С. Кулаков
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
БРЕНДИНГ КАК
ИНСТРУМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗИТИВНОЙ
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
В данной статье проанализировал территориальный брендинг, как инструмент конструирования региональной политической идентичности. Проведено исследование актуальности и причин современной тенденции на повсеместную популярность брендинговых стратегий в российских регионах. Предоставлен обзор основных исследовательских позиций на предмет региональной идентичности и брендинга. Территориальный (региональный)
брендинг представлен в качестве одного из важнейший инструментов в руках властных элит субъектов РФ в области конструирования позитивной региональной политической идентичности, являющейся основой легитимации власти. Проанализированы формы и методы использования территориального брендинга региональными властными элитами, как ключевого инструмента формирования позитивной региональной идентичности. Территориальный бренд рассмотрен в качестве ключевого ценностно-эстетического ресурса продвижения территории в информационном пространстве. Изучена стратегия брендинга территории в Тамбовской области и рассмотрены примеры значимых имиджевых мероприятий. Доказана и продемонстрирована важность брендинга территории, а также процесса создания её имиджа для конструирования региональной политической идентичности. Выделены наиболее актуальные для элит политические
S. Kulakov
TERRITORIAL BRANDING AS A TOOL FOR THE FORMATION OF A POSITIVE REGIONAL POLITICAL IDENTITY
Abstract
This article analyzes the territorial branding as a tool for the construction of regional political identity. Studied of the relevance and causes of the current trend to the widespread popularity of branding strategies in the Russian regions. The review of the main research positions on the subject of regional identity and branding is given. Territorial (regional) branding is presented as one of the most important tools in the hands of the political elites of the Russian Federation in the field of construction of a positive regional political identity, which is the basis of the legitimacy of authority. The forms and methods of use of territorial branding by regional power elites as a key tool for the formation of positive regional identity are analyzed. The territorial brand is considered as a key value and aesthetic resource of territory promotion in the information space. The strategy of branding of the territory in the Tambov region is studied and examples of significant image actions are considered. The importance of branding of the territory, as well as the process of creating its image for the construction of regional political identity is proved and demonstrated. Selected most relevant to the elites of the political objectives of the brands in the territories. The methods of increasing the efficiency of regional branding are proposed. Territorial branding being an a tool for the formation of a positive regional political identity, is also an important means of information protection of the ruling elite
задачи брендов территорий. Предло- from political opponents. жены методы увеличения эффективности регионального брендинга. Территориальный брендинг являясь инструментом формирования позитивной региональной политической идентичности, выступает ещё и важным средством информационной защиты властной элиты от политических противников.
Ключевые слова:
политическая идентичность, бренды, региональные политические элиты, Тамбовская область, легитимация, ценностно-эстетический ресурс, имидж территории.
Key words:
political identity, brands, regional political elites, Tambov region, legitimation, value and aesthetic resource.
В настоящее время страны, регионы, города и даже посёлки активно соперничают друг с другом за привлечение экономических инвестиций, человеческого капитала, туристов, а также стремятся к росту занятости и благосостояния населения. Успех этой конкуренции зависит от того, насколько результативно используется его социально-экономический, политический и культурный потенциал. Работа по обеспечению конкурентоспособности региона - первоочередная цель администраций субъектов РФ и органов муниципального самоуправления. Поэтому главной целью является эффективное позиционирование вверенной территории в информационном пространстве и выстраивание обратной связи с общественностью. Для реализации этой задачи политические элиты всё чаще прибегают к технологиям создания собственных региональных брендов. Брендинг и маркетинг мест базируется на иных принципах нежели традиционные методы социально-экономического развития государств, регионов и населённых пунктов. Он раскрывает достоинства края на основе парадигм, возникших в бизнес-сообществе и основанных на принципе конкуренции [1, с. 467-468].
Сегодня практически в любом субъекте РФ можно найти местные бренды. Причинами широкой популярности брендинга являются борьба за привлечение инвестиций бюджетных средств, а также креативных людей, талантливых специалистов и менеджеров, - ключевого ресурса постиндустриальной экономики. Сегодня все российские регионы, города и другие населённые пункты пытаются создавать собственные местные бренды. У одних это получается хорошо, а у других значительно хуже. Несмотря ни
на что, указанная тенденция продолжает набирать обороты, а значит - не потеряет актуальности в ближайшие годы.
