Научная статья на тему 'ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ НАГРЕВАЮЩЕГО МИКРОКЛИМАТА'

ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ НАГРЕВАЮЩЕГО МИКРОКЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ НАГРЕВАЮЩЕГО МИКРОКЛИМАТА»

Из всех указанных выше показателей санитарного состояния почвы особое значение мы придаем миграции по почвенному профилю и в почвенные воды некоторых веществ, содержащихся в активном иле, по которым можно установить токсическое действие. Такими веществами, на наш взгляд, являются фенолы, в частности летучие. На основе их миграции выяснено, что активный ил не способствует вымыванию фенолов, более того, монокрезола вымывается в 3 раза меньше, а ортокрезол практически не выводится при добавлении к почве ила. Эти данные получены при экстракции фенолов четыреххлористым углеродом после их выделения паранитроанилином. Определение фенолов пнрамидоновым методом и с 4-аминоантипирином не дало возможности установить положительное действие активного ила на почву. Трансформация фенолов в почве, видимо, идет в сторону образования менее токсичных форм, так как обнаруженный через 26 дней после внесения ила ортокрезол практически отсутствует через 56 дней, а через 100 дней гваякола, монофенола и монокрезола обнаруживается в 2 раза меньше, чем в варианте с полным минеральным удобрением (контролем). По-видимому, активный ил ЦБК не только ускоряет окисление фенолов, но и других органических веществ, так как уменьшаются химическое потребление кислорода и перманранатная окисляемость. С добавлением к почве активного ила также не усиливается миграция мышьяка.

В санитарно-гигиеническом аспекте важным было изучить и миграцию бензапи-рена (БП), поскольку, по данным Института онкологии им. Н. Н. Петрова, в исходном иле его содержится 10,8±0,8 мкг/кг. Мы провели расчеты, показавшие, что при дозе ила 60 т/га содержание БП увеличится лишь на 0,23 мкг/кг. А если учесть, что в исходной почве концентрация БП составляет 4,54+1,8 мкг/кг, то добавление 0,23 мкг/кг не будет представлять опасности, во-первых, ввиду ничтожно малой величины, во-вторых, БП, по литературным данным, разлагается микроорганизмами почвы. Кроме того, известно, что активный ил способствует биоокислительному разложению этого канцерогена (Л. М. Шабад и И. И. Беляев). По нашим данным, БП не вымывается в почвенные воды, хотя в небольших количествах содержится в горизонте В (0,06 мкг/кг). В зеленой массе растений обнаружено БП на 0,7 мкг/кг, а в зерне ячменя — на 0,03 мкг/кг больше, чем в контроле. Приведенные данные можно считать фоновыми показателями уровня БП в растениях.

Выводы

1. Санитарно-токсикологическая оценка активного ила ЦБК, проведенная на основе определения самоочищающей способности почвы и трансформации веществ, содержащихся в активном иле, позволила установить возможность его использования в качестве удобрения для кислых почв.

2. Трансформация фенолов в почве при внесении активного ила ЦБК идет в сторону образования менее токсических соединений.

3. Миграция содержащегося в активном иле в небольших количествах БП из почвы и растения не представляет опасности для окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

Лукиных Н. А., Г юн тер J1. И., Липман Б. Л. — Водные ресурсы, 1976, № 4, с 143— 149.

Найштейн С. Я-. Тарков М. И., Меренюк Г. В. и др. Актуальные вопросы гигиены

почвы. Кишинев, 1975. Синицын Г. И., Захаров А. А., Симон М. А. — В кн.: Пути регулирования питания

растений и повышения плодородия почв. Л., 1977, с. 34—41. Шабад Л. М., Беляев И. И. — Гиг. и сан., 1976, № I.e. 108—109.

Поступила 24/VII 1978 г.

