VI. Наука и образование
Научная жизнь.
Д.А. Литошенко
Terra incognita.
Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России
Очерк пятый.
Паладины ойкумены
Пятый, юбилейный для данной серии очерков, опус не может не быть посвящен чему-то значимому, знаковому, на то он и юбилейный. Столь пафосная заявка обязывает нас к тому, чтобы посвятить этот очерк чему-то подлинно выдающемуся, имеющему непреходящее значение. Исходя из этого, настоящий очерк мы посвящаем Тихоокеанскому институту географии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ТИГ ДВО РАН).
Географическая наука для Дальнего Востока России имеет, без преувеличения, знаковое значение. Интеллектуальное обеспечение функционирования тихоокеанского фронтира России издавна придавало научному землеописанию подлинно геополитический характер. Дело в том, что по мере расширения территории российской государственности на Восток, в силу имперской природы ее организации, актуализировались вопросы не только хозяйственно-экономического, но и интеллектуального освоения новых пространств. Оформилась проблема, получившая в геополитической науке название "проблемы покорения пространства". Для крайних восточных пределов отечественного цивилизацион-ного пространства эта проблема стояла особенно остро. Требовалось детально описать территории, глубоко изучить все возможные свойства пространства, выявить доступные ресурсы земель и наметить пути их использования. Закономерным результатом всех этих усилий явилось расширение совокупности доступных научных знаний, пространственно развёрнутая в региональном измерении модель которых образует, с нашей точки зрения, особую область научно освоенного физического, экономического, социального, политического, культурного и др. пространства — ойкумену тихоокеанской России. Подлинными творцами и хранителями этой ойкумены — её паладинами — являются представители регионального сообщества академической географической науки, признанным центром консолидации которого на протяжении без малого четырёх десятков лет выступает Тихоокеанский институт географии ДВО РАН.
Приступая к работе над этим очерком, нам пришлось столкнуться с крайним дефицитом информации о деятельности ТИГ
ДВО РАН, о жизни его научного сообщества и общей событийной канве его функционирования. "Светская хроника" не находила для себя благоприятного материала: скандальных публикаций в прессе, внутренних и внешних конфликтов, проделок одиозных личностей, то есть, с этой точки зрения, бытование Тихоокеанского института географии представлялось весьма скучным и лишённым всякой очерковой привлекательности. Однако при смещении акцентов в фокусе внимания с "репортёрского a'la paparazzi" к более строгому науковедческому подходу обнажается подлинный смысл наблюдаемого явления. Относительная бедность информационного фона жизни ТИГ ДВО РАН в данном случае лишь свидетельствует о высокой степени внутреннего "организационного здоровья" Института как формализованной учёной корпорации. И это не может не вызывать восхищения, с одной стороны, и дружелюбно-заинтересованного любопытства, с другой. Кроме того, это подтверждает правильность избранной нами метафоры для обозначения главного объекта нашего интереса в рамках настоящего очерка: только высоко моральное, добродетельное сообщество имеет право именоваться рыцарями-хранителями ойкумены...
Однако воспринимаемая в более прагматическом ключе дефицитность содержания информационного фона вокруг Тихоокеанского института географии ДВО РАН поставила перед нами задачи поиска источника сведений, необходимых для написания очерка. Наиболее ценный материал в этом плане был обнаружен на официальном интернет-сайте Института1. Работа с ресурсами интернет-сайта наложила отпечаток на содержание очерка и в значительной степени предопределила его структуру.
Речь о субъектности ТИГ ДВО РАН в пространстве бытования научного сообщества тихоокеанской России, безусловно, следует начинать с его истории2, облик официальной реконструкции которой уже сам по себе проливает свет на истоки и предпосылки его современного состояния. Итак, Тихоокеанский институт географии был основан 1 октября 1971 года в г. Владивостоке на базе группы существовавших ранее лабораторий Дальневосточного геологического института. Впоследствии на базе входившего в структуру Тихоокеанского института географии Отдела гидрологии и гидрогеологии в г. Хабаровске был создан самостоятельный Хабаровский комплексный научно-исследовательский институт, преобразованный позднее в Институт водных и экологических проблем (ИВЭП ДВО РАН), существующий и поныне.
