Научная статья на тему 'Территориальные аспекты национального развития: от локального до глобального уровня'

Территориальные аспекты национального развития: от локального до глобального уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория / технологии / ресурсно-экологический потенциал / устойчивое инновационноконкурентное развитие / многоуровневое трансграничное сотрудничество в Карпатском макрорегионе и Дунайской стратегии ЕС / territory / technologies / resource-environmental potential / sustainable innovation-competitive development / multilevel transfrontier cooperation in Carpathian macroregion & EU Danube Strategy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальные аспекты национального развития: от локального до глобального уровня»

Бройде З.С.

к.т.н., с.н.с., директор Гос. НТЦ «Экоресурс», Черновцы

zinoviy .broyde@gmail. com

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ ЛОКАЛЬНОГО ДО ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЯ

Ключевые слова: территория, технологии, ресурсно-экологический потенциал, устойчивое инновационно-конкурентное развитие, многоуровневое трансграничное сотрудничество в Карпатском макрорегионе и Дунайской стратегии ЕС.

Keywords: territory, technologies, resource-environmental potential, sustainable innovation-competitive development, multilevel transfrontier cooperation in Carpathian macroregion & EU Danube Strategy.

Национальное развитие и международное сотрудничество существенно зависят от территориальных процессов внутри каждого государства. Эти процессы характерны для каждой отдельно взятой территории и, как правило, имеют историко-генетические предпосылки. В значительной степени они зависят от ресурсно-административного статуса территории, ее инновационно-конкурентных возможностей (в частности, совокупности показателей экономического пространства1) и прогнозов развития2. При этом, сочетание генетических и приобретенных особенностей уникально для любой территории, как структура корней, кроны и годичных колец дерева3. Роль территориальных факторов сегодня все ощутимее проявляется, начиная с отдельных хозяйств, элементов городской застройки, производств и услуг, которые суммируются как во внутренний политике (от коммун до регионов), так и во внешней - в международных союзах, макрорегиональных стратегиях, на континентах, в ООН.

Наиболее значимы в посткоммунистических странах структуры районно-городского и регионального уровня, на которых строилась система партийно-хозяйственного управления СССР. Большинство современных государств евразийского континента формировалось из исторических регионов/провинций и городов/полисов. Затем территориальные структуры отошли на второй план при переходе к современной государственности, установленной в Европе на основе Вестфальских договоров после 1648 года. Завершился этот переход образованием национальных государств в Германии, Италии, Румынии и по результатам двух мировых воен.

Рост влияния надгосударственных структур, международных соглашений и транснациональных монополий ведет и к «реинкарнации» роли территориальных структур4, что наблюдается в деятельности Еврокомиссии, Парламента и Комитета Регионов ЕС, а также их аналогов под эгидой Совета Европы.

В таком контексте на основе имеющихся наработок далее затрагивается совокупность характерных территориальных факторов национального развития, как-то:

- сбалансированность ресурсно-экологического5 и энергетического6 потенциала, как основа принятого с 2008 года пакета соответствующих директив ЕС;

7

- устойчивость социально-экономического и пространственного развития ;

- соответствующее нормативно-правовое обеспечение, в частности8;

1 Гранберг А. Основы региональной экономики. - М., 2005. - 326 с.

2 Broyde Z. Pilot project on Technology Foresight for Regional Innovation & Investment Development in Euroregion «Upper Prut» // International Conference on Technology Foresight for Ukraine, September 10-12, 2002, Kiev, Ukraine / UNIDO, British Council in Ukraine. 2002. - P. 160-166. - http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/Technology_Foresight_2002.pdf

3 Бройде З. Регионалистические, правовые и социально-экономические возможности развития трансграничного сотрудничества на Евразийском пространстве // Презентация на VII Межд. конференции «На пути к Евразийскому экономическому союзу», Москва 11-12 октября 2012. - https://eabr.org/upload/iblock/c6d/broyde_transgranichnoe-sotrudnichestvo-v-evrazii.pdf

