Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОКУСЕ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОКУСЕ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексейчева Елена Юрьевна, Нехорошева Елена Владимировна

В статье анализируются объективные и субъективные факторы повседневной образовательной мобильности детского населения Москвы, проводится ретроспективный анализ образовательной политики столицы в контексте влияния на передвижения обучающихся и их семей с целью получения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексейчева Елена Юрьевна, Нехорошева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL MOBILITY OF THE CHILD POPULATION IN THE CONTEXT OF KEY TRENDS OF MOSCOW EDUCATION DEVELOPMENT

The article analyzes the objective and subjective factors of the everyday educational mobility of the children's population of Moscow, a retrospective analysis of the educational policy of Moscow in the context of the impact on the mobility of school students and their families for the purpose of education is carried out.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОКУСЕ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

История педагогического ; и психологического образования

УДК 37.014

DOI 10.25688/2076-9121.2020.52.2.09

Е. Ю. Алексейчева, Е. В. Нехорошева

Территориальная мобильность обучающихся в фокусе ключевых тенденций развития московского образования

В статье анализируются объективные и субъективные факторы повседневной образовательной мобильности детского населения Москвы, проводится ретроспективный анализ образовательной политики столицы в контексте влияния на передвижения обучающихся и их семей с целью получения образования.

Ключевые слова: повседневная образовательная мобильность; маятниковая миграция; государственно-общественное управление образованием; факторы образовательной миграции детского населения.

Историю московского образования ученые называют историей постепенных изменений. Сначала своды законов в России не включали в себя вопросы просвещения, образование не являлось проблемой государственного значения. В XVIII в., с созданием профессиональных школ, началось развитие системы образования. Дальнейшие реформы были направлены на широкое распространение просвещения.

В 1755 г. в Москве появился Императорский университет, он дополнил реализуемый государственными и частными гимназиями начальный и средний уровень. Возникшее в результате реформ XIX в. государственно-общественное управление образованием, в которое были вовлечены училищные советы, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы, волостные общины, позволило сделать его в буквальном смысле народным. Школы с моделью государственно-общественного управления имели многоканальное финансирование, общество участвовало в принятии решений о формах и методах обучения, содержании

© Алексейчева Е. Ю., Нехорошева Е. В., 2020

образования. Усиление роли общественности в распространении просвещения привело в 1910-х гг. к введению в Москве всеобщего начального обучения, начала выстраиваться система дошкольного и дополнительного образования.

После Октябрьской революции 1917 г. вопросы развития образования декларировались как приоритетные, придавалось большое значение трудовому воспитанию и приобщению самых широких слоев населения к семилетнему, среднему и высшему образованию. Для создания единой, общедоступной и обязательной школы была сформирована единая система управления органами образования: Московский образовательный округ летом 1918 г. сменил Отдел народного образования Моссовета. В его ведении были все учебные и просветительские учреждения Москвы, за исключением относившихся к республиканским. В 1921 г. Отдел народного образования Моссовета переименовали в Московский отдел народного образования, а в 1931 г. он был реформирован путем выделения из областного отдела в Московский городской отдел народного образования.

В стране выполнялись работы по изучению вклада образования в рост экономики. В 1920-е гг. академик С. Г. Струмилин предложил рассчитывать приращение национального дохода за счет фактора образования, что позволяло оценить эффективность инвестиций государства в развитие образования. Забегая вперед, отметим, что в годы первых пятилеток показатель степени прямого влияния качественного образования на производительность труда составлял около 30 %, а в послевоенные годы равнялся 35-40 %.

В 1930-е гг. вновь был сделан акцент на профессиональном обучении: проводились эксперименты и внедрялись педагогические новации, под задачи индустриализации создавались ремесленные училища. Развивалось и общее образование: в конце 1930-х гг. большинство школ стало десятилетними.

В дальнейшем, вследствие реализации программ обязательного школьного образования, в Москве, как и по всей стране, росло количество школ. В период с 1935 по 1940 г. в столице было открыто 379 новых школ, а к 1940 г. их насчитывалось уже 632. Особая глава в истории столичного образования — военные годы, когда школьные здания служили военными учреждениями, а старшеклассники строили оборонительные сооружения и работали на оборонных заводах. Работали консультационные пункты для учащихся средней школы, а с сентября 1942 г. возобновились занятия в школах. В послевоенные годы число школ увеличивалось по мере роста населения столицы. Так, в 1956/1957 учебном году в столице было 675 школ, а к началу 1964/1965 учебного года их стало 954. В тот период столичное образование развивалось интенсивно, а разработанные принципы тиражировались в других регионах страны и во всем мире.

