Научная статья на тему 'Термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя'

Термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
336
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / INDUCTION MOTOR / THERMODYNAMIC MODEL / METHOD FOR CALCULATING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Омельченко Евгений Яковлевич, Агапитов Евгений Борисович, Моисеев Владимир Олегович

Разработана 4-массовая термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и самовентиляцией, методика расчета коэффициентов теплопередачи между отдельными массами модели. Проведены исследования работы модели, выполненной в программе MATLAB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Омельченко Евгений Яковлевич, Агапитов Евгений Борисович, Моисеев Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thermodynamic model of induction motor

Developed a 4-mass thermodynamic mathematical model of induction motor with squirrel cage rotor and self venting. A method for calculating heat transfer coefficients between the individual masses of the model. The studies of the model, made in the program MATLAB.

Текст научной работы на тему «Термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя»

ЭНЕРГЕТИКА МЕТАЛЛУРГИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

УДК 621.313.333.2:519.711.2

Омельченко Е.Я., Агапитов Е.Б., Моисеев В.О.

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Разработана 4-массовая термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и самовентиляцией, методика расчета коэффициентов теплопередачи между отдельными массами модели. Проведены исследования работы модели, выполненной в программе MATLAB.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, термодинамическая модель, методика расчета.

Developed a 4-mass thermodynamic mathematical model of induction motor with squirrel cage rotor and self venting. A method for calculating heat transfer coefficients between the individual masses of the model. The studies of the model, made in the program MATLAB. Key words: induction motor, thermodynamic model, method for calculating.

Температура обмоток, магнитопровода и элементов двигателей является ограничивающим фактором при их эксплуатации. Известны двухмассовые [1], трехмассовые [2] термодинамические модели двигателей, позволяющие рассчитывать температуру обмоток и элементов двигателя при различных механических нагрузках и скоростных режимах. Для уточненной проверки элементов двигателя по нагреву, исследованию нестационарных тепловых процессов, учитывая реальное распределение температур и тепловых потоков, предлагается четырехмассовая термодинамическая математическая модель закрытого асинхронного двигателя, которая, в свою очередь, может быть использована в более сложных моделях, например в статической математической модели электропривода.

Каждая выделенная масса представляется однородным телом со своей теплоемкостью и бесконечно большой внутренней теплопроводностью с равномерным распределением температуры по всему объему:

1. Корпус, вал двигателя и магнитопровод статора. Материал - чугунное или алюминиевое литье и электротехническая сталь. Внутренняя теплогенерация определяется механическими потерями, потерями в стали статора и зависит от скоростного режима работы и способа управления напряжением статорной обмотки. Теплоотдача в виде конвекции и теплопередачи направлена в окружающую среду, зависит от температуры окружающей среды, внешней поверхности и способа охлаждения двигателя. Теплоприем в виде теплопередачи направлен к магнитопроводу от обмотки статора и от магнитопровода ротора к валу и корпусу двигателя.

2. Обмотка статора. Материал - медь. Внутренняя теплогенерация определяется электрическими потерями, зависит от тока статора и температуры обмотки. Теплоотдача в виде теплопередачи направлена от обмотки к магнитопроводу и теплоприем в виде конвекции и теплопередачи от обмотки ротора к обмотке статора.

3. Обмотка ротора. Материал - медь или алюминий. Внутренняя теплогенерация определяется электрическими потерями, зависит от тока ротора и

температуры обмотки. Теплоотдача в виде теплопередачи направлена от обмотки к магнитопроводу и в виде конвекции и теплопередачи направлена от обмотки ротора к обмотке статора.

4. Магнитопровод ротора. Материал - электротехническая сталь. Внутренняя теплогенерация определяется дополнительными потерями и потерями в стали ротора, зависит от просадки скорости. Теплоприем в виде теплопередачи направлен к магнитопроводу от обмотки ротора, а теплоотдача в виде теплопередачи направлена от магнитопровода к валу и корпусу двигателя.

Принимаются допущения:

- мощность теплового потока от корпуса двигателя (первая тепловая масса) в окружающую среду пропорциональна разности температур в первой степени и остальные массы для двигателя закрытого исполнения с окружающей средой никак не связаны;

- мощность теплового потока от одной массы к другой пропорциональна разности температур в первой степени.

