Научная статья на тему 'Территориальное развитие Оренбурга в контексте системы расселения городов Урала'

Территориальное развитие Оренбурга в контексте системы расселения городов Урала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
515
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АГЛОМЕРАЦИЯ / МОДЕЛЬ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА / SETTLEMENT SYSTEM / PLANNING SYSTEM / SPATIAL DEVELOPMENT / AGGLOMERATION / THE MODEL OF URBAN SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иконописцева Ольга Георгиевна

Формирование крупнейшей системы расселения уральского региона сложный многовековой процесс, в основе которого лежали определённые государственные интересы, связанные с расширением границ российской империи. Формировавшиеся опорные пункты расселения в большинствесразу закладывались как города с определёнными функциями. следовательно, расселение на урале не было естественным эволюционным процессом. Территориальное развитие городского пространства Оренбурга и других близлежащих городов, связанных исторически, рассматривается в контексте формирования системы расселения урала и проведено в рамках общеизвестных периодов развития доиндустриального, индустриального и постиндустриального. в результате которых, изменения происходили как в формах развития самой системы расселения, так и на территориальном уровне городов составляющих эту систему. на каждом этапе выявляются основные политико-экономические факторы и их влияние на планировочную структуру, и характер территориального развития. Отмечено, что существуют определённые закономерности пространственного развития свойственные как Оренбургу, так и другим городам урала одной генетической категории. на каждом этапе развития даны определения пространственной организации городских территорий. выявленные общие закономерности пространственного развития сведены к четырем основным моделям, каждая, из которой соответствует своему историческому этапу. рассмотрены возможности развития городов и системы расселения на современном этапе развития. Пространственная организация системы расселения урала и в частности на территориях южного урала обладает высоким потенциалом развития, что связано с изменением границ государства и приграничным положением городов. Оренбург вновь может стать «вратами в азию», через которые будут направлены новые трансконтинентальные коммуникационные потоки, которые соединят европу, россию и китай, что может стать новым стимулом к пространственному развитию территорий Оренбурга и их качественному преобразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL DEVELOPMENT OF ORENBURG IN THE CONTEXT OF SYSTEM OF MOVING OF THE CITIES OF THE URALS

Formation of the largest system of moving of the Ural region difficult centuries-old process which cornerstone the certain state interests connected with expansion of borders of the Russian Empire were. The formed strong points of moving in the majority were put at once as the city with certain functions. Therefore, moving in the Urals wasn’t natural evolutionary process. Territorial development of city space of Orenburg and other nearby cities connected historically is considered in the context of formation of system of moving and is carried out within the well-known periods of development preindustrial, industrial and post-industrial. As a result of which, changes happened as in forms of development of the system of moving, and at the territorial level of the cities of components this system. At each stage the major political and economic factors and their influence on planning structure, and nature of territorial development come to light. It is noted that there are certain regularities of spatial development peculiar both to Orenburg, and other cities of the Urals of one genetic category. At each stage of development definitions of the spatial organization of urban areas are given. The revealed general regularities of spatial development are reduced to four main models, everyone from which corresponds to the historical stage. Possibilities of development of the cities and system of moving at the present stage of development are considered. The spatial organization of system of moving of the Urals and in particular in territories of South Ural possesses the high potential of development that is connected with change of borders of the state and border position of the cities. Orenburg can become “a gate to Asia” through which new transcontinental communication streams which will connect Europe, Russia and China will be directed again that can become new incentive to spatial development of territories of Orenburg and their high-quality transformation.

Текст научной работы на тему «Территориальное развитие Оренбурга в контексте системы расселения городов Урала»

УДК 711:94 «16/20» (470.5)

Иконописцева О.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ ГОРОДОВ УРАЛА

Формирование крупнейшей системы расселения Уральского региона сложный многовековой процесс, в основе которого лежали определённые государственные интересы, связанные с расширением границ Российской империи. Формировавшиеся опорные пункты расселения в большинствесразу закладывались как города с определёнными функциями. Следовательно, расселение на Урале не было естественным эволюционным процессом.

Территориальное развитие городского пространства Оренбурга и других близлежащих городов, связанных исторически, рассматривается в контексте формирования системы расселения Урала и проведено в рамках общеизвестных периодов развития - доиндустриального, индустриального и постиндустриального. В результате которых, изменения происходили как в формах развития самой системы расселения, так и на территориальном уровне городов составляющих эту систему. На каждом этапе выявляются основные политико-экономические факторы и их влияние на планировочную структуру, и характер территориального развития.