В 1970-е и 1980-е гг., несмотря на наметившийся спад в экономике, образование не переставало развиваться, сохраняя традиции и применяя передовые образовательные технологии. В 1975 г. Московский городской отдел народного образования был реорганизован в Главное управление народного образования Мосгорисполкома. В силу того, что управление образованием было нацелено на развитие интеллектуального потенциала столицы и рост профессионального мастерства, в 1988 г. произошло объединение Главного управления народного образования Мосгорисполкома с Главным управлением профессионально-технического образования, и в результате возник Московский городской комитет по народному образованию.

Оценивая динамику развития московских школ, эксперты отмечают, что даже сложная экономическая ситуация 1990-х гг. не оказала пагубного влияния на повышение качества образования в столице.

Реализация комплексного межведомственного подхода позволяет системе образования Москвы развиваться в соответствии с принципами и целевыми ориентирами московской образовательной политики. В приоритете — гармоничное развитие личности на основе взаимодействия образовательной организации, учащихся и родительской общественности. На достижение этой цели направлена реализация комплексной целевой межведомственной программы «Столичное образование», позволяющей сфокусировать финансовые, трудовые и материальные ресурсы на приоритетных направлениях развития образовательных систем.

Реализация первой программы «Столичное образование» (1994-1997 гг.) была направлена на построение новой системы управления столичным образованием на основе программно-целевого подхода с восстановлением государственно-общественного управления. Активно создавались общественные комиссии, поддерживались инициативы организации управляющих советов в школах, действовали экспериментальные площадки.

Сейчас государственно-общественное управление образовательными организациями ведется на уровне самих учреждений, управляющие советы принимают решения или согласовывают их практически по всем вопросам управления [2]. Нынешней задачей является развитие государственно-общественного управления, в том числе за счет использования новых, цифровых форматов вовлечения граждан. Опыт использования таких форматов накоплен в Москве и может быть технологизирован в других регионах. Однако нужно понимать, что помимо цифровых платформ важна и подготовка таких общественных обсуждений, иначе не избежать казусных случаев: например, в ходе голосования на платформе «Активный гражданин» москвичи сначала высказались за единые сроки каникул во всех образовательных организациях, а потом, при определении этих сроков, мнения горожан разделились почти поровну, и в результате принятие решения о выборе из двух вариантов

каникулярных графиков было делегировано на уровень образовательных организаций.

Возвращаясь к этапам реализации программы «Столичное образование», следует отметить, что на первом этапе, наряду с развитием государственно-общественного управления, была также выстроена система мониторинга и контроля (лицензирование и аттестация образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся), создана столичная система высшего профессионального образования в социально-гуманитарной сфере, в которую вошли вузы (МГПУ, МГППИ и др.) и научные подразделения.

В ходе второго этапа программы «Столичное образование» в 1998-2000 гг. реализовывалась идея образовательной организации как института социальной защиты детства, все больше акцентов делалось на воспитании и социализации детей на всех уровнях реализации образовательных программ. Развитие системы основного и дополнительного образования ориентировалось на создание условий для обучения разных категорий учащихся, на смену вариативности приходят индивидуальный подход и персонализация.

Закон «О развитии образования в городе Москве», принятый в 2001 г., стал основой для создания единого городского образовательного пространства с учетом специфики гиперлокальностей Москвы. Реализация программы «Столичное образование» в 2001-2003 гг. продолжает комплексный подход к модернизации, ориентированной на повышение доступности образования, качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций. Однако в этот период достаточно серьезной остается разница в качестве образовательных услуг, предоставляемых лицеями, гимназиями, школами с углубленным изучением отдельных предметов и школами, не имеющими таких программ. Последние в родительской среде получили название дворовых и рассматривались как вариант получения начального образования в случае наличия предпочтений по конкретным педагогам, набирающим первые классы, а также как вариант получения образования для детей, не собирающихся получать высшее. Для получения образования высокого качества выбирались сильные школы, со сложившейся репутацией лидеров того или иного направления. Это порождало ежедневную образовательную миграцию детского населения, либо, если родители принимали решение о переезде ближе к престижной школе, вызывало усиление маятниковой миграции работающих москвичей.

