Территории
инновационного развития опыт РЕГИОНОВ
<< Е. А. ЛУРЬЕ
директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Переход экономики на инновационный путь развития, осуществление инновационного прорыва в высокотехнологичное международное сообщество — задачи, которые поставлены руководителями государства, — в равной степени призваны решать регионы, муниципальные образования, научные организации, вузы, предприятия и, соответственно, определять пути выхода на новый уровень развития и обновления. особенно актуальна эта задача для регионов россии. Процессы глобализации усилили роль территорий и представили их в новом качестве непосредственных участников инновационных преобразований. создание территорий инновационного развития и первых базовых моделей новой экономики — это ответ на вызов времени.
опыт 19 территорий инновационного развития регионов россии — лучшее подтверждение этому важному положению новой экономики.
Transfer of our economy to the innovation development, innovation
BURSTING INTO THE HIGH-TECH INTERNATIONAL SOCIETY — THESE ARE THE TASKS THAT
have been set by the leaders of our state. These tasks have to be solved by
REGIONS, MUNICIPAL STRUCTURES, SCIENTIFIC ORGANIZATIONS, INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND ENTERPRISES. ACCORDINGLY, THEY HAvE TO LOOK FOR THE WAY OUT TO A NEW STAGE OF THE DEvELOPMENT AND REGENERATION. FOR THE REGIONS OF
Russia this task is especially actual. Globalization processes have increased
THE ROLE OF REGIONS AND PRESENTED THEM AS THE DIRECT PAR-TICIPANTS IN THE
innovation transformations. Creating the territories of the innovative development AND THE FIRST BASIC MODELS OF NEW ECONOMY IS A REPLY TO THE DEMANDS OF PRESENT TIME.
Experience of 19 territories of the innovative development in Russian
REGIONS CONFIRMS THIS IMPORTANT CONDITION OF NEW ECONOMY.
В течение ряда лет Тверской Инноцентр при поддержке Министерства образования и науки РФ участвует в разработке научных основ сотрудничества высшей школы и регионов в области науки и образования, восстановлении основных ориентиров федерально-региональной научно-технической и инновационной политики, направленной на развитие регионов и утверждение
их особой роли на этапе перехода к инновационной экономике, подтверждение статуса высшей школы как основного государственного института, представленного на всей территории России и располагающего значительным интеллектуальным потенциалом развития на региональном уровне.
Системное научно-методическое сопровождение процессов инновационных преобразований,
которые осуществлялись в регионах, было определено в качестве основного инструмента анализа и обобщения опыта развития территорий.
Среди других инструментов системы слежения и представления динамики инновационного развития территорий — ежегодные декабрьские научно-практические конференции в Твери с широким участием регионов и высшей шко-лы1; издание тематической серии сборников по проблеме и их передача в администрации субъектов РФ; активное участие Тверского Инноцентра в региональных инновационных форумах и др.
Мы ввели условное понятие «территория инновационного развития», а в дальнейшем, с целью отражения их различий, — понятие «модель территории инновационного развития», формируемой в границах субъектов РФ.
Понятие «территория инновационного развития» — это не синоним «региональной инновационной системы», оно значительно шире. это понятие, отражающее общий вектор развития региона, все сферы деятельности, участвующие в процессах инновационных преобразований и представляемые, соответственно, в плановых, финансовых и других
1 XVII конференция состоится 9-10 декабря 2008 г., тема конференции — «Программная основа федерально-региональной политики — в числе приоритетов инновационного общества».
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II 2008
■ Рис. 1. Территории инновационного развития; опыт регионов
документах, регламентирующих основные направления развития территорий. При этом общество не только воспринимает программу обновления, но и считает ее крайне важной на этапе перехода к новой экономике.
Сегодня мы представляем 19 территорий инновационного развития регионов России, которые выделяются, наряду с другими, по динамике инновационных процессов, по новшествам, которые они осваивают, по их влиянию на общие показатели развития территории (рис. 1).
Так получилось, что они неравномерно представлены в федеральных округах — их больше в Приволжском, Сибирском, центральном. Мы прекрасно понимаем, что наш анализ отражает какую-то часть опыта инновационного развития, которое сегодня характерно для большинства регионов России, и заранее благодарны тем, кто дополнит нашу базу данных и представит новые территории, ко-
торые отвечают высокому статусу инновационных.