Широкое использование брендинговых стратегий, нацеленных на формирование региональной идентичности также актуально потому, что в советский период проводился курс на тотальную унификацию и российские территории стали «безликими». Это проявляется не только в отсутствии значимых социокультурных различий (за исключением национальных субъектов), но и существенной разницы в политических традициях, сознании и поведении. Региональные элиты, оказавшиеся в условиях небывалой ранее самостоятельности от Москвы и конкуренции групп, борющихся за власть, были вынуждены искать средства укрепления своего положения. Главным инструментом этого стала опора на формирование и укрепление территориальной политической идентичности.
В нынешних условиях политической конкуренции региональным властным элитам необходимы действенные способы усиления собственных позиций на вверенной им территории. Наиболее подходящим и мощным инструментом обеспечения данной задачи является региональный (территориальный) брендинг. Политика регионального брендинга призвана создавать образ успешной территории в информационном пространстве. Это необходимо не только для увеличения инвестиционной привлекательности субъекта, но и для повышения легитимности местных политических элит. Таким образом, брендинг в руках власти является главным инструментом конструирования позитивной региональной идентичности населения.
Брендинг регионов представляет собой целенаправленную политику, направленную на улучшение репутации территории, повышение её имиджевого статуса, создание положительных ассоциаций и образов у всех участников социально-экономических взаимоотношений и простых граждан. Бренд представляет собой очень разноплановый, искусственно создаваемый, эмоционально окрашенный образ, основанный на привлекательных чертах территории, как правило, лишённый прямого политического окраса. Он продвигается в СМИ, путём проведения местных фестивалей, празднеств, торжеств, создания и развития достопримечательностей. Руководство любого субъекта стремится максимально закрепиться в регионе и поддерживать на высоком уровне собственную легитимность в глазах жителей.
Первые прецеденты программ маркетинга государств, регионов и городов относятся к 1960-м гг. Уже в 1990-е гг. это стало общепринятой практикой. Фундаментальные исследования регионального брендинга стали появляться в науке с начала 2000-х гг. В 2002 г. британский политолог Саймон Анхольт начал применять термин «брендинг мест» в журнале «Брендинг мест и публичная дипломатия» (от англ. «Place Brandingand Public Diplomacy») [2]. В последние годы, в нашей стране исследования вопроса территориального брендинга, как средства идентичности также набирают популярность. Так, Т.Н. Якубова и А.П. Крюкова («Территориальный брендинг как инструмент развития региона», 2014), в своих работах акцентируют внимание на брендинге, как инструменте регионального развития [3, с. 485]. Т. Атаева известна изучением феномена брендов в субъектах РФ, как средства привлечения инвестиций [4, с. 71]. С.П. Поцелуев занимается анализом символических средств политики, как инструмента формирования идентичности [5, с. 136-137].
К сегодняшнему дню сформирована широкая научно-методическая база по изучению феномена региональной идентичности. В первую очередь необходимо отметить работы, которые посвящены общему анализу идентичности. Основополагающие теоретические вопросы, связанные с осмыслением идентичности представлены в работах Э. Эриксона, Дж. Герберта Мида, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Тэшфела и Дж. Тёрнера [6, с. 11 -12]. В их работах выделяется общее идейное направление о том, что сильная коллективная идентичность воспитывает чувство взаимной ответственности, побуждая привязанность и лояльность группе. Процесс становления социального «Я» с точки зрения конструирования реальности исследован в работе П. Бергера и Т. Лукмана. Во-вторых, это исследования, в которых проблема идентичности анализируется применительно к политическим сообществам, прежде всего, нациям. Классическим конструктивистским взглядом на данную проблему стала работа Б. Андерсона, обозначившая проблему воображаемости в качестве ключевой характеристики всех сообществ [7]. Вопросы символической сущности и анализа установления социальных структур с точки зрения магмы воображаемых социальных смыслов поставлены в исследованиях К. Касториа-диса [8, с. 185-186]. Выявлению роли «другого» в процессе конструирования национальной и идентичности посвящена работа И. Нойманна «Использование Другого: Образы Востока в формировании европейских
идентичностей». Исследование И. Нойманна примечательно ещё и тем, что автор применил конструктивистский подход при анализе формирования, как макрорегионов (Северная и Центральная Европа), так и к российским случаям, (на примере Башкортостана). Автор продемонстрировал, что региональная идентичность формируется согласно тем же принципам, что и национальная [9, с. 93 -94].