4 Бройде З. Паневразия регионов - Буковинский кластер. - http://ekollog.ru/panevraziya-regionov-bukovinskij-klaster.html

5 Бройде З. Об общности решений экологических и ресурсных проблем // Методы исследований, паспортизации и выбора технологий переработки отходов в машиностроительной и металлургической промышленности: Тез. докл. НТК. - Пенза, 1992. -С. 5-10. - http://ecoresource.ddns.net/DocLib/ECORES1992.doc

6 Бройде З. Можливоста системного тдходу до енергоресурсозбереження, енерго-виробництва i енергоспоживання на репональному та державному рiвнях // Матерiали Мiжн. наук.-практ. конф. «Проблеми i шляхи енергозабезпечення Украши» (Ьа-но-Франювськ,7-10.12.93 р.). - http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Systemic%20Energy%20territorial%20cycles-1993.pdf

7 Бройде З. Экоеврорегион - новый механизм субрегионального сотрудничества, обеспечения устойчивого развития и тех-ногенно-экологической безопасности // Транскордонне ствробггництво у ттетшчних репонах Схщно! та Швденно-Схщно! Свропи: Мат. наук. симпоз.(16-17 июня 1999 г.) - Чершвщ, 1999. - C. 95-107. - http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/ EUSDR/EcoEuroRegion_1999.pdf

8 Бройде З. Стандартизация управления состоянием окружающей среды //Экотехнологии и ресурсосбережение. - К., 1998. -№ 1. - С. 27-33. - http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/Environmental_Management_Standardization.pdf; Распоря-

- системное развитие инженерной инфраструктуры, начиная с транспортной1;

- стимулы внешнего и внутреннего межтерриториального сотрудничества2;

- возможности применения лучших доступных технологий (ВАТ), которые из средства минимизации загрязнений окружающей среды (ОС) превращаются в универсальный инструмент инновационно-конкурентного развития3;

- обеспечение безопасности территориального развития4;

- оптимальное соотношение территориального и бассейнового макрорегионального управления и развития5;

- предполагается также дальнейшее применение дифференцированных фискально-договорных отношений, которые ранее не обсуждались6.

Из имеющегося набора определений, под «регионом» в данной работе понимается административно-территориальная единица государства и/или ее исторический прототип. Базовый термин «территория» в географическом понимании позволяет соотносить с ним любую необходимую информацию, в частности, при использовании геоинформационных (ГИС) технологий. Одновременно используется современное представление о превращении исходной природной ОС в природно-антропогенную7, что отражено в законодательстве и РФ, и Украины (в частности, термин «довшлля» в Конституции). Отсюда, ресурсами (природными, человеческими, материальным, энергетическими, информационными...) являются все компоненты природно-антропогенной окружающей среды (ПАОС), которые могут быть задействованы в антропогенной деятельности, в т.ч. и для задач национального развития. С такой точки зрения технологию следует воспринимать как любое целенаправленное антропогенное изменение состояния ресурсов для удовлетворения естественных и придуманных потребностей людей. А ресурсно-экологическим потенциалом территории является совокупность ее геоландшафтных особенностей и всех компонентов ПАОС, которые могут быть задействованы в технологиях и/или должны быть сохранены для обеспечения устойчивого (самоподерживающегося) развития на территориальном, региональном, национальном и глобальном уровнях (например, адекватно отвечая изменениям климата8).

В таком контексте устойчивое социально-экономическое и пространственное развитие (УСЭПР) означает постоянную разработку и применение таких проектных решений и технологий, которые в своей совокупности обеспечивают непрерывное обновление ресурсно-экологического потенциала. Речь идет не о простом воспроизводстве, а о синергии антропогенной деятельности (проектов и технологий) и изменений в ПАОС. Эта точка зрения раздвигает рамки традиционного экологического менеджмента, поскольку включает в рассмотрение цивилизационные трансформации, как, например, этнокультурные особенности территорий, их изменения и возможности эффективного ис-

9

пользования .