Мы не сразу пришли к цифре 19. В первой группе в 2001-2002 годах их было 5, затем, с годами, стала заметнее динамика инновационных процессов, которые сегодня характерны для многих регионов.
Уже первые результаты анализа и сопровождения отдельных территорий позволили выделить группу признаков, которые являются общими для всех территорий, и, соответственно, группу признаков, которые отличают каждую из них. Именно на это мы обратили
особое внимание. Многообразие инновационных процессов отразилось в полной мере: каждая территория формировала по-своему ту или иную модель инновационного развития, предлагая отличные от других инновационные решения, показывая различие подходов к проблеме, к выбору приоритетов.
Что оказалось общими, во многом определяющими признаками для всех без исключения территорий?
В первую очередь это административный ресурс, его умелое использование для создания благоприятных условий развития и стимулирования инновационных процессов. В сфере инноваций, особенно на этапе их становления, административный ресурс во многом определяет динамику развития регионов.
Не менее важен менталитет общества, уровень его восприимчивости к нововведениям, готовность к инновационным преобразованиям, освоению особой инновационной культуры. Восприятие новшеств и активное участие каждого
предприятия, вуза, научной организации, органа государственного управления в процессах обновления — важнейший, базовый признак территории инновационного развития.
Общим определяющим признаком является разработка прогноза, концепции, стратегии, программы инновационного развития как основы социально-экономических преобразований и выхода региона в новую экономику.
Прогнозные оценки, использование современных аналитических, экспертных систем, методов swot-анализа и других инструментов обобщения лучшего отечественного и зарубежного опыта — одно из важнейших условий развития инновационных процессов.
Общим является активное привлечение к разработке проблемы и формированию территории инновационного развития научнообразовательного комплекса региона, объединение с целью решения этой задачи интеллектуального потенциала высшей школы, академической и отраслевой науки.
И еще один общий и важный признак — оценка влияния создаваемой инновационной системы на основные показатели развития региона и его утверждение на новом, более высоком уровне развития.
Наряду с общими признаками каждая территория предлагает свои подходы, решения, которые служат своеобразными «точками роста» в процессе инновационного развития региона. Условно можно выделить основные векторы развития, которые выполняют особую роль на этапе преобразований и отражают особенности, опыт, потенциал территорий.
Для Томска таким значимым вектором стали ежегодные Всеси-бирские инновационные форумы, которые (11-й год подряд!) проводит администрация области с широким участием научно-образовательного комплекса и бизнес-сообщества.
Для Московской области это создание промышленных округов и технопарков различной типологии в границах муниципальных образований и выполнение пилотного
Территориальные инновационные модели Санкт-Петербурга
Уральская модель отраслевых инновационных комплексов
Липецкая модель научно-производственного развития региона
проекта по практической реализации элементов национальной инновационной системы.
Для Урала — региональные промышленные холдинги с широким участием отраслевой науки и промышленные парки.
Для Липецка — региональные экономические зоны различной типологии.
Для Саратова — региональные научно-технологические кластеры в области биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий.
Для Белгорода — региональная программа развития наноиндустрии и определение роли высшей школы в ее реализации.
Для Самары — кластерная политика как основа развития региона и т.д.
Регионы — основная инновационная среда, технологические площадки для обновления. В инновационной экономике регионы призваны занять особое положение. Сегодня они — непосредственные участники создания
особых экономических зон, технопарков высоких технологий, территориально-производственных и инновационных кластеров. С их участием реализуются программы приграничного развития на основе сотрудничества с АТЭС и Европейским Союзом. Создаются региональные инновационные терминалы, инновационные полигоны, зоны интенсивного роста, формируются региональные корпорации развития на условиях партнерства государства и бизнеса, крупнейшими региональными центрами инновационного развития становятся федеральные университеты.
На очереди — развитие венчурной индустрии, создание региональных инновационных фондов и других представительств новых финансовых институтов, созданных в том числе для поддержки инноваций.
Региональные научно-технические комплексы — важнейшая составляющая национальной инновационной системы.
Такова сегодня многофункциональная и динамичная инновационная среда регионов.
Томская область — базовая модель новой экономики России
На рубеже тысячелетий Томская область в числе первых в России определила для себя приоритеты инновационного пути развития. Томск начал тогда, когда еще велись дискуссии о том, что такое «инновации» и далеко не все могли убедительно раскрыть сущность как будто нового понятия. Томск одним из первых признал необходимость процессов обновления как основу инновационной политики и, что особенно важно, избрал в качестве инструмента проведение Всеси-бирских инновационных форумов. Они выдержали этот жесткий режим ежегодных встреч на томской площадке, которая по своему уровню и значению, по всеобщему признанию, стала всероссийской.
