ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
83
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2009. Вып. 2
УДК 914.705
А.А. Литвинов, С.В. Кутявин
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОПОРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РАЙОНАХ УДМУРТИИ
Рассматривается территориальная концентрация населения в одном из подрайонов Удмуртии - Северо-Западном. Исследование проведено по статистическим материалам 1970, 1979, 1989 и 2008 гг. Выявлены основные тенденции концентрации населения в зависимости от людности, местоположения, функционального типа и формирования опорного каркаса расселения Северо-Западного подрайона.
Ключевые слова: территориальная концентрация, типы и узлы опорного каркаса, ядра концентрации населения, сельские администрации, районные центры.
Большое влияние на характер расселения населения, его динамику оказывает опорный каркас расселения. Развитие опорного каркаса ведет к углублению географического расселения труда и определяет усиление территориальной концентрации хозяйства и населения, увеличение числа опорных центров расселения, концентрацию потоков людей, грузов и информации на основных направлениях связи [7-10].
На территории Северо-Западного подрайона УР (г. Г лазов и четыре административных района: Глазовский, Красногорский, Юкаменский, Ярский) можно выделить элементы опорного каркаса различного иерархического уровня.
При формировании территориальной структуры Северо-Запада Удмуртии особую роль имеют крупные и средние сельские поселения (райцентры и центры сельских администраций), поселки городского типа (Яр), которые как бы придают определенную жесткость ребрам каркаса и создают тем самым устойчивую конструкцию. На уровне подрайона можно выделить основные дороги, связывающие райцентры и районы между собой, в масштабе района -это сеть центров сельских администраций, наиболее значимых поселений и объединяющих их дорог. Город Глазов выступает в роли центра притяжения, воздействуя практически на все поселения подрайона. Границы групп сближенных поселений находятся в пределах 1-1,5-часовой доступности, что соответствует расстоянию 20-40 км. На северо-западные районы непосредственно влияют только их центры (влияние Ижевска невелико в отличие от большей часть Удмуртии). Необходимо отметить, что они имеют более благополучную динамику населения, и в их окружении самая высокая плотность населения. В центральных селах подрайонов (центры агрохозяйств и сельские администрации) доля молодежи и доля лиц трудоспособного возраста выше. В селениях других типов (при фермах, полеводческих бригадах) доля молодежи меньше, но зато возрастает доля пенсионеров. Необходимо учитывать и степень магистральности маршрута в пределах района. По хорошим дорогам и налаженной системе общественного транспорта масштабы
передвижения людей на работу, учебу несколько больше, чем по дорогам районного значения, хуже обеспеченных общественным транспортом.
Место для поселения в основном выбирали, основываясь на природных особенностях территории. В дальнейшем наиболее крупные населенные пункты, в основном центры районов, послужили остовом для формирования сети основных дорог, вдоль которых сконцентрировались поселения. Сельские администрации, расположенные вдоль этих дорог (Дизьминская, Адам-ская, Юкаменская, Пудемская, Красногорская, Агрикольская), характеризуются значительно меньшими показателями убыли населения, чем другие, то же самое можно сказать и про населенные пункты. Также следует отметить, что процесс формирования опорного каркаса далеко не завершен, происходят существенные изменения в его структуре и составе. Узлы опорного каркаса обладают «притяжением», влияющим на размещение как хозяйства, так и населения, которое зависит от размера поселения, его статуса и степени развития его инфраструктуры. «Притяжением» также обладают линейные элементы, их сила определяется расстоянием между узлами и их категорией. Вокруг узлов опорного каркаса по направлениям основных дорог формируются ареалы с положительной динамикой населения, которые есть во всех районах [4]. Такой ареал, например, расположен в Глазовском районе, причем практически на всей остальной территории наблюдается уменьшение населения, что лишний раз доказывает значение Глазова как основного центра концентрации населения всего подрайона.
На уровне районов основой формирования опорного каркаса служит райцентр и сеть основных дорог. Узлами здесь являются центральные поселения сельских администраций и другие крупные поселения, находящиеся на пересечении транспортных путей. Зачастую «конечные» узлы (в которых дорога заканчивается) опорного каркаса характеризуются уменьшением численности населения, а поселения, расположенные на дорогах, ведущих от них к другим узлам, напротив, увеличиваются (Камки, Большой Селег, Золотаре-во, Елово).
