ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В
УЗБЕКИСТАНЕ
Эгамбердиева М.М.1, Таштаева С.К.2, Рахманов Б.Б.3 ®
1Кандидат географических наук; 2кандидат географических наук; 3магистрант.
Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация
В урбанистической структуре особое место занимают большие и крупные города, которые выражают реальную картину урбанизации страны. В данной работе рассматриваются активные сдвиги в сети территориальной структуры городского расселения Республики Узбекистан. Особое внимание уделяется вопросам развития городов различных величин и функционального профиля после приобретения независимости.
Ключевые слова: урбанизация, территориально-урбанистическая структура, город, посёлок городского типа, территориальная структура, сеть и система городов, агломерация, крупный город, крупнейший город, демографическая ситуация
URBANISTIC AND TERRITORIALLY-URBANISTIC STRUCTURE OF REPUBLIC OF
UZBEKISTAN
Egamberdiyeva M.M., Tashtayeva S.K., Rakhmanov B.B.
National university of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek
Summary
In urbanistic structure the special place is occupied the big and large cities which express a real of an urbanization of the country. In this paper, article considered the relevant displacement on the net of territorial structure of city moving of Republic Uzbekistan. The special attention is given to development of cities various sizes and a functional profile for years of independence.
Keywords: urbanization, territorially-urbanistic structure, city, Urban-type settlement, territorial structure, net and system of cities, аgglomeration, the large city, the largest city, demograpfycal situation.
В современных условиях глобализации и урбанизации, модернизации экономических, расселенческих и демографических структур большое значение имеет комплексное исследование городских поселений с учетом их величины и функционального профиля. При этом распределение городов и поселков по людности выражает урбанистическую, а обеспеченность регионов городами, прежде всего крупными, идентифицирует их территориально-урбанистическую структуру. В свою очередь эти сете- узловые структуры служат своего рода индикатором, или выразителем, особенностей территориальной организации и концентрации производства и населения.
В Узбекистане развитие процессов урбанизации и её материальной, экономико-географической основы, т.е. городов, формирование их территориально-иерархичесих систем имеют свои своеобразные региональные особенности. Эти особенности вызваны природно-географической условиями, наличием разнообразными формами рельефа (равнинных, горных территорий, пустынь и оазисов, использованием их природно-ресурсного и демографического потенциала) [1,45].
® Эгамбердиева М.М., Таштаева С.К., Рахманов Б.Б., 2017 г.
В этом контексте важно подчеркнуть, что ограниченность пригодных для размещения производства и расселения населения земельных и, в особенности орошаемого земледелия указывает на объективную необходимость ускоренного развития городских форм поселений.
Развитие процессов урбанизации в республике характеризуется следующими субъективными чертами:
- неравномерное пополнение городской сети в исторической ретроспективе;
- волнообразное изменение общего уровня урбанизированности, т.е. доли городского населения;
- разукрупнение городского расселения, вызванное появлением большого числа мелких городских поселков;
- наличие слабопрофилированных, функционально неразвитых или
- моноспециализированных городов и поселков; депрессивное состояние городов-центров топливной (угольной) и текстильной промышленности; преобладающее значение естественного прироста населения в динамике демографического развития городской местности; некоторое ослабление внутренней сельско-городской миграции с изменением постоянного места жительства и др.
Современная сеть городского расселения Узбекистана состоит из 119 городов и 1085 городских поселков. Число последних резко возросло в 2009 г., когда в рамках реализации Госпрограммы «Год развития и благосостояния села» были переведены в разряд городских поселков около 1000 сельских поселении. К числу «новобранцев» особенно было много в Ферганской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Андижанской и Наманганской областях. Все это привело к значимым сдвигам в географической системе городских поселений республики в целом.
