Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
УДК 81
ТЕРМИНЫ ЯЗЫК — РЕЧЬ — СЛОВО И ПРЕДМЕТ ФИЛОЛОГИИ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. Аннушкин
В статье дается анализ эволюции терминов язык — речь — слово в русской филологической традиции, которые оказываются соотнесёнными с разными этапами развития родов словесности. До середины XIX века науки назывались «словесными», затем начинается превалирование «языковых» дисциплин, а в XXI веке завоевывают научное пространство науки «речевые» и коммуникативные. Автор объясняет предмет филологии как науки о правилах создания, передачи, хранения, воспроизведения и функционирования словесных произведений, связь филологии с общественно-речевой практикой. Цель филологии -систематизация словесного творчества, классификация родов, видов и жанров современной словесности, отбор среди них лучших образцов и направление усилий общественно-речевого творчества.
Ключевые слова и фразы: язык; речь; слово; филология; текст; культура.
THE TERMS LANGUAGE — SPEECH — WORD AND SUBJECT PHILOLOGY IN THE LIGHT OF PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
V.I. Annushkin
The paper analyzes the evolution of the terms language — speech — word in the Russian philological tradition, which are correlated with the different stages of speech kinds. Until the middle of the XIX century the sciences were called "verbal", then begins the prevalence of "language" courses and in the XXI century communicative and "speech" sciences are gaining the scientific space. The author explains the subject of philology as a science of the rules of creation, transmission, storage, playback and operation of verbal works, communication with the public. The purpose of Philology -systematization of verbal creativity, classification of genres, species and genres of modern speech, the selection of the best examples of these efforts and the direction of social and verbal creativity. Keywords and phrases: language; speech; a word; philology; a text; culture.
Определение терминов язык — речь — слово, на первый взгляд, понятно любому педагогу, особенно филологу, однако вопрос не так прост, если заглянуть в историю, а тем более если поставить вопрос самим себе: отчего курсы родного русского языка находятся у нас если не в небрежении, то не вызывают интереса вследствие непонимания той пользы, которую даёт знание и владение языком? Иначе говоря, почему широкое научно-педагогическое сообщество не вдохновлено изучением языка? Не потому ли это происходит, что мы (я говорю не только о филологах, но особенно об «администраторах образования», в чьих руках составление учебных планов) не умеем пропагандировать наш предмет, не имеем
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
достаточно аргументов относительно той пользы, которую приносят знание языка - речи -слова и владение филологической наукой и искусством Слова?
Прежде всего определимся с тем, что такое язык — речь — слово и нашим отношением к этим понятиям. Мы любим вспоминать и повторять основной тезис европейской философско-филологической культуры: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Бог был Слово» [Еван. от Иоанна: 1, 1]. О каком Слове здесь идёт речь? Может быть, речь идёт о человеческом «языке» или о слове как лексической единице? Очевидно, нет. В Евангелии от Иоанна, которое начато этими строками, речь идёт о некоей духовной силе, которая была в основании жизни и мира, и именно этой духовной силой, называемой Словом (под Словом понимается Господь Иисус Христос - и толкованием богословских истин мы не решаемся заниматься), Господь творит мир, и именно Господь вкладывает «дыхание жизни» и словесную способность в своё любимое создание - человека.
С тех пор человек - «тварь словесная» (обратим внимание на то, что не «языковая») и здесь уже прослеживается разница синонимов. Слово (по-гречески Логос) означает и Божественный разум, и Божье Слово, которым творится мир («И сказал Бог: Да будет свет! И бысть тако...»). Вложенная в человека способность затем переосмысляется как «языковая», поскольку основной вид речи (мы теперь говорим «речевой деятельности») рождается с помощью «языка», и «язык» (в отличие от «слова») означает в библейских текстах пользование именно устной, а не письменной речью. Именно так осмыслялся термин «язык» ещё в пушкинское время, т. е. как «изустная речь» (речь, исходящая «из уст»), и словосочетания «письменный (как и литературный) язык» были невозможны для словесников пушкинского времени.