Целью настоящей статьи является подробное исследование регионального брендинга, как эффективного инструмента по формированию территориальной политической идентичности. В силу того, что в последние годы актуализированы вопросы эффективности политических элит субъектов Российской Федерации, происходит «погоня» за высоким рейтингом губернаторов, власти регионов пытаются различными способами закрепить своё положение и влияние. Поэтому целенаправленное конструирование брендов - узнаваемых символов, стало самым распространённым инструментом формирования региональной политической идентичности, основанной на признании текущего положения административных элит. Важной целью является проведение подробного анализа структуры и процесса брендообразования, чтобы понимать механизм конструирования региональной идентичности в подобных условиях.
В ходе написания данной работы изучалась научно-методическая литература по проблемам региональной идентичности и территориального брендинга. Большое внимание было уделено изучению статей зарубежных и отечественных учёных, занимающихся проблематикой брендинга и идентичности. Помимо того, были проанализированы публикации региональных средств массовой информации, содержащие, интервью с региональными политиками и новостные заметки о имиджевых и брендинговых событиях. На основании изученного материала были даны практико-ориентированные заключения.
Распространённые взгляды на предмет исследования
В российской науке не сложилось единого понимания региональной идентичности. Оно на сегодняшний день крайне множественно и выделять конкретные точки зрения в рамках настоящей статьи некорректно. Поэтом имеет смысл обозначить основные направления по данному вопросу.
Одни учёные понимают под ней системный комплекс культурных установок, связанных с понятием «малая родина» и являющийся признаком укоренённости. Отмечается, что региональная идентичность связывает в рамках тех или иных территорий, как местные проявления государственной идентичности, так и множественные локальные идентичности. При этом понятие не изучается как идентичность какого-либо уровня, считается, что такого рода разделение некорректно [10, с. 168-169]. В свою очередь, большая часть авторов склоняется к тому, что региональная (территориальная) идентичность является многоуровневым явлением. Локальное, региональное, национальное, расовое - все эти типы самосознания детерминирует разные формы территориальной идентичности [11, с. 13-14]. Регион является гомогенным пространством, выделенным самими людьми, имеющим физико-географическою, хозяйственную, этнокультурную и языковую общность, а также общность исторической судьбы.
Среди экспертов имеется множество серьёзных разногласий относительно понимания сущности региональных брендов, но все они сходятся в том, чем они не являются. Во-первых, они не являются лишь символами и знаками, отличающими одну территорию от другой. Во-вторых, название места не является его брендом. В отдельных случаях оно может отражать идентичность. В-третьих, местные товарные бренды не являются тождеством брендов региона. В-четвёртых, часто разногласий возникает по поводу определения носителей бренда. С одной стороны, носителем является сам субъект федерации, тогда как с другой - его население.
Бренд как ценностно-эстетический ресурс продвижения
территории
Варианты трактовок понятия «бренд» многообразны. Обратимся к мнению Д.В. Визгалова, видного российского специалиста по брендингу мест. Он выделил следующие атрибуты бренда города, которые вполне можно экстраполировать на регион:
- конкурентная идентичность города;
- бренд отражает не просто уникальность города на основе позитивных ассоциаций, - это прямое формирование данных ассоциаций;
- бренд является многомерным конструктом, состоящим из функциональных, эмоциональных и материальных компонентов, которые вместе выстраивают уникальный комплекс ассоциаций с местом в сознании;
- бренд является системой ассоциаций в сознании «потребителей» территории, которые основаны на визуальных, вербальных и ментальных проявлениях. Бренд региона формируется посредством постановки целей, налаживания коммуникаций и пропаганды ценностей;
- впечатление, которое производит регион на целевую аудиторию, совокупность всех материальных и символических компонентов, которые делают данную территорию уникальной [12, с. 36-37].
Таким образом, региональный бренд является основным ресурсом продвижения территории, основанным на каком-либо событии, истории, либо широко известной местной продукции. Это помогает позиционировать регион в информационном поле, где он воспринимается именно по набору ассоциаций. Кроме того, региональный бренд - важный маркер уникальности, позволяющий местным властным элитам целенаправленно формировать политическую идентичность жителей [13, с. 25].
