Научная статья на тему 'Территориальная организация инфраструктуры религиозных геосистем в Республике Адыгея'

Территориальная организация инфраструктуры религиозных геосистем в Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музалёв Антон Александрович

В статье представлены результаты исследования религиозной инфраструктуры и её территориальной организации в Республике Адыгея. Впервые публикуются карты, составленные по результатам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация инфраструктуры религиозных геосистем в Республике Адыгея»

УДК 21 (470.621)

ББК 86.29 (2Рос.Ады)

М 89

А.А. Музалёв

Территориальная организация инфраструктуры религиозных геосистем в Республике Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования религиозной инфраструктуры и её территориальной организации в Республике Адыгея. Впервые публикуются карты, составленные по результатам исследования.

:

Религиозная инфраструктура, территориальная организация, Адыгея, мечети, церкви, православие, ис, .

Оценивая общие закономерности размещения религиозной инфраструктуры по населенным пунктам республики, необходимо выделить ряд общих “маркировочных” черт. По своему административному значению эти населенные пункты являются либо районными центрами, либо центрами сельских округов, а в Майкопе представлены культовые сооружения всех конфессий функционирующих в Адыгее. Численность населения в этих поселениях разниться, но, как правило, составляет не менее 1000 . -знак не является определяющим, так как их строительство ведется даже в поселениях с численностью 205 человек. [5;7] Поселения с культовыми сооружениями, имеют однородный этноконфессиональный состав населения. Со,

религиозных геосистем определенных конфессий, с этнической картой республики, можно выявить прямую кор: -мещены в районах компактного проживания этнических групп с соответствующей религиозной ориентацией.

Территориальная организация православной религиозной инфраструктуры и религиозных организаций в Адыгее

По данным 1895 года в Майкопе имелись православный собор и 4 церкви Успенский собор, Покровская, , - ), монастырское подворье, единоверческая церковь, синагога и армяно-фигорианская церковь. Духовенства всего насчитывалось 113 человек [14]. Кроме того, в начале XX .

следующих населённых пунктах: ст. Ханская, ст. Г иагин-, . , . , . , ст. Курджипская, п. Тульский, ст. Кужорская, ст. Келер-месская, ст. Дондуковская, с. Сергиевское, ст. Даховская и др. [4;10;15].

В настоящее время по районам и населённым пунктам республики культовые сооружения распределяются следующим образом. Город Майкоп: Свято-Троицкий кафедральный собор, Успенский собор - строится, Воскре-, - , -ский храм. Территория Майкопской городской админи-

страции: ст. Ханская - Свято-Поповский храм, х. Гавер-- - . : -гиевский храм. Майкопский район: ст. Абадзехская - Свято-Поповский храм, ст. Дагестанская - Рождества-Богородичный храм, ст. Курджипская - Михайло-Архангельский храм, ст. Кужорская - Казанской иконы Божией Матери храм, п. Каменномостский - Свято, -рия Солунского, п. Краснооктябрьский - Александро-Невский храм, п. Тульский - Свято-Никольский храм, п. - - - -жительная мужская Пустынь-монастырь, х. Победа -Свято-Троицкий храм, с. Хамышки - Святых мучеников Гирия, Симона и Авифа храм. Гиагинский район: ст. Гиа-- - , . -Смоленской иконы Божией Матери храм, ст. Дондуков-- - , . - -ва Пресвятой Богородицы храм. Красногвардейский район: с. Красногвардейское - Свято-Никольский храм, с. - - . : . - , . -Свято-Поповский храм, имеется приход в п. Майском. Тахтамукайский район: п. Энем - Серафимо-Са^вский , . - - . -учежском и Шовгеновском районах православных церквей нет [6].

Православные религиозные организации, зарегистрированные Управлением Минюста РФ по РА, на территории региона размещены следующим образом. Приходы храмов имеются в следующих населённых пунктах: п.

, . , . , . Майкоп, ст. Дондуковская, п. Тульский, ст. Абадзехская, ст. Гиагинская, ст. Ханская, ст. Келермесская, х. Гавер-, . , . , . , . -, . , . , . , . Кужорская [8].

Особенности территориальной организации “право” -публики и некоторые качественные характеристики представлены на рисунке 1.

пзщкаи

ХахуЬцнохабль

Комсомольский

Ъшехабль

'Майский

Iатырбово

„ Условные обозначения

Центр Майкопско-Адыгейской епархии

Один православный храм в населённом пункте

* Более одного православного храма _ в населённом пункте

Свято-Михайло-А&онская Закубанская общежительная мужская Пустынь-монастырь

Количество потенциальных верующих на один действующий храм:

[0

23000-20000 чел 11000-6000 чел. 6000-2000 чел.