Отмечено, что существуют определённые закономерности пространственного развития свойственные как Оренбургу, так и другим городам Урала одной генетической категории. На каждом этапе развития даны определения пространственной организации городских территорий. Выявленные общие закономерности пространственного развития сведены к четырем основным моделям, каждая, из которой соответствует своему историческому этапу.

Рассмотрены возможности развития городов и системы расселения на современном этапе развития. Пространственная организация системы расселения Урала и в частности на территориях южного Урала обладает высоким потенциалом развития, что связано с изменением границ государства и приграничным положением городов. Оренбург вновь может стать «вратами в Азию», через которые будут направлены новые трансконтинентальные коммуникационные потоки, которые соединят Европу, Россию и Китай, что может стать новым стимулом к пространственному развитию территорий Оренбурга и их качественному преобразованию.

Ключевые слова: система расселения, планировочные системы, территориально-пространственное развитие, агломерация, модель городского пространства.

Россия самая крупная континентальная страна. Формирование систем расселения, ко-торыеявляются индикатором пространственных характеристик социально-экономических процессов территории, происходило как в результате естественной эволюции, так и с помощью политических директив государства. Многовековой процессформирования системы расселения на территориях Уралабылосвязано с определёнными политико-экономическими интересами Российской империи. Следовательно, он не происходил в результате естественной эволюции, на территориях северного Урала расселение было связано с развитием горнодобывающего комплекса, где возникали в большом числе города-заводы. А на территориях среднего и южного Урала этот процесс был вызван формированием сети линий военных укреплений связанных с территориальной колонизацией и развитием торговли с сопредельными государствами, что обоснованно привело к формированию большого числа городов-форпостов военно-торгового значения (рис. 1).

Поэтому, большинство появляющихся очагов расселения Урала основывалисьв довольно сжатые сроки, и сразу закладывались преимущественно как города с определёнными функциями. Сложившаяся к концу XVIII столетия сеть Уральских городов до настоящего времени не поменяла месторасположения и предопределила современную структуру расселения. За счет большой инерционности си-

Рисунок 1. Оренбургская военная линия в системе восточных пограничных укреплённых линий России в XVIII в.

стема расселения пережила сформировавшие её условия.

В процессе многовекового развития изменения происходили как в структуре самой системы расселения, так и на территориальном уровне городов, составляющих эту систему. Проследить особенности процесса эволюции можно опираясь на общеизвестные периоды-развития - доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный позволяющие в обобщённом виде представить основные этапы формирования процесса расселения и выявить обобщенные закономерности пространственного развития Оренбурга и других близлежащих городов Уральского региона, связанных с ним исторически.

Российская империя.

Доиндустриальный период

На первоначальном этапеосвоения Уральских территорий русскими поселенцами начиная с XIV столетия, за счет малой освоенности обширных территорий формировалась очаговая система расселения, отличавшаяся малой плотностью населения. В XVII - начале XVIII в. колонизация Урала приняла массовый характер. К началу 50-х гг. XVIII в. на Южном Урале была создана целая система пограничных линий. Среди множества рядовых дистанций отличие Оренбурга заключалось в том, что он закладывался как губернский центр и являлся крупнейшей крепостью на юго-востоке страны.

Вошедшие в состав Оренбургской губернии (новой административно-территориальной единицы) опорные пункты, формировались на базе более ранних очагов поселений или основывались «с нуля». От Оренбурга военные укрепления расходились вверх по Уралу до Верхнеу-ральска и вниз по Уралу до Каспийского моря, в западном направлении, до Самары, по реке Самара. Механизм удержания степных районов был отработан московским государством еще в XV-XVИ веках при укреплении южных границ Европейской России. Новые опорные пункты возводились с поразительной скоростью, имели один генетический код,в основе которого лежала милитаризированная древнеримская регулярная-планировочнаяматрица, переработанная эпохой Возрождения и перекроенная на русский лад в период развития классицизма, когда осваивались

территории Урала. Быстро возводимые города-крепости позволяли в сжатые сроки освоить и держать под контролем обширные территории. Системарасселения в это время приобрела черты дисперсной системы, с относительно равномерной сетью городов,расположенных на значительном расстоянии друг от друга.

