Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2135
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальное устройство / административно-территориальное деление / административная единица / экономический район / федеральный округ / методика обучения географии / territorial structure / administrative-territorial division / administrative unit / economic district / federal district / methods of teaching geography

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Артемьев Виктор Геннадьевич, Позднякова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются основы территориального устройства Российской Федерации. Обозначена важность изучения вопроса административно-территориального деления России во временном контексте, и дан краткий обзор становления этой системы. Раскрыто место изучения территориального устройства России в школьном курсе географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORIAL STRUCTURE OF RUSSIA AND ITS STUDY IN THE SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

The territorial structure of Russia as the largest state in the world is an important condition for the existence of the country and the preservation of its unity. The territorial structure is changeable, but its study is an integral part of the Geography of Russia course as a means of orientation of schoolchildren on the vast territory of our country. Therefore, the territorial structure should be considered as an important object of modern research. The article discusses the basics of the territorial structure of the Russian Federation. The importance of studying the issue of administrative-territorial division is indicated. The study of the territorial structure of the Russian Federation at school is reflected in the Geography of Russia course in grades 8 and 9 by the working programs of all authors of the recommended educational and methodological complexes and are mandatory for study. A brief overview of the formation of this system is given in the temporal context of Russia. The place of studying the territorial structure of Russia in the school geography course is revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ»

УДК 91:37.016

В. Г. Артемьев, Т. М. Позднякова

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

В статье рассматриваются основы территориального устройства Российской Федерации. Обозначена важность изучения вопроса административно-территориального деления России во временном контексте, и дан краткий обзор становления этой системы. Раскрыто место изучения территориального устройства России в школьном курсе географии.

Ключевые слова: территориальное устройство, административно-территориальное деление, административная единица, экономический район, федеральный округ, методика обучения географии.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -344-27-32

Территориальное устройство России как крупнейшего государства мира — важное условие существования страны и сохранения её единства. Территориальное устройство изменчиво, однако его изучение является неотъемлемой частью курса «География России» как средство ориентации школьников на огромной территории нашей страны. Поэтому территориальное устройство следует рассматривать как важный объект современных исследований.

Территория наравне с населением и публичной властью является необходимым признаком любого государства. Формирование государственной территории России и, соответственно, её административно-территориального устройства происходило на протяжении многих столетий. В VI в. впервые стало упоминаться название «Русь», которое применяли к восточным славянам, образовавшим уже тогда около 15 племенных союзов. В 882 г. было создано Древнерусское государство с центром в г. Киев, которое было поделено на волости. Однако оно распалось в середине XII в. на 15, а далее — на 50 удельных княжеств, и после разгрома в XIII в. татаро-монголами г. Киев перестал быть политическим центром Руси. С XIV в. начался процесс централизации Руси, послуживший предпосылкой для формирования современной системы адми-

Артемьев Виктор Геннадьевич — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: ya-k2015@mail.ru.

Позднякова Татьяна Михайловна — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и природоохранного права (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия); е-mail: russland-54@mail.ru.

© Артемьев В. Г., Позднякова Т. М., 2021

27

нистративно-территориального устройства страны (разделение на города, районы городов, улицы): от городов-республик Новгорода и Пскова до объединения русских земель вокруг Московского княжества, с формированием уездов, возглавляемых наместниками. Уезды были наиболее значимыми административно-территориальными единицами (АТЕ), которые делились на станы и волости. При Петре I страна была поделена на 8 крупных губерний, которые были разделены на доли — административно-фискальные единицы. Реформы Екатерины II были направлены на разукрупнение АТЕ — по количеству населения. При Александре II в 1868 г. с достижением территории Российской империи её максимального размера 24,19 млн км2 уезды были поделены на волости. Только при СССР были образованы национальные автономии: заменены губернии на 10 национальных единиц, 7 краёв и 6 областей, области делились на округа и районы, низшее звено — сельсоветы. Анализ эволюции системы административно-территориального устройства свидетельствует о том, что государство во все времена имело в своей основе федеративное устройство. В Российской империи, СССР и современной России система административно-территориального деления подвергалась нескольким трансформациям, где основными процессами её изменения являлись увеличение или уменьшение числа административных единиц, укрупнение или разукрупнение самих административно-территориальных единиц [3].