Днет действующих храмов

Удельный вес потенциальных верующих в общей численности населения:

I I более 95% 95-60% 59-30%

2 - Количество религиозных организаций

• МАЙКОП Столица республики

• Тахтамукай Районные центры

о адыгейск Город республиканского подчинения

о победа Прочие населённые пункты

1. -

(Составлено автором по -1, 6, 7, 8,11)

Данный ареал распространения православных культовых сооружений соответствует принципиальному рисунку расселения этнических групп с превалирующей православной религиозной ориентацией. Так, в Майкопском, Г иагинском, Красногвардейском и Тахтамукайском районах русское и украинское население является преоб-, -

тельна [7]. Опираясь на данные Всероссийской переписи населения и учитывая современные этнодемографические процессы в регионе [2], необходимо отметить, что для Адыгеи православное христианство является стационар. -товых сооружений в населенных пунктах с преобладающей долей славянского населения.

Территориальная организация исламской религиозной инфраструктуры и религиозных организаций в Адыгее

Найдены сведения о культовых и образовательных

1917

, .

Достаточно большая мечеть действовала в а. Шенджий, 4 мечети и 4 медресе в а. Джиджихабль, 1 мечеть в а. Козет, 6 мечетей и 2 медресе в а. Егерухай, не менее 1 мечети в аулах Казанкуй, Нечерзий, Кунчукохабль, Адамий, Дже-рокай, Хачемзий, Блечепсин, Кошехабль, Габукай, Понежу кай, Вочепший, Хакуринохабль и др. [4,9,10,13]

В настоящее время по районам и населённым пунктам республики культовые сооружения распределяются . : , Майкопский район: 1 мечеть в ауле Мафехабль. Город Адыгейск: 1 мечеть. Красногвардейский район: начато строительство мечетей в аулах Хатукай, Адамий, в а. Джамбечий действует 1 мечеть, в а. Уляп имеется религиозная организация мусульман. Кошехабльский район: 3 мечети в а. Ходзь, 3 мечети в а. Блечепсин, 1 мечеть в а. , 1 . , в а. Хачемзий, х. Политотдел. Тахтамукайский район: 1 мечеть в а. Тахтамукай, 1 мечеть в а. Козет, 1 мечеть в а.

, 1 . , 1 .

, 1 . , 1 .

, 1 . , мечетей в аулах Шенджий, Натухай, Панахес, Хаштук, Псейтук. Шовгеновский район: 1 мечеть в а. Хакуринохабль и 1 строящаяся, 1 мечеть в а. Джерокай, 1 мечеть в а. Пшичо, 1 мечеть в а. Пшизов, 1 мечеть в а. Хатажукай, ведётся строительство мечети в а. Кабехабль, в а Мамхег имеется религиозная организация мусульман. Теу>чеж-ский район: 1 мечеть в а. Понежукай, 1 мечеть в а. Во, 1 . , 1 . -, 1 . , 1 . -, 1 . , 1 . , строительство мечетей в аулах Тауехабль, Пшикуйхабль, Нечерзий, Гатлукай, Псекупс, Тугургой, п.г.т. Тлюстен-хабль. В Гиагинском районе мечетей нет [5,16].

Исламские религиозные организации, зарегистрированные Управление Минюста РФ по РА, на территории региона распространены следующим образом. Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (г. Майкоп), Центральная религиозная организация мусульман “Дин-Хасэ” Кошехабльского района (а.

), “ -Хасэ”, Религиозное общество мусульман “Дин-Хасэ” г. Адыгейска и Теучежского района, а также Религиозные общества мусульман аулов Кошехабль, Ассоколай, Хачемзий, Блечепсин, Пчегатлукай, Ходзь, Гатлукай, Хатукай, Новобжегокай, Уляп, Егерухай, Понежукай [8].

Особенности территориальной организации “му”

некоторые качественные характеристики представлены 2.

Данный ареал распространения мусульманских культовых сооружений и религиозных организаций соответствует принципиальному рисунку расселения этнических групп с превалирующей мусульманской религиоз-

ной ориентацией. Так, в Теучежском, Кошехабльском и Шовгеновском районах адыгейское население является , -ском районах его доля значительна, но меньше доли славянского населения [7].

( , ) является территорией компактного проживания, более , 4000 [3,7]. -

, -ского района и г. Майкоп являются местами компактного проживания татар [7]. Наибольшей религиозной активностью отличаются сельские районы республики, где уже давно функционируют вновь построенные мечети, тогда как в Майкопе - столице республики - первую мечеть по-2000 .

культовых и образовательных учреждений.

Территориальная организация религиозной инфраструктуры неправославных христианских религиозных организаций в Адыгее

Установлено, что в начале XX в. протестантские культовые сооружения имелись в г. Майкопе и ст. Гиа-

,

объединения функционировали в г. Майкопе, ст. Ханской, ст. Гиагинской и некоторых казачьих станицах [13].

1905 . -

6280 2090 -

цев иных неправославных течений христианства, при общей численности населения 311459 человек; в г. Майкопе эти показатели соответственно составляли 309 и 864, 40849 [9].