При этих условиях и допущениях разработана схема тепловых потоков (рис. 1), в которой выделены потоки внутренней теплогенерации (светлые стрелки) и потоки теплопереноса между массами (темные стрелки). В соответствии со схемой тепловых потоков система дифференциальных уравнений теплового баланса четырехмассовой тепловой модели закрытого асинхронного двигателя может быть представлена в виде:

-у1 -(Щ.С + ^РМЕХ ~ АоС®l _®0) + dt

+А2і( ©2-®1) + А41( ©4-®l))/Cl;

~~jT=(^PlM _ А21(®2 _®1) + А32(®3 _®2))/С2; dt

= (^P2M ~ А32(®3 _®2) _ А!4(®3 _®4)) / С3;

dt

^-(P +&P„ + А,(03 -04 ) - Al (0, -01 )) / C„J

(l)

Рис.1. Схема тепловых потоков АД с самовентиляцией

В уравнениях (1): 0,- и С, - температура и теплоемкость 1 массы; Ау - коэффициент теплопередачи от I массы к у массе; А10 - коэффициент теплоотдачи от первой массы (корпус двигателя) в окружающую среду; ©0 - температура окружающей среды. Теплоемкость I элемента тепловой модели определяется его удельной теплоемкостью и массой Сг= с,т,. Суммарная теплоемкость двигателя равна сумме 1 теплоемкостей.

Решение системы дифференциальных уравнений (1) представляется в виде системы интегральных уравнений:

1 г

®1 =ТГ J(^P1c +^M~ЩА.0 +A21 +A41) +®И 0 +®2A21 +®4AU— +®0; 4

(2)

>

®2 _ n \(Щм ®2(AZ1 +A)2) +®L"A21 +€^Aj2)d^ +®0;

C2J

= — |(Л?2м ~®3(A32 +A34) +®2A32 +®4Aa)— +®0;

®4 =~ jC^C +^pd ~®4(AA +A0) +®3A +®0 ■

C4

В соответствии с системой уравнений (2) разработана структурная схема математической тепловой модели АД (рис. 2), в которой входными переменными в качестве тепловых потоков внутренней теплоге-нерации выступают потери АД, а выходными переменными являются температуры выделенных масс. Начальные значения интегрирующих звеньев задаются равными температуре окружающей среды ©0 (пуск холодного двигателя) или другими значениями, определяемыми задачей исследования.

Система уравнений (1) включает в себя 4 уравнения теплового баланса, по которым необходимо рассчитать 5 коэффициентов теплопередачи. Для установившегося номинального режима (ґ / Лґ ^ 0 )

на основании данных класса обмоток по температуре, опыта работы и номинальных данных достаточно задаться установившимися значениями температур каждой массы 0^, и определить рациональное соотношение между двумя коэффициентами теплопередачи. В связи с этим формулы расчета коэффициентов теплопередачи принимают вид:

A10 = ^г. / (®17 _®o);

A41 = 01A10 ;

A21 = (A10(®17 _®0) _ A41 (®47 _®17 ) _

~^P1C ~^PMEX ) / (®27 _®17 );

A32 = _(AP1M _ A21(®27 _®17 )) / (®37 _®27 ); A34 = (^P2M _ A32 (®37 _ ® 27 )) / (®37 _ ®47

V(3)

Рис.2. Структурная схема четырехмассовой тепловой модели АД

В результате несложных преобразований структурной схемы рис. 2 в программной среде MATLAB разработана расчетная структурная схема тепловой модели Teplo4ad (рис. 3), позволяющая выполнять расчет переходных процессов температуры выделенных масс АД при изменении всех составляющих потерь и температуры окружающей среды. Дополнительно в модели учитывается способ охлаждения двигателя и для сравнения моделируются переходные процессы в одномассовой тепловой модели. Звенья Wi описываются передаточной функцией апериодического звена первого порядка ж, = Kt / (Tip +1), в которой p = d / dt - оператор дифференцирования. Значения элементов рассчитываются по формулам:

K11 = 1 / A10;T11 = CzK11;

K1 = (A10 + A21 + A41) ;T1 = CCm1K1;

K 2 = (A21 + A23) ;T2 = CMm2K 2; (4)

K3 = (A23 + A34) ;T3 = CAm3K3 ;

K4 = (A34 + A41) ;T4 = CCm4K4■

Рис.З. Расчетная структурная схема тепловой модели Teplo4ad

Под индексом /'=11 подразумевается одномассовая тепловая модель АД. В звеньях ^1-21 и №0-211 для двигателя с самовентиляцией может быть задано изменение коэффициента теплопередачи А10 в функции угловой скорости вращения по уравнению

4о(®) = А10N (аО + (1 - аО )аМ® / )),

где а0 - коэффициент ухудшения охлаждения [3] (а0=1 для двигателей с принудительной вентиляцией, а0=0,3-0,55 для двигателей с самовентиляцией).