Такой поход, основанный на оценке и оптимизации жизненных циклов (ЬСЛ) в территориальной антропогенной деятельности, стимулирует выявление/разработку и трансфер необходимых технологий10, а также кластеризацию развития на территориальном, национальном и международном уровнях1.

жение Кабинета Министров Украины от 14.02.2002. - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/59-2002-%D1%80; Закон Украины «О трансграничном сотрудничестве». 2004. - http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1861-15; Приказ Минрегиона Украины от 27.01.2009 № 46. - https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/v0046661-09; Постановление Верховного Совета Украины от 21.09.2016. - http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/1537-19

1 Broyde Z. Carpathian Transfrontier Transport Systems renewal & corellation with local communities development: Презентация на портале Верховного Совета Украины. - http://comeuroint.rada.gov.ua/uploads/documents/29422.pdf

2 Распоряжение Кабинета Министров Украины от 21.09.2011. - http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=896-2011-

%F0

3 Интегрированное обеспечение и планирование обращения с промышленными и муниципальными отходами на основе их учета, сортирования, паспортизации и определения лучших доступных технологий (ВАТ) / Бройде З. и др. // Мат. Межд. конф. ассоциации ISWA «Передовые технологии переработки и захоронения отходов: ориентиры применения и критерии выбора». Москва, 31 мая-2 июня 2011 г. - http://ecoresource.ddns.net:8080/EcoResource%20WasteBAT.pdf

4 Бройде З. Возможности оценки техногенно-екологических аспектов безопасности на уровне отраслей, регионов и в межгосударственных отношениях // Пограничные районы на постсоветском пространстве: нетрадиционные аспекты безопасности. Материалы семинара (Черновцы, октябрь 1996 г.) / Фонд Д. и К. Макартуров, Фонд общественных инициатив. - Киев, 1997. - С. 89-99. -http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Safety%201996.pdf

5 Broyde Z. EU Macroregional Basins & Territorial Strategies - way to Synergy or Disparity? / Presentation on VII EUSDR Forum in Sofia 17-19 October, 2018. - https://dcsf.danubestrategy.eu/sites/default/files/Media/Zinoviy%20S.BR0YDE%20-%20Basins_%26% 20Territorial%20Strategies.pdf

6 Бройде З. О системе переходных решений. Неопубликованная рукопись. - http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Transition_ solutions_system.pdf

7 Бройде З. Проблемы стандартизации в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов // Стандарты и качество. - М., 1994. - № 4. - С. 29-32; № 6. - С. 31-36. - http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/ EUSDR/Standardization_in_Environmental-Resource%20sphere_1994.pdf

8 Broyde Z. Technological Dynamic Synergy with Climate Change in Carpathian Area of EU Macroregional Strategies: Presentation on III Meeting of the Carpathian Convention Working Group on Adaptation to Climate Change 12-13.March,.2014, Vienna. -http://www.carpathianconvention.org/eventdetailwg-124/events/third-meeting-of-the-carpathian-convention-working-group-on-adaptation-to-climate-change.html

9 Broyde Z. Multi-dimensional Diversity; Specific objectives & challenges for Territorial Communities and on regional, State & International levels: Presentation on Workshop «Diversity Management for Sustainable Economic Development» in Chernivtsi 28-29 January, 2019. - http://comeuroint.rada.gov.ua/uploads/documents/29482.pdf

10 Transregional Trade-Technology Transfer - Challenge of Third Millennium: Brochure of III CEI - Bukovina Workshop 7-8 November 2008 in Chernivtsi. 2008. - http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Brochure%20III%20CEI-Bucovina%202008.pdf