УДК 613.646:612.53

Канд. мед. наук Е. М. Ратнер, В. С. Викторов

ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ НАГРЕВАЮЩЕГО МИКРОКЛИМАТА

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

В литературе сообщается об использовании для оценки функционального напряжения организма, вызванного выполнением физической работы в комфортных условиях и условиях нагревающего микроклимата, показателей потребления кисло-

Прирост тепла (в ккал) в разные периоды работы средней тяжести и тяжелой, выполняемой в различных режимах при температуре воздуха 15, 25 и 35' С

Прирост тепла при темпер 1туре

ва о. 1 5°С 25°С 36°С

Я 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-Й 3-й

S.Z период период период период период период период период период

Работа средней тяжести

1 0 5,8 5,8 5,8 5,8 11,6 5,8 11,6 17,4

2 — — — 5,8 5,8 5,8 5,8 5,8 11,6

3 — — — — — — 0 5,8 5.8

— — — — — — - - -

Тяжелая работа

11,6 17,4 23.2 23,2 39,4 44,8 39,4 44,8

11,6 17.4 17,4 17.4 17,4 17.4 17,4 23,2

- - - - - - ——

56,4 39,0

рода (М. И. Виноградов; Hill), частоты пульса (Müller; В. В. Розенблат и Ю. Г. Солонин; Г. Венцель), температуры тела (Н. К. Витте; Г. Венцель, и др.)- В этих работах подчеркивается качественно различный характер функционального напряжения организма, сопровождающегося стабилизацией физиологических показателен или ее отсутствием, отмечается неэффективность выполнения работы при возникновении нестабильного состояния, развитие быстрого утомления и затянутость восстановительных процессов.

Одним из наиболее адекватных интегральных показателей физиологического напряжения организма при физической нагрузке в условиях нагревающего микроклимата является тепловое состояние. Известно, что каждому уровню тяжести работы даже в комфортных температурных условиях соответствует свой уровень температуры «ядра». При этом, если в условиях низких температур среды мышечная деятельность в известных пределах играет роль компенсирующего фактора, то в условиях нагревающего микроклимата как сами температурные условия, затрудняющие теплоотдачу, так и выполняемая физическая работа, сообщая организму дополнительное количество эндогенного тепла, однонаправленно ухудшает тепловое состояние организма. Поэтому теплосодержание организма в достаточной степени отражает функциональную нагрузку на организм как самого труда, так и температурных условий. Для эффективной длительной производственной деятельности содержание тепла в организме должно оставаться неизменным, т. е. должно поддерживаться стабильное тепловое состояние. Это может быть обеспечено определенным, оптимальным для данной тяжести нагрузки и температурных условий режимом чередования периодов труда и отдыха.

Целью настоящей работы являлось использование стабильности теплового состояния человека как физиологической основы для установления рационального режима труда и отдыха при работе средней тяжести и тяжелой (уровень энергозатрат 3,5 и 5,5 ккал/мин) при температуре воздуха 15,25 и 35°С. Исследования выполняли в микроклиматической камере. Проведено около 140 трехчасовых опытов на 10 практически здоровых лицах мужского пола. В ходе эксперимента, состоящего из 30-минутного фонового, 90-минутного рабочего и 30-минутного восстановительного периода испытуемые выполняли работу заданной тяжести на велоэргометре типа «Монарк» в одном из четырех режимов. Режим 1 (предусматриваемый в настоящее время типовыми нормативами) состоял из чередующихся 28-минутных отрезков работы с 2-минут-ными перерывами на отдых. Остальные режимы взяты как более физиологически рациональные и состояли соответственно из 26-минутных отрезков работы и 4-минутных перерывов (режим 2), 22-минутных отрезка работы и 8-минутных перерывов (режим 3), 18-минутных отрезков работы и 12-минутных перерывов (режим 4). Изучали динамику физиологических показателей, отражающих тепловое состояние человека, а также функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Данные о динамике прироста тепла при неодинаковых температурах в разные периоды деятельности в различных режимах по сравнению с дорабочим, фоновым уровнем показывают (см. таблицу), что при выполнении работы средней тяжести при 15°С в режиме 1 тепловое состояние термостабильно. Прирост тепла к концу работы был минимальным и равнялся 5,8 ккал.

