Научная статья на тему 'Территориальные особенности смертности участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС'

Территориальные особенности смертности участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальные особенности смертности участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС»

обусловлено двумя причинами: технической и особенностями диагностики данного заболевания. По технической причине, чаще всего формулируемой РЦ как "ошибка ввода", код сахарного диабета проставлен у 4,9% лиц. В 3,2 % случаев диагноз и код сахарного диабета был снят в результате динамического медицинского наблюдения. Выписки, представленные на данных больных, свидетельствуют, что им всем был выставлен диагноз "нарушение толерантности к глюкозе".

В предварительно установленные сроки не удалось получить ответы в 19,8 % случаев. В 2,9% случаев отсутствие возможности собрать данные было обусловлено смертью зарегистрированного лица, в 1,1 % случаев - сменой места жительства, по остальным сбор данных продолжался дольше установленного срока и такие результаты в исследование включены не были.

Проверка перекодировки диагноза сахарного диабета из МКБ-9 в МКБ-10 в базе данных показала, что при переходе на систему ко-дирования МКБ-10 во всех РЦ код 250 (МКБ-9) был заменен на код Е14 (сахарный диабет неуточненный - МКБ-10). В результате проделанной нами совместно с Региональными центрами верификационной работы с первичными медицинскими документами были уточнены диагнозы сахарного диабета в соответствии с требованиями МКБ-10. При этом "неуточненный сахарный диабет" примерно в 3% случаев оказался инсулинозависи-мым (ЕЮ), в остальных - инсулиннезависимым (Е11). Выставленный в базе код Е14 был исправлен на соответствующий уточненному диагнозу код Е10 или Е11.

Таким образом, в рамках задачи верификации данных РГМДР для проведения эпидемиологического анализа установлен высокий уровень качества регистрации медицинских данных по заболеваемости сахарным диабетом - как у ликвидаторов, так и у населения загрязненных территорий.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОСТИ УЧАСТНИКОВ

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

А. П. Бирюков, З.Г. Круглова, Е.В. Кочергина, Н.С. Зеленская

ГУ Медицинский радиологический научный центр РАМН, г. Обнинск

В данной работе представлены результаты исследования смертности среди наиболее пострадавшей от облучения категории населения России - участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В исследование были включены мужчины-ликвидаторы, зарегистрированные в Российском государственном медико-дозиметрическом регистре (РГМДР). Возраст наблюдаемых

лиц был ограничен 30-69 годами. Период наблюдения, с учетом особенностей диспансеризации и характера функционирования крупномасштабных информационных систем, был избран с 1995 по 2000 г. Для анализа смертности были использованы ежегодные стандартизованные (за стандарт была принята половозрастная структура населения России в 1999 г.) показатели смертности на 100 000 человеко-лет наблюдения, рассчитанные по данным государственного уровня РГМДР, как по регистру в целом, так и по отдельным территориально-административным образованиям РФ.

С целью изучения территориальных особенностей показателя смертности по некоторым классам болезней у ликвидаторов отдельных регионов России было выбрано 6 регионов с учетом количественного вклада числа зарегистрированных в них ликвидаторов в общий состав когорты: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский. Количество зарегистрированных в этих регионах ликвидаторов составило 100 879 человек - более 55 % от всех ликвидаторов, состоящих на учете в Национальном радиационно-эпидемиоло-гическом регистре (НРЭР). Полученные данные сравнивались с данными по смертности у ликвидаторов по России в целом.

При изучении показателей смертности ликвидаторов в вышеуказанных регионах по отдельным классам болезней были рассмотрены классы, дающие существенный вклад в структуру смертности ликвидаторов (по данным на конец 2000 г.): болезни системы кровообращения - 38%, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - 19,6%, злокачественные новообразования - 13,8%, болезни органов пищеварения - 6,4%, болезни органов дыхания - 6%.

Территориальные особенности смертности у ликвидаторов по России в целом и в отдельных ее регионах по выбранным классам болезней, а также от всех причин, представлены на рис. 1 - 6.

Динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов от болезней системы кровообращения в регионах России за период с 1995 по 2000 г. представлена на рис. 1.