С помощью Слова-Логоса по примеру своего Создателя человек начнёт творить свою жизнь, давая имена всем предметам и явлениям. В поэтической форме этот акт именования лучше всех выразил Арсений Тарковский: «Немую связь предметов и явлений одушевлял, даруя имена.», или: «.из рая выйдет в степь Адам и дар прямой, разумной речи вернёт и птицам и камням». Сократ и Конфуций на разных континентах одинаково выразили суть теории и практики именования, соотнося три понятия «имя», «речь» и «дело» следующим образом: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, если речь не повинуется, то дело не образуется. Если же имя дано верно, то и речь повинуется, и дело образуется» [Рождественский 1996: 63].
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
Итак, вся человеческая жизнь организована мыслью-словом, т. е. логосически. Практически это воплощается в том, что речь есть инструмент управления обществом
(внятна ли эта мысль нашим политикам и предпринимателям?), а язык с появлением письменной культуры стал синонимом слова «народ». Через эффективное владение языком организуется и народная жизнь, и бытие всякой личности, ибо «скажи мне слово - и я скажу, кто ты».
Передаются ли эти простые и вдохновенные истины в нашем языковом образовании или по-прежнему для большинства наших соотечественников представление о языке (и русском языке, в частности) связано с тем, как правильно говорить: «йОгурт или йогУрт» и среднего ли рода слово «кофе», а содержание предметов русский язык и литература уж и не обсуждается, поскольку перед всеми стоит гигантская методическая задача: как вложить в прокрустово ложе ЕГЭ с его однообразным тестированием ту глубину и богатство национальной святыни, которая называется «великим русским языком» или «Словом».
Цель настоящей статьи - обсуждение предметов известных, но с новыми данными (таков будет исторический обзор эволюции терминов язык - речь - слово), а затем -прояснение предметов филологии - словесности - риторики, ибо от того, как будет истолковано содержание этих предметов, будет зависеть и характер будущих преобразований в вузовском и школьном преподавании. Несомненно и то, что каждый из этих предметов необходимо связать с духовно-нравственной культурой, которая является основой для
построения любого гуманитарного предмета, связанного со словом.
***
Чтобы почувствовать, как понималось «слово» в русской филологической классике, вчитаемся в строки М.В. Ломоносова, чья современность в год 300-летнего юбилея доказывается именно этими суждениями:
«По благороднейшем даровании, которым человек среди прочих животных превосходит, то есть правителе наших действий - разуме, первейшее есть слово, данное ему для сообщения своих мыслей» [Ломоносов 1952: 394]. Итак, первое, что человеку даровано и чем он превосходит других одушевлённых существ - разум, управляющий нашими действиями, разум же выражается в слове, цель которого - «сообщение мыслей». Нельзя не видеть современности этого определения, ибо «сообщение мыслей» вполне соответствует идее коммуникативности, на которой построено всё обучение речи во второй половине ХХ столетия. Обмен мыслями с помощью слов назван у Ломоносова «обращением», сам
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
процесс речевой связи между людьми (то, что мы теперь называем иностранным словом «коммуникация») - «сообщением». Ср.: «Обращение мыслей человеческих, для которых взаимного сообщения служит слово...»
Непросто истолковать правильно и следующую ломоносовскую мысль: «Но как велика творческая премудрость: одарил нас словом, одарил слухом!» [Ломоносов 1952: 395]. Не должно ли писать слово «творческая» с прописной буквы, ибо речь идёт о премудрости Творца, который одарил нас самой способностью выражать мысли в устно-речевой форме и воспринимать слово «слухом»? Итак, слово - не просто единица языка, а нечто большее -сама творческая способность человека мыслить и выражать мысль в речи.
Цель нашего дальнейшего рассуждения - уточнить содержание трёх главнейших терминов язык - речь - слово, называющих те науки, которые мы изучаем поныне: М.В. Ломоносов первым назвал их «словесными», с середины XIX века постепенно утверждаются «языковые», или «языковедческие» науки, поскольку классическая схема словесности стала сменяться «языковедением», а с середины-конца ХХ столетия мы всё чаще говорим о науках «речеведческих» или речеведении. Культура современного информационного общества требует ясного осознания того, как выстраивалась эволюция филологического знания. Вот почему так необходимо хотя бы кратко показать историческое развитие терминов слово — речь — язык, перейдя затем к уточнению содержания основных предметов современного словесно-гуманитарного образования, коими являются филология -
словесность - риторика.
