечную цель существования походных церквей – крещение местного населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURUKHANSK AMBULATORY CHURCH IN THE SYSTEM OF SIMILAR INSTITUTIONS OF NORTHERN SIBERIA

A system of ambulatory churches in the north of Siberia in the second half of the XIX-early XX centuries is considered in the article. The period of validity of ambulatory churches in Yakutia, in Obdorsk area, was analyzed, but a special attention was paid to Turukhansk ambulatory church that is still not well-explored. The article describes the system of organization of churches, the principle of recruiting and arrangement, common and different features in the work of these institutions which had an impact on the ultimate goal of existence of ambulatory churches that was baptism of the local population

Текст научной работы на тему «Туруханская походная церковь в системе подобных учреждений севера Сибири»

ТУРУХАНСКАЯ ПОХОДНАЯ ЦЕРКОВЬ В СИСТЕМЕ ПОДОБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕВЕРА СИБИРИ

TURUKHANSK AMBULATORY CHURCH IN THE SYSTEM OF SIMILAR INSTITUTIONS OF NORTHERN SIBERIA

E.B. Выдрин E.V. Vydrin

Походные церкви, Туруханекая Николаевская церковь, миссионерская деятельность. В статье рассматривается система походных церквей на севере Сибири во второй половине XIX- начале XX вв. Проанализирован период действия походных церквей в Якутии, в Обдорской местности, но особое внимание уделяется мало изученной до сих пор Ту-руханской походной церкви. Показаны система организации церквей, принцип комплектования и устройства, общие и различные черты в работе данных учреждений, что накладывало отпечаток на конечную цель существования походных церквей - крещение местного населения.

Ambulatory churches, Turukhansk Nicholas Church, missionary work.

A system of ambulatory churches in the north of Siberia in the second half of the XlX-early XX centuries is considered in the article. The period of validity of ambulatory churches in Yakutia, in Obdorskarea, was analyzed, but a special attention was paid to Turukhansk ambulatory church that is still not well-explored. The article describes the system of organization of churches, the principle of recruiting and arrangement, common and different features in the work of these institutions which had an impact on the ultimate goal of existence of ambulatory churches that was baptism of the local population.

Организационное оформление деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в Сибири менялось с XVI в. Правительство совместно с церковью (а позднее и слившись с ней) искало более эффективные методы и формы христианизации коренного населения присоединенных территорий.

Историография миссионерской деятельности РПЦ среди сибирского коренного населения берет начало в XVIII в. Несмотря на достаточную изученность походных церквей на севере Сибири [Путевые журналы..., 2002; Сафронов, 1997; Со-фронов, 2005], деятельность православной церкви в Туруханском регионе и работа здесь походных церквей до сих пор не подвергались детальному исследованию [Выдрин, 2011].

Цель статьи - рассмотрение процесса формирования, функционирования и эволюции Турухан-ской походной церкви и ее сравнение с подобными церквями в соседних регионах во второй половине XIX - начале XX вв.

В конце XVIII - начале XIX вв. правительство начало организовывать походные церкви на севере Сибири. Первые сведения о походных церквях в Якутии относятся именно к рубежу XVI11—XIX вв.

Организация их в Якутии связана с именем уроженца г. Зашиверска протоирея Гр. Слепцова, которому, согласно особому указу Синода, было разрешено иметь походную утварь (ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 270. Л. 264-278). Служение Слепцова получило неоднозначную оценку в историографии. В 1899 г. в газете «Якутские епархиальные ведомости» в статье «Якутский веропроповедник протоиерей Григорий Слепцов» указывается, что миссионеры, и особенно Слепцов, занимались прежде всего «обогащением... своих собственных карманов» и разбором жалоб между инородцами. Такой позиции придерживаются и некоторые современные исследователи [Старостина, 2004].

Указом Синода в 1844 г. в Якутском крае были созданы две походные церкви - Николаевская и Благовещенская - с резиденцией в г. Якутске. Сооружены специальные тележки, на которых их разместили. Главной фукнцией походных причтов являлось приобщение к православию жителей отдаленных территорий.

Сорок три года из полувекового служения первого епископа Якутского и Вилюйского Дионисия (Хитрова) было посвящено миссионерству. За десять лет служения при походных церквях им были

совершены путешествия в 10 тыс. верст. В 1845 г. Николаевская походная церковь, при которой служил священник о. Дмитрий, совершила путь к охотским тунгусам, впервые увидевшим чин христианского богослужения.

Толчком к активизации миссионерской деятельности на севере Западной Сибири послужила проводившаяся в 1847 г. ревизия Министерства государственных имуществ. Часть материалов ревизии была направлена в Св. Синод. В них, в частности, сообщалось о несоответствии в Западной Сибири числа православных церквей количеству прихожан и территорий, на которых они проживали, о низком уровне образованности духовенства и о том, что довольно значительная часть туземного населения все еще «подвержены буддизму и шаманизму» (ГАКК. Ф. 156. Оп. 25. Д. 77. Л. 8).