В 2002 г. Московский комитет образования был реорганизован в Департамент образования города Москвы. Началось создание университетских образовательных округов, сети школ профильного обучения, школ кадетов, стали разрабатываться новые форматы дистанционного обучения и инклюзии. С одной стороны, это снизило ажиотаж вокруг престижных центральных школ, с другой — привело к росту повседневной образовательной миграции в других районах.

На четвертом этапе реализации программы «Столичное образование» в 2005-2007 гг. разрабатывались и реализовывались новые программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, в общеобразовательных организациях активизировалось внедрение современных методик и образовательных технологий, а также применение ИКТ [1]. Реорганизация системы начального и среднего профессионального образования по-прежнему оказывала противоречивое воздействие на образовательную миграцию школьников. Появлялись новые школы, имеющие высокую репутационную оценку среди родителей и учащихся [3], которые становились дополнительными точками притяжения в образовательной миграции.

Оставшиеся нерешенными в ходе реализации четвертого этапа программы «Столичное образование» задачи легли в основу пятого этапа в 2009-2011 гг. Оснащение образовательных организаций современным оборудованием, реконструкция зданий довоенной постройки, устранение дефицита мест в дошкольных учреждениях были необходимы для удовлетворения современных потребностей общества и достижения глобальной цели повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.

Единый государственный экзамен повысил спрос на качественную массовую школу. Так как нельзя было требовать одинакового качества подготовки от гимназии, которая финансировалась из расчета 120 тыс. руб. за ученика в год, и от средней школы, которая получала 63 тыс. руб., было принято решение о выравнивании финансирования, и начиная с 2012/2013 учебного года все школы Москвы финансируются одинаково по верхней планке. В 2018 г. сумма составляла 160 тыс. руб. на каждого старшеклассника в год. Для младших классов нормативы немного меньше, но тоже равны для всех. Такой подход привел к выравниванию качества образовательных услуг, что позволило на некоторое время снизить интенсивность повседневной образовательной миграции в первой половине дня, сведя ее на начальной ступени образования к минимуму. Однако развитие вариативной сети дошкольных учреждений, позволившей родителям и законным представителям дошкольников выбирать наиболее подходящую конкретной семье форму обучения и воспитания детей, повысило поток детей во второй половине

Создание московского стандарта качества образования в 2012-2016 гг. шло на основе программы «Развитие образования города Москвы». На повестке стояли задачи вовлечения родителей и обучающихся, в том числе обучающихся с разными образовательными потребностями, в познавательный и творческий процесс, способствующий развитию навыков конструктивного взаимодействия. Активная поддержка и развитие инклюзии, направленной на создание совместного образовательного потенциала всех категорий обучающихся, привели к появлению среди участников повседневной образовательной

миграции родителей детей с особыми образовательными потребностями, выбирающих дошкольное учреждение и младшую школу, которые имеют развивающие программы, наиболее подходящие в их ситуации, а для продолжения обучения — образовательные организации с наиболее дружелюбной средой для самостоятельного перемещения детей. В настоящее время более 27 тыс. детей-инвалидов учатся в образовательных организациях города и 100 % детей-инвалидов, изъявивших соответствующее желание, учатся в школах Москвы инклюзивно.

Вовлеченность детей-инвалидов и их родителей в дополнительное образование способствует инклюзии учащихся. Привлечение детей и молодежи с разными образовательными потребностями к занятиям в системе дополнительного образования, организация их досуга, установление творческих контактов, укрепление дружеских связей; а также привлечение внимания общественности к проблемам детей и молодежи с ОВЗ и других лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, с одной стороны, воспитывает толерантность через социокультурное взаимодействие и развивает у обучающихся, родителей навыки практического решения задач по созданию позитивного инклюзивного пространства в образовательной организации; с другой стороны, повышает приток детей и сопровождающих их родителей в организации дополнительного образования, которые реализуют интересные развивающие программы и применяют современные инклюзивные практики.

В настоящее время, несмотря на проблемы, присущие крупной городской агломерации, столичный мегаполис является передовым центром образования и науки. Система столичного образования сегодня — это образование и воспитание, профессиональное ориентирование и навигация, социальная адаптация и тьюторское сопровождение обучающихся, а также развитие научного потенциала мегаполиса.