Саратовская модель высокотехнологичных инновационных кластеров
Рсмнальим праграыиа. разным наниик-аустрнн на веке вс интеграции науин. □йрнэпванлн и Эчтвеа — * чнепе вениань к а бенто*одиРй обпита
Ркапнляцнл ыеннкзна гпсудлрственнс1 частно™ нацтнерства высшей шил»!
И (¡*1ИЕ(-КЮ&ЩВСТН регианл
Бшаррдсин пелапной фонд поддержка ■галйгО прсдпиииннатЕльсгьа (С Ойьеиви ин 1Р1Л): м.нлн сир п алии» и Оизнгсинку&лдрпанлч инаднцнтнРГР бизнеса 300 или ру4. В гоя)
Анаши к прЕДС1авлемн'! сферы наукпЕнтш (иЗиеса в гветав« зыншмнки регнвна
БеюАрояяий ремонэрьиый мкшифунщнияальный инфрйс труп урны н ишплскс пвмеркии науки а нннввлци»
Утаермценне белг«ррдс*рй Р&впсти ■ I ОДНОГО ИЗ (ШО*Ы< (ИГИРНаЯНШ* цеШЦО* НЗуН И ПОЛДСЛ*Ш цнтслпекгп
и 9ЛГирУ{\аШ ШЦИЛЬ
¡ааиила нииоинмег'мн
РсГиспал ьмьгн цсчгр итешгстуапьнйй
С4]^ГТВСННЦСТИ
Генина ПЛ«П1РККГ'НБ ПО лрпкэвррс1ву няноиатериалрп и пррдунилн. спэллеапнпн "П ПСН О эе НаМ1*ИШЯОПШ [ЬеаГУ)
Кпасгеркач система лепЦгрывнВП? иендинрнишнарщЛ пройессквчлльчаго образовании в рблвега рзараввии и ревренин нашсгрцитудны* макриарве н тешррвгий
ЭкрТеккрЛолк -Сктсград- - твимлогичмкаа деревня н рЕгионтный Яизмес-ценир 1Н освоению инчанаичонньи теинопвгчн н интеллект уальнвиу траязту
Регнонапьные центры инновационны) тсшлплгии ■ лром||11рпЕннрстн. АПН. строитвтегве. созданные на (¡азе а при региркэ
РВЛОНЭРЬНЫЙ ииНОЛПЦН^НРПГВ1НПППГИ'<ПГ:КИЙ
йамес-цемтр >Стратег»чес*а» ннлциыи№
Мекдуна* одный втроатеаьчый цпльтсп Еврорегчша 'Харьков ^ппгоргг." ■Сяр(в)мнщ|на-
В прошлом году мы отмечали уже первый «маленький» юбилей — проведение X Томского инновационного форума. это по-своему подвиг в сфере инновационного развития и региональной инновационной политики.
За эти годы в Томске сформировалось особое гражданское сообщество, в котором наука и образование считаются самым пре-
стижным и перспективным делом. Сложился особый климат, появилась восприимчивость к новшествам, а главное — готовность непосредственно участвовать в решении инновационных задач. Таков сегодня менталитет общества в Томске, и в этом одно из важнейших условий успеха. Наука и образование уже многие десятилетия пользуются особым вниманием и
поддержкой в обществе, что подтверждается образом жизни и повседневной деятельностью.
В этих условиях приобрела особое значение активная позиция администрации, ее умелое использование устремлений и основных ориентиров общества на обновление и выход на новые рубежи развития.