Анализ теплового состояния при выполнении работы этой же тяжести при 25°С позволил выбрать в качестве рационального режим 2, при котором можно снизить прирост тепла до 5,8 ккал, т. е. до такой же величины, как и в режиме 1 работы средней тяжести при температуре 15°С. Стабильность теплового состояния человека при выполнении работы средней тяжести при температуре воздуха 35°С достигнута

лишь в режиме 3. Тяжелая нагрузка при 15°С в режиме 1 сопровождается по сравнению с нагрузкой средней тяжести более значительным приростом тепла уже на первом периоде, что обусловлено различиями в уровне теплопродукции и нестационарностью теплового состояния человека, проявляющейся в постепенном накоплении тепла в последующие периоды работы. Термостабильное состояние достигается лишь при деятельности в режиме 3. При этом прирост тепла за второй и третий периоды составляет одну и ту же величину — 17,4 ккал. При 25°С такое состояние также сохраняется при работе в режиме 3, когда во все периоды прирост тепла составляет 17,4 ккал. Анализ теплового состояния при выполнении тяжелой работы при 35°С позволил выбрать в качестве рационального режим 4, при котором достигаются термостабильное тепловое состояние и минимальный (17,4 ккал) прирост тепла, не превышающий такового при выполнении тяжелой работы в рациональных режимах при других температурных условиях.

Таким образом, рациональные режимы при нагрузке средней тяжести, выполняемой при температуре воздуха 15, 25 и 35°С, обеспечивают термостабильное тепловое состояние с минимальным приростом тепла, равным 5,8 ккал. При тяжелом труде термостабильное состояние обеспечивается с приростом тепла 17,4 ккал. По данным оценки теплового состояния человека и других физиологических показателей, необходимое время на отдых при работе средней тяжести должно при 15°С составлять 4 мин, при 25°С — 8 мин, при 35°С — 12 мин на 1 ч рабочего времени, а при тяжелой нагрузке минимальное и достаточное время на отдых должно составлять при указанных температурах соответственно 12, 16 и 24 мин на 1 ч рабочего времени .

ЛИТЕРАТУРА

Венцель Г. — Бюлл. ВОЗ, 1968, т. 38, № 4, с. 654—668.

Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.

Витте Н. К. Тепловой обмен и его гигиеническое значение. Киев, 1956.

Розенблат В. В., Солонин Ю. Г. — Гиг. труда, 1966, № 2, с. 3—6.

Hill А. V., LongC. N. //., Lupion Я,— Ргос. Roy. Soc. London В., 1924, v. 93, p. I—31.

Müller E. A. — Quart. J. exp. Physiol., 1953, v. 38, p. 205—215.

Поступила 10/VI 1978 г.

УДК 613-06:656.2-052

Кандидаты мед. наук А. М. Лакшин и В. П. Новоселов

О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ПАССАЖИРА НА УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главного санитарного управления Министерства путей сообщения СССР, Москва

В настоящей работе мы изучали влияние условий перевозки на работоспособность пассажира с целью установления времени возможно быстрого включения его в производственную деятельность после поездки. Особенно это важно для такой категории пассажиров, как бойцы студенческих строительных отрядов, которые выезжают на работу сразу после напряженной интеллектуальной деятельности, связанной с подготовкой к экзаменам и их сдачей.

В качестве испытуемых было взято 18 практически здоровых студентов в возрасте от 18 до 25 лет, выезжающих в составе студенческого строительного отряда на работу после экзаменационной сессии. Исследования проводили в июле 1977 г. перед поездкой, в пути следовании в вагоне открытого типа по маршруту Москва—Астрахань, длившемуся 32 ч, и после приезда. Микроклиматические параметры в вагоне следующие: температура воздуха от 25 до 27°С в первые 12 ч пути йот 28 до 33,4°С на*2-й день, относительная влажность 84 и 44% соответственно, скорость движения воздуха в зоне спальных полок 0,04—0,18 м/с, в проходе до 0,37 м/с.

О состоянии организма пассажиров судили по степени изменения некоторых функциональных показателей в динамике поездки. Для этого у испытуемых определяли время простой зрительно-моторной реакции с помощью хронорефлексометра системы экспериментального производства Московского научно-исследовательского института им. Ф. Ф. Эрисмана; скорость переработки информации зрительным анализатором при использовании корректурного теста — колец Ландольта (для подсчета скорости переработки информации применяли формулу, пдедложенную А. А. Генкнным и соавт.), физическую работоспособность с помощью физиологического теста Р\>/С-170; силу сгибательных мышц правой кисти с помощью динамометра Аболакова; частоту пульса пальпаторно. Перед определением времени простой зрительно-моторной реакции и скорости переработки информации зрительным анализатором у испытуемых предварительно вырабатывали устойчивый динамический стерно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.