Рассматривая развитие Оренбурга, как одного из ярких представителей в системе расселения южного Урала можно утверждать, что эволюция его пространственного развития и закономерности, сопровождающие этот процесс характерны для всех городов одного с ним генетического типа (рис. 2).

Дальнейшая разница в развитии заключалась лишь в динамике и масштабах пространственного роста каждого города, что связанно с местоположением относительно основных коммуникационных коридоров, в том числе и главных водных артерий влиявших на экономическое развитие, а следовательно и территориальный рост. Длядо индустриальных городов южного Уралав период XVIII столетия, в частности Оренбурга, характерна компактная модель территориального развития в границах оборонительных сооружений чёткой геометрической формы с регулярной внутренней планировочной системой.

Индустриальный период развития

С эпохой промышленной урбанизации начавшейся в России позже, чем в Европе, к середине XIX в. в военно-торговых городах среднего и южного Урала появляются новые градоформирующиефакторы. Промышленное производство, котороеранее было основным градоформирующим фактором только для городов северного Урала, а также новые коммуникационные связи и бурное развитие торговли обусловили выход территорий за рамки условных территориальных ограничений. Нарастающие темпы индустриализации сделали промышленное производство неотъемлемой частью городского пространства, которое стало единым с городомтерриториально-пространственным целым.Стало очевидным, что дальнейшее территориальное развитие городов невозможно без внедрения новых регламентаций застройки и что появились принципиально новые возможности для их формирования. Поэтому конец

XIX - начало XX вв. - время поиска в мировом градостроительстве новых форм пространственной организации городови принципиально новых форм расселения. Появляются линейные, расчленённые, функционально зонированные, прерывистые схемы территориальной организации городского пространства.В то же время планировочные системы многих городов Урала и Оренбурга, в том числе, заложенные в эпоху регулярного градостроительства, оказались жизнеспособны. Здесь проявилось такое каче-

ство городской структуры, как приспособляемость к новым условиям, посредством интенсификации строительства в центральной части и формированием новых селитебных территорий на заложенных ранее планировочных осях и промышленных зон на периферии. Происходящие территориальные преобразования были свойственны лишь крупным городам России, к числу которых относился Оренбург, вступавших в новую фазу территориально-планировочного развития, которое в конце XIX столетия приня-

Оренбургская крепость с казачьим форштадтом 1760 г.

Уфимская крепость с территорией старой крепости1819 г.

Верхнеуральская крепость 1838 г.

Троицкая крепость с меновым двором 1750 г.

Челябинская крепость 1819 г.

Орская крепость с меновым двором 1750 г.

Рисунок 2. Города одного генетического типа - регулярные крепости Оренбургской губернии

ло некомпактный разобщённый характер. Для крупных городов Урала на данном этапе развития была характерна компактно-расчленённая модель пространственной организации.Терри-ториальная расчленённость пространствабыла еще связана с непониманием новых градостроительных реалий и отсутствием планов территориального развития городов с принципиально новых позиций. Например, в Оренбурге, отведение земель под строительство железных дорог и сопутствующих сооружений проводилось без учёта планировочной структуры и перспектив роста города вследствие чего, Оренбург в дальнейшем оказался отрезан от благоприятных в экологическом и ландшафтном отношении территорий пригодных для жилья.

К концу XIX столетия становится очевиден разный темп территориального ростагородов Урала. В системе расселения выделяется плеяда крупнейших городов, среди которых, Оренбург уступал по численности населения только Уфе -97.200 жителей и 91.200 соответственно, затем шли Екатеринбург, Пермь и Челябинск. В конце XIX - начале XX вв. влияние этих крупных городов ставших узловыми пунктами системы расселения на пересечении важнейших железнодорожных и водных путейрезко возросло. На среднем Урале - Пермь и Екатеринбург, на южном Урале - Уфа, Челябинск и Оренбург. Выгодное экономико-географическое положение в дальнейшем позволило развиваться городам высокими темпами. Другие исторически сложившиеся малые Уральские города пребывали в состоянии устойчивой стагнации, не успев стать истинными городами.

Советский период.

Продолжение индустриализации

С переходом страны к социалистическому режиму и плановой экономике вначале XX в. дальнейшее развитие системы расселения Урала и её городов было обусловлено продолжающейся бурной индустриализацией и планами первых пятилеток, согласно которым Урал становился «срединной индустриальной базой Союза». Это послужило началом к развитию главных узловых центров системы расселения сложившихся в предыдущий период развития в крупные агломерации за счётих территориального роста и появления новых городови боль-

шого числа поселков городского типа, группирующихся вокруг крупных центров (рис. 3).