Административный ресурс и его использование в новой эко-
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II 2008
Калужская модель инновационного развития региона
нонщпцип ииновицилниого развития Калужской оьпйСТи -— 2007
ПРВТРДНМКЛ : ОСНОВА РАЗБИТИИ РЕГИОНА
ФР АН Н О- РОССИ И С Н НИ Л РВ ЕНТ РАЗВКТИ Я
нинввдционнии инфраструктуры
БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ сети трансфера и КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ текнопогийіголооная организация)
федеральный ТЕПЛ л пар к БЫЁОНИИ НКН9Л0ГИН ''ОБННМСК■!, РЕГИВНАЛЬИАЯ СЕТЬ ЛРОМ ЫШЛЕККЫ К ТЕ КИОЛА РКО В
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА ншннски — ВЕРВИЯ и БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИИ Б МАЛЫЕ лредлгкятнп научнл-техничевной СФЕРЫ КШКСНВЙ ЛИ АСТИ
ТЕЫШО'БНЕДРЕНЧЕШЯ ЗОНА БИ 0 Ф АРИ А о ЕВ ГИЧІ Е НОЙ НАПРАВЛЕННАста
СИСТЕМА ПОДЕ ВТ Л В КИ НАДР ВВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО* СФЕ РЫВ РАМН и РОССИ НСН Л-ШВЕ ДО ЙОГО II РОЕН ТА 6В0ІН— ШІМ
ж
региональным мнновационмын &анм данных л л новым раз раб от НАМ, проектам и инновационной продукции
' Піьшнв ЙЫР ^ 1
Россиико-*инснкк ПРОЕКТ иМекедшмеіт бы СО нни ТЕХНОЛОГИИ!! І ир^ч. ’зЯ Ґ^Л РЕГИОНАЛЬНЫ СЕТЬ СТУДЕЛЧЕОННХ, ТЕАНОЛОЕНЧЕСШИ ЧАСТНОГО БНЭНЕС-ННМБАТОРВВ (6]
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ п ИН ИОВ д цн о н н ы и лотенцнал и Апижскан оьлдотиі) научный к н кковаіі НОНН ыи потенциал капуйской обоасти
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II 2008
Участие ■ с ©с га*? основных раїрабогчикОв, региона,1\ънон инновационной политики, направленной на динамичное иннеюцнонное развитие кластерных Систем и нк утверждение на международных рынках ■ысокатехналогччиой продукции
а основе стратегии раз«нти* Сибирского федерального университета саідание ямлающихсв и^овацнонных дос тижений и прорыв ■ инновацнанным решенивх
Согласование деятельности и сатрудпччество университета с Приоритетными клас тсрал»и И их научно‘ Образока тельное сопровождение. є целью повышения
КОККУРЄНТОСПОСОв«ОЄ1И Р^ГМСННС
Мп хани^м улра ыемив интеллектуальной собственность», -раисферо и коммерциализации технологии, результатов. НиОЯР на региональном. федеральном и международном уравняв Региональны? базы данных по проблеме
красноярский краевой фонд науки («посевноев ф*нансиро«аиие|
И нвес тициоииый фонд венчурного, финансировании
Целевая ориентация Сибирского федерального университета иа участи* и содействие ісоциально-
экономическом развитии Красноярского края и 0и6*0 иа осной# кіанмоденстенк н сотрудничества С бизнес-сообществам
Федеральный сибирский университет -региональный центр координации и формирования территории инновационного развития (Красноярская модель)
Проведение научны« не следований, раїработка и освоение инновационных технологий, соответствующих потребностям приоритетных кластеров Н ЭКОНОМИКС кров на основе партнерских отношений с предприятиями региона и ведущими юру^ежными компаниями
Создание цен трав инфраструктурной поддержки науки к университетской среде, выполняющих функции баювыя і »аномике края Активное содействие и реализация проектов по созданию (с использованием венчурное калнгалаї) сильных кампаний — нацнанальных лидеров конкурентоспособны* на международных рыккан ВЫСОКИХ іекнолоінн
Основные направления влияния СФУ на развитие кластера« и стимулирование инновационных процессов в крае: подготовка кадров макого уровне; долгосрочные партнерские отношения е бизнесом; разработка основ инновационной политики; разработка и ^освоение инновационных технологий^
Создание цеичрав компетенции в целях соденсіви* разробаїке и освоению выдающихся нНиоВациОнНЫХ решений в широком спектре областей на основе партнере кик отношений с представителями государственною и час тноіо сектора экономики
------------------------------------■■
Создание междисциплинарных центров превосходства на основе моделей сотрудничества с бизнес-
СООбщоС ГВОм ДЛЯ ПОддерЖкн раЗвиI пй приоритетных кластеров и ■юимодейс т*ив между ними
Региональный информационный портал с открытым доступом сообществу студента«, исследователей, администрации деловых партнера« н саемес тной реализации бизнес-проектов
Региональный центр молодежных инновации представляющий новые технологии., освоенные с участим студентов
Инновационная модель развития Камчатки — форпоста России в АТР
Технополис и территории инновационного развития Хабаровского края
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II 2008
в с осте РФ
регион альныв гтно-шкышленныв зоны
Рвгнокапьныанауцнв-
ТЄКН О ЛОГИЧЕСКИЕ ИЛаСТВОЫ
соэдавввмывтсповилх
статистикаиннлвацнй^
Транспорт ыв коридоры
Угверигдекие і. Твери мах крупного неги он а ль нога центра высоких технологи н на шормщдомон Иннов а ц но н н о її оси Мос я вз-Са ннт
петервурт
Верхневолжская
территории
инновационною
развития
Сфе р а в ы ссн отеки о логи чн ых.