Первым директором, "отцом-основателем" института был назначен член-корреспондент АН СССР Андрей Петрович Капица. С именем А.П. Капицы связано становление Института, заняв-
1 Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://tig.dvo.ru/index.php [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].
2 Из истории института // Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:
http://tig.dvo.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=4&Itemid=44 [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].
шего под его руководством позиции ведущего центра академических научных исследований в области географии в регионе.
В разные годы в институте работали известные ученые-географы: академик К.К. Марков, член-корр. Г.И. Худяков, доктора наук В.Я. Сергин, Б.И. Втюрин, В.В. Никольская, С.Я. Сер-гин, Ю.Г. Пузаченко, Ш.Ш. Гасанов, Э.Г. Коломыц, Б.В. Поярков, кандидаты наук Ю.П. Баденков, В.Г. Коноваленко, Г.В. Колонин, Ю.И. Миротворцев, В.В. Милошевич, С.Ф. Филипас и др.
Современный этап истории Тихоокеанского института географии неразрывно связан с именем его директора - доктора географических наук, академика РАН Петра Яковлевича Бакланова. За время руководства Институтом ему удалось создать команду успешно работающих единомышленников. Петр Яковлевич проявляет себя не только как талантливый учёный, эффективный академический управленец и организатор науки, терпеливый наставник научной молодёжи, но и как мудрый политик и интеллектуально честный эксперт. В новейший период истории ему неоднократно доводилось возглавлять группы учёных, разрабатывавших по заказу как властных органов, так и отдельных региональных политиков комплексные программы развития Приморского края и других территорий российского Дальнего Востока.
Принципы рациональности и эффективности реализуются академиком П.Я. Баклановым последовательно и повсеместно. Их воплощение наглядно можно видеть в структуре аппарата управления Институтом. В этом отношении Тихоокеанский институт географии выступает рекордсменом, так как им оперативно управляет команда руководителей, состоящая из шести человек.
В настоящее время Тихоокеанский институт географии обладает весьма сбалансированной функциональной организационной структурой1. В состав Института входят следующие подразделения: 1) аппарат управления; 2) лаборатория палеогеографии; 3) лаборатория геоморфологии; 4) лаборатория геохимии; 5) лаборатория биогеографии и экологии; 6) лаборатория морских ландшафтов; 7) лаборатория геоинформационных технологий и моделирования геосистем; 8) лаборатория социальной и медицинской географии; 9) лаборатория территориально-хозяйственных структур; 10) лаборатория устойчивого природопользования и экспертизы (в том числе включающая в себя Центр экологического образования и воспитания населения); 11) лаборатория экологии и охраны животных; 12) лаборатория гидрологии и климатологии; 13) информационно-картографический центр; 14) центр ландшафтно-экологических исследований; 15) Камчатский филиал ТИГ ДВО РАН; 16) региональный центр по мониторингу окружающей среды Северо-Западной Пацифики; 17) отдел научно-технической информации; 18) архив; 19) науч-
1 Структура института // Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:
http://tig.dvo.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=4&id=1 7&Itemid=72 [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].
но-экспериментальная база "Смычка" (в консервации); 20) северо-восточная база в п. Черском; 21) научная база в п. Хрустальном (в консервации); 22) научная база в п. Охотничьем (р. Бикин) (в консервации); 23) эксплуатационно-технический отдел; 24) младший обслуживающий персонал; 25) вахта. Таким образом, следует отметить значительную пространственную развёрнутость организационно-функциональной структуры Тихоокеанского института географии, сочетающуюся с компактностью и рациональностью, чем, с нашей точки зрения, уже на структурном уровне закладываются предпосылки высокой эффективности НИИ в рамках профильных видов деятельности. В то же время бросается в глаза отсутствие крупных управленческих структур, не несущих прямой функциональной нагрузки (отделов и секторов по направлениям исследований), что наводит на мысль об ориентации структуры Института на функциональность, а не на создание определённого числа административных синекур, от существования которых улучшения управляемости не наблюдается.