Территориальная основа национального и международного развития наиболее полно проявляется в Карпатском регионе благодаря уникальной специфичности на всех упомянутых 4 уровнях (от локального до международного). Расположенный вокруг географического центра Европы, этот макрорегион тысячелетиями служит перекрестком «Шелкового пути» и дорог «из варяг в греки» на Евразийском континенте, а в ХХ веке стал одним из главных театров военных действий двух мировых воен. Его сегодняшнее развитие было предопределено в ХУШ-ХХ веках, когда Карпаты почти полностью (включая северную часть нынешней Румынии) входили в состав Австро-Венгрии. Тогда, на основе опыта Альпийского региона, сформировалась единая основа транспортного, водообеспечивающего, лесо-деревообрабатывающего, муниципального и других социально-экономических и пространственных секторов 8 сегодняшних стран Карпатского региона.

Уже первые попытки сформировать Государственную программу социально-экономического развития Карпатского региона Украины после распада СССР показали низкую эффективность таких разработок без учета вышеуказанной единой основы. По мере вхождения в ЕС ранее граничивших с СССР стран ими были начаты такие работы2. Дискуссии с Комиссарами ЕС по вопросам региональной политики (Д. Хюбнер, Й. Ганом и К. Крецу) выявили понимание необходимости проведения совместных работ по обе стороны внешних границ ЕС (хотя бы из меркантильной потребности вывести из наиболее депрессивного в ЕС состояния регионы, расположенные вдоль этих границ, особенно в Румынии)3. Собственно, для достижения таких целей в 1990-х гг. были созданы совместные еврорегионы во всей указанной зоне, из которых для данной работы наибольшее значение имеет опыт «Карпатского» и экспериментального «Верхнего Прута». Анализ этих исходных разработок и возможностей обобщен в одной из наших работ4.

Подобные исследования5 и создание еврорегионов велось также вдоль границ РФ6 и обобщалось ведущими специалистами7 в контексте двусторонних отношений8.

Поскольку рамки данной статьи не дают возможности детально остановиться на указанных разработках, в качестве фактологического материала и заключения ниже приведены основные территориальные инициативы, позволяющие на основе вышеупомянутых разработок сочетать национальное территориальное развитие с приоритетами международного сотрудничества.

Таблица 1

Стратегические проектные инициативы, соответствующие приоритетам Стратегии ЕС для Дунайского региона (Еи8БЯ)9, Карпатской конвенции и общим интересам регионов

Приоритет ЕиЖШ проектные инициативы Краткое представление и обоснование Способствующие факторы Национальный интерес Международный интерес

1 2 3 4 5

1. Улучшение мобильности и мультимодальности водных путей , автодорог, железный дорог и авиасообщений Возобновление и дальнейшее развитие транзитного потенциала Украины между основными узлами Па-невропейской транспортной сети - ТЕО и реализация контрейлерных перевозок по колее 1520 мм и возобновление колеи 1435 мм через Польшу-Украину-Румынию для восстановления Балтийско-Средиземно-Черноморского транзита, соединяя с востока в обход Карпат ТЕЫ-Т коридоры ЕС10 «Северное море-Балтика», «Рейн-Дунай» и «Восток-Мед» с автодорогами Е-85 (Н-10); и международными аэропортами в Львове, Ивано-Франковске, Рекомендации ^ЬКО, 14-ти стран ЕиББШ, вице-президента ЕК, проектов ТЕШТЕМ ШЕСЕ, решения ЕК от 09.11.2018 о расширении ТЕЫ-Т в страны Восточного партнерства Возрождение основ развития 6 западных областей и интеграции Украины со странами ЕС с использованием Инструмента единения Европы (CEF), EIB. WBRD, EBRR. Привлечение грузопассажирских потоков и развитие инфраструк- Кратчайшее и безопасное соединение 3-х ТЕЫ-Т коридоров в обход Карпат. Содействие новому «Шелковому пути». Симулирование развития наиболее депрессивных регионов на востоке ЕС.