***
Что есть язык - речь - слово в их эволюционном развитии?
Начать следует с фольклора как изначального текста устной речи, в котором зафиксирована культура речевого поведения, правила речи для человека, ещё не знакомого с текстом письменным (здесь надо хорошо понимать, что введение в фольклорные тексты сведений о письме, книге, Боге является поздним наслоением, связанным с появлением соответствующих видов текстов). В некотором смысле мы все являемся такими «фольклорными» людьми в детстве или дошкольном возрасте, когда постигаем язык в его устно-речевой разновидности. Анализ пословиц, содержащих правила языка - речи - слова, позволяет выстроить следующую картину:
1. Концепты язык - речь - слово встречаются в фольклорных текстах как синонимы при обозначении главной коммуникативной функции языка как орудия общения и
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
взаимодействия людей. Уже первый ряд пословиц фиксирует переносное значение концепта ЯЗЫК: орудие общения и взаимодействия, инструмент управления. Он утверждает силу языка, который руководит как самим человеком, так и другими людьми и обстоятельствами. Ср.:
- Мал язык великим человеком (вариант: да и всем телом) владеет.
- Мал язык - горами качает. Языком - что рогачом (т. е. язык - инструмент).
- Язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает (т. е. язык управляет).
- Язык языку весть подает (т. е. народное сознание фиксирует, что язык есть средство общения, выполняющее коммуникативную функцию) [Даль 1984: 256-258].
Отличие термина ЯЗЫК от синонимичных РЕЧЬ и СЛОВО можно зафиксировать в следующем: ЯЗЫК понимается как общее понятие, сам способ выражения мыслей (как и указанные выше значения инструмента общения, способа связи); РЕЧЬ понимается как реализация языка в распространенном тексте:
- Недолгая речь хороша, а долгая - поволока.
- Короткую речь слушать хорошо, под долгую - думать хорошо.
- Речист, да на руку нечист.
- Каковы свойства, таковы и речи.
СЛОВО понимается чаще всего как минимальный отрезок текста, минимальная смысловая единица языка / речи, конкретный выразитель мыслестилевого намерения. Например:
- От одного слова - да навек ссора.
- Лишнее слово - в досаду (в грех, в стыд) вводит.
- Ради красного словца не пожалеет (не пощадит) ни мать, ни отца.
- Сказал бы словечко, да волк недалечко [там же].
Однако в ряде пословиц, как и в современных текстах, слова-концепты ЯЗЫК, РЕЧЬ, СЛОВО синонимичны и взаимозаменяемы по смыслу, когда используются в значении орудия общения. Ср. такие расхожие высказывания при популяризации языка как необходимого средства общения и убеждения: Хорошее слово - половина счастья. Хорошая речь - путь к
успеху. Слово политика - орудие его победы. Владеешь языком - владеешь миром. ***
Иная картина рождается с появлением письменности и письменных цивилизаций -«инициатива» переходит к термину слово, который становится наиболее частотным
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
вследствие приобретения им сакрального смысла. Это доказывается и изучением употребления слов язык - речь - слово в письменных текстах, и особенно анализом текстов духовной литературы в разных культурах. Выше мы показали, что в европейской духовной культуре Слово-Логос есть Бог, который наделяет человека даром разума и слова; в китайской культуре истинный путь=правило (дао) выражается в словесной природе человека, которая обозначена термином вэнь. Как слово - хранитель культуры и образования, так и вэнь в китайской традиции значит «культура, образование, просвещение, литература» [Алексеев 1978: 49-66; Аннушкин 2009: 69-75]. Процесс творения мира некоей духовной силой, выражаемой словом, связывается Ю.В. Рождественским с «логосической теорией происхождения языка», которая имеется во всех развитых письменных цивилизациях мира. [Рождественский 1990: 9]
Как выясняется, слово язык приобретает значение народного «наречия», национального языка, как и значение «народ» (ср. «нашествие двунадесяти языков» или пушкинское «и назовёт меня всяк сущий в ней язык») только в письменной культуре человечества. Основным же термином в текстах письменно-книжной словесности как Древней Руси, так и в литературе ХУ11-Х1Х веков становится слово, а сами науки называются в России «словесными». Основной филологической наукой с начала XIX века становится словесность., включающая в себя, например, в «Чтениях о словесности» основного университетского курса 30-х годов XIX века И.И. Давыдова, три науки: 1) теорию языка, 2) теорию речи, 3) теорию слога (см. публикацию этих отрывков в кн. [Аннушкин 2002: 298328]). С рассуждения о слове как божественном даре начинаются все учебники грамматики, риторики и словесности того времени, включая «Грамматику» М.В. Ломоносова, где автор затрагивает «философское понятие о человеческом слове», учебники словесности и риторики Царскосельского лицея. Ср. в «Общей реторике» Н.Ф. Кошанского:
«1) Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сии две способности неразлучны; они образуются вместе, взаимно и общими силами ведут человека к совершенству, к великой Небом ему указанной цели. 2) Сила ума открывается в понятиях, суждениях и умозаключениях: вот предмет логики. Дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли: вот предмет словесности» (публикацию и исследование учебников Н. Ф. Кошанского см. в кн.: [Кошанский 2013: 40]).