Как видно на рис. 1, у ликвидаторов России в целом уровень показателя смертности от болезней системы кровообращения на протяжении всего периода исследования остается достаточно стабильным. В Северо-Западном регионе смертность от болезней системы кровообращения за периоде 1995 по 2000 г. изменилась незначительно и почти соответствует данным у ликвидаторов всей России. У ликвидаторов Центрального региона уровень смертности за весь период исследования остается ниже, чем у всех ликвидаторов регистра. В Волго-Вятском регионе отмечается неустойчивость показателя смертности в течение всего периода с 1995 по 2000 г при общей тенденции к превышению его уровня над уровнем смертности у ликвидаторов России в целом. В По-

РОССИЯ без вед.рег. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ без "загр" областей

-СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ регион

- ВОЛГО-ВЯТСКИЙ регион

— СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ регион

200

100

0-1—

1995

1996

1997

1988

1999

Рис. 1. Смертность (на 100 000 чел/лет) ликвидаторов от болезней системы кровообращения.

волжском регионе наблюдается некоторая флуктуация показателя смертности от болезней системы кровообращения с общей тенденцией к его увеличению по отношению к смертности ликвидаторов России в целом. У ликвидаторов Северо-Кавказского региона отмечен рост смертности в 1995-1998 гг. (и, соответственно, более высокий уровень показателя, чем у ликвидаторов всего регистра) и резкое снижение (ниже, чем по регистру в целом) в

1999 - 2000 гг. Показатель смертности ликвидаторов от болезней системы кровообращения в Уральском регионе имеет тенденцию к росту, но колеблется по отношению к уровню смертности российских ликвидаторов.

На рис. 2 представлена динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов в регионах России за период с 1995 по

2000 г. от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.

Как показано на рис. 2, у ликвидаторов России в целом уровень показателя смертности от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин на протяжении исследуемого периода постепенно снижается более чем в 2 раза от первоначального уровня. Динамика показателя смертности ликвидаторов Северо-Западного региона почти повторяет картину, наблюдаемую у ликвидаторов России. В Центральном регионе смертность ликвидаторов от травм и отравлений по уровню также близка к показателю ликвидаторов России, хотя и ниже последнего. В Волго-Вятском регионе наблюдается флуктуация показателя смертности и его уровень до 2000 г. не превышает общерегистровый. В Поволжском регионе отмечено заметное снижение показателя смертности, при этом его величи на превышает показатель

Рис. 2. Смертность (на 100 ООО чел/лет) ликвидаторов от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.

смертности ликвидаторов России в целом за весь период наблюдения. В Северо-Кавказском регионе величина показателя смертности с 1995 по 1998 г. почти в 2 раза ниже по сравнению с общерегистровым за эти же годы, в дальнейшем он практически совпадает с данными по регистру в целом. В Уральском регионе наблюдается тенденция к снижению показателя смертности от травм и отравлений в течение всего периода наблюдения, но он остается выше показателя смертности у ликвидаторов России.

Динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов от злокачественных новообразований в регионах России за период с 1995 по 2000 г. представлена на рис. 3.

РОССИЯ без вед рег.

Рис. 3. Смертность (на 100 000 чел/лет) ликвидаторов от злокачественных новообразований.

Как видно на рис. 3, смертность от злокачественных новообразований (ЗН) среди ликвидаторов России в течение всего исследуемого периода остается стабильной. В Северо-Западном регионе смертность от ЗН колеблется, превышая данные по ликвидаторам России в 1997 и 2000 г.

В Центральном РЦ показатель смертности стабилен за весь период наблюдения, при этом он ниже общерегистрового.

В Волго-Вятском регионе показатель смертности растет с течением времени, не превышая аналогичный показатель у ликвидаторов России.

У ликвидаторов в Поволжском регионе показатель смертности от ЗН ниже, чем у ликвидаторов России.

В Северо-Кавказском регионе уровень показателя смертности постепенно растет с 1995 по 1999 г., а в 2000 г. он становится ниже общерегистрового уровня.

В Уральском регионе показатель смертности от ЗН резко возрастает с 1996 по 1998 г., а затем также резко уменьшается по сравнению с показателем у ликвидаторов России.

Динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов 30-69 лет от болезней органов пищеварения в регионах России за период с 1995 по 2000 г. представлена на рис. 4.

