Научная статья на тему 'Исследование четырехмассовой термодинамической математической модели асинхронного двигателя'

Исследование четырехмассовой термодинамической математической модели асинхронного двигателя Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
140
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Моисеев В. О., Омельченко Е. Я., Тележкин О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование четырехмассовой термодинамической математической модели асинхронного двигателя»

Вывод

Удалось построить идентификатор потокосцеплений и частоты вращения АД, который в замкнутой бездатчиковой СБУ имеет меньшую чувствительность к параметрическим возмущением и лучшую динамику по моменту сопротивления нагрузки, по сравнению с MRAS. Сравнивая результаты, предпочтение следует отдать наблюдателю потокосцеплений структуры Гопината с алгебраическим вычислителем скорости.

Работы поддержаны грантом по проекту «Исследование предельных точностей оптических методов измерения параметров движения и мехатронных методов управления движением и разработка новых ро-бототехнических и электромеханических систем», темплан, заявка № 7.559.2011.

Список литературы

1. Панкратов В.В. Векторное управление асинхронными электроприводами: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999.

2. Панкратов В.В., Котин Д.А. Бездатчиковый асинхронизирован-ный синхронный электропривод с векторным управлением (статья) -Электротехника. - 2009. - № 12.

3. Schauder С. Adaptive Speed Identification for Vector Control of Induction Motors without Rotational Transducers / IEEE Trans. Ind. Applicat., September/October 1992, vol. 28, no. 5, pp. 1054-1061.

УДК:621.313.333.2:519.711.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕТЫРЕХМАССОВОЙ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

В.О. Моисеев, Е.Я. Омельченко, О.А. Тележкин

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, Россия, г. Магнитогорск ickar@mail. ru

Выбор двигателя является одним из ключевых моментов при

проектировании установок. От первоначального выбора

,

надежность и экономичность проектируемого агрегата. В большинстве случаев, режимы работы отличаются от базовых стандартных SI, S2 или S3 и поэтому приходится завышать номинальную мощность

двигателя, а это ведет к увеличению стоимости оборудования, недоиспользованию двигателя по мощности.

Для проверки двигателей по нагреву предпочтительнее пользоваться методами, основанными на построении и анализе термических нагрузочных диаграмм [2]. При выборе двигателей должны тщательно учитываться ограничения, накладываемые на процессы электромеханического преобразования энергии по условиям нагрева. Существуют несколько методик расчета температуры двигателей: одномассовые, двухмассовые[1,4], трехмассовые[2].

Анализ процессов нагревания осложняется неоднородностью двигателя и его частями, мощностью тепловыделения в различных его частях и значительной тепловой инерцией. Для более точного анализа процессов нагревания двигателя предложена четырехмассовая термодинамическая математическая модель закрытого асинхронного двигателя [3]. Модель может быть описана с помощью системы дифференциальных уравнений:

е?^ /Л = (АР1С + ЛРМЕХ - АХ{)(&Х -в{)) + + А2 1(02-в1) + А41(04-в1))1С1;

с!021Л = (Ы>1Са-А21(02-01)+АЪ2(0ъ-02))1С2; I (1)

¿03/Ж = (АРШ-АЪ2(0Ъ-02)-АЪ4(0ъ-04))1Съ;

¿в44/Л = (АР2С+АРо+А34(03-04)-А41(04-01))/С4

где: б^-температура / массы, <90-температура окружающей среды, С, теплоемкость / массы. Ац - коэффициент теплопередачи от массы / к ].

Принцип теплопередачи и распределения температур по массам представлен на рис. 1.

61

лР/я

,воР>

Рис. 1. Схема тепловых потоков АД с ссшовеютшяцией

На практике определить коэффициенты теплопередачи крайне сложно, из-за отсутствия данных двигателя и неоправданной сложностью расчетов. Поэтому для нахождения коэффициентов теплопередачи достаточно для установившегося номинального режима

(1 —> х; с! / с!) —> 0) на основании данных класса обмоток по температуре, опыта работы и номинальных данных задаться установившимися значениями температур каждой массы ©гу .[3]

ЛРЕ 1(0^-0,);

(AJ0ÏY-0J-AJ04Y-0ÏY)--APlc-APMEX)/(02Y-0lY);

"fA^cu-A2l(02Y ~0lY))/(03Y ~02Y); (AP2M-A32(03Y-02Y))/(03Y-04Y);

(2)

0.L4

41

10'

В качестве объекта исследования взят двигатель NORD 160 М/4 с данными, указанными в табл. 1.