онапьнон
киФігаструктупьі
Инновационные основы развития муннцилагьньтя
иигнаучно-текницвсшси
Тверской о В ласти
В веки ев о пшена в .■высокотехнологичная
комплекса действующая на усповмяк вутсорсвнтв
Н аучко-ир о мь ш п вннь їй і еннопар н
партнерами
Нижегородская модель развития — головное звено Приволжской сети
Республиканская модель инновационного развития Татарстана
Зеленоград — Российский цвнтл ыннраэпвнтронннн к нанотехнологии
ІЛНВЄРСНТВТСНИИ ИЛЇ'ІНО ИННРВРЦНРННЫЙ Н0МЛЛЄНС
ИНН — І в Дігщв« я вв НО" В иннаяациониам ср>дл нпл
Осо&аа аконвмнчесиап
9«НІ ТЇЇЧИНЦ-
■ диєнигенііа типа »Зелакаграді
Псі да всі мины* н*к*мык цс-итр Российской Федерации ПІК :ЇРИНПЛаШЧЄЕНИИ центр ИМІТі
Фон мит» їм ио ТЄЦ0НІ4|1НИИЬНв-
итиаслесигя кластера
Текнопогииескпг деревна
мит
Снегом а по дяе ріики чяуковмнвів Ьначосз на линигнии сидиш ВНЭВН1ННКВМПЯННН
МЭДЙЙИг) [ШЇШЛіОі І' С39ІО
Ерэдяннв и развитие ЧИЯ и вішгніївпвіигіедсш нтвемнан в радники а области микразленграннкн
Р( ГКО на л ьнад ни н о а і ц и ан нл а инфраструктура окцмга. создаваемая на скств инвн веков о [твіивпярнн, ИТЦ.
єириєс-иимія імн, цтт. ціп. щина
центры. Ценды и др.]
Свті ИТЦ РКСИИ
Сіть н а у нна - аіі р* ю іа ге л ьньіі цантрок по дгатоани и ■яряпядіртяярн кядрья, создаяземык совместно с зяруВежными лам ріннями — лидерами а области икнрвэнвнтрвннвн
Сіакнілнінреммнаа тшініавин •Зеленаїрад-іі. создаваемаа а интелесая леддержни к стннілирряяниимаплга В и з неся н располагающая нвнл пенсом зданий пртіодшіннрп ивракіерз апоиіадьміООімс. кі. н.
З е ла но г ра дсяи и т ер ритор на ль нын центр ряавити* предпринимательства н пвд де шип и мал рів 9кэнвсв (Агентстве Мини инпаньныи Ліон д. Центи нрв длрннкмаїооьсівв. фийняі ТИ. ьиіиее-иннуватовм др.]
Центры дорнироіянна камрітінрий а о!) ла стн в вн втеїн в лв гин, минлосистяшнон твінквн, ГТ, алАвтрвкивн н Анзнвс-нннтЬирвваннв ніпьіігніігкоємкні фирч
Инновационные основы развития Ставропольского края
номике до сих пор требует особой поддержки и обоснования. Но становление и развитие инновационных систем, утверждение регионов как непосредственных участников инновационных процессов объективно подтверждают значимость и степень влияния административного ресурса на решение новых задач, осуществление инновационного прорыва и интеграцию в мировое высокотехнологичное сообщество.
Так, на примере Томска отчетливо проявились значимость общих, обязательных признаков территории инновационного развития и условия ее успешного формирования на этапе реформ: административный ресурс, менталитет общества, приоритеты науки и образования и достижение на этой основе конечной цели — усиления влияний инновационной среды на экономику региона (рис. 2).
Губернатор области Виктор Мельхиорович Кресс, его заместитель Владислав Зинченко, курирующий вопросы науки и образования, возглавили это важное направление развития региона и
придали ему необходимое ускорение. Первыми помощниками в этом новом деле стали ректоры трех ведущих вузов страны — Георгий Майер, Юрий Похолков, Анатолий Кобзев, председатель президиума Томского научного центра СО РАН Сергей Псахье, ведущие представители бизнес-сообщества.
