С. В. Кушнер
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ ИЗРАИЛЬ И ХАШИМИТСКИМ КОРОЛЕВСТВОМ ИОРДАНИЯ
Работа представлена кафедрой государственного права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - кандидат юридических наук, профессор А. И. Зябкин
В статье приведены положения Мирного договора между Израилем и Иорданией. Даны комментарии к статьям договора о разграничении территорий. Практический интерес представляют способы установления границ между государствами.
Ключевые слова: Израиль, Иордания, Шестидневная война, Палестина, спорные территории, международное право.
S. Kushner
TERRITORIAL ASPECTS OF THE TREATY OF PEACE BETWEEN THE STATE OF ISRAEL AND THE HASHEMITE KINGDOM OF JORDAN
The article is devoted to the Treaty of Peace between the State of Israel and the Hashemite Kingdom of Jordan. The author comments on the provisions of the Treaty of Peace about boundary delimitation. The ways of establishing the boundary between the countries are of practical interest.
Key words: Israel, Jordan, Palestine, Six-Day War, disputed territory, international law.
Война 1967 г., более известная как Шестидневная война, породила множество проблем, в том числе территориальную.
Бывший министр иностранных дел и премьер-министр Российской Федерации, крупный специалист по проблемам Ближнего Востока, академик Е. М. Примаков в одной из своих работ описал Шестидневную войну так: «Можно считать поворотным пунктом в истории не только Египта, но и всего арабского мира войну, вспыхнувшую 5 июня 1967 г. между Израилем, с одной стороны, Египтом, Сирией и Иорданией - с другой [4, с. 115, 116].
К сожалению, далеко не всегда на Ближнем Востоке эта проблема решается мирным путем. Однако Израиль и Иордания убедительно доказали возможность разрешения территориальных споров мирными средствами.
После Шестидневной войны Иордания утратила контроль над Восточным Иерусалимом, а также над некоторыми другими территориями.
Вместе с тем обе стороны понимали необходимость мирного сосуществования. Процесс переговоров растянулся на долгие 27 лет, но принес желаемый результат.
25 июля 1994 г. между государством Израиль и Хашимитским Королевством Иордания, с участием Соединенных Штатов Америки, была подписана Вашингтонская декларация, заложившая основы для подписания через три месяца мирного договора между Израилем и Иорданией [5].
В ст. 4 вышеупомянутой Декларации указано, что стороны признают их право и обязанность жить в мире друг с другом, как и со всеми государствами в пределах безопасных и признанных границ. Также в настоя-
щей Декларации говорится, что между сторонами открываются две новые границы: одна в южной точке Акабы-Эйлата, а другая -на севере.
Вышеупомянутое межгосударственное соглашение явилось рамочной основой для заключения мирного договора.
Вскоре после подписания вышеупомянутой Декларации, 26 октября 1994 г., между Израилем и Иорданией был подписан мирный договор, содержащий конкретные права и обязательства его участников, описание и юридический статус некогда спорных территорий [6].
Так, в соответствии со ст. II настоящего международного договора (Основные принципы) в отношениях между собой стороны будут применять положения Устава ООН и принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в частности:
1) они признают и будут уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость друг друга;
2) они признают и будут уважать право на мирное и безопасное существование в признанных границах;
3) они признают и будут уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость каждого государства в регионе.
Статья III настоящего международного договора (Межгосударственные границы) устанавливает границы между Израилем и Иорданией с учетом следующих обстоятельств:
1) межгосударственные границы между Израилем и Иорданией установлены на основании определения границы в соответствии с Мандатом, как показано в Приложении I (а), на прилагаемых картографических материалах;
2) границы, установленные в Приложении I (а), являются постоянными, безопасными и международно признанными границами между Израилем и Иорданией, без предварительного решения вопроса о статусе любой территории, отошедшей под контроль израильского военного правительства в 1967 г.;
3) стороны признают межгосударственные границы, территориальные воды и воздушное пространство друг друга неприкосновенными, обязуются уважать и соблюдать их;
4) демаркация границ будет основана на подпункте I Приложения I и будет закончена не позднее чем через девять месяцев после подписания настоящего договора;
5) стороны согласны с тем, что когда граница установлена по реке, в случае естественных изменений направления течения реки как описано в Приложении I (а), определение границы будет следовать новому направлению течения. В случае любых других изменений граница не будет изменена без обоюдного соглашения;
6) после обмена актами о ратификации настоящего договора каждая сторона немедленно развертывает свои войска на ее стороне границы как это определено в Приложении I (а);
7) после подписания настоящего договора стороны вступят в переговоры, чтобы в течение девяти месяцев заключить соглашение о делимитации их морских границ в Акабском заливе;
8) принимая во внимание особые обстоятельства территории Нагараим (Бакура), находящейся под суверенитетом Иордании, с учетом прав частной собственности граждан государства Израиль, стороны договорились применять положения, установленные в Приложении I (Ь);
9) на территории Зофар (Аль-Хамр) будут соблюдаться положения Приложения I (с).