1 Транскордонне ствробггництво та розвиток транскордонних кластергв /Мрник тд. ред.. Куйбда В., Ткачука А., Толко-ванова В. - К.: Крамар, 2009. - 242 с.

2 Common spatial development document of V4 + 2 countries: Submitted to meeting of Ministers responsible for regional development of Visegrad Group countries, Bulgaria & Romania, held in Budapest on 29.03.2010. - 41 p. - http://www.v4plus2.eu/pdf/dokument-podklad-V4plus2-en.pdf

3 Матерiали Карпатського форуму репонального розвитку «Можливост! розвитку прських територш в умовах децен-тралiзащI». - м. Яремче, 31 травня - 1 червня 2018 р. U-LEAD. - С. 33-41. - http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/ TFC/TFC%20GIS%20regions.pdf

4 Бройде З. Механизм трансграничного сотрудничества в Карпатском регионе // Транскордонш територи Укра1ни (Пробле-ми розвитку). - Ки1в: Держбуд Укра1ни, 1999. - С. 152-159. - http://ukros.ru/archives/4125

5 Вардомский Л. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. 2008. - № 1. - С. 90-108.

6 Кирюхин А. Российско-украинское пограничье: Теоретические подходы к эволюции трансграничных систем // Часопис сощально-екон^чно! географи. 2011. - Вип. 10 (1). - С. 178-182.

7 Стратегии развития приграничных территорий: традиции и инновации: монография / Под. ред. Л. Попковой, Л. Вардом-ского. - Курск: Курск. гос. у-нт, 2017. - 456 с.

8 Россия и Украина: вопросы социально-экономического развития в контексте взаимных отношений: Научный доклад / Под общей ред. Л.Б. Вардомского. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - 60 с.

9 http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1537-19; http://ecoresource.ddns.net/SitePages/EUSDR.aspx

10 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/TEN-T_connnection_bypass_Carpathians.ppsx

Черновцах; - Обеспечение сквозных грузопассажирских сообщений через приграничные регионы RO, Ш, SK, PL и МО по колее 1520 мм с ее продолжением до Братиславы и Ве- ны1; - Запуск трансграничных сообщений между горными регионами и курортами Карпат через географический центр Европы2; - Участие в ТЭО и реализации PL - RO инициативы строительства Балтийско-Черноморского канала Висла-Сан-Днестр-Прут-Дунай3 туры. Стимулирование развития и инвестиций в новые объединенные территориальные коммуны (ОТК)

2. Поддержка более устойчивой энергетики Создание трансграничного энергокомплекса для транзита и депонирования энергии, взаимодействия приграничных энергосетей и энергосбережения На базе исходных разработок4, проекта «Энергоплан для Черновцов»5 и предварительных договоренностей с концерном EON6, в 2011 г. в Национальный координационный центр и SC PA2 EUSDR направлена системная проектная инициатива, основанная на возможностях ежесуточного депонирования электроэнергии крупнейшим в Европе гидроэнерго-акуммулирующим комплексом на Днестре для стабилизации и интегрирования энергосистем Украины и ЕС, а также улучшения гибкости маневрирования газовыми, электрически ими и иными энергоресурсами на уровне коммун, регионов, Украины и международном. Решение ЕС от 20.06.2018 об управлении Энергетическим Союзом. Послание ЕК от 28.05.2014 о Стратегии европейской энергобезопасности. Энергетическая стратегия Украины до 2035 г. -распор. КМУ от 18.08.217 № 605-р Содействие достройке 3-х энергоблоков ГАЭС. Улучшение надежности энергосистем Украины, энергообеспечения региона и условий интегрирования в энергосистемы ЕС Стимулирование развития местных коммун и производственного потенциала. Улучшение надежности и безопасности энергосистемы ЕС Повышение эффективности Восточного партнерства и интегрирования в энергополитику ЕС.