Таблица 1

Данные двигателя NORD 160 M/4

U.V I.A P.kW n.rpm cosF Термистор

380/660 22.1/12.7 11 1460 0.85 KTY-84-130

В таблице 2 указаны температурные коэффициенты, рассчитанные по уравнениям (1) и (2).

_Таблица 2

Параметр Значения

i 0 1 2 3 4

Ci, Дж/кг/оС 481 385 896 481

mi, кг 91.3 49 5.6 2.4 34.31

Ci, Дж/оС 44378 23569 2156 2150 16503

0i 60 60 150 160 90

APi, Вт 1409 390 587 332 44

ij 10 21 32 34 41

A,,, Дж/с/оС 70 12.5 14.3 2.4 7

Принимается, что в фазах двигателя протекает симметричный ток, процесс нагревания каждой из масс происходит равномерно во всем объеме.

На рис. 2 приведены переходные процессы температур элементов тепловой модели двигателя при постоянных сопротивлениях статора и ротора для длительного номинального режима работы 51.

Процесс нагревания заканчивается, когда все тепло, выделяющееся в двигателе, отдается в окружающую среду.

Современные преобразователи содержат в своем составе тепловые модели, однако при определен™ температуры они допускают заметную погрешность. На рис. 3 приведены графики роста температуры обмоток статора - Т\тые?,, Тзшмер, снятые с терморезисторов KTY-84-130, установленных на двух вышеуказанных двигателях и кривые температуры, рассчитанные в тепловой модели преобразователей ABB ACS800 - Г1еыч,,Т2выч. при управлении этими двигателями. Разность реальной температуры обмотки статора двигателя Гизмер и вычисленной в преобразователе Гвыч на подавляющей части диапазона измерения составляет 37-40°С. При возникновении перегрева обмотки статора, СУЭП не зафиксирует опасную температуру вовремя и двигатель будет работать с

.

40

т,с

120

100

40

Рис. 2. Изменения температуры в функции времени при номинальной нагрузке двигателя.

Рис. 3. Сравнительный анализ кривых температуры

Четырехмассовая температурная модель также дает погрешность измерения температуры. Это связано с ограниченностью принимаемых во внимание масс двигателя, конструктивные элементы, входящие в состав двигателя в большинстве своем состоят из стали, теплопроводность которой заметно выше, чем у электротехнической стали, а теплоемкость ниже.

Кроме этого заметную погрешность вносит допущение о том, что температура изменяется одинаково во всем объеме. Стальные конструктивные элементы будут гораздо быстрее остывать и

передавать тепло в менее нагретые участки. Поэтому, пока

,

будет наблюдаться ошибка между температурой модели и реальной температурой. Как правило, термистор устанавливается в начале обмотки статора, с торцевой части двигателя, со стороны вала. В этом случае термистор показывает температуру наиболее нагретого места двигателя, то есть является местом локального перегрева.

На рис. 4 показана кривая ошибки модели во времени. Максимальная погрешность наблюдается в начале процесса нагрева и не превышает -30 °С. Установившаяся ошибка не превышает +5 °С. Среднеквадратичная ошибка равна 14 °С, что составляет 11,7 % от установившегося значения. В литературе [1, 2, 3] указывается, что допустимая погрешность тепловых моделей двигателя находится в пределах 10-15 %.

Рис. 4. Величина погрешности тепловой модели

Вывод. На большем участке измерения четырехмассовая тепловая модель верно описывает кривые переходных процессов температуры и позволяет гарантированно защитить двигатель от опасного перегрева.

Список литературы

1. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1985. 560 с.

2. Шрейнер Р. Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учебное пособие / Р.Т.Шрейнер, А.В.Костылев, В.К.Кривовяз, С.ИШилин. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 361 с.

3. Омельченко Е.Я. Термодинамическая математическая модель асинхронного двигателя: Вестник МГТУ /Е.Я. Омельченко, В.О.Моисеев. Магнитогорск, ГОУ ВПО МГТУ, 2012.

4. Анучин A.C. Двухмассовая тепловая модель для энергоэффективного выбора асинхронного двигателя: Труды VII Международной конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2012/ A.C. Анучин, К.Г.Федорова. Иваново, ГОУ ВПО ИГЭУ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.