Опорный каркас во многом определяет процесс концентрации населения северо-западных районов, влияя как на его ход и направление, так и на его интенсивность. Можно выделить основные особенности процесса концентрации и влияния на него опорного каркаса:
1) население концентрируется в узловых элементах опорного каркаса (Яр, Дизьмино, Валамаз, Юкаменское, Глазов, Октябрьский), причем, чем крупнее узел, тем интенсивнее происходит концентрация населения;
2) как правило, ареалы с положительной динамикой формируются вдоль основных дорог (Бармашур, Агриколь, Кожиль, Качкашур), тогда как населенные пункты и сельские администрации, расположенные на удалении от них, значительно теряют население (Кузьмино, Шамардан, Казаково, Пудвай);
3) уменьшение транспортного значения опорного каркаса ведет к оттоку населения с прилегающей территории, а его увеличение - к концентрации.
Между соседними районами и крупными поселениями - узловыми элементами каркаса - идет радиально-лучевая сеть дорог с центром в г. Глазове.
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2009. Вып. 2
Бесспорно, в дальнейшем узловые элементы должны стать более очевидными, чем сейчас (за счет их растущего населения и усиления влияния на окружающую территорию), это такие поселения, как Адам, Октябрьский, Юка-менское, Красногорское, Кожиль, Яр, Агриколь, Валамаз, Дизьмино, Пудем. В итоге опорный каркас расселения, возможно, приобретет более четкую и завершенную форму.
В свою очередь на процессы территориальной концентрации влияют следующие факторы: 1) размер поселения - чем выше людность, тем больше вероятность того, что поселение станет центром концентрации, и тем больше территория, на которую оно оказывает влияние; 2) сформированность опорного каркаса и статус, который имеет поселение в нем; 3) основная хозяйственная специализация населенного пункта и уровень развития хозяйства;
4) развитие социальной инфраструктуры, которая увеличивает привлекательность поселения при выборе населением места проживания; 5) административный статус поселения, который оказывает опосредованное влияние, с одной стороны, повышает уровень развития социальной инфраструктуры и увеличивает количество мест приложения труда, с другой - усиливает приток людей, информации, грузов, финансовых потоков [5; 6].
Средняя удаленность жителей от райцентра - немаловажный фактор, влияющий на расселение. Чем более доступен райцентр, тем более активно ведет себя население, тем большее влияние имеет райцентр на населенные пункты района.
Также следует отметить, что происходит нарастание концентрации населения, главным образом, в поселениях людностью более 500 чел. Если в 1970 г. население и населенные пункты по территории подрайона были размещены более равномерно, то к 2008 г. мы наблюдаем увеличение контрастности в размещении населенных пунктов в концентрации населения (табл.1). Такие же сельские населенные пункты следует считать узловыми центрами. Кроме того, из всех сельских населенных пунктов были выбраны наиболее «жизнеспособные», численность населения которых за рассматриваемый в работе период (1970-2008 гг.) оставалась относительно стабильной. К таким поселения были отнесены:
■ все сельские населенные пункты с положительной динамикой численности населения;
■ все крупные поселения на 2008 г. вне зависимости от направленности показателя динамики численности населения при условии, что они имеют какое-либо административно-хозяйственное значение [8].
Таблица 1
Среднее расстояние между поселениями
Район Среднее расстояние между поселениями, км 2008/1970, %
1970 1979 1989 2008
Г лазовский 3,5 3,6 4,2 4,1 117
Красногорский 3,8 4,4 4,9 4,9 129
Юкаменский 3,0 3,3 3,7 3,7 124
Ярский 3,7 3,8 4,2 4,5 120
В итоге под данные категории подошло около 150 сельских населенных пунктов. Следует отметить, что не все выделенные поселения фактически являются узловыми элементами, так как «узлы только тогда смогут влиять на территорию в целом, если они являются не просто транспортными пересечениями и развязками, а подлинными очагами - средоточиями источников различных общественных и экономических процессов и «новшеств» [2]. Далее необходимо провести анализ и определить положение каждого населенного пункта относительно сети дорог и постоянных автобусных маршрутов. Неблагоприятными признаками, по которым поселения признавались не полностью соответствующими (исключались из списка), послужили: отсутствие автодорог с покрытием, тупиковое положение населенного пункта, а также положение на линиях, то есть дорогах. В итоге действительно узловыми элементами опорного каркаса в подрайоне, помимо г. Глазова и п. Яр, на уровне административных районов могут считаться все райцентры и все крупные села, удовлетворяющие заданному критерию. Таким образом, основных узловых элементов, исключая городские поселения, оказалось 7 из 51 стабильного, то есть приблизительно 12,5% от всех, выделенных изначально. Но следует учитывать, что выделение их в какой-то степени субъективно и неоднозначно.