4. Возобновление и защита качества воды Системное управление водными ресурсами в бассейнах рек Тиса, Прут и Си-рет, а также Днестра, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций с интегрированным предупреждением и контролем загрязнений На основе исходных наработок, в частности7, и в бассейне Тисы, предусмотрена одновременная реализация требований Рамочной Водной 2000/60ЖС и Паводковой 2007/60ЖС Директив ЕС в бассейнах Прута и Сирета -последних в Дунайском пространстве, не имеющих бассейновых Планов управления водными ресурсами и рисками, связанными с наводнениями, в соответствии с изменениями законодательст-ва8 об интегрировании бассейнового принципа в управление водными ресурсами. Обязательства по Соглашению об ассоциации EU-UA, План охраны водных ресурсов Европы (2012). Рекомендации Всемирной сети бассейновых организаций (INBO) Повышение статуса Украины, как источника водных ресурсов головных притоков: Дуная: Тисы, Прута, Сирета, а также Днестра, что ускорит интегрирование с водной и безо-пасностной политикой ЕС, а также внедрение бассейнового управления в Украине Расширение водной политики ЕС и ООН на всю зону Тисы, Прута, Сирета, а также Днестра с дальнейшей перспективой интегрирования всей зоны Черноморской синергии ЕС

1 http://comeuroint.rada.gov.ua/uploads/documents/29484.pdf (слайд 19)

2 http://ecoresource.ddns.net/SiteЛssets/SitePages/EUSDR/RO_UЛ_HU_SL_CBC_trains.ppsx

3 http://bios.ong.md/wp-content/uploads/2018/09/Prezentations-3rd-National-Participation-Day-Moldova.zip слайд 54

4 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Territorial_Energetical_approach_IF_1993.doc; http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePa ges/EUSDR/Territorial_Energy_Planning_2000.pdf

5 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Brochure%20Energoplan%20CEP.pdf

6 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/Protocol_of_intention_%20l07_05_2008.pdf

7 http://www.icpdr.org/main/resources/national-planning-workshop-report-july-1998-ukraine; http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/ Shared%20Documents/Forms/ЛllItems/Screenshot_6.png; https://riob-info.org/sites/default/files/IMG/pdf/Regional_development_aspects_ of_transfrontier_basins.pdf

8 http://zakon2 .rada.gov.ua/laws/show/1641-19

Это позволит задействовать именно Украину, как единственную в EUSDR модель, которая объединяет истоки основных водных источников и дельту Дуная

5. Управление экологическими рисками Применение инструментов реализации требований Паводковой директивы ЕС 2007/60/Е для обеспечения устойчивого социально-экономического и пространственного развития коммун и их сотрудничества в трансграничных бассейнах рек По исходным наработкам1 и результатам крупномасштабного проекта East Avert2 новая проектная инициатива3 предусматривает применение возможностей ГИС-технологий, механизмов выявления и прогнозирования рисков и планирования предупреждающих мер, действий в ходе чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, как элементов проектирования развития территориальных коммун по кластерному принципу с использованием инструментов публично-приватного партнерства и иных инновационно-инвестиционных подходов Руководящие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента (СЕМАТ) Совета Европы. Управление рисками трансграничных наводнений UNECE План управления паводковыми рисками в зоне бассейна р.Дунай (ICPDR) Выполнение условий реализации обязательств по Соглашению об ассоциации ЕИ-иА и Соглашению Совета Европы о предотвращении, защите и оказании помощи в случае больших природных и техногенных катастроф (1992 г.) Целенаправленные политика и финансирование для системной реализации положений Директив ЕС 2007/60/ЕС, 1РРС 2008/1/ЕС и 91/271/ЕЕС