В свернутой структурной схеме тепловой модели Тгр1в4ай, которая представлена на рис. 4, в качестве входных переменных используются составляющие потерь АД, а в качестве выходных переменных - 5-мерный массив температур перегрева.

В таблицу сведены результаты расчетов параметров тепловой модели для двигателя 4А16084У3. Расчеты выполнялись в соответствии со структурной схемой рис. 3 ипо формулам (2) и (3). Масса алюминиевой короткозамкнутой обмотки ротора принимается 50% от массы медной обмотки статора. Установившаяся температура роторной обмотки на 10°С превышает уста-новившуюсятемпературу статорной обмотки.

На рис. 5 приведены переходные процессы температур элементов тепловой модели двигателя 4А16054У3 при постоянных сопротивлениях статора и ротора для длительного номинального режима работы 51 (а), повторно-кратковременного режима 53 при ПВ=25% и времени цикла 10 мин (б) при температуре окружающей среды 40°С.

Результаты расчета коэффициентов тепловой модели

Параметр Значения

i 0 1 2 З 4

с, Дж/кг/°С 481 385 89б 481

mi, кг 135 72.072 9.92 4.9б 48.048

Сі, Дж/°С бб041 34ббб 3819 4444 23111

0, б0 б0 150 1б0 90

Д Pi, Вт 1790.70 б10.24 800.75 3б2.58 7.13

Ъ, мин 12.29 5.32 3.1б 5.35 30.3б

K, с*°С/Дж 0.01117 0.00922 0.049б7 0.07222 0,07881

j 10 21 32 34 41

Aj, Дж/с/°С 89.54 10.02 10.11 3.74 8.95

Рис.4. Свернутая структурная схема тепловой модели Teplo4ad

Анализ переходных процессов температур перегрева показал:

• в длительном режиме работы 51:

- установившиеся значения температур равны расчетным, максимальное значение 160°С соответствует обмотке ротора;

- время переходного процесса одномассовой модели не превышает 50 мин, что составляет 4Т0;

- время переходного процесса первой массы доходит до 100 мин, что значительно превышает время одномассовой модели;

- темп нагрева статорной обмотки выше, чем у роторной из-за разных постоянных времени нагрева (Т2 < Гэ);

• в повторно-кратковременном режиме S3:

- квазиустановившийся тепловой режим в одномас-

Рис.5. Переходные процессы в тепловой модели для длительного режима работы 51 (а) и повторно-кратковременного режима 53 (б)

совой модели наступает после 50 мин, а в многомассовой после 100 мин;

- в одномассовой модели температура колеблется от 47.5 до 50°С;

- у первой массы (корпус двигателя) температура колеблется от 52.5 до 55°С и немного больше, чем у одномассовой модели;

- у обмотки ротора (третья масса) температура колеблется от 70 до 80°С;

- у обмотки статора (вторая масса) температура колеблется от 65 до 87°С, нижняя температура меньше температуры обмотки ротора из-за более интенсивного охлаждения статора, а верхняя температура выше из-за большей внутренней тепло-генерации;

- у магнитопровода ротора (четвертая масса) температура перегрева изменяется, как у апериодического звена второго порядка, колебания не превышают 1°С из-за низкой внутренней теплогенерации и охлаждения через другие тепловые массы.

На основании полученных результатов можно сделать заключение, что разработанная тепловая модель качественно и количественно верно отражает внутренние тепловые процессы, происходящие в двигателе, методика расчета параметров модели достаточно проста, и с её помощью можно выполнять исследования более сложных тепловых режимов работы АД.

Список литературы

1. Ключев В.И. Теория электропривода: учебник для вузов. М.: Энерго-атомиздат, 1985. 560 с.

2. Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т.Шрейнер, А.В.Костылев, В.К.Кривовяз, С.И.Шилин. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. 361 с.

3. Теория автоматизированного электропривода: учеб. пособие для вузов / Чиликин М.Г., Ключев В.И., СандперА.С. М.: Энергия, 1979. 616 с.

Bibliography

Kluchev V.I. Theory of electric drive: A textbook for universities. M.: Ener-goatomizdat, 1985. 560 p.

Shreiner R.T. Electromechanical and thermal conditions of induction engines in frequency control systems: a tutorial / R.T.Shreiner, A.V.Kosteilev, V.K.Krivovyaz, S.I.Shilin. Yekaterinburg: GOU VPO «Rus-sian state professional-and-pedagogical university», 2008. 361 p.

Theory of automatic electric drive: A tutorial for universities / Chilikin M.G., Kluchev V.I., Sandler A.S. : Energy, 1979. 616 p.

1.

2.

3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.