Как показывает анализ, около всех городских поселений страны относятся к разряду самых мелких поселений, т.е. с числом жителей менее 10 тыс. человек в каждом. В них проживает 26,8 % городского населения страны. В то же время, в Узбекистане слабо представлено звено средних городов. Лишь около 20 городов относятся к этой категории, и они концентрируют 8,3 % горожан республики. Такой дисбаланс в территориальной структуре городских поселений свидетельствует о неполноценной сформированности, или незрелости, национальной системы расселения.
Позиционирование больших и крупных городов в общей системе, их место и роль показывает развитость урбанистической структуры страны. Именно они определяют новейшие тенденции в развитии процессов глобализации и феномена урбанизации в целом. Однако в Узбекистане, в силу последних градообразовательных актов, выраженность крупногородского расселения становится малозаметной. Ныне здесь имеются всего 18 городов с числом жителей более 100 тыс. человек в каждом. Из них 1 город-миллионер, 1-крупнейший город с населением более 500 тысяч человек, 12 считаются собственно большими городами, 4-крупными. Последние представлены такими городами, как Наманган, Андижан, Бухара, Нукус, Самарканд и Карши относится к категории крупнейших городов республики. Общий список, или рейтинг, городов безоговорочно возглавляет столица республики город Ташкент с населением более 2,3 млн. человек. В этом отношении он является крупнейшим в Центрально-Азиатском регионе, четвертым в СНГ после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Развитие геополитических и геоэкономических, деловых, финансовых и других международных (полифункциональных) функций Ташкента в годы независимости позволяет считать его одним из вероятных кандидатов в семейство мировых, или глобальных, городов в ближающей перспективе. Ныне в нём концентрируется 7,7% всего и 15,4 городского населения республики (по состоянию 01.01.2016 г). Города Самарканд, Нукус и, очевидно, Фергана (несмотря на её сравнительно малую людность) являются урбанистическими центрами субрегионального уровня: соответственно, Юго-Западного Узбекистана, Низовьев Амударьи и Ферганской долины. Узловыми элементами пространственной системы урбанизации и опорного каркаса расселения населения страны выступают также остальные большие города Карши, Ургенч, Коканд, Джизак, Навои,
Термез, Маргилан и города областного подчинения Ташкентской области за искючением города Бекабад.
Крупногородские формы расселения, такого типа в основном, являются много, или полифункциональными, чаще всего они выполняют функции городов областного административного центра, центров промышленности т др. Не считаются таковыми только Коканд, Маргилан, Ангрен, Алмалык и Чирчик. Указанные города в экономическом пространстве Узбекистана выступают как ярко выраженные промышленные центры, определяющие индустриальный облик страны. Особенно это касается Ангрена, Алмалыка и Чирчика главных локомотивом индустрии столичного региона.
В недавнем прошлом г. Навои также являлся типичным промышленным городом. Его мощный промышленный комплекс основывается на таких крупных предприятиях, как Навоийская ТЭС, цементный и горно-металлургический комбинаты. Немаловажное значение в этом плане имеют и предприятия химической промышленности. Создаваемая здесь свободная индустриально-экономическая зона на базе международного аэропорта и интермодального логистического центра превращает город в один из ведущих полюсов роста региональной и национальной экономики. Однако актуальным представляется трансформация градообразующей структуры города с учетом его нынешней политико-административной функции центра одноименной области.
В то же время, некоторые областные центры, например, Джизак и, особенно, Термез нуждаются в укреплении своего градообразующего, прежде всего, вторичного сектора экономики. Что же касается единственного небольшого города среди областных центров-Гулистана, то необходимо ускорить его социально-культурное и демографическое развитие, совершенствовать районоорганизующую и районообслуживающую функции.
В географии развития урбанизации небезынтересным является анализ ее территориальной структуры в разрезе административных областей. В этом отношении столичная и Ферганская области явно выделяются среди других регионов Узбекистана. Ташкентская область имеет 113 городских поселений, в том числе 8 «полусредних», 3 средних и столько же больших городов. На другом «поле боя» располагаются мелкие и малые города и поселки с населением до 10 тыс. человек, их в общей сложности около 90. Однако в целом же «верхние этажи» иерархической структуры городов региона достаточно мощные, и они играют активную роль в территориальной организации хозяйство и в целом её инфраструктуры.