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
Итак, в русской классической филологической теории, сложившейся на базе учебников словесности первой половины XIX века, термин язык понимается как народное «наречие», язык нации (например, российский язык), а в значении средства общения используется только для обозначения «изустной речи». Термин слово является основным, и хотя риторика, предметом которой считалась «речь», была критикована в середине XIX века, ученые призывали к созданию общей Науки о Слове (К.П. Зеленецкий). Науки о Слове, согласно концепции К.П. Зеленецкого, суть следующие: лексикология (ее предмет -«речения», т. е. слова-понятия); грамматика (изучает предложения); синтаксис (изучает периоды); риторика (изучает речь в полном составе) [Зеленецкий 1849: 1].
Современное научное объяснение данных терминов показывает, какую значительную эволюцию они претерпели в дальнейшем. Термин язык понимается теперь как система знаковых единиц, выражающая совокупность понятий и мыслей и предназначенная для коммуникации. Речь - конкретная реализация языка, облекаемая в устную или письменную, а теперь ещё и экранную, или компьютерную, или масс-медийную форму, слово же - основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств. Однако при этих современных, наиболее частых употреблениях данных терминов можно констатировать и сохранение всех прежних классических значений, например, все три термина служат для обозначения орудия общения в фольклорных, художественных и публицистических текстах. Так, концепт слово продолжает употребляться в возвышенном значении в различных современных текстах - ср.: «владеть словом», «памятник русскому Слову» и т. д. Ещё раз обращаем внимание на то, что при современных потребностях общения потребовалось выделение «речеведческих» наук - и действительно, если ранее были «словесные» науки, если сегодня существуют языковедческие дисциплины, то почему бы не быть речеведческим? Состав этих наук определяется разными учеными по-разному, но очевидно, что сегодня в них входят, по крайней мере, риторика, поэтика, логика, стилистика, словесность, прагматика, речевой этикет, из новых - связи с общественностью, коммуникативистика, теория и практика коммуникации, имиджелогия, психология общения
и нек. др.
***
Что же такое филология?
В сущности филология - учение о Слове, если выводить её определение этимологически (греч. филос - любовь + логос - слово), но речь, конечно, идёт не о слове как
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
лексической единице, но, видимо, шире - Слове как выражении сущности человеческого бытия в разных знаковых и культурно значимых формах. Вот почему можно говорить о божественной сущности Слова, которое «везде и нигде», которое выражено не только в устной или письменной форме, но семиотически может выразить человеческую сущность в самых разных формах деятельности, например, в разных формах искусства (знаками будут и музыка, и живопись, и скульптура, и различные ремёсла). Культурное осмысление филологии состоит в том, что цель филологии - не только классификация текстов, но и отбор текстов культуры, которые необходимо сохранить, распространить и организовать на их основе творческую социальную деятельность.