6. Защита биоразнообразия , ландшафтов и качества воздуха и грунтов Формирование трансграничного лесо-деревообрабатывающего кластера на основе опыта сотрудничества Карпатской и Альпийской конвенций в Дунайском бассейне По опыту исходных проектов4 и разработок в рамках EUSDR5, сотрудничества Карпатской и Альпийской конвенций6 и Форумов7, на базе экспериментального Ев-рорегиона «Верхний Прут», наработки Стратегии трансграничной кластеризации по проекту GIZ8 положены в ос- 9 нову возрождения и современного развития Карпатского региона10. Отвечая сегодняшним требованиям Парижского договора касательно климатических явлений, угрожающих необратимыми изменениями состояния основных природных ресурсов, включая воздух, почвы и (в первую очередь) водные запасы в Дунайском бассейне, предложенная инициатива кластеризационного воспроизводства полного жизненного цикла древесины с возрождением высокогорных лесов Альп и Карпат для противодействия нарастающему уменьшению снеговых и глетчерных источников, с одновременным системным Лесной кодекс Украины, EU Forest Action Plan & Forest Strategy, Декларация и резолюции Министерских конференций «Леса Европы» Создание условий возобновления полного приро-доохранно-производственного цикла обращения с лесодревес-ными ресурсами в Украине и для устойчивого развития территориальных коммун Карпатского региона в бассейнах рек Тиса, Прут, Сирет, Днестр и др. с привлечением необходимых инновационно-инвестиционных ресурсов Интегрирование в территориальные и бассейновые макрорегиональ-ные стратегии ЕС с адекватным планированием согласно директив ЕС для украинской части Карпатского региона с использованием возможностей публично-приватного партнерства.

1 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Safety%201996.pdf; https://rm.coe.int/168048955c; http://ecoresource.ddns.net:8080/1996%20 Technogenic-Envir%20Safety%20in%20river%20basins.pdf

2 http://ecoresource.ddns.net/SitePages/East_Avert_Short_Info.aspx

3 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/East_Avert_Short_Info/To_new_Emergency_Prevention_projects.pdf

4 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Ecoprofit1999brochure.pdf; http://www.informest.it/db-project/ (FOR WOOD)

5 http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/consultation/danube/doc/contrib/ua_ecoResource.pdf

6 http://www.carpathianconvention.org/eventdetailwg-forests/events/fourth-meeting-of-the-wg-on-sustainable-forest-management.html

7 http://www.carpathianconvention.org/eventdetailothers/events/alpine-carpathian-cooperation-forum-146.html

8 https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/vra46661-09

9 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Bukovinian%20cluster.pdf

10 https://decentralization.gov.ua/uploads/library/file/293/Mountain-areas.pdf

использованием лесных ресурсов, включая их энергопотенциал, сеть лесных дорог и т. д., в т. ч. для развития туристическо-рекреационной деятельности.

6+8. Поддержка конкурентоспособности предприятий Трансграничное сотрудничество по внедрению эффективной системы обращения с муниципальными и производственными отходами на основе их сортирования и применения ВАТ На основе наработок в сфере обращения с отходами и применения лучших доступных технологий (ВАТ) по направлениям стандартиза-ции1 и нормативно-правовой основы2, их гармонизации с европейскими и мировыми подходами, включая трансграничное сотрудничество 3, во взаимодействии с ведущими мировыми разработчи-ками4, в Позиционный документ Украины по EUSDR включена проектная инициа-тива5, которая далее импле-ментировалась в Концепцию программы обращения с отходами в г. Черновцы6 и в проект Национального плана 7 управления отходами . Рекомендационное письмо EUSDR8 Закон «Об отходах», действующие ДСТУ9, Инструкция10, первичный учет11 Директивы ЕС 2008/98/EC, 2018/852, 2018/1147 Гармонизация нормативно-правовой базы и деятельности по обращению с отходами и применению ВАТ в приграничных с ЕС регионах и территориальных коммунах с вовлечением разных инструментов международного содействия и с одновременным использованием энергоресурсного потенциала отходов для последовательного улучшения функционирования производственной и и муниципальной сфер Предупреждение загрязнений окружающей среды и чрезвычайных ситуаций, распространение применения ВАТ трансграничных бассейнах рек в зоне действия EUSDR.