Политика создания брендов получила название регионального брендинга. Он представляет собой процесс направленного конструирования бренда территории, который основан на комплексном подходе к поиску и развитию идентичности региона, а также донесении её сравнительных преимуществ до тех или иных целевых групп путём создания яркого привлекательного имиджа, включающего в себя внутренние и внешние атрибуты. Основными инициаторами и модераторами данного явления выступают местная властная элита и бизнес-структуры [14, с. 14].
Задачи брендинга территорий в региональной политике
В последние годы региональный брендинг повсеместно распространён и пробрёл характер «модного» тренда. Причиной чего является высокая степень заинтересованность политических элит субъектов Российской Федерации: во-первых, повысить позиции своего региона в федеральных рейтингах; во-вторых, привлечь максимально большое количество инвестиций и соответственно пополнить объёмы местных бюджетов; в-третьих, легитимировать своё текущее положение, для чего необходимо в режиме мониторинга стимулировать конструирование положительной региональной идентичности жителей территории.
Роль политики брендинга по формированию региональной политической идентичности заключается в создании правильных брендов территории, которые найдут широкий положительный отклик среди местных
жителей. Это станет залогом позитивного общественного восприятия представителей власти субъекта. Для этого, политикам важно, в первую очередь, организовывать регулярные событийные мероприятия, презентующие сильные стороны территории, вызывающие чувство сопричастности к общему делу. Помимо того, важно правильно распределять уже имеющиеся финансово-экономические возможности для улучшения инфраструктуры, осуществления локальных проектов социального развития, то есть всего того, что имеет не образно-символическое значение, а преобразует бытовые стороны жизни. В своих публичных выступлениях, интервью и статьях для средств массовой информации региональным управленцам важно постоянно опираться на выбранную брендинговую стратегию, пояснять логику преимуществ собственной территории. Подобное не должно быть наполнено исключительно популистскими высказываниями, не имеющими экономического обоснования, которое кратко можно заключить во фразе «что и откуда мы возьмём» [15, с. 32-33].
Региональный брендинг не призван создавать материальные объекты, его основное назначение - генерирование символов и манипуляция ими. Тем не менее, административным верхам субъектов РФ важно обращать большое внимание на создание условий для реального экономического развития и улучшения качества жизни населения. Только так, посредством рациональной брендинговой политики возможно полноценное формирование устойчивой позитивной региональной идентичности граждан, проживающих в провинции, а из естественного курса на социально-экономическое развитие извлечь максимум информационных и политических выгод. Поэтому для создания позитивных эмоциональных ассоциаций с регионом, власти кропотливо наполняют бренд символическим значением, опирающемся на эмоционально-окрашенные ценностные представления (к примеру, «родная земля», «малая родина»), а также коллективную историю, особенности хозяйства и культуры территории [16, с. 43 -44].
Таким образом, создание и управление территориальным брендом -это постоянный и ресурсоёмкий процесс, требующий долгосрочных стратегий и понимания конечных целей. Иными словами, идеальным результатом политики брендинга должны стать: во-первых, массовая узнаваемость бренда в субъекте и за его пределами; во-вторых, уверенность большинства общества, что та сфера деятельности, символом которой является конкретный бренд - отлично развита; в-третьих, люди должны
ассоциировать этот успех с результатами работы региональной политической и финансовой элиты; в-четвёртых, эффективность брендинговой стратегии должна выражаться в политической плоскости: властная элита региона должна находить значительную электоральную поддержку среди людей, которые должны быть уверены в правильности избранной социально-экономической стратегии развития.
Региональный брендинг на примере Тамбовской области
Полагаю, что не лишним будет проанализировать рассматриваемую проблематику на конкретном региональном примере - Тамбовской области. На сегодняшний день данный субъект РФ - один из 85 регионов страны, моноэтнический с немногочисленным населением, насчитывающим чуть более 1 млн. человек. Область традиционно известна своими чернозёмами и фразеологизмом «тамбовский волк тебе товарищ». Регион сильно уступает в экономическом плане большинству соседей, поэтому не может претендовать на звания «столицы Черноземья» или локомотива экономики европейской России. Поэтому политическая и экономическая элиты Тамбовщины вынуждены искать другие способы формирования местных брендов.