В ходе объединения 1500 школ и 2500 дошкольных учреждений в Москве возникло 576 образовательных комплексов, способных обеспечить выбор из нескольких профилей образования и активную кружковую деятельность. Объединение школ усилило повседневную образовательную миграцию за счет перемещений между корпусами внутри одной образовательной организации, так как технически и организационно не у каждой из них есть возможность открыть одинаковые кружки и секции во всех своих корпусах.

Дополнительное образование растет, его развитие иллюстрирует количество обучающихся по программам: в 2012 г. — 429 тыс. человек, а в 2017 г. — 841 тыс. Технические кружки открыты для 176 тыс. учащихся, общее количество кружков технической направленности превышает 10 тыс. Также в Москве функционирует 17,5 тыс. кружков естественно-научной направленности, в них получают дополнительное образование 245 тыс. обучающихся.

Усиливает повседневную образовательную миграцию в абсолютных цифрах и рост числа обучающихся. По данным Департамента образования и науки города Москвы, численность детей в общем образовании в 2010/2011 учебном году составляла 749,1 тыс., а в 2018/2019 учебном году — 960,6 тыс.1 Если в 2010/2011 учебном году столичные дошкольные учреждения посещали 288,6 тыс. воспитанников, то в 2018/2019 учебном году показатель вырос в 1,5 раза и составил 437,1 тыс. Количество воспитанников в возрасте до 3 лет выросло за этот период почти в 2,7 раза — 93 тыс. воспитанников в 2018/2019 учебном году по сравнению с 30 тыс. в 2010/2011 учебном году.

Столичная система образования, стремясь к созданию равных условий для развития каждого обучающегося [4], меняется сама и меняет мегаполис, гиперлокальности и москвичей. Изменилось многое — от состава образовательных комплексов до образовательных технологий. Сегодня ряд московских школ устроен по технологии ступеней: каждая возрастная группа располагается в отдельном здании. Такое устройство усиливает образовательную миграцию, и эта тенденция будет расти по мере развития проекта «Школа старшеклассников», так как все больше образовательных организаций будут внедрять принцип обучения детей разного уровня образования в разных зданиях и все большее число старшеклассников будет переходить в школы в удалении от дома, если в образовательной организации, в которой они обучались ранее, «Школа старшеклассников» не будет реализовываться, так как принципы создания современной высокотехнологичной образовательной среды, на которых она строится, актуальны и привлекательны для обучающихся и их родителей.

Для младшей школы фактором, вызывающим повседневную образовательную миграцию, является «Эффективная начальная школа», которая предусматривает освоение программы начального образования за три, а не за четыре года. Родители, привлеченные особенностями этой программы и не имеющие возможности записать на нее ребенка рядом с местом проживания, ищут варианты в соседних образовательных организациях, как в рамках МРСД, так и за его пределами.

На средней ступени образования повседневную образовательную миграцию усиливает проект «Математическая вертикаль»: школы, реализующие этот проект для семиклассников, становятся центром притяжения в повседневной образовательной миграции; а в школах, в которых этого проекта нет, происходит отток детей.

Обеспечение качественного профессионального образования для всех также является приоритетной задачей Москвы, и это можно проиллюстрировать следующими цифрами. Численность обучающихся в колледжах

1 Калина И. И. О результатах реализации государственной программы «Столичное образование» в 2018 г. и планах на 2019 г. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ files/1798/05_02_2019.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

столицы составляет более 77 тыс. человек. Обучение студентов осуществляется по 180 профессиям и специальностям. Контрольные цифры приема устанавливаются с учетом запросов работодателей. В 2018 г. демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills успешно сдали более 10,3 тыс. студентов колледжей Москвы. В 52 колледжах реализуются программы профессиональной подготовки для школьников. Свидетельство о профессии уже получили 7 тыс. старшеклассников. На базе 52 колледжей для 14 тыс. учащихся 5-9-х классов проходят уроки «Технологии» по 17 направлениям.

Профориентация обеспечивается за счет развития предпрофессионального обучения. Активное вовлечение школьников в профессию наряду с множеством позитивных моментов имеет и негативный момент — усиление повседневной образовательной миграции, или, если речь идет о составлении расписания занятий с выделенным днем для профподготовки, еженедельной. Такие проекты, как детские технопарки, города профессий, реализуемые в «Мастер-славле», «Кидзании» и «Кидбурге», имеют большое значение как с точки зрения профориентации дошкольников, школьников младшего и среднего возраста, так и с точки зрения роста перемещений детей и родителей по городу в выходные дни. Такое же влияние, порождающее еженедельные всплески образовательной миграции, только в будни, оказывают распределенный лицей ВШЭ, «Яндекс-лицей», предуниверсарии и другие проекты, в которых часть занятий проходит в дистанционном режиме, часть — на территории образовательной организации, включенных в проект, а часть — в организациях-партнерах. В Москве в 37 школах функционирует Курчатовский проект, им охвачены 65 тыс. учащихся.