10. Расширение институционных возможностей и сотрудничества Стимулирование координированного с EUSDR устойчивого социально-экономического и пространственного развития коммун и регионов На основе исходных предложений для Восточного партнерства ЕС12, по институали-зации трансграничного со-трудничества13 и координации EUSDR в Украине14, обсужденных на Открытых днях ЕС15 и в Комитете Регионов16, а также анализа территориального и бассейнового подходов в макроре-гиональных стратегиях ЕС17, Постановления ВРУ4, изменения Закона «О ТГС» от 04.09.2018, EU Regulation (EC) No 1082/2006, Заключение Совета ЕС по EUSDR от 13.04.2011 Декларация Бухарестского Саммита от 08.11.20105 Создание национальной инфраструктуры коор-дированного институционного развития регионов и территориальных коммун в процессе децентрализации совместно с интегрированием с ре- Содействие преодолению наихудшего в ЕС депрессивного статуса регионов его членов, граничащих с Украиной, и углубление процессов европейской интеграции в Украине и Молдове

1 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/Standardization_in_Environmental-Resource%20sphere_1994.pdf

2 http://www.ecologylife.ru/utilizatsiya-2004/sootnoshenie-zadach-i-vozmozhnostey-odnovremennogo-razvitiya-natsionalloy-sistem yi-upravleniya-i-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva.html

3 http://waste.ua/cooperation/2005/theses/broyde2.html; http://ecoresource.ddns.net/DocLib/WasteBarSEPSBrochure.pdf

4 http://ecoresource.ddns.net:8080/EcoResource%20WasteBAT.pdf

5 http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/consultation/danube/doc/countries/ukr_vision_2nd_correction_en.pdf

6 http://chernivtsy.eu/portal/fZmv/mvk2013004-133-d.doc

7 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/EUSDR/Proposal_to_National_Waste_Management_Plan.pdf

8 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8/Recommendation% 20Letter%20+.pdf

9 https://waste.ua/law/standard.html

10 https://menr.gov.ua/content/yakim-chinom-subekti-gospodaryuvannya-mozhut-pogodzhuvati-rozrobleni-nimi-vidpovidno-do-zako nu-ukraini-pro-vidhodi-pasporti-vidhodiv.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0824-08

12 http://ecoresource.ddns.net/DocLib/Contribution%20EaP+EUSDR%20CER2009.pdf

13 http://ecoresource.ddns.net/SiteAssets/SitePages/TFC/Protocol_Minregion_04_06_2010.rtf

14 https://www.academia.edu/34141383 C/420

15 http://www.eurosfaire.prd.fr/7pc/doc/1303887075_proceedings_opendays_2010.pdf Р.65

16 http://www.carpathianconvention.org/eventdetailwg-spatial-planning/events/workshop-towards-a-eu-strategy-for-the-carpathian-re gion-148.html

17 https://dcsf.danubestrategy.eu/sites/default/files/Media/Zinoviy%20S.BR0YDE%20-%20Basins_%26%20Territorial%20Strategies.pdf

включая роль местных вла-стей1, и гражданского обще-ства2, разработана проектная инициатива по использованию возможностей переформатирования еврорегионов в ЕОТС и формирования ассоциаций регионального и местного уровня в рамках региональной политики ЕС3 для эффективного системного институционного обеспечения участия регионов и коммун в реализации EИSDR гиональной политикой ЕС и ее финансированием

1 http://www.danubestrategy.eu/sites/default/files/Media/Zinoviy%20Broyde%20Territorial%20communities%20role%20for%20EИ SDR.pdf

2 https://www.b2match.eu/system/danube-forum-ulm/files/EИSDR_Forum_Иlm_PA10_Broyde.pdf?1447237888

3 http://comeuroint.rada.gov.ua/news/main_news/72900.html http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1242-16

http://ec.europa.eu/regional_policy//archive/cooperation/danube/pdf/bucharest_declaration_08112010_en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.