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 (Свобода навигации и доступ в порты) стороны считают, что Тиранский пролив и залив Акаба - международные водные пути, открытые для всех государств для беспрепятственной свободной навигации и полетов. Стороны будут уважать право друг друга на навигацию и полеты через Тиранский пролив и залив Акаба.
Вышеуказанные положения означают, что Израиль и Иордания признали друг друга и установили принципы определения границ между ними. Конкретное описание границ содержится в иных статьях настоящего меж-
дународного договора. Также в отношении территорий, имеющих значение не только для участников настоящего международного договора, но и для остального мира, Тиран-ского пролива и залива Акаба был установлен особый правовой режим.
Подробное описание израильско-иорданской границы содержится в Приложении I к настоящему международному договору, состоящему из трех разделов:
a) реки Иордан и Ярмук, Мертвое море, Эмек-га-Ярва (Вади Араба), Акабский залив;
b) территория Нагараим (Бакура);
c) Зофар (Аль-Хамр).
Реки Иордан и Ярмук. Пограничная линия проходит посередине основного течения рек Иордан и Ярмук. Граница будет следовать естественным изменениям (приращение или эрозия) направления рек, если не будет решено иное. Искусственные изменения направления течения рек не будут действовать в отношении места прохождения пограничной линии, если не будет решено иное. Никакие искусственные изменения не могут быть сделаны, кроме как по соглашению сторон. В случае если в будущем произойдут внезапные природные изменения направления течения реки (отрыв суши или иное сокращение территории), совместная пограничная комиссия (ст. 3) соберется как можно скорее для принятия решения о необходимых мерах, которые могут включать физическое восстановление положения первоначального направления течения рек... Установление пограничной линии по любой из рек вследствие природных изменений (приращение или эрозия), когда это будет необходимо, в любое время выносится на рассмотрение совместной пограничной комиссии или раз в пять лет. Фотографические карты и карты, изображающие линию, отделяющую Иорданию от территории, отошедшей под управление израильского военного правительства в 1967 г., будут служить указанием на различные представления, и эта запись будет означать следующий отказ от права: «Эта линия является границей между Иорданией и территорией, отошедшей под управление израиль-
ского военного правительства в 1967 г. Любые соглашения в отношении этой линии будут сделаны без предварительного решения вопроса о статусе этой территории».
Следует обратить внимание на то, что для обозначения порядка определения статуса территорий, отошедших Израилю в 1967 г., в ст. 3 мирного договора используется английское словосочетание «without prejudice», которое можно перевести как «не предрешая окончательного разрешения вопроса» [2, с. 366, 367].
Таким образом, положения договора о статусе вышеуказанных территорий можно истолковать следующим образом: «Любые соглашения в отношении этой линии будут сделаны без предварительного решения вопроса о статусе этой территории».
Совершенно очевидно, что приоритет в правах на данные территории в настоящем международном договоре отдается государству Израиль.
Мертвое море. Пограничная линия будет установлена, когда будет закончена и согласована обеими сторонами, лист с координатами будет обязательным и станет прецедентом для всех карт с указанием местоположения пограничной линии в Мертвом море.
Эмек-га-Ярва (Вади Араба). Пограничная земля будет определена на основании совместной демаркационной процедуры путем совместного установления пограничных столбов, которые будут сооружены, измерены и задокументированы. Между двумя соседними пограничными столбами граница будет следовать по прямой линии.
Акабский залив. Стороны будут действовать согласно ст. 3.7 настоящего договора. Совместная пограничная комиссия. С целью введения в действие настоящего Приложения стороны создадут совместную пограничную комиссию, состоящую из трех членов от каждой страны. Комиссия, с согласия уважаемых правительств, определит рабочую процедуру, частоту совещаний, детали и рамки работы. Комиссия может потребовать приглашения экспертов или советников.