Какие же типы и категории поселений более устойчивы? Наименьшую среднюю людность имеют однофункциональные сельские поселения, связанные с эксплуатацией путей сообщения. Следующая категория - однофункциональные населенные пункты, связанные эксплуатацией и возобновлением лесных угодий. Крупными по людности являются райцентры. Они выполняют сложную роль местных организационно-хозяйственных центров, выполняющих несколько функций. Значительно повышается средняя людность пунктов, выполняющих административно-хозяйственные функции, где центры сельских администраций - это центральные усадьбы бывших совхозов. Центры бывших колхозов имеют меньшую людность и быстрее теряют население. Меньшую людность имеют поселения, в которых размещены отдельные производственные участки [1].
Необходимо отметить, что среди выделенных поселений немало населенных пунктов, теряющих свое население, причем они располагаются в зоне часовой транспортной доступности райцентра, некоторые обладают значительным для республики населением (Понино, Ертем, Ежево, Палагай, Багыр,
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2009. Вып. 2
ст. Кожиль, Казарма, 1134 км). Часть из них - станции железной дороги, обслуживание которой в последнее время не требует большого числа рабочих рук. Другие теряют население из-за отсутствия выбора мест приложения труда или их крайнего недостатка. Третьи - из-за депрессивного состояния «градообразующего» предприятия (лесная промышленность).
Линейными элементами опорного каркаса могут быть и железные дороги. Но для расселения подрайона на современном этапе они играют второстепенную роль: во-первых, потому что распространены на очень ограниченной территории и используются для передвижения относительно небольшой части населения; во-вторых, если данный вид транспорта когда-то и требовал для обслуживания большого числа людских ресурсов (что способствовало концентрации населения в пристанционных поселках), то теперь, с большим внедрением в денную сферу автоматики, эта необходимость отпадает.
Принимаем во внимание только автомобильные дороги, имеющие покрытие, то есть выполняющие свои функции в любое время года, такие, где существует регулярное автобусное движение (положительным является тот фактор, что сейчас частный пассажирский транспорт осуществляет поездки практически до всех пунктов).
На этапе выделения основных ареалов концентрации населения был произведен расчет часовой транспортной доступности райцентра. По мнению Г.М. Лаппо, в зоне транспортной доступности центра менее 60 мин. формируется ареальное расселение. В данном случае мы рассчитываем этот показатель, принимая райцентр как локальный центр притяжения населения [3].
Итак, время, затрачиваемое в пути, - 1 час, при этом скорость движения автобуса принималась равной 35 км/ч (по данным отчета ГУП УР ИПОПАТ), а пешехода - 5 км/ч (средняя скорость движения человека) [3; 6].
Рисунок транспортной доступности населением райцентра приобрел, как и предполагалось, форму звезды, лучами которой являются автодороги. В итоге мы получили в пределах компактной территории сеть поселений, объединенных производственными связями, системой обслуживания населения, транспортной сетью. Это контактная территория, сложившаяся вокруг центров - экономических и социальных фокусов территории. В рамках локальной системы возможно ежедневное общение населения. Данная процедура была проделана для каждого административного района, и в результате на рисунке видно, что лучи соседних почти везде соединяются, что означает нарастание концентрации населения на этих линиях.
В итоге на опорный каркас расселения наложились ареалы концентрации населения. Надо отметить, что эти два понятия идут бок о бок друг с другом, так как опорный каркас способствует концентрации населения на своих узловых и линейных элементах.
«Лучи» отдельных районов, накладываясь друг на друга, образуют сплошную полосу транспортной доступности, протянувшуюся вдоль автодороги между двумя райцентрами. Сельские населенные пункты, расположенные вдоль таких «лучей», как правило, характеризуются значительно меньшими показателями убыли населения, чем другие, либо его приростом (Ко-
жиль, Бармашур, Агриколь, Качкашур, Дизьмино). Концентрация населения в узлах опорного каркаса и вдоль его линейных элементов - закономерный процесс, характерный для всех территорий, где его формирование имеет место. Практически все сельские населенные пункты, обладающие положительной динамикой населения, расположены в часовой зоне доступности райцентра, что доказывает значимость данного параметра для демографической ситуации такого поселения.
Помимо транспортно-географического положения поселения, на динамику численности его населения оказывает, как уже упоминалось, хозяйственно-административное значение. Для наглядности и сопоставимости выделенные населенные пункты были поделены на 3 группы:
к первой отнесены все поселения - центры сельских администраций и хозяйств одновременно. Их абсолютное большинство (79 %);
во вторую вошли все сельскохозяйственные населенные пункты (19%); к третьей отнесены все несельскохозяйственные поселения, население которых занято в лесной и добывающей отраслях промышленности, а также в сфере обслуживания железной дороги (2%).