В настоящее время в 15 образовательных организациях высшего образования работают предуниверсарии для 9, 10 и 11-х классов, в них по состоянию на 1 сентября 2019 г. обучается 5668 школьников. Профориентационные мероприятия также провоцируют всплески перемещений по городу, если школьник активно в них участвует. В университетских субботах в столице принимают участие 60 вузов, в Москве проходят более 2500 мероприятий с более чем 340 тыс. участников.

Доля школ, реализующих три и более программы профильного образования, неуклонно растет. Если 2010 г. это был всего 1 % московских школ, то в 2017 г. уже 98 %. Однако этот факт полностью не устраняет объективных причин повседневной образовательной миграции, так как не все направления представлены в каждой школе, да и уровень реализации программ отличается в разных образовательных организациях.

Даже такой позитивный факт, как возврат престижа учительского труда в московском сообществе (особенно при общей невысокой оценке престижа профессии учителя и его снижении в последнее время, выявленном в ходе исследования «Статус учителя в современном обществе» в РФ), является фактором, увеличивающим повседневную образовательную миграцию.

Проект «Новый педагогический класс» пока реализуется в небольшом числе московских школ, а желающих участвовать в нем все больше. Об этом говорит как ежегодное увеличение конкурса на бюджетные места по педагогическим направлениям подготовки в МГПУ, так и тот факт, что по итогам приемной кампании - 2018 МГПУ, первый из педагогических, вошел в число вузов, где средний балл превысил 80. В 2019 г. этот показатель стал еще выше — 82,4 на бюджетные места.

Говоря о профильном образовании, следует отметить расширение охвата разных направлений. Академический класс реализуется в 13 московских школах, в нем участвуют более 800 учащихся. Инженерный класс открыт для более чем 8000 учащихся в 103 школах. Медицинские классы работают в 69 школах, в них обучаются более 4000 учеников. Кадетские классы функционируют в 195 школах, обучение проходят более 16,5 тыс. кадетов. Начинают работу ИТ-классы.

Департамент образования и науки города Москвы целенаправленно стимулирует развитие проектов, интересных москвичам, во всех школах. Город оснащает школы современным оборудованием, развивает «Московскую электронную школу», увеличивает гранты, поощряет работу учителей и достижения обучающихся. Работа образовательных организаций финансируется из госпрограммы «Столичное образование»: в 2019 г. на ее реализацию было выделено 330,3 млрд руб. Реализация этой программы создает необходимые условия для достижения высоких разнопрофильных результатов учениками московских школ. Город стремится обеспечивать равные условия для получения образования в каждом районе. Увеличивается количество школ с профильными классами, открываются ИТ-полигоны и современные образовательные площадки. Современное оборудование, лаборатории и мастерские, а также высококвалифицированные профессиональные кадры в образовательных организациях обеспечивают общую позитивную динамику развития столичного образования. По мере включения в современные проекты все большего числа школ повседневная образовательная миграция, вероятно, будет снижаться.

Фактором, снижающим повседневную образовательную миграцию, может стать и финансирование частных образовательных организаций, если их расположение и качество предоставляемых образовательных услуг будут отвечать нуждам жителей московских гиперлокальностей. Уже в 2018/2019 учебном году бюджетное финансирование получали 129 частных школ и 84 детских сада.

Снижению повседневной образовательной миграции способствует также строительство новых зданий — важный фактор развития системы образования Москвы, особенно в связи с изменением границ города. С 2011 по 2018 г. 242 здания приняли новых дошкольников, в том числе 38 зданий в ТиНАО. Было создано 40 800 мест, из них 8000 мест в ТиНАО. За этот же период было построено 89 зданий для школьников, из них 14 открыты в ТиНАО.