В 1920-30-е годы разработка новых форм расселения промышленных городов с принципиально новых позиций пространственной организации оказало большое влияние на планировочную организацию городов Урала. Территории индустриально развивающихся городов, получили мощное развитие при планировании новых производственно-селитебных районов, рабочих посёлков и «соцгородов» концентрирующихся в основном вдоль линий железных дорог. Такие города как Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Орск, Магнитогорск - стали крупнейшими индустриальными узлами в системе расселения страны.

Ведущими советскими и западными архитекторами были разработаны проекты для многих городов Урала. - Уфы,Екатеринбурга, Челябинска, Орска, Магнитогорска, Новотроицка. Новые индустриальные районы и городовста-

Ф' ф 2 «3 «4 «5

1.100-200 тыс. чел.; 2. 50-100 тыс. чел.; 3. 25-30 тыс. чел.; 4. 25 тыс. чел.; 5. рабочие посёлки.

Рисунок 3. Основные города системы расселения Урала в 1930-е годы (по Лахтину В.Н.)

ли воплощением в жизнь новаторских модернистских градостроительных идей.Прямоу-гольно - решетчатая структура новых районов преемственно развивала традиции «регулярного города». Все эти планировочные изменения в крупных индустриальных центрах Урала усиливали расчленённостьпространственного развития городских территорий.

В Оренбурге в это время не произошло аналогичного территориального развития как в других крупных городах. Территориальное развитие города происходило в основномза счет застройки свободных территорий в пределах городской черты и на периферии за счет появления новых посёлков, в том числе и с южной стороны за Уралом. Позже эти поселения вошли в состав городских территорий. Новый подход в территориально-пространственном развитии Оренбурга был зафиксирован в 1923-24 гг. в

1. 800-1000 тыс.чел; 2. 400-600 тыс.чел; 3. 200-400 тыс. чел.; 4. 100-200 тыс. чел.; 5. 50-100 тыс. чел.; 6. менее 50 тыс. чел.

Рисунок 4. Основные города системы расселения Урала в 1970-е годы (по Лахтину В.Н.)

проекте города-сада «Красный городок», который явился первым вариантом расширения города в советское время. Он учитывал уже сложившуюся застройку и транспортные пути, вдоль которых местами уже существовали отдельные постройки.Проект был реализован почти без изменений.В предвоенный период крупные города Урала территориально увеличились в 2-3 раза.

Период ВОВ и последующая индустриализация только увеличивали масштабы промышленного сектора в городах. Стихийный процесс роста территорий ввоенный период привёл к сложившейся чересполосице селитебных и промышленных зон. Территории городов Урала, в которых увеличилась доля промышленного сектора, за счет эвакуированных предприятий принимаютразобщённый характер.

В 1960-х наступает новый этап в развитии градостроительства в СССР, когда на смену развивавшемуся в 30-е годы поселковому типу расселения, пришло строительство крупных жилых массивов, которые формировались как полноценные районы или микрорайоны. В градостроительстве господствовал «социалистический реализм» все ориентировалось на экономию средств и увеличение квадратуры жилого фонда. В этот период в Оренбурге началось развитие газовой отрасли, что способствовало росту территорий города за счёт Северного жилого массивапо сути города-спутника с более чем с 100 тыс. населением.

В период 1960-70-х гг. основной задачей градостроительства стало регулирование бурного роста крупных индустриальных городов Урала за счет рационального размещения производительных сил, но это не останавливало их территориальный рост. Гипертрофированное развитие индустриального сектора в предыдущие этапы и его дальнейшее развитие в советский период вплоть до 1980-х сделали промышленный сектор основной градоформирующей функцией в городах Урала (рис 4). В советский период развития сложилась линейно-узловая структура расселения по обеим сторонам Уральского хребта из созвездий крупнейших агломераций, являющихся основными ядрами расселения сформировавшихся на базе крупных индустриальных центров Урала. В северной части региона это Екатеринбургская, Челябин-

ская, Пермская, Нижнетагильская агломерации. В южной части региона это Уфимская, Орско-Новотроицкая, Оренбургская, Магнитогорская агломерации. Одной из особенностей системы расселения Урала советский период, являлась относительно низкая плотность населения при довольно высокой степени его урбанизированное™ (рис. 5).