Четко прослеживается закономерность: наибольшей численностью населения и наименьшим его сокращением обладают сельские населенные пункты из первой группы, из чего следует, что именно они являются наиболее устойчивой частью опорного каркаса расселения подрайона. Именно эти поселения, а также райцентры в будущем создадут остов расселения подрайона более четкий, чем в данный момент.
Процесс концентрации населения в северо-западных районах во многом обусловлен тем, что на его территории располагается г. Глазов, который «притягивает» население не только с территории Глазовского района, но и остальных районов. Можно также отметить определенное влияние на процесс поляризации п. Яр, который создает противовес г. Глазову. Остальные ареалы концентрации находятся вдоль основных дорог, как правило, эти поселения - центры сельских администраций или бывших колхозов.
Процесс концентрации населения существенно повлиял на структуру населения и населенных пунктов, их размещение и развитие. Население подрайона стекается из периферийных частей района в узловые элементы опорного каркаса, вследствие этого увеличивается средняя людность поселения.
К последствиям территориальной неравномерности динамики численности можно отнести:
наиболее «деградирующие» территории сельских администраций, расположенные в северных, северо-восточных частях Глазовского и Ярского районов и западной окраины и южной части Красногорского района;
обширный ареал, включающий южную часть и центральную часть Яр-ского и Глазовского районов, север Красногорского и центральную часть Юкаменского, для которых характерен наименьший отток населения, а в некоторых зонах - его приток.
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2009. Вып. 2
Таблица 2
Концентрация населения
Районы 1970 1979 1989 2008
Чел. % от общего кол-ва насел. района Чел. % от общего кол-ва насел. района Чел. % от общего кол-ва насел. района Чел. % от общего кол-ва насел. района
Г лазовский 17417 62,9 17013 78,1 15955 83,7 1б039 86,2
Красно- горский 7899 53,2 10214 78,3 11211 91,7 98б9 86,7
Юкамен- ский 12103 68,9 11703 80,3 11801 91,8 9805 92,3
Ярский 10355 62,8 92б4 75,7 97б5 92,5 10202 91,6
Северо- Запад УР 47774 61,9 48194 78,2 48732 90,2 45915 89,2
Таким образом, большинство населения концентрируется в основном ареале расселения подрайона (табл. 2). Наибольшее увеличение поляризации населения по территории пришлось на период 70-х гг. ХХ в., достигнув максимального показателя в 90-е гг. В настоящее время в выделенных основных ареалах расселения подрайона, занимающих 32 % территории, проживает около 90 % всех жителей. Данный показатель, скорее всего, в ближайшее время существенно не изменится. Крупные и «выгодно» расположенные поселения по-прежнему будут «притягивать» население, а небольшие, расположенные на периферии населенные пункты, - «терять его».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.И. Многоликая деревня. М.: Мысль, 1990. 266 с.
2. Бурьян А.П. О прогнозировании территориальной концентрации в расселении населения // Географические основы формирования народно-хозяйственных комплексов и систем расселения: Тезисы докладов секции I VII съезда Географического общества СССР. Л.: РТП СППО Ленуприздат, 1980. С. 140, 141.
3. Лаппо Г.М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Известия АН СССР. Серия географическая. 1983. №5. С. 16-28.
4. Литвинов А.А., Бортникова А.В. Динамика сельского расселения пригородных районов Удмуртии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Науки о Земле. 2008. №2.
5. Литвинов А. А., Вахрушева А.М. Изучение опорного каркаса расселения Удмуртской Республики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Науки о Земле. 2007. №11.
6. Литвинов А.А., Обухов Е.В. Процессы территориальной концентрации населения в Увинском подрайоне Удмуртской РеспубликИ // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Науки о Земле. 2005. №11.
7. Народонаселение: энциклопедический словарь / под ред. Г.Г. Меликьян. М.: Большая Рос. энцикл., 1994. С.28.
8. Поросенков Ю.В., Поросенкова Н.И. История и методология географии. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та. 1991. 231 с.
9. Прешеин В.Ю. Роль малых городов в структуре расселения России: докл. президента Ассоциации малых и средних городов России, главы г. Глазов Удмуртской Республики. М., 2006. 11 с.
10. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М., 1988. 87 с.
Поступила в редакцию 10.11.09
А.А. Litvinov, candidate of geography
S. V. Kutyavin
Territorial concentration and basic skeleton of settlement in northwest areas of the Udmurt Republic
The article analyses the territorial density of population in one of the regions in the Udmurt Republic - Northwest. The research has been made according to statistical data of 1970, 1979, 1989, 1997 and 2008. Research has revealed the main tendencies of population density. These tendencies depend on the number of people, location, functional type and formation of the supporting infrastructure of the population dispersing in the Northwest region.
Литвинов Анатолий Александрович, кандидат географических наук Кутявин Сергей Владимирович
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)