Вызывает уважение и кадровый состав Тихоокеанского института географии. Ныне в нем работают 1 академик РАН, 14 докторов наук и 46 кандидатов наук. Приведённые цифры позволяют судить о накопленном Институтом человеческом и интеллектуальном потенциале, выступающем ключевым фактором результативной научно-исследовательской деятельности.
Пытаться писать о научно-исследовательском институте и не затронуть его научной работы — бессмысленно, а с учётом затрачиваемых на публикацию этих графоманских творений ресурсов, в том числе и критических, — преступно. Поэтому обратимся к подробному рассмотрению состояния научно-исследовательской деятельности Тихоокеанского института географии.
В настоящее время содержание научно-исследовательской деятельности Тихоокеанского института географии определяется тремя направлениями: 1) изучением структуры и динамики географических систем в переходной зоне (суша — океан) и их моделированием; 2) исследованием путей развития и оптимизации региональных типов природопользования (в том числе прибреж-но-морского на основе геоинформационных технологий) и разработкой региональных программ устойчивого природопользования; 3) изучением динамики и взаимосвязей территориальных природно-ресурсных систем и территориальных структур хозяйства и расселения, разработкой программ устойчивого развития дальневосточных районов России с учетом интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе1. Очевидно, что в содержательном плане исследования, проводимые ТИГ ДВО РАН на современном этапе, в полной мере соответствуют уровню и состоянию развития мировой и передовой отечественной географической науки, в то же время отражая региональную специфику. Эта специфика заключается в повышенном интересе к вопросам
1 Об институте // Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:
http://tig.dvo.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=4&Itemid=42 [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].
развития геобиологических, геоэкономических, геосоциальных и геополитических систем и процессов в условиях пограничного пространства, сама "пограничность" которого понимается как в природно-географическом (территория — акватория) плане, так и с точки зрения многообразия общественных отношений и организации.
Одной из перспективных форм реализации накопленного Институтом научно-исследовательского потенциала выступает участие в выполнении федеральных целевых программ1. На сегодня Тихоокеанский институт географии принимает участие в работах по пяти федеральным целевым программам: "Глобальные изменения природной среды и климата", "Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарктики", "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки", "Сохранение амурского тигра и других редких видов животных и растений на юге Дальнего Востока", "Мировой океан". Участие в большом числе федеральных целевых программ свидетельствует о востребованности проводимых ТИГ ДВО РАН исследований и умении его руководства рачительно распоряжаться находящимся под его управлением научным потенциалом уникального в своём роде научно-исследовательского учреждения.
Ещё в 2005 году в Тихоокеанском институте географии ДВО РАН проводились научные исследования по трем темам в соответствии с утвержденными в 2003 г. Основными направлениями фундаментальных исследований РАН, которые выполнялись согласно заданиям двух государственных научно-технических программ Российской Федерации: "Глобальные изменения природной среды и климата" и ФЦП "Мировой океан", подпрограмма "Исследование природы Мирового океана". В рамках данных тем осуществлялась работа по 30 научным разделам, 3 из которых выполнены в соответствии с заданиями Программ РАН и Отделения РАН.
Заслуживают внимания 8 разделов научно-исследовательских работ, производившиеся при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Кроме того, научные подразделения Института принимали участие в выполнении 26 хоздоговорных работ, в том числе 9 из которых были выполнены силами Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН.