РОССИЯ без вед.рег.

Рис. 4. Смертность (на 100 000 чел/лет) ликвидаторов от болезней органов пищеварения.

Показатель смертности от болезней органов пищеварения у ликвидаторов, как по всей России в целом, так и в отдельных регионах, очень колеблется в разные годы. На этом фоне по России в целом наблюдается тенденция к стабилизации уровня показателя смертности, такая же тенденция просматривается в Центральном регионе. Тенденция к росту показателя смертности от болезней органов пищеварения отмечается в Волго-Вятском и Уральском регионах, к снижению - в Северо-Западном и Северо-Кавка-

зеком регионах. В Поволжском регионе отчетливой тенденции выявить не удается.

Динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов 30-69 лет от болезней органов дыхания в регионах России за период с 1995 по 2000 г. показана на рис. 5.

•РОССИЯ без вед.рег. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ регион

Рис. 5. Смертность (на 100 000 чел/лет) ликвидаторов от болезней органов дыхания.

Уровень показателя смертности от болезней органов дыхания у ликвидаторов по России в целом достаточно стабилен. В Северо-Западном регионе наблюдается подъем уровня смертности от болезней органов дыхания до 1998 г., в последующие годы он снижается и в целом за период наблюдения остается ниже общерегистрового. У ликвидаторов Центрального региона показатель смертности растет в течение периода наблюдения, превышая в последний год аналогичный показатель у ликвидаторов России.

В Волго-Вятском регионе показатель смертности ликвидаторов во все годы наблюдения был ниже, чем у ликвидаторов России, не считая 1999 г., когда он почти в 2 раза превысил общерегистровый. В Поволжском регионе уровень смертности ликвидаторов от болезней органов дыхания за весь период наблюдения постепенно возрастал и с 1998 г. превысил уровень смертности по регистру в целом. В Северо-Кавказском регионе показатель смертности в среднем был ниже общерегистрового, несмотря на небольшие колебания в сторону увеличения или уменьшения в отдельные годы. В Уральском регионе уровень смертности ликвидаторов от болезней органов пищеварения постепенно растет, превышая данные по ликвидаторам России в последние годы.

Динамика показателей смертности мужчин-ликвидаторов 30-69 лет от всех болезней в регионах России за период с 1995 по 2000 г. представлена на рис. 6.

Рис. 6. Смертность (на 100 ООО чел/лет) ликвидаторов от всех причин.

Как видно на рис. 6, показатель смертности от всех причин у ликвидаторов по России в целом снижался на протяжении всего периода наблюдения. В Северо-Западном регионе уровень и динамика показателя смертности по всем болезням практически совпадают с аналогичными данными России в целом. В Центральном регионе отмечается снижение показателя за период наблюдения, по сравнению с показателем смертности у ликвидаторов России он также более низок. В Волго-Вятском регионе показатель смертности по всем болезням с 1995 по 1997 г. снижался, а в последующие годы заметно вырос, превысив общерегистровый почти в 2 раза. В Поволжском регионе за исследуемый период показатель смертности по всем болезням снижается почти в 2 раза, но при этом он остается выше, чем у ликвидаторов России. Кривая показателя смертности у ликвидаторов Северо-Кавказского региона по сравнению с данными по смертности ликвидаторов России сначала растет (1995-1998 гг.), затем снижается (1999-2000 гг.). Показатель смертности по всем болезням у ликвидаторов Уральского региона за период наблюдения снижается до 1999 г., в котором отмечен его всплеск; в целом он остается выше общерегистрового.

Таким образом, смертность ликвидаторов от всех причин в разных регионах России имеет определенные территориальные особенности. Регионами, в которых показатель смертности превышал общерегистровый, являются Уральский и Поволжский. Заметно более низкая, чем в целом по регистру, смертность от всех болезней отмечена только в Центральном регионе.

Реальной основой организации качественного учета показателей смертности для их изучения с точки зрения медицинских последствий чернобыльской катастрофы должен служить лишь комплексный многолетний анализ смертности с использованием Российского государственного медико-дозиметрического регистра - централизованной персонифицированной системы регистрации состояния здоровья ликвидаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.