Администрация Тамбовской области, осознавая важность укрепления делового имиджа территории, проводит в указанном направлении активную целенаправленную работу. В последние несколько лет наблюдается интенсивное развитие территориального брендинга. Если ранее регион был известен картофелем, мёдом, чернозёмом, тамбовским волком, то сейчас, можно говорить о выработке полноценной стратегии регионального маркетинга, центральное место в которой занимает разработка брендов. Об этом свидетельствует анализ речей тамбовских политиков, публикаций и репортажей местных СМИ. Информационная событийная повестка дня наполнена освещением многочисленных событий общественной, культурной и экономической жизни региона - фестивалей, праздников и выставок. Все они отражают локальную специфику и продвигают местные бренды. За последние годы в области появились новые основания для создания брендов [17, с. 151]. Так, в 2003 году городу Мичуринск присвоен статус наукограда, также было построено несколько крупных предприятий агропромышленного комплекса, что позволяет позиционировать Тамбовскую область как динамично развивающийся регион [18].
Большая часть брендов отражает аграрную специфику края. Одним из основных брендинговых мероприятий является Международная Покровская ярмарка, которая осенью ежегодно проводится в областном центре. Событие призвано позиционировать регион как крупного производителя продовольствия, сочетая в себе демонстрацию и продажу сельскохозяйственных товаров, привлекая туристов и инвесторов. Мероприятие с каждым годом становится всё более представительным и массовым, подтверждая международный уровень присутствием зарубежных участников. Среди прочих агропромышленных брендов стоит отметить «тамбовскую картошку», в честь которой организуется ежегодный одноимённый фестиваль. Также, с 2017 года в Сампурском районе Тамбовской области проводится фестиваль «Кукарекино», продвигающий на рынке продукцию местных производителей птицы [19]. Кроме перечисленного в регионе ежегодно проводится большое число прочих имиджевых мероприятий, которые нацелены на формирование положительного восприятия Там-бовщины в информационном поле, привлечение инвестиций, легитимацию местной политической элиты. Подобные брендинговые события, напрямую стимулируют формирование региональной идентичности, способствуя возникновению у жителей устойчивых ассоциативных привязок к территории. Таким образом, сегодня в Тамбовской области присутствуют основные формы регионального брендинга: 1) имидж территории; 2) событийные бренды; 3) бренды местных торговых марок.
Стоит сказать, что для формирования региональной политической идентичности тамбовская административная элита вполне рационально опирается на событийные бренды, примеры которых были приведены выше. Серьёзной исторической основы под потенциальным «тамбовским политическим сознанием» нет, так как территория молодая, изначально выполнявшая фортификационную функцию на южных рубежах русского государства, заселявшаяся относительно недавно, а её географические границы в 1920-30-е гг. кардинально менялись. Поэтому брендинговая стратегия Тамбовской области объективно нуждается в перенаправлении. Известным среди россиян и тамбовчан символом края является волк. Многие местные товаропроизводители размещают его изображение на упаковках своей продукции. Это является очень хорошим заделом в создании масштабного и яркого имиджа. Поэтому сегодня тамбовской политической элите необходимо прорабатывать возможности для превращения
тамбовского волка в крупный экономический символ. Одним из способов этого может стать создание крупных производств с большим количеством рабочих мест под брендом тамбовского волка. В том числе, это будет способствовать росту экономического потенциала Тамбовщины и как следствие - минимизировать дотации федерального центра. Подобный сценарий обеспечит более лояльное отношение жителей к действующей власти, что расширит возможности для формирования региональной политической идентичности, основанной на доверии и поддержке местной администрации. Также, это позволит ей «играть в политику» в своём регионе, когда основным главным мотивом принятия кадровых и административных решений станут местные интересы, а не желание угодить Москве.
Создание позитивной региональной политической идентичности непосредственно связано и во многом определяется эффективностью брен-динговой политики. Для Тамбовской области - это стратегическая и долговременная задача. Она не упирается в работу отдельных людей или организаций, она должна касаться всего механизма законодательной и исполнительной региональной власти. Тамбовская элита должна обеспечивать сотрудничество и модерировать взаимодействие власти, бизнеса, культуры, образования, а также средств массовой информации.