Ферганская область также отличается наличием крупных городов как Фергана, Коканд и Маргилан. Но здесь сильно продвинута сеть малых городских поселений, и полностью отсутствуют города с числом жителей 50-100 тыс. человек. Это и приводит к поляризации регионального расселения, его асимметричности, рассредоточенной территориально-урбанистической структуре, что является в целом малоблагоприятной ситуацией для размещения социально-культурных и производственных объектов. При этом нельзя не отметить сформировавшейся здесь одной из ярко выраженных территориальных систем расселения республики Фергана-Маргиланской агломерации. Именно она наряду с Ташкентской агломерацией определяет главную каркасно-узловую составляющую пространственного развития урбанизации.
Урбанистическая структура остальных субъектов республики Узбекистана также имеет неоднозначную характеристику. Так, например, в Республике Каракалпакстан первый город Нукус (303,7 тыс.) в 4,3 раза опережает следующий за ним Ходжейли (66 тыс.), Но зато здесь хорошо представлена сеть средних городов: Бируни, Турткуль, Ходжейли и Чимбай.
Своеобразна и пространственная картина расположения городов густонаселенной Андижанской области, где заметно отрывается от остальных урбанистических форм его административный центр город Андижан (около 416,3 тыс.), а в Шахрихане проживает 75 тыс., в центре узбекских автомобилестроителей Асаке- 65 тыс. человек. Ещё больший разрыв в людности первого и второго города (в соответствии с правилом Ципфа-Стюарта)
отмечается в соседней Наманганской области. В этом области третьем по величине город республики Наманган насчитывается 493 тыс. чел., а в древнем Чусте 71 тыс. чел [6,186].
Моноцентричность городского расселения и территориально-урбанистической структуры наблюдается и в Самаркандской области. Во всемирно известном Самарканде, некогда считавшемся столицей империи Амира Тимура, ныне проживает более 500 тыс. жителей, а во втором городе области Каттакургане 72,5 тыс., т.е. немногим больше, чем в другом среднем городе -Ургуте (69 тыс.). в не менее известной в историко-географическом аспекте Бухаре число жителей составляет 274 тыс. чел., т.е. в 4,4 раза больше, чем во втором городе региона Кагане. Это единственный средний город Бухарский области, близко к нему располагается г.Гиждуван, имеющий, однако, менее 50 тыс. жителей.
На фоне моноцентрической территориально-урбанистической структуры более «упорядоченной» сетью городов выделяется Кашкадарьинская область. В ее административном центре Карши- проживает 260,7 тыс. чел., а в Шахрисабзе 103,5 тыс [6, 286]. Это самый большой районный центр республики который входит в список больших городов Узбекистана. Вместе с тем, в остальных регионах республики территориально-урбанистическая структура развита ещё слабее, о чём свидетельствуют данные таблицы. Как видно из этой таблицы, она крайне слабо развита в Сырдарьинской области, где, как уже отмечалось, отсутствует ярко выраженный лидер региональной урбанизации в лице «стотысячного» города.
Литература
1. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р., Салиев А. Историко-демографические очерки урбанизации Узбекистана. - Т.: Университет, 2002. -125 с.
2. Ахмедов Э.А. Узбекистан шахарлари.-Тошкент: Узбекистан, 1991.-220 б.
3. Город в контексте глобальных процессов. Под ред.Абылгазиева И.И., Ильина И.В., Слуки Н.А. -М.: Изд-во Московского университета, 2011.-448 с.
4. Зубаревич Н.Б. Социальное развитие городов в переходный период: факторы неравенства. Проблемы урбанизации на рубеже веков.-МГУ.: Ойкумена, 2002. С. 106-117.
5. Лаппо Г.М. География городов.-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-480 с.
6. Солиев А. Узбекистан и^тисодий ва ижтимоий географияси.-Т: Университет. 2014. -387 б.