Это 52 300 мест для обучающихся, в том числе 14 200 мест в ТиНАО. За 2018 г. открыто 21 новое здание для дошкольников на 4840 мест, в том числе за счет бюджета Москвы — 9 зданий на 2325 мест, за счет инвесторов — 12 зданий на 2515 мест. Что касается общего образования, то в 2018 г. построено 9 новых зданий для школьников на 6179 мест, в том числе за счет бюджета Москвы 5 зданий на 3325 мест, за счет инвесторов — 4 здания на 2854 мест. В каждой школе-новостройке создана доступная безбарьерная среда.

Спектр предложений образовательных услуг в каждой образовательной организации Москвы должен быть очень широким, чтобы обеспечить возможность выбора качественных услуг, отвечающих запросам обучающихся и родителей.

Руководители образовательных организаций создают условия, в которых преподаватели начинают вкладываться в собственное развитие и профессиональное совершенствование коллег. Высокий уровень заработной платы обеспечивается значительными образовательными результатами обучающихся, что стимулирует педагогов конструировать более продуктивные занятия и вдохновлять учеников. Повышение качества образования отражается на результатах московских школьников. Уже более 40 % выпускников по итогам сдачи трех экзаменов набирают 220 баллов, абсолютные значения также весьма внушительны (рис. 1, 2).

Рис. 1. Количество высокобалльных результатов (от 81 до 100 баллов), тыс. ед.2

2 Калина И. И. О результатах реализации государственной программы «Столичное образование» в 2018 г. и планах на 2019 г. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ files/1798/05_02_2019.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

Рис. 2. Количество выпускников, набравших по итогам ЕГЭ высокую сумму баллов по трем предметам, тыс. чел.

Еще один показатель качества образования — результаты, которые демонстрируют московские школьники на российских и международных олимпиадах и конкурсах. Массовое олимпиадное движение выводит город на новый уровень развития образования. Олимпиады становятся инструментом проявления и развития таланта каждого ребенка. С 2010 г. количество образовательных организаций, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, увеличилось в три раза, что тоже демонстрирует возможность снижения повседневной образовательной миграции по объективным причинам (рис. 3).

Программа «Столичное образование» ставит целью создание условий, которые способствуют развитию личности, ее социализации, формируют успешность в меняющемся мире. Важными факторами успеха реализации программы являются перевод каждой образовательной организации в фазу саморазвития, реализация потенциала образования в развитии Москвы, обеспечение эффективности управления системой образования города.

По данным исследований (рис. 4), удовлетворенность жителей уровнем образования в Москве растет.

Примерами планируемых к реализации мероприятий национального проекта «Образование», сонаправленных по целям, задачам и результатам с московскими практиками, являются мероприятия федеральных проектов

3 Калина И. И. О результатах реализации государственной программы "Столичное образование" в 2018 г. и планах на 2019 г. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ files/1798/05_02_2019.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

Рис. 3. Количество образовательных организаций, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников4

Удовлетворенность жителей уровнем качества образования

,11111111

2010* год 2012" год 101}" год 2014" год 2015" год 2016** год 2017" год 2018" год 2019" год

Примечания:

* — по данным независимых исследований.

** — по данным социологического исследования «Образование Москвы», проводимого Центром мониторинга общественного мнения при правительстве Москвы.

Рис. 4. Доля жителей Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования, %

4 Калина И. И. О результатах реализации государственной программы "Столичное образование" в 2018 г. и планах на 2019 г. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ files/1798/05_02_2019.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

«Современная школа» и «Молодые профессионалы». Так, к 2024 г. во всех субъектах РФ будет обеспечена возможность изучения предметной области «Технология» и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места. К 2024 г. не менее 25 % обучающихся, завершающих освоение основных профессиональных образовательных программ СПО, будут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена. К концу 2023 г. во всех субъектах РФ будут внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям по стандартам WorldSkills. К концу 2024 г. будут реализованы мероприятия по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

Среди целевых ориентиров развития московского образования к 2025 г. можно отметить такие показатели, как5:

- увеличение доли выпускников московских школ, зачисленных на первый курс на очную форму обучения на бюджетные места в ведущие вузы, расположенные на территории Москвы, среди всех зачисленных на первый курс на очную форму обучения на бюджетные места с 34 до 37 %;

- увеличение доли выпускников столичных школ, набравших на ЕГЭ по трем предметам 250 и более баллов, с 14 до 18 %;

- увеличение доли обучающихся по образовательным программам среднего общего образования 8-11-х классов в предуниверсариях (предпрофессио-нальных классах) структурных подразделений вузов Москвы с 1,6 до 5 %;

- увеличение доли обучающихся 10-11-х классов школ Москвы, принявших участие в предпрофессиональном экзамене в рамках предпрофессиональ-ного образования, с 2 до 20 %;

- создание для 100 % учащихся 8-11-х классов школ Москвы условий для учета их результатов, достигаемых вне школы, а также возможности обучаться по персонализированным образовательным траекториям в открытых коллективах;

- предоставление возможности учащимся 8-11-х классов школ Москвы осваивать предпринимательские компетенции и реализовывать собственные проекты в центрах развития навыков XXI в.