Как оценить территориальные аспекты настоящего мирного договора с позиций тео-
рии международного права? В отечественной науке международного права выработана своя точка зрения на способы приобретения территории и их классификацию.
Ф. Ф. Мартенс отмечает, что способы приобретения международной собственности можно разделить на два рода: первоначальные и производные.
Первоначальные. Так называются все способы, которыми одно государство увеличивает свою международную собственность, не лишая другое государство его владений. К ним относятся: приращение, давность и завладение, поднятие морского дна, образование на реке острова и нанос (alluvio). Все подобного рода естественные приращения составляют собственность прибрежного государства.
Давность. Государство владеет данной территорией, пока может и намерено поддерживать над нею свою верховную власть.
Завладение (occupatio). Под именем завладения понимается занятие государством никому не принадлежащей земли.
Производные. К способам приобретения международной собственности, называемым производными, принадлежат все способы, посредством которых одно государство приобретает от другого часть его территории, свободно или принужденно им уступаемую: купля-продажа, добровольная уступка, обмен, завоевание [3, с. 274-277].
Приобретение территории на основании мирного договора К. А. Аджаров относит к производному договорному приобретению [1, с. 6, 7].
Следовательно, настоящий международный договор представляет собой производный способ приобретения территории.
Статья 9 мирного договора посвящена статусу мест, имеющих историческое и религиозное значение.
Согласно положениям части 2 настоящей статьи, в соответствии с Вашингтонской декларацией, Израиль уважает особую роль, которую в настоящее время сыграло Хашимитское Королевство Иордания в святых для всего мусульманского мира местах в Иерусалиме. Когда переговоры о постоянном статусе произойдут, Израиль отдаст приоритет исторической роли Иордании в установлении статуса этих мест.
Из содержания настоящей статьи следует, что решение о распоряжении Иерусалимом в будущем будет принимать государство Израиль.
Территория Нагараим (Бакура).
Признается, что на Территории, находящейся под юрисдикцией Иордании, имеются земли, принадлежащие гражданам государства Израиль на праве частной собственности (землевладельцы).
Обязательства Иордании в отношении данных земель можно охарактеризовать как установление режима наибольшего благоприятствования: свободный въезд и выезд граждан государства Израиль, свободный доступ израильских полицейских сил, а также возможность применения израильского права и неприменение иорданского уголовного права на данной территории.
Обязательства государства Израиль сводятся к обеспечению безопасности и сохранности земель.
Так, в дополнение к требованиям статьи 4 (а) настоящего Приложения, приобретение земли в пределах Территории лицами, не являющимися гражданами государства Израиль, будет иметь место только с предварительного одобрения Иордании.
В заключение можно сделать вывод о том, что настоящий международный договор является прекрасной иллюстрацией мирного разрешения межгосударственных территориальных споров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджаров К. А. Территориальные проблемы в современном международном праве. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1977.
2. Андрианов С. Н., Берсон А. С., Никифоров А. С. Англо-русский юридический словарь. М.: ABBY Press, 2009.
3. Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. М.: Зерцало, 2000. Т. 1.
4. Примаков Е. М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина ХХ - начало ХХ1 века). М.: Российская газета, 2006.
5. URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/pal06.asp.
6. URL: http://www.mfa.gov.il/MFA/Peace+Process/Guide+to+the+Peace+Process/Israel-Jordan+Peace+ Treaty.htm.
REFERENCES
1. Adzharov K. A. Territoriallye problemy v sovremennom mezhdunarodnom prave. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvenny universitet, 1977.
2. Andrianov S. N., Berson A. S., Nikiforov A. S. Anglo-russkiy yuridicheskiy slovar'. M.: ABBY Press, 2009.
3. Martens F. F. Sovremennoye mezhdunarodnoye pravo tsivilizovannykh narodov: v 2 t. M.: Zert-salo, 2000. T. 1.
4. Primakov E. M. Konfidentsial'no. Blizhniy Vostok na stsene i za kulisami (vtoraya polovina XX -nachalo XXI veka). M.: Rossiyskaya gazeta, 2006.
5. URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/pal06.asp.
6. URL: http://www.mfa.gov.il/MFA/Peace+Process/Guide+to+the+Peace+Process/Israel-Jordan+Peace+ Treaty.htm.