Постиндустриальный

период развития

Ещё в конце 1960-х Мишель Фуко (французский философ, теоретик культуры и историк XX в.) сравнил свое время с эпохой пространства, в котором доминирует синхронность, когда ближнее и дальнее существуют одновременно. Мы живем в тот самый момент, считал Фуко, когда мир чувствует себя сетью, которая связывает отдельные точки системы. Спустя полвека пространство, функционирующее по законам глобализации и сетевому принципу, связывающему города мира, стало неотъемлемой реальностью. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. основные факторы развития российских городов были связаны с начавшейся постиндустриальной трансформацией.

Частичная стагнация промышленного сектора в 1990-х в крупнейших центрах Уральского региона способствовали возрождению деловой активности. На пространственном языке это выразилось в появлении дифференцированной сети деловой функции, которая способствовала очевидным структурным реорганизациям городов, произошедшим за последние 20 лет. Докризисные темпы роста экономики в крупнейших городах Урала привели к формированию ряда общих черт архитектурно-планировочного и территориально-пространственного развития. Не исключением явился и Оренбург, как крупнейший региональный центр на южном Урале.

Неоднократная смена политических режимов в течении XX века в полной мере отразилась на прерывании преемственного развития Уральских городов. В наследство от предшествующих этапов развития осталась расчленённость территорий, усложненная структурная организации, которые читаются в их планировочных системах представляющих собой совокупность разновременных пространственных моделей. Сегодня современные типы планировочных

структур городов исторически связанных с Оренбургом, имеют колоссальные различия. Одни, малые города, с численностью населения не превышающей несколько тысяч жителей, другие крупнейшие многоядерные агломерации с самостоятельнымипромышленно-селитебными образованиями имеющие разнообразные типы пространственной организации- комбинированный в Оренбурге (рис.6), компактно-рассредоточенный в Челябинске (рис.7), рассредоточено-групповой в Орске (рис.8), протяженно-линейный в Уфе (рис.9) и т. д.

Несмотря на индивидуальный путь каждого города и существующие территориальные различия весь сложный процесс пространственного роста Оренбурга и других крупнейших городов Урала, исторически связанных с ним, можно обобщить в последовательно развивающиеся теоретические модели:

1. Компактная модель пространственной организации территории характерная для городов эпохи до промышленной урбанизации до середины XIX в.

/граница '///У главные полосы город-

у рань сп я-о района '///У «ого расселения

Рисунок 5. Сложившаяся система городских агломераций Уральского региона к 1980 г. (по Лахтину В.Н.)

2. Для периода начала промышленной урбанизации до 20-х годов XX в. характерна компактно-расчленённая модель с селитебными образованиями на основных градостроительных осях.

3. В период бурной индустриализации советского периода до 1990-х годов характерна расчленённая модель свыраженным пространственным ростом территорий вдоль железнодорожных линий.

4. Компактно-рассредоточенная модель города-агломерации характерна для городов на современном этапе развития в XXI в.

Сегодня в современных условиях глобальных конфликтов для России важно формиро-

- селитебные зоны

- промышленные зоны

- зоны общественных центров > - основные транспортные связи — — — — ■ - линии ж/д транспорта

- водные артерии, озёра

Рисунок 6. Оренбург. Комбинированный тип планировочной структуры

Рисунок 7. Челябинск. Компактно-рассредоточенный тип планировочной структуры

вать структуру расселения и пространственную организацию территорий, отвечающую новой реальности.В частности, такая структура должна учитывать, что все больший экономический и политический вес приобретают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому сложившиеся в советский период развития на территориях Ураларусла линейно-узловыхсистем расселения обладают высоким потенциалом развития за счет довольно низкой плотности населенияи достаточнымтерриториальным потенциалом для расселения в будущем. Новыми стимулами развитияЮжно-уральской системы расселения и в частности Оренбуржья, могут стать вновь приграничное положение южноуральских территорий и концепции новых коммуникационных коридоров связывающих запад и восток, например такой мега-проект нового шёлкового пути «Западная Европа-Западный Китай» представленной в Транспортной схеме развития России в 2010-2030 годах. Это автомобильная магистраль через территорию России. Пока еще точно не определен окончательный

Рисунок 8. Орск. Рассредоточено-групповой тип планировочной структуры

Рисунок 9. Уфа. Линейно-протяженный тип планировочной структуры

маршрут коридора. При его выборе за основу планируется взять действующую федеральную сеть автомобильных дорог (рис.10).