В настоящее время Управлением Минюста РФ по РА зарегистрировано 17 неправославных христианских . :

( . ), 1 -(“ -

”, . ), 6 -(“ ”, . ; “ ”, .

; -

. ; “ ”, . ;

“ ”, . ; “

”, . ), 6 -вы (г. Майкоп, ст. Ханская, г. Адыгейск, п. Красноок, . , . ), 2 ( -

. ; “ ”, . Майкоп), 1 организация адвентистов седьмого дня (г.

). : 1 -обрядческая Поморская община Древнеправославной

Поморской Церкви (г. Майкоп), 1 община Русской Пра-

( . ), 1 -лигиозная организация автокефальной Армянской Апо-( “ ”, . ). Этим религиозным организациям принадлежит не менее 17 , 15

были возведены после 1990 г. [8]. Территориальное размещение неправославных христианских религиозных организаций представлено на рисунке 3.

С Хатажукс

* * Л. *

Хаыщнохабпь

'ошехабль Блкчепсин

Строительство мечетей

• МАЙКОП Столица республики ф Тахтамукай Районные центры

о адыгейск Город республиканского подчинения

О Ханская Прочие НЭСвЛёННЫе ПуНКТЫ

2 - Количество религиозных организаций

нет действующих мечетей

(Составлено автором по -1, 5, 7, 8, 16)

Хатёщкай

Хафщнохабль

Егерухай

&М.ольский

о \ ии<ошехабль

Дондуков^а^ о Иг& кий

о Бтчепсин СёргЦеё$кое оМЩский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На\)ыр$юво

* Религиозные ооганизаиии Евангельских Христиан 5

СЗ Религиозные организации баптистов

Религиозные ооганизаиии свидетелей Иеговы Религиозные организации пятидесятников Религиозная организация Адвентистов седьмого дня

Майкопская старообрядческая Поморская обшина Древнеправославной Поморской Церкви Обшина Русской Православной Старообрядческой Цеокви

Обшина Армянской Апостольской Церкви

• МАЙКОП Столица республики

ф Тахтамукай Районные центры

О адыгейск Город республиканского подчинения

О Ханская ПрОЧИв НЭСвЛёННЫе ПуНКТЫ

3. -

в Республике Адыгея ( -1, 8)

Определить численность приверженцев вышеуказанных организаций затруднительно, т. к. оценки на основе этнической принадлежности несостоятельны, а социологические исследования по данной проблеме в регионе . , на основе личных наблюдений автора, численность представителей всех протестантских организаций и сект не превышает первых тысяч, но отмечается тенденция к устойчивому росту числа последователей.

Примечания:

Атлас Республики Адыгея / Лаборатория геоинформ. тех-нол. Адыгейского гос. ун-та.; Редкол.: Р. Д. Хунагов, Т. П. Варшанина и др. - Майкоп: ГУРИПП “^ыгея”, 2001.

- 80 с.

Белозеров В. С. Эгнодемографические процессы на Северном Кавказе / В. С. Белозеров. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 270 с.

3. / “ ”, 2004 ., 21 -, 12, .-2.

4. Из истории населенных пунктов Республики Адыгея Т.1,

Т.2./ Ред. Г ишев Н. Г., Панеш А. Д. - Майкоп: изд-во “Каче- 12.

ство”Д004, 2006. - 184, 198 с.

5. Материалы Духовного управления мусульман Республики

Адыгея и Краснодарского края. 13.

6. - .

7. -бы статистики по Республике Адыгея.

8. 14. Республике Адыгея.

9. О состоянии области и войска за 1909 г.: Извлечения из отчета Начальника области и Наказного атамана Кубанского 15.

/ . . . // сборник за 1911 г. Т. 16. Екатеринодар, 1911. - С. 16-17.

10. Очерки истории Адыгеи. Т. 1./ под ред. Бунцева С. К, Аут- 16.

лева М. Г. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. - 480 с.

11. . . , роль в религиозном и культурном развитии края в XIX -

начале XX веков / С. А. Раздольский [Элещюнный ресурс]. - Режим доступа: Шр//%'ш%г.а(1у^е1;.ги/8с1тсеЛж11о18ку/ топа81Лш1ех.Мт.

Религиозные верования адыгов. Хрестоматия исследований: для средних и высших учебных заведений / Сост. А. X. Зафесов. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - 638 с.

-

//

местностей и племён Кавказа. Выпуск 41. - Тифлис: Изд. Управ. Кавказск. Учеб. Округа. - 1911. - 490 с.

Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Выпуск 8 // Тифлис: Издание Управ. Кавказск. Учеб. Округа - 1889. - С. 269-271.

Филькин А. Г. Страницы истории кубанского казачества: станица Гиагинская (к 140-лстию основания). - М.: ИИКЦ ‘Эльф-3”, 2002.- 136 с.

Шоров М. А. Ислам на Юге России: геокулыурологиче-ский аспект: Автореф. дис... канд. геогр. наук / М. А. Шоров. - Ростов н/Д, 2001. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.