Территория Российской Федерации (РФ) включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними [4, с. 67]. Субъектами называются государственно-территориальные образования, обладающие определённой политической самостоятельностью. РФ, согласно Конституции, состоит из 85 субъектов. К ним относятся: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Статус субъекта определяется двумя основными принципами: территориальным — за субъектом закреплена определённая территория без учёта национального состава проживающего населения (края, области, города федерального значения); национально-территориальным — выделение территории с учётом проживания определённого народа (титульной нации), наименование которого и даёт название этому субъекту (республики, автономная область и автономные округа), при этом все субъекты являются равноправными [4]. Субъекты РФ существенно различаются многими показателями: площадью, населением, производством валового внутреннего продукта и др.

Субъекты РФ, в свою очередь, разделяются на низовые административные районы. Внутри субъектов, в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти в решении вопросов местного значения, в пределах, установленных Конституцией РФ и другими законами. Общее количе-

28

ство муниципальных образований составило в 2020 г. 20 819, их число постоянно сокращается. Наибольшему сокращению подвергаются сельские поселения [2].

В системе территориального устройства России имеются территории с особым статусом — части государственной территории, в которых нормативно установлены свойственные только им специальные системы государственного регулирования по формированию и поддержанию определённых параметров, отличная система власти и разграничения полномочий, регулируемые соответствующими федеральными законами. Ими являются: особо охраняемые природные территории, территории зон чрезвычайной экологической ситуации, районы Крайнего Севера, территории традиционного природопользования малочисленных народов, приграничные территории, территории историко-культурного значения, опережающего социально-экономического развития, наукограды, территории инновационных научно-технологических центров, особых экономических зон, свободных портов и другие. Особое положение занимают закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), в границах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты. За пределами территории РФ расположены следующие территории с особым статусом: космодром Байконур (по договору аренды у Казахстана до 2050 г.), арендованный город Ба-ренцбург на острове Западный Шпицберген в Норвегии, полярные научные станции России в Антарктиде, зарубежные базы в районах Мирового океана. В 2020 г. перечень особых территорий был расширен вследствие создания первой в России федеральной территории, установленной Федеральным Законом «О федеральной территории „Сириус"».

Кроме того, в стране существуют уровни территориального устройства, расположенные над уровнем субъектов, — разделение территории по определённым целям: экономическим (12 экономических районов), политическим (8 федеральных округов) и военным (5 военных округов). По условиям хозяйствования выделяют также экономические зоны (макрозоны) — части территории страны, в которую полностью или частично включаются несколько экономических районов. При этом экономические районы могут включаться в несколько экономических зон. В России выделены следующие макрозоны: Европейская Россия и Урал, Зауральская Россия, Центрально-Северная, Южно-Российская, Европейская Россия, Волго-Уральская, Сибирская, Восточно-Российская, Нечернозёмная, Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Основанием для формирования, изменения состава и упразднения экономических районов, экономических зон и макрозон являются решения федеральных органов государственной власти или согласованные решения Минэкономразвития, Госкомстата и Госстандарта России. Предполагается разделение

29

территории страны на 12 макрорегионов — новых территориальных единиц, которые заменят собой экономические районы [6].

В соответствии с законом «Об образовании в РФ», ФГОС школьного образования, Концепцией развития географического образования в РФ, базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений территориальное устройство России изучается в 8 и 9 классах в курсе «География России» с использованием модуля «География родного края» [6]. Согласно учебникам разных авторов, включённым в Федеральный перечень, на изучение территориального устройства России в 8 классе отводится 1 урок, который проводится под разными темами и в разное время. В содержании урока рассматриваются принципы и виды районирования территории России, функции административно-территориального деления страны, субъекты Федерации, государственно-территориальные и национально-территориальные образования, федеральные округа. Основными видами деятельности учащихся являются: умение анализировать административно-территориальное деление страны, выявлять специфику территориального устройства, определять субъекты России и их столицы, состав и границы федеральных округов. Предусматривается наличие одной практической работы по анализу административно-территориального деления с работой на контурных картах. В курсе географии России в 9 классе также изучаются некоторые вопросы административно-территориального деления страны, у некоторых авторов изучение темы повторяется. При этом изучение федеральных округов требует только знания их границ и состава входящих в них субъектов, а сами субъекты Российской Федерации обычно более подробно изучаются в составе экономических или географических районов. Также в соответствии с отводимыми часами на изучение географии родного края в рабочие программы включается время на ознакомление учащихся 8 класса с административным делением территории своего субъекта, а в 9 классе — на изучение места административных районов субъекта в структуре её хозяйства [1; 5].