В 2006 году это строительство было начато от Казани в направлении Оренбурга. Протяженность оренбургского участка трассы составит порядка двухсот километров. Наличие «Шелкового пути» крайне важно для Оренбуржья - это даст значительный импульс в развитии бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторами экономики и возможно будет являться новым фактором для дальнейшего территориального развития Оренбурга.

10.04.2015

Список литературы:

1. Винокуров, Б. Ю. Международные транспортные коридоры ЕврАз ЭС: быстрее, дешевле, больше : отраслевое обозрение / Б. Ю. Винокуров. - Алма-Ата, 2009. - 93 с.

2. Государев, В. М. Современные подходы к управлению рисками в международных транспортных коридорах / В. М. Государев. - Нижний Новгород : Изд-во Волж. гос. инж.-строит. ун-та, 2007. - 161 с.

3. Глеба, В. Трансформация планировочных архетипов города и становление гетеротопий градостроительства [Электронный ресурс] / Виктор Глеба. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://arhetip.esy.es/pr_5/2012_R/2012_R_27.htm. - Загл. с экрана.

4. Иконописцева, О. Г. Современные структуроформирующие факторы городской среды (на примере Оренбурга) / О. Г. Иконописцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 9 (128). - С. 111-118.

5. Кривов, А. Города, градостроительство, система расселения России [Электронный ресурс] / Александр Кривов // Отечественные записки. - 2012. - № 3 (48). - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2012/3/ goroda-gradostroitelstvo-sistema-rasseleniya-rossii. - Загл. с экрана.

6. Крупные города и вызовы глобализации / под ред. В. А. Колосова, Д. Эккерта. - Смоленск : Ойкумена, 2003. - 280 с.

7. Лаппо, Г. Итоги и перспективы российской урбанизации [Электронный ресурс] / Георгий Лаппо. - Режим доступа: http://polit. ru/article/2005/10/19/demoscope217/ . - Загл. с экрана.

8. Лаппо, Г. М. Результаты урбанизации в России к концу XX века / Г. М. Лаппо, П. М. Полян // Мир России. - 1999. - Т. 8, № . - С. 22-34.

9. Лахтин, В. А. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала / В. А. Лахтин. - Москва :Строй-издат, 1977. - 125с.

10. Лежава, И. Г. Архитектура и градостроительство России на новом этапе / И. Г. Лежава // Архитектон. - 1993. - № 5 -С. 6-7.

11. Лежава, И. Г. Вектор градостроительной эволюции на современном этапе / И. Г. Лежава// Градостроительство. - 2010. -№ 3. - С.47-52.

12. Лола, А. М. Методология и методы выявления и делимитации агломерации России / А. М. Лола // Градостроительство. -2010. - № 3. - С. 62-63.

13. Лохова, Н. Н.Архитектурно-планировочное наследие 20-50-х годов XX века в градостроительстве Урала :дис. канд. архитектуры : 18.00.01 / Н. Н. Лохова. - Новосибирск, 1997. - 152 с.

14. Лукин, А. В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция [Электронный ресурс] / А. В. Лукин // Международная жизнь. - 2014. - № 7. - Режим доступа: http://igpi.ru/bibl/other_articl/1406820606.html. - Загл. с экрана.

15. Мазаев, А. Г. Формирование и развитие системы расселения Урала (XVII-XIX вв.): этапы и геополитические особенности [Электронный ресурс] / А. Г. Мазаев // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2014. - № 1. - С. 10-15. - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-sistemy-rasseleniya-urala-xvii-xix-vv-etapy-i-geopoliticheskie-osobennosti . - Загл. с экрана.

16. Новиков, А. В. К вопросу о роли международных транспортных коридоров в грузоперевозках / А. В. Новиков. - Москва : МАКС Пресс, 2007. - 40 с.

17. Нефедова, Т. Г. Города - лидеры современных регионов: формальные и неформальные / Т. Г. Нефедова, А. И. Трейвиш // Россия и ее регионы в XX веке: территория, расселение, миграции / под ред. О. Глезер, П. Поляна. - Москва : ОГИ., 2005. -С.281-307.