Ежегодные всесибирские инновационные форумы стали важным инструментом в реализации инновационной политики администрации области и научно-образовательного общества, действенной формой анализа и обобщения опыта международного сотрудничества, экспериментальной площадкой, на которой впервые представляются для широкого использования новые подходы поддержки и стимулирования инновационных процессов, новые организационные решения в развитии инновационной инфраструктуры и формировании инновационной среды.
Все эти годы Тверской Инно-Центр сопровождал эту уникальную «историю успеха». На всех
этапах развития Томской модели территории инновационного развития мы использовали все возможности для широкого представления их опыта как первой в России базовой модели новой экономики.
Материалы томских инновационных форумов за последние 4 года записаны и изданы для широкого ознакомления и практического использования в регионах России и научно-образовательном комплексе.
Сборники тематической серии по материалам VII, VIII, IX и X форумов направлялись в администрации субъектов РФ, в федеральные ведомства и агентства, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, в высшие учебные заведения (рис. 3).
Тверской Инноцентр связывает с томскими коллегами многолетнее сотрудничество, начало которому было положено в 1978 году. На этом пути было немало знаковых дел: участие в создании одного из первых в России технопарков, первого межвузовского центра обслуживания научных исследований,
■ Рис. 2. Томская модель территории инновационного развития
■ Рис. 3
Томского межвузовского экспериментально-производственного комплекса и других.
Все эти годы Томск сохранял позиции лидера в сфере науки, образования, ведении активной научно-производственной деятельности.
Таким он будет всегда!
Индикаторы развития регионов
Система индикаторов используется для оценки влияния достигнутого уровня инновационной среды, инновационного потенциала, реализации инновационной политики на развитие региона и утверждение его как одного из ве-
дущих российских и международных центров новой экономики.
Среди индикаторов: уровень наукоемкости территорий (соотношение затрат и состава персонала); рост нематериальных активов в структуре основных фондов; развитие сферы высокотехнологичных и других видов услуг (% в составе ВРП); достигнутый уровень конкурентоспособности (по экспортным показателям, импортозамещению); развитие сферы специального образования и подготовки специалистов в области инновационного менеджмента и др. (рис. 4).
По ряду базовых показателей их значение оценивается в % по отношению к ВРП.
К сожалению, государственная система статистики инновационного развития региона требует существенной корректировки.2 Она не предусматривает системную оценку инновационного потенци-
ала, формирования региональной инновационной инфраструктуры, представление сферы высокотехнологичных, научно-технических, инжиниринговых, информационных и других видов услуг, оценки влияния на развитие инновационной среды новых институтов и механизмов взаимодействия государства и бизнеса в сфере инноваций, таких как особые экономические зоны, технопарки высоких технологий, кластерные системы и другие центры с высокой концентрацией научно-технического потенциала, которые устанавливают новые ориентиры высокотехнологичного развития и содействуют развитию инновационной культуры.
На рис. 5 в качестве примера приведены показатели инновационного развития экономики Томской области — итоговые обобщения по 2007 году.3
2 Форма-2 наука НТК, единовременное «Сведения об организации научно-технического комплекса субъекта РФ».
3 Доклады В. И. Зинченко по Томской модели на X форуме и в Твери в 2007 г.
В заключение я не могу не сказать много добрых слов о непосредственных участниках этой большой работы, тех, кто заинтересованно и со знанием дела представлял свои регионы, отмечал их особенности, ориентиры развития. Я не могу назвать всех поименно в статье журнала, но они будут представлены в тематическом сборнике по проблеме, подготовка к изданию которого завершается Тверским Инноцентром в настоящее время.
Среди них — заместители глав администраций и правительств регионов, министры образования, науки, экономики, руководители департаментов, управлений и комитетов, ректоры и проректоры по научной работе вузов, руководители научных организаций и инновационных центров, представители бизнес-сообщества.
Мы рассматриваем их не просто как участников анализа и
■ Рис. 4. Интегральные индикаторы инновационного развития региона -количественные показатели влияния инновационной среды
обобщения опыта регионов, а как наших соавторов, членов единого авторского коллектива, который сформировался за эти годы.
■ Рис. 5. Обобщенные показатели инновационного развития экономики. Томск 2007 г.