Можно говорить и о том, что классическое понимание Слова (а следовательно, и филологии) преобразовалось в понимание его как текста, и именно текст, по мнению большинства учёных, считается исконным предметом филологии, а филолог-классик - это, прежде всего, комментатор текста. Впрочем, сегодняшнее понимание текста стало настолько широким, что оно предполагает не только текст письменный, но и устный, а затем метафора текста переходит в разные виды искусств и вот уже сама жизнь рассматривается как текст. Впрочем, суперсовременному толкованию слова или текста этого мало, и оно придумывает новые именования, каковым стало слово дискурс, якобы предполагающее рассмотрение текста во всём богатстве жизненных ситуаций, с учётом свойств адресанта и адресата, правда, на мой взгляд, не много добавляющее к лучшим образцам качественного анализа текста, которым всегда отличались филологи-классики.
Традиционный взгляд видит в филологии лишь конгломерат языкознания и литературоведения, но всякому очевидно, что филологическое знание гораздо богаче, и прежде всего оно обращает нас ко всему богатству культуры, которое отражено во всяком языковом факте или речевом явлении как факте нашей коммуникации. Не имея возможности дать обзор существующих мнений на предмет филологии, отошлём читателя лишь к авторитетной статье Ю.С. Степанова, справедливо утверждающего текст как «непосредственный объект» филологии, но рассматривающего последнюю как совокупность научных дисциплин (языкознание, гл. обр. стилистика, литературоведение, история, семиотика, культурология и т. д.), но отрицающего наличие «общей филологии» при наличии «частных филологий». Не могу не рекомендовать читателю и классическую статью С.С. Аверинцева в БСЭ, показавшего историю изучения предмета филологии, но рассматривающего филологию лишь с точки зрения письменного текста. Критический обзор
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
воззрений на предмет филологии см. в нашей книге «Основы филологии» [Аннушкин 2013: 6-14].
Полагаем, что в определениях филологии как науки следует учесть следующие идеи:
1. Филология - учение о правилах и закономерностях создания, передачи, хранения, воспроизведения и функционирования словесных произведений. Соответственно современная филология должна быть адресована ко всем существующим родам и видам текстов словесности развитого информационного общества - от семейно-бытовой речи до речи на электронных носителях (массовая информация, информатика, Интернет, мобильная связь и т. д.). В сущности, языковое образование должно включать обучение всему многообразию видов слова.
2. Филология - наука о культурном прогрессе человечества, выраженном в способах, принципах и правилах создания текстов (речи, словесных произведений). Филологическое знание показывает, как технологическое развитие форм речи влияет на смысл речи, позволяя развиваться всем формам общественной культуры, различным видам семиозиса. Сложность современной общественно-речевой ситуации состоит в том, что человечество впервые столкнулось с такими сложными формами словесности, как массовая информация, чьё появление рождает совершенно новый облик человека, кардинально меняет стиль жизни, формируемый стилем речи. Между тем оптимальное развитие человеческого общества возможно только в том случае, если оно будет опираться на культуру как совокупность нравственных и интеллектуальных достижений человечества.
3.Поскольку «в произведениях слова выражается весь состав культуры общества, теоретическая задача филологии - построение научной картины культуры, взятой сквозь призму слова». Если речь является «инструментом общественной организации», то филологическое знание становится «основой компетентного управления обществом» [Волков 2006: 8].
4. Филология - наука о классификации всех словесных произведений данной национально-речевой культуры. Универсальность филологии - в том, что она занимается не только художественной литературой (чем у нас занимается литературоведение) и не только языковедением (языкознание в основном изучает систему языка и его уровни), но предмет филологии - «языковые тексты» в разных родах и видах словесности.
5. Предмет филологии, согласно Ю.В. Рождественскому, - «словесность, или языковые тексты. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности,
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений» [Рождественский 1990: 113].