18. Нефедова, Т. Г. Динамика и состояние городов в конце ХХ века / Т. Г. Нефедова, А. И. Трейвиш // Город и деревня Европейской России: 100 лет перемен. - Москва :ОГИ, 2001. - С. 196-225.

19. Пивоваров, Ю. Л. Основы геоурбанистики : урбанизация и городские системы : учеб.пособие для вузов / Ю. Л. Пивоваров. -Москва : ВЛАДОС, 1999. - С. 105. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00153-1.

Рисунок 10. Схема вариантов прохождения перспективного транспортного коридора Западная граница России - Казахстан -Западная граница Китая

20. Путин, В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс] /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.В. Путин // Известия. - 2011. - 03.10.2011. - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/502761#ixzz33MwGpaMY. - Загл. с экрана.

21. Полян, П. М. Городские агломерации России и новые тенденции эволюции их сети (1989-2002 гг.) / П.М. Полян, Т.И. Селиванова // Известия РАН. Серия географическая. - 2007. - № 5. - С. 18-26.

22. Рафиков, С. А. Роль транспортных коридоров в повышении эффективности экономики регионов [Электронный ресурс] /

C. А. Рафиков // Проблемы современной экономики - 2012. - № 1 (41). - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3978 . - Загл. с экрана.

23. Тимохин, А. Циклический характер и универсальность исторического развития урбанизированного мира городского планирования / А. Тимохин // Региональные проблемы архитектуры и градостроительства : сб. наук.пр. / Одес.гос. акад. стр-ва и архитектуры. - Одесса, 2002. - С. 198-204.

24. Тимохин, А. Периодичность активизации градообразующей деятельности и утилитарность органических изменений в планировочных системах / А. Тимохин // Теория и история архитектуры и градостроительства / Рос. акад. архитектурыистроит. наук, Науч.-исслед. ин-ттеорииархитектурыиградостроительства. - Киев, 2002. - С. 187-194.

25. Трейвиш, А. И. Мировые города в постиндустриальной экономике: термины, теоретические конструкции и реальность / А.И. Трейвиш, А. В. Курасов // Мир России. - 2009. - № 1. - С. 34-47.

26. Трансформация российского пространства: социально-экономические и природно-ресурсные факторы (полимасштабный анализ) : материалы XXV ежегод. сес. экон.-географ. секции Междунар Акад. регион. развития и сотрудничества, июнь 2008 г., г. Тихвин / отв. ред. С. С. Артоболевский, Л. М. Синцеров. - Москва : Ин-т географии РАН, 2008. - 460 с.

27. Унаследованные социально-экономические структуры и переход к постиндустриальному обществу : материалы XXIV ежегод. сес. экон.-географ. секции Междунар. Акад. регион.развития и сотрудничества, май 2007 г., г. Иваново / отв. ред. С.С. Артоболевский, Л. М. Синцеров. - Москва : Ин-т географии РАН, 2007. - 463 с.

28. Фуко, М. Другие пространства / М. Фуко // Интеллектуалы и власть : избран.полит. ст., выступления и интервью : в 3 ч. -Москва, 2006. - Ч. 3. - С. 191-204. - (Новая наука политики).

29. Трасса, соединяющая Китай с западной Европой, пройдет через Оренбуржье [Электронный ресурс] // Индустрия-Логистик / ООО «Индустрия логистик». - Электрон.текст. дан. - Санкт-Петербург, 2011. -Режим доступа: http://www.ilogistik.ru/trassa-soedinyayushhaya-kitaj-s-zapadnoj-evropoj-projdet-cherez-orenburzhe.html . - Загл. с экрана.

30. В 2013 году в Оренбуржье начнут строить 190 км трассы «Европа - Западный Китай» [Электронный ресурс] // REGNUM : информационное агенство. - Электрон.текст. дан. - Москва, 1999-2015. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ autonews/1639793.html#ixzz2OX969u6f. - Загл. с экрана.

31. Шадрина, Т. От Европы до Китая проложат дорогу [Электронный ре-сурс] / Т. Шадрина // Российская газета : интернет-портал / ФГБУ «Редакция «Российской газеты». - Электрон.текст. дан. - Москва, 1998-2015. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/03/18/doroga-site.html . - Загл. с экрана.

Сведения об авторе:

Иконописцева Ольга Георгиевна, старший преподаватель кафедры архитектуры Оренбургского государственного университета, кандидат архитектуры E-mail:[email protected],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.