В 1854 г. была возобновлена деятельность Обдорской (Низовой) духовной миссии. Миссионерами были назначены уже служивший в это время (с 1846) священник Обдорской Петропавловской церкви Петр Александрович Попов и вновь назначенный в ту же церковь вторым священником Дмитрий Алексеевич Попов. Миссия получила походную церковь - это было сооружение, мало чем отличающееся от «инородческого» чума конструктивно, стой лишь разницей, что обтянули его парусиной, а не берестой или «звериными шкурами», как у аборигенов. Колокол, собирающий прихожан-кочевников, крепился на специальных распорках. Все это хозяйство было разборным и укладывалось в лодку или нарты. Первая обдорская походная церковь выглядела так: это была палатка «...из ревендука1 с такою же ре-вендушную крышею на железных дугах, удобная разлагаемая по местам, где предложено совершить богослужение... В ней иконостас из легких складных брусков, иконы... написанные на полотне... Всех икон православных 14, сверх того на царских вратах Всевидящее око и над престолом Святой Дух в виде голубя, резанный из дерева. Посеребренный. Иконостас по местам золоченный» (Путевые журналы..., 2002, с. 8]. В журналах миссионеров отмечается, каким действенным орудием проповеди христианства было то нехитрое сооружение.

1 Ревендук (ревентух) -толстое парусиновое полотно для солдатских палаток, парусов.

Предполагалось, что миссионеры с походной церковью будут передвигаться на «подводах», выделенных инородцами, но эта затея провалилась Язычники всячески уклонялись от самообслуживания в деле их христианского просвещения. Поэтому миссионеры завели оленье стадо, приобрели несколько чумов, нарты и лодку.

В 1867 г. по решению Св. Синода в Обдорске была устроена вторая походная церковь в честь Богоявления Господня и учреждены два стана: Обдор-ский и Тазовский. В Тазовский стан был направлен иеромонах Соловецкого монастыря Иринарх (Иван Яхонтов), в прошлом выпускник Тобольской духовной семинарии. Но далее Обдорска он не выезжал, а в 1869 г. покинул северную миссию [Там же].

Христианизация севера Приенисейской Сибири началась с основанием первого форпоста русских в Сибири - Мангазеи. Первоначально этот процесс осуществляли приходские священники, основной функцией которых было обслуживание русского населения.

Почти одновременно с организацией походных церквей в Якутии и Западной Сибири (с 1846) начался процесс организации миссии на севере Приенисейского края, который завершился в 1850 г. организацией Туруханской миссии. Первоначально, в 1840-е гг. предполагалось учреждение трех походных церквей в Туруханском крае - на месте Мангазеи, на Толстоносовском станке и в местности Авам (ГАКК. Ф. 397. Оп. 1. Д. 5. Л. 186-188). Но данный проект не согласовался с правительственными целями.

Дело в том, что организация походной церкви в Туруханском крае началась после обращения тунгусов в 1846 г., живших по реке Нижняя Тунгуска, с просьбой принять их в христианство, а данный проект вообще обходил стороной эту территорию. Естественно, было бы большим плюсом организовать несколько походных церквей в Туруханском крае, ведь, несмотря на активную деятельность приходских священников по христианизации местного населения, они действовали эпизодически. Помимо этого, в 1847 г. были начаты проектные работы по сооружению стационарной церкви на р. Нижняя Тунгуска, но пока они шли, инородцы покинули данную местность (ГАКК. Ф. 397. Оп. 1. Д. 5. Л. 170).

В 1852 г. миссия получила Троицкою походную

церковь, которая была куплена на средства купца Александра Шушляева и доставлена из г. Томска (ГАКК. Ф. 397. On. 1. Д. 5. Л. 388). Причем точно такая же по устройству церковь была куплена тем же купцом для нужд Алтайской духовной миссии (ГУ ГАТО. Ф. 170. Оп. 11. Д. 801. Л. 66). В отличие от походных церквей Обдорской миссии и Якутской области, она была неудобна в обращении: «Походная церковь так велика и так отягощена множеством стоек и перекладин, что не была употреблена ни единожды в путешествии миссионеров по стойбищам инородцев» (ГАКК. Ф. 397. On. 1. Д. 5. Л. 388).

Сами священники Туруханской миссии признавали, что если даже церковь была бы удобнее (наподобие «офицерской палатки»), все равно она была бы неудобна для транспортировки, так как «сани употребляются мало, ездят на собаках, дорог нет. Одну церковь надлежало бы везти на трех возках» (ГАКК. Ф. 397. On. 1. Д. 5. Л. 388). Плюс к этому, чтобы ее поставить, нужно было не менее 10 человек, которые не всегда могли быть под рукой миссионера. В 1850-е гг. появлялись проекты улучшения походной церкви. Так, в 1854 г. благочинный Туруханского края Иов Словцов предлагал поместить ее на лодку: «Принятие церкви и причта на казенные лодки, следующие в Тунгуску» (ГАКК. Ф. 397. On. 1. Д. 5. С. 152 об.). Туруханская походная церковь была перемещена лишь однажды в 1871 г. к оз. Ессей, где ее и оставили.