Таким образом, в рамках данной статьи был проанализирован феномен территориального брендинга, как инструмент конструирования позитивной региональной политической идентичности. Притом был сделан акцент на использование региональными властными элитами практическое стратегий позиционирования своего субъекта с целью собственной легитимации. В ходе исследования было установлено, что стратегия брендинга позволит им осуществлять следующие задачи:
- повышение уровня самоотождествления граждан со своей территорией проживания и как следствие - конструирование устойчивой позитивной региональной идентичности;
- легитимация политических лидеров в глазах населения;
- мобилизация самих жителей на решение местных проблем и приобщение их к участию в общественно-политической жизни;
- привлечение в регион новых инвесторов;
- популяризация продукции, производимой на территории субъекта, как внутри, так и за его пределами;
- увеличение туристического потока;
- привлечение внимания федеральных властей к достижениям и проблемам региона;
- повышение привлекательности региона для потенциальных мигрантов, в первую очередь для высококвалифицированных специалистов трудоспособного возраста и молодёжи.
Важность брендинга для власти трудно переоценить, так как даже при максимально благоприятной экономической конъюнктуре и высококвалифицированных управленческих кадрах, политическая элита потенциально уязвима на информационном поле. Поэтому работа по вышеперечисленным задачам обеспечит дружественный информационный фон и уверенное парирование критики со стороны политических противников.
Таким образом, главной целью политических элит субъектов РФ при реализации брендинговой стратегии является «политическая монетизация брендов», их превращение в мощный инструмент закрепления влияния в регионе и обеспечения электоральной поддержки. Безусловно, это сложная и продолжительная работа, которая фактически заключается в создании полноценного политического сообщества со своими интересами и целями в рамках Российской Федерации.
Литература
1. Атаева Т.А. Стратегии маркетинга по развитию конкурентоспособности территории (на примере Республики Дагестан) // Теория и практика общественного развития. 2015. №6.
2. Поцелуев С.П. Символические средства политической идентичности. К анализу постсоветских случаев // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Московский Общественный Научный Фонд, 2001.
3. Назукина М.В. Граница в дискурсе идентичности региональных сообществ России // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2007. №1.
4. Brigevich A. Regional Identity and Support for Europe: Distinguishing Between Cultural and Political Social Identity in France // Regional & Federal Studies: journal. Volume 26, 2016. Issue 4.
5. Назукина, М.В., Подвинцев, О.Б. Идеологические и политико-психологические основы москвоборчества в российских регионах // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2006. Вып. 6.
6. Нойманн Ивэр. Использование Другого: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. Москва: Новое издательство, 2004.
7. Крылов М.П. Вопросы районирования исторического ядра Европейской России по критериям региональной идентичности // Проблемы этнической географии и культурного районирования: сборник научных статей / Под ред. А.Г. Манакова. Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.
8. Стрелецкий В.Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов // Псковский регионологический журнал. №14. Псков: Изд-во Псковский ГУ, 2012.
9. Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Институт экономики города,
2011.
10. Da Silva Oliveira, E. H. Place branding in strategic spatial planning: an analysis at the regional scale with special reference to Northern Portugal. Groningen: University of Groningen, 2016.
11. Абашев В.В. Неосязаемое тело города. Опыт работы со смыслов // Антропологический форум. 2010. №12.
12. Гельдер ван С. Городское бренд-партнёрство. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
13. Тимофеев М.Ю. Стимулирование территориальной идентичности и симулирование брендинга места // Вестник Пермского научного центра. 2014. №5.
14. Куприна Ю.П., Орлова Л.С. Специфика территориального маркетинга бренда Тамбова и Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. №5.
15. Без формата.ги. Александр Никитин: Тамбовская область динамично развивает свой научно-технический потенциал. URL: http://tambov.bezformata.ru/listnews/dinamichno-razvivaet-svoj-nauchno/64740424/ (дата обращения 15.04.2018).
16. Гастрономический фестиваль «Кукарекино» пройдет в Сампурском районе Тамбовщины. Тамбовский областной портал. URL: http://www.top68.ru/news/76570-priezzhayte-k-nam-na-kukarekino (дата обращения 27.04.2018)
17. Якубова Т.Н., Крюкова А.П. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Молодой учёный. 2014. №21 (80).
