Научная статья на тему 'ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ'

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гриншкун Александр Вадимович

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «допол-ненная реальность». Проводится сравнение различных определений. Предлагаетсяопределение, значимое для использования понятия в системе образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminological Features of Study of Augmented Reality Technology at Teaching Computer Science

The article discusses various approaches to the definition of concept of “augmentedreality”. The author provides a comparison of different definitions and proposesthe definition, significant for the use of the concept in the education system.

Текст научной работы на тему «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ»

Трибуна молодых ученых

J

УДК 37.012

А.В. Гриншкун

Терминологические особенности изучения технологии дополненной реальности при обучении информатике

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «дополненная реальность». Проводится сравнение различных определений. Предлагается определение, значимое для использования понятия в системе образования.

Ключевые слова: дополненная реальность; виртуальная реальность; информатика; образование.

С каждым годом обновляются все категории средств обучения, задействованных на всех ступенях образования. Одним из ключевых факторов, влияющих на такое обновление, является рождение новых технологий, последовательно проникающих в систему образования. Информатика как одна из наиболее технологизированных дисциплин в числе первых ощущает на себе появление новых инструментов и средств. При этом именно в рамках обучения информатике современные средства информатизации оказываются не только средством обучения, но и объектом для изучения.

Одной из новейших технологий, рассмотрение которой начинается в обновляемых курсах информатики, является технология дополненной реальности. Уже существуют немногочисленные научные публикации на эту