Таким образом, территориальное устройство страны, сложное и многоуровневое, периодически подвергается модернизации. Изучение территориального устройства РФ в школе отражается в курсе «Географии России» в 8 и 9 классах рабочими программами всех авторов рекомендованных учебно-методических комплексов и обязательных для изучения. Вопросы по данной тематике содержатся в заданиях всероссийских проверочных работ и при сдаче ОГЭ. Планируемыми результатами обучения при изучении темы «Территориальное деление России» у школьников должны стать: представление о специфике административного устройства России и её административно-территориального деления; формирование понятия о принципах и системе районирования, системе экономических районов и федеральных округов; умение определять расположение субъектов на политико-административной карте

30

России. В связи с этим формирование полного представления о территориальной организации государства, отражающего его пространственно-временную динамику и другие особенности, является необходимым для успешного освоения школьного курса географии.

Список литературы

1. География. 5 — 9 классы. Программа. ФГОС (+CD) / И. В. Душина, А. А. Летя-гин, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение/Вентана-Граф, 2016. 320 с.

2. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации (за 2019 год и первое полугодие 2020 года) / под общ. ред. Ю. С. Любимова. М.: Минюст России, 2020. 111 с. // ВСМС. Всероссийский совет местного самоуправления: сайт. URL: https: / / www.vsmsinfo.ru/ doklad-o-rezultatakh-ezhegodnogo-monitoringa-organizatsii-i-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya-v-rossijskoj-federatsii-za-2019-god-i-pervoe-polugodie-2020-goda (дата обращения 01.07.2021).

3. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с.

4. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993, с изм. от 01.07.2020) // Конституция РФ 2021: актуальная редакция с комментариями по состоянию на 19.09.2021: сайт. URL: http://constitutionrf.ru/ (дата обращения 01.10.2021).

5. Концепция развития географического образования в Российской Федерации // Банк документов. Министерство просвещения РФ: официальный сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения 01.07.2021).

6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года / / Министрество экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025

_goda/ (дата обращения 01.08.2021).

* * *

Artem'ev Viktor G., Pozdnyakova Tatyana M.

THE TERRITORIAL STRUCTURE OF RUSSIA AND ITS STUDY

IN THE SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The territorial structure of Russia as the largest state in the world is an important condition for the existence of the country and the preservation of its unity. The territorial structure is changeable, but its study is an integral part of the Geography of Russia course as a means of orientation of schoolchildren on the vast territory of our country. Therefore, the territorial structure should be considered as an important object of modern research. The article discusses the basics of the territorial structure of the Russian Federation. The importance of studying the issue of administrative-territorial division is indicated. The study of the territorial structure of the Russian Federation at school is reflected in the Geography of Russia course in grades 8 and 9 by the working programs of all authors of the recommended educational and methodological complexes and are mandatory for study. A brief overview of the formation of this system is given in the temporal context of Russia. The place of studying the territorial structure of Russia in the school geography course is revealed.

31

Keywords: territorial structure, administrative-territorial division, administrative unit, economic district,

federal district, methods of teaching geography.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -344-27-32

References

1. Dushina I. V., Letyagin A. A., Pyatunin V. B., Tamozhnyaya E. A. Geografiya. 5 — 9 klassy. Programma. FGOS (+CD) (Geography. 5 — 9 grades. Program. FGOS (+ CD)), 2nd ed., Revised. Moscow, 2016. 320 p.

2. Lyubimov Y. S. (ed.) Doklad o rezul'tatakh yezhegodnogo monitoringa organizatsii i razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (za 2019 god i pervoye polugodiye 2020 goda), (Report on the results of the annual monitoring of the organization and development of local self-government in the Russian Federation (for 2019 and the first half of 2020)), Moscow, 2020, 111 p. Available at: https: / / www.vsmsinfo.ru/ doklad-o-rezultatakh-ezhegodnogo-monitoringa-organizatsii-i-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya-v-rossijskoj-federatsii-za-2019-god-i-pervoie-polugodnogo- 2020-goda (accessed 07/01/2021).

3. Kolosov V.A., Mironenko N.S. Geopolitika i politicheskaya geografiya (Geopolitics and political geography). Moscow, Aspect Press, 2001. 479 p.

4. Constituciya Rossijskoj Federacii (ot 12.12.1993. s izmeneniyami na 01.07.2021). (The Constitution of the Russian Federation (dated 12/12/1993, as amended on 07/01/2020). Available at: http://constitutionrf.ru / (accessed 10/01/2021).

5. Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (The concept of the development of geographical education in the Russian Federation). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (accessed 07/01/2021).

6. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (Spatial Development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025). Available at: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/ regionalnoe_ razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ strategiya_pr ostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/ (accessed 08/01/2021).

•Jc -Jc -Jc

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.