Филологическое творчество соединено с анализом текста, принципами его порождения, восприятия, бытования в культуре. Неслучайно культура рассматривается Ю.В. Рождественским как «форма коммуникации, принятая в данном обществе или общественной группе» [Рождественский 1999: 3]. Форма коммуникации, свойственная данному состоянию общества и отражающая определенный этап развития технического прогресса в создании текстов, диктует развитие всех остальных форм культуры. Это можно очень хорошо проиллюстрировать современными формами речевого искусства на телевидении или в массовых формах развлечений: многотысячные дискотеки, стосерийные телесериалы, контакты с тысячью друзей в Интернете стали возможны только вследствие развития речевых технологий (читай: новых видов текстов)... Но их эффективность, само разумное творчество возможно только в том случае, если творцы будут основывать свою деятельность на культуре, а не просто на инновациях с новой этикой и моралью (как в «Доме 2» или иных молодёжных проектах) с отрицанием традиционной морали и культуры как отжившими формами жизни человечества. Человечество это уже проходило, но, увы, мало чему учится. Впрочем, человечество всегда испытывало множество трудностей, сталкиваясь с новыми формами речи - это один из законов филологии.
Итак, понимание филологии, предложенное Ю.В. Рождественским, позволяет рассматривать культурную историю человечества как отражение форм словесности, а именно определенной фактуры речи, способов создания, передачи, хранения и воспроизведения текста, проявляющихся во всей «совокупности достижений людей» (второе определение
культуры).
***
Размышляя над проблемами современного словесного образования в школе и вузе, нельзя не задаваться вопросами: насколько хорошо современный человек представляет себе роль и значение языка — речи — слова в его жизни? Что такое для нашего современника филологические науки? Ограничиваются ли они русским языком и литературой в школе, языкознанием и литературоведением в вузе?
В школьное и вузовское языкоучение (иначе: филологическое образование) необходимо ввести знания и соответствующие тексты, объясняющие роль и значение языка -
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
речи - слова в жизни общества и личности. Вот несколько постулатов, которые должно, на наш взгляд, вводить и отстаивать в общественном (научно-педагогическом и школьно-студенческом) сознании:
1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни.
2. Каков язык, таков и человек. В сознании каждого человека - от школьника до политика и предпринимателя - должна присутствовать мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, а провожают по уму, выраженному в слове.
3. Культура выражает себя через язык, а хорошая речь основывается только на культуре. Культура обобщает положительный опыт речевого творчества, указывает способы оптимального пользования речью.
4. Стиль жизни формируется стилем речи. Новый стиль жизни не может формироваться в бессмыслице идей, развлекательности и безвкусице, которыми с очевидностью руководствуются некоторые авторитетные деятели СМИ. Усовершенствовать стиль жизни можно только через стиль речи.
5. Стиль речи создает общественный настрой. Если общество или личность хотят сменить волевой настрой, необходимо менять стиль мысли и речи. Основания такого настроя - в наших скрытых помыслах и страстях, а «основания красноречия суть страсти» (М.М. Сперанский). Мысль рождается в сердце и выражается в слове. Скажи мне слово - и я скажу, кто ты.
Именно в этом предмет филологии. Цель филологии - систематизация словесного творчества, классификация родов, видов и жанров современной словесности, отбор среди них лучших образцов и направление усилий общественно-речевого творчества.
Список литературы
Алексеев В.М. Китайская литература // Китайская литература. М.: Наука, 1978. С. 4966.
Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд., М.: Флинта: Наука, 2002. С. 298-398.
Аннушкин В.И. Термины язык - речь - слово в трудах ученых-филологов первой половины XIX века // Основы филологии. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013. С. 52-70.
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
Аннушкин В.И., Ван Ци. Русский концепт Слово-Логос в сопоставлении с китайскими аналогами дао и вэнь // Русский язык за рубежом. 2009, № 5. С. 69-75.
Волков А.А. Юрий Владимирович Рождественский (10 декабря 1926 - 24 октября 1999) // К 80-летию Ю.В.Рождественского. 2006. М.: Добросвет, С. 5-12.
Давыдов И.И. Чтения о словесности. М., 1837. 2, XXX, 259 с.
Даль В.И. Пословицы русского народа. Тт. 1-4. М.: Русский язык, 1984.
Зеленецкий К.П. Общая риторика. Курс гимназический. Одесса, 1849. 2, 138 с.
Кошанский Н.Ф. Риторика. Издание подготовили В.И. Аннушкин, А.А. Волков, Л.Е. Макарова. М.: Издательский дом «Русская панорама»; Издательство «Кафедра», 2013. 320 с.