Вышеописанные цели, за исключением первых двух, напрямую влияют на увеличение повседневной образовательной мобильности. «Город как школа», возможность привлекать ресурсы города для обеспечения высокого качества образования, интеграция образовательных организаций в городскую среду, выстраивание партнерских отношений между школами, университетами, колледжами, производственными предприятиями, культурными учреждениями Москвы,

5 Стратегия развития образования города Москвы на период до 2025 г. URL: https:// dpgaidar.mskobr.ru/files/attach_files/strategiya2025.docx (дата обращения: 20.07.2019).

развитие профильного обучения и предуниверсариев, профориентация, открытые коллективы, использование ресурсов Москвы для образования школьников и приобретения ими предпринимательской компетентности будут увеличивать потоки школьников, перемещающихся по городу как в сопровождении родителей, так и самостоятельно.

Помимо объективных причин повседневной образовательной миграции, таких как построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, удаленность места проживания от образовательной организации, способной обеспечить его предпрофессиональное развитие и др., существует целый ряд субъективных причин, когда родители делают выбор дошкольного учреждения или школы, руководствуясь мнением знакомых или поддаваясь стадному чувству. Исследованиям особенностей потребительского поведения заказчиков образовательных услуг, на наш взгляд, стоит уделять больше внимания, так как стадное поведение в этой сфере приводит не только к усилению повседневной образовательной миграции, но и к возникновению транспортной напряженности в ряде районов.

Литература

1. Алексейчева Е. Ю. Проблемы использования технологий информатизации в образовании // Новое в науке и образовании: сб. тр. Междунар. ежегод. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. Н. Кондракова. 2018. М.: Макс Пресс, 2018. С. 15-22.

2. Алексейчева Е. Ю., Кириллов В. В., Малышева О. Г., Токарева Е. А. Проблемы развития государственно-общественного управления // Вестник МГПУ Серия «Экономика». 2019. № 4 (22). С. 32-43.

3. Нехорошева Е. В., Алексейчева Е. Ю. Имидж как управленческий ресурс общеобразовательной организации // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2018. № 4 (18). С.78-88.

4. Нехорошева Е. В. Проектный подход к управлению современной школой: обеспечение надежности и безопасности развития // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2019. № 1 (19). С. 90-98.

Literatura

1. Aleksejcheva E. Yu. Problemy" ispolzovaniya texnologij informatizatii v obrazova-nii // Novoe v nauke i obrazovanii: sb. tr. Mezhdunar. ezhegod. nauch.-prakt. konf. / otv. red. Yu. N. Kondrakova. 2018. M.: Maks Press, 2018. S. 15-22.

2. Aleksejcheva E. Yu., Kirillov V. V., Maly'sheva O. G., Tokareva E. A. Proble-my" razvitiya gosudarstvenno-obshhestvennogo upravleniya // Vestnik MGPU. Seriya «E"konomika». 2019. № 4 (22). S. 32-43.

3. Nexorosheva E. V., Aleksejcheva E. Yu. Imidzh kak upravlencheskij resurs obshheobrazovateFnoj organizacii // Vestnik MGPU. Seriya «E"konomika». 2018. № 4 (18). S. 78-88.

4. Nexorosheva E. V. Proektnyj podxod k upravleniyu sovremennoj shkoloj: obespe-chenie nadezhnosti i bezopasnosti razvitiya // Vestnik MGPU. Seriya «E"konomika». 2019. № 1 (19). S. 90-98.

E. Yu. Aleksejcheva, E. V. Nekhorosheva

Local Mobility of the Child Population in the Context of Key Trends of Moscow Education Development

The article analyzes the objective and subjective factors of the everyday educational mobility of the children's population of Moscow, a retrospective analysis of the educational policy of Moscow in the context of the impact on the mobility of school students and their families for the purpose of education is carried out.

Keywords: everyday educational mobility; pendulum migration; public administration of education; factors of educational migration of the child population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.