Следует также отметить широкую масштабность международных научных связей Тихоокеанского института географии. ТИГ ДВО РАН осуществляет международное научно-техническое сотрудничество с институтами, университетами и организациями США, Японии, Южной Кореи, Китая, КНДР, Монголии. Широта партнёрских связей свидетельствует о международном признании научных достижений Института, выступающего представителем отечественной географической науки в интеллектуальном пространстве АТР.
Важным аспектом научной работы Тихоокеанского институ-
1 Там же.
та географии выступает подготовка научных кадров высшей квалификации. Деятельность Института в этом направлении носит характер законченного технологического цикла. В ТИГ ДВО РАН осуществляются не только образовательные программы первого (аспирантура) и второго (докторантура) уровней послевузовского профессионального образования, но и успешно действует диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 11.00.11 - "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (географические и биологические науки) и — 11.00.04 — "Геоморфология и палеогеография" (географические науки) Д-200.24.01. В период, предшествовавший современному этапу реформирования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, работа диссертационного совета Д-200.24.01 Тихоокеанского института географии отличалась значительной интенсивностью: до конца 2006 г. в нём были защищены 14 диссертаций, 6 из которых — докторские1.
Избранный в рамках данного очерка науковедческий подход обязывает нас обратить внимание на факторы, обеспечивающие отмеченную выше эффективность деятельности института в научно-исследовательской сфере и в области подготовки научных кадров высшей квалификации. С нашей точки зрения, ключевым фактором успешной деятельности Института в названных областях выступает рациональное управление, ибо в современных условиях даже самый обширный и разнообразный в содержательном плане научный потенциал без должного управления рискует оказаться грандиозным массивом бесполезной информации и бессмысленных навыков, возвышающимся памятником тщеславию своих созидателей. Итак, далее речь пойдёт об организации управления Тихоокеанским институтом географии.
Ключевым органом управления Тихоокеанского института географии (как и любого другого НИИ) выступает Учёный совет. Однако главный коллегиальный орган управления ТИГ ДВО РАН является "учёным" не только по названию. В его состав входят 10 докторов и 15 кандидатов наук. В структурном плане Ученый совет Института состоит из четырёх секций: "Биогеография и экология", "Физическая география и палеогеография", "Социально-экономическая и медицинская география" и "ГИС — технология и моделирование природных систем". Кроме того, через Учёный совет институализируется стратегическое сотрудничество с Институтом окружающей среды ДВГУ, директор и декан геофизического факультета которого являются постоянными членами совета.
Следует признать, что административный принцип управления в ТИГ ДВО РАН гармонично сочетается с традициями академического самоуправления и освящаемыми ими коллегиальными органами, ответственными за принятие руководящих
1 Экспертный совет // Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:
http://tig.dvo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=67 [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].
решений. В Институте действуют пять постоянных комиссий: экспертная, аттестационная, кадровая, аспирантская и конкурсная1. Три последних комиссии возглавляет лично директор Тихоокеанского института географии, доктор географических наук, академик РАН П.Я. Бакланов.
Ещё одним коллегиально-общественным органом управления, действующим в Тихоокеанском институте географии, выступает Совет молодых учёных. Данный орган обладает собственным весьма информативным интернет-сайтом, на котором находят отражение его персональный состав, вехи деятельности и общественно-полезные инициативы. Насколько можно судить по нашим собственным наблюдениям, особенно успешно Совет молодых учёных ТИГ ДВО РАН реализует функцию формирования резерва элиты академического менеджмента на региональном уровне.
Подводя итоги очерка, следует отметить, что знакомство с опытом служения науки, продемонстрированным коллективом Тихоокеанского института географии, вселяет оптимизм относительно перспектив будущего отечественной науки в пространстве ойкумены тихоокеанской России, хранителями которой по праву следует признать представителей географического знания, несущих свою учёную службу в ТИГ ДВО РАН.
♦
1 Институтские комиссии // Тихоокеанский институт географии ДВО РАН [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:
http://tig.dvo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=68 [Дата обращения: 26 июня 2008 г.].