Ломоносов М.В. Российская грамматика. // Полное собрание сочинений. Т. 7. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 389-583.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. Издание 2-е, исправленное. М.: ЧеРо, Добросвет, 1999. 288 с.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М. : Высшая школа, 1990.
381 с.
Рождественский Ю.В. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. 326 с.
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., Авторы Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2010. 212 с.
References
Alekseev V.M. Kitayskaya literatura [Chinese literature]. Kitayskaya literature [The Chinese literature]. M.: Nauka Publ., 1978. Pp. 49-66.
Annushkin V.I. Istoriya russkoy ritoriki. Hrestomatiya [Istoriya of the Russian rhetoric. The anthology]. 2-e izd., M.: Flinta: Nauka Publ., 2002. Pp. 298-398.
Annushkin V.I. Terminy yazyk - rech' - slovo v trudah uchenyh-filologov pervoy poloviny XIX veka [The Terms as language - speech - word in the works of philologists the first half of the XIX-th century]. Osnovy filologii [The basics of Philology]. M.: Gos. IRYa im. A.S. Pushkina, 2013. Pp. 52-70.
Annushkin V.I., Van Tsi. Russkiy kontsept Slovo-Logos v sopostavlenii s kitayskimi analogami dao i ven' [The Russian concept of the Word-the Logos in comparison with Chinese counterparts Tao and Wen]. Russkiy yazyk za rubezhom. 2009. № 5. Pp. 69-75.
Volkov A.A. Yuriy Vladimirovich Rozhdestvenskiy (10 dekabrya 1926 - 24 oktyabrya 1999) [Yury Vladimirovich Rozhdestvensky (on December 10, 1926 - on October 24, 1999)]. K 80-letiyu Yu.V. Rozhdestvenskogo [To the 80th anniversary of Yu.V.Rozhdestvenskiy]. 2006. M.: Dobrosvet Publ., Pp. 5-12.
Davydov I.I. Chteniya o slovesnosti [Readings about literature]. M., 1837. 2, XXX, 259 p.
Dal' V.I. Poslovitsy russkogo naroda [Proverbs of the Russian people]. Tt. 1-4. M.: Russkiy yazyk Publ., 1984.
Zelenetskiy K.P. Obschaya ritorika. Kurs gimnazicheskiy [General rhetoric. The Gymnasium Course]. Odessa, 1849. 2, 138 p.
Koshanskiy N.F. Ritorika [The rhetoric]. Izdanie podgotovili V.I. Annushkin, A.A. Volkov, L.E. Makarova. M.: Izdatel'skiy dom «Russkaya panorama»; Izdatel'stvo «Kafedra», 2013. 320 p.
Lomonosov M.V. Rossiyskaya grammatika [The Russian grammar]. Polnoe sobranie sochineniy [The complete works]. T. 7. M., L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1952. Pp. 389583.
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 1-13
Термины язык - речь - слово и предмет филологии в свете проблем современного
образования В.И. Аннушкин
Rozhdestvenskiy Yu.V. Vvedenie v kul'turovedenie [The Introduction to culturology]. Izdanie 2-e, ispravlennoe. M.: CheRo, Dobrosvet Publ., 1999. 288 p.
Rozhdestvenskiy Yu.V. Lektsii po obschemu yazykoznaniyu [Lectures on General linguistics]. M.: Vysshaya shkola Publ., 1990. 381 p.
Rozhdestvenskiy Yu.V. Obschaya filologiya [General Philology]. M.: Fond «Novoe tysyacheletie», 1996. 326 p.
Russkiy yazyk. 8 klass. Uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy [The Russian language. 8 class. The Textbook for secondary schools]. 7-e izd., Avtory L.A. Trostentsova i dr. M.: Prosveschenie Publ., 2010. 212 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Аннушкин Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
русской словесности и межкультурной коммуникации
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Россия, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6
E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR:
Annushkin Vladimir Ivanovich, Doctor of Philology, professor, Head of the Department of
rhetoric and intercultural communication
Pushkin State Russian Language Institute
6, st. Academica Volgina, Moscow 117485 Russia
E-mail: [email protected]