18. Jordi de San Eugenio Vela. Place branding: a conceptual and theoretical framework // Boletín de la Asociación de Geógrafos Españoles. 2013. №62.
19. Govers R., Cull N. Place Branding and Public Diplomacy: journal. URL: https://www.palgrave.com/gp/journal/41254 (дата обращения 11.04.2018).
References
1. Ataeva T.A. Strategii marketinga po razvitiyu konkurentosposobnosti territorii (na primere Respubliki Dagestan). Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. №6.
2. Potseluev S.P. Simvolicheskie sredstva politicheskoi identichnosti. K analizu postsovetskikh sluchaev. Transformatsiya identifikatsionnykh struktur v sovremennoi Rossii. Pod red. T.G. Stefanenko. M.: Moskovskii Obshchestvennyi Nauchnyi Fond, 2001.
3. Nazukina M.V. Granitsa v diskurse identichnosti regional'nykh soobshchestv Rossii. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Politologiya». 2007. №1.
4. Brigevich A. Regional Identity and Support for Europe: Distinguishing Between Cultural and Political Social Identity in France. Regional & Federal Studies: journal. Volume 26, 2016. Issue 4.
5. Nazukina, M.V., Podvintsev, O.B. Ideologicheskie i politiko-psikhologicheskie osnovy moskvoborchestva v rossiiskikh regionakh. Politicheskii al'manakh Prikam'ya. Perm', 2006. Vyp. 6.
6. Noimann Iver. Ispol'zovanie Drugogo: Obrazy Vostoka v formirovanii evropeiskikh identichnostei. Moskva: Novoe izdatel'stvo, 2004.
7. Krylov M.P. Voprosy raionirovaniya istoricheskogo yadra Evropeiskoi Rossii po kriteriyam regional'noi identichnosti. Problemy etnicheskoi geografii i kul'turnogo raionirovaniya: sbornik nauchnykh statei. Pod red. A.G. Manakova. Pskov: Izd-vo ANO «Tsentr sotsial'nogo proektirovaniya «Vozrozhdenie», 2004.
8. Streletskii V.N. Kul'turnyi regionalizm: sushchnost' ponyatiya, pro-blemy izucheniya i sistema indikatorov. Pskovskii regionologicheskii zhurnal. №14. Pskov: Izd-vo Pskovskii GU, 2012.
9. Vizgalov D.V. Brending goroda. M.: Institut ekonomiki goroda, 2011.
10. Da Silva Oliveira, E. H. Place branding in strategic spatial planning: an analysis at the regional scale with special reference to Northern Portugal. Groningen: University of Groningen, 2016.
11. Abashev V.V. Neosyazaemoe telo goroda. Opyt raboty so smyslov. Antropologicheskii forum. 2010. №12.
12. Gel'der van S. Gorodskoe brend-partnerstvo. Brending territorii. Luchshie mirovye praktiki. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2013.
13. Timofeev M.Yu. Stimulirovanie territorial'noi identichnosti i simulirovanie brendinga mesta. Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra. 2014. №5.
14. Kuprina Yu.P., Orlova L.S. Spetsifika territorial'nogo marke-tinga brenda Tambova i Tambovskoi oblasti. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2015. T. 10. №5.
15. Bez formata.ru. Aleksandr Nikitin: Tambovskaya oblast' dinamichno razvivaet svoi nauchno-tekhnicheskii potentsial. URL: http://tambov.bezformata.ru/listnews/dinamichno-razvivaet-svoj-nauchno/64740424/ (data obrashcheniya 15.04.2018).
16. Gastronomicheskii festival' «Kukarekino» proidet v Sampurskom raione Tambovshchiny. Tambovskii oblastnoi portal. URL: http://www.top68.ru/news/76570-priezzhayte-k-nam-na-kukarekino (data ob-rashcheniya 27.04.2018)
17. Yakubova T.N., Kryukova A.P. Territorial'nyi brending kak inst-rument razvitiya regiona. Molodoi uchenyi. 2014. №21 (80).
18. Jordi de San Eugenio Vela. Place branding: a conceptual and theoretical framework. Boletín de la Asociación de Geógrafos Españoles. 2013. №62.
19. Govers R., Cull N. Place Branding and Public Diplomacy: journal. URL: https://www.palgrave.com/gp/journal/41254 (data obrashcheniya 11.04.2018).