Процесс организации Туруханской походной церкви был долгим и отчасти непоследовательным и непродуманным. Стоит только обратить внимание на то, что указ об учреждении миссии вышел в 1850 г., а де-факто миссия начала действовать только в 1852 г., когда набрали штат в миссию. Помимо этого, организация Туруханской миссии столкнулась со множеством других трудностей: проблемы финансирования, переводчика, самой походной церкви. Несмотря на все эти проблемы, первые священники Туруханской миссии - Иоанн Зе-ленецкий и Илия Новоспасский, совершая поездки по Туруханскому краю с целью крещения местного населения, оставили бесценные сведения об этнографии, истории и географии региона.

В 1861 г. была образована отдельная Енисейская епархия. Епархиальное начальство стремилось поддерживать миссионерскую деятельность

в Туруханской крае, хотя мер к улучшению походной церкви не предпринимало. Первый епископ Енисейский Никодим в 1867 г. писал относительно миссионерства в Туруханском крае: «Миссионер должен устремляться туда, куда не проникал приходской священник, или же давно там не был и всегда по предварительному с ним согласию... Всякая поездка должна быть описана в подробности» (ГАКК. Ф. 397. Оп. 1. Д. 5. С. 53).

Уже в 1860-е гг. начались разговоры о ликвидации миссии и походной церкви в связи с ее неэффективностью. Благочинный Иконников в 1864 г. писал, что если край разделен на 5 приходов, то деятельность отдельных миссионеров не имеет смысла. Он считал, что Туруханская миссия выполнила свою функцию по крещению инородцев, кочующих по р. Нижняя Тунгуска. Ведь в середине 1860-х гг. тунгусов там уже не было, так как был упразднен хлебный магазин, к которому и выходило местное население (ГАКК. Ф. 74. Оп. 1. Д. 522. Л. 14).

В итоге Туруханская миссия и походная церковь были упразднены в 1873 г. При этом функции походной церкви были возложены на приходских священников, которых снабдили походной церковной утварью.

В конце XIX в. правительство перешло к другим методам обращения инородцев в православие. Было принято решение отказаться от походных церквей и перейти к массированному строительству церквей и часовен. В достаточном объеме это было осуществлено в Якутском крае, где к 1914 г. было построено 94 новых церкви [Юрганова, 2005, с. 139], но это скорее личная заслуга архиепископа Иннокентия (Вениаминова). Что же касается Обдорского края и севера Приенисейской Сибири, то строительство церквей и часовен там шло медленнее. Так, в Туруханском крае к 1917 г. было 6 церквей и 5 часовен2.

В целом же, организация походных церквей была эффективным методом крещения инородческого населения на севере Сибири. Результат работы этих церквей напрямую зависел от ее организации и устройства. Естественно, нужно учитывать и субъективный фактор, который сыграл большую роль в Якутской области. Нельзя забывать и о размерах территорий, где действовали миссионеры

2 По площади Туруханский край не намного уступает Якутской области.

В заключение хочется отметить, что наиболее продуктивным способом христианизации коренных народов севера Сибири было сочетание походных церквей и организации стационарных церквей и часовен. Здесь можно привести пример Якутии, на территории которой к 1917 г. было 100 % крещеных инородцев.

После ликвидации походных церквей процесс христианизации не улучшился. Дело в том, что приходские священники, на которых были возложены миссионерские обязанности, должны были выполнять массу функций. Помимо обслуживания приходского населения, они должны были совершать миссионерские поездки, вести путевые журналы, изучать местные языки и так далее. Именно поэтому, христианские миссии (даже без походных церквей) продолжали действовать вплоть до 1917 г.3

Список сокращений

1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

2. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

3. ГАТО-Государственный архив Томской области.

4. ГУ ГАТО - Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске».

Библиографический список

1. Выдрин Е.В. Территория действия Турухан-ской православной миссии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т .2. С. 118-122.

2. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.). Тюмень, 2002.

3. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М., 1997.

4. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв.: автореф. дис.... д-ра. ист. наук. Барнаул, 2007.

5. Сафронов В.Ю. Три века сибирского миссионерства. Тобольск, 2005.

6. Старостина М.И. Деятельность протоиерея Григория Слепцова в Староколымском комиссарстве. Якутск, 2004.

7. Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск, 2005.

Обдорская миссия была ликвидирована только в 1915 г., а в Туру-ханском крае в 1902 г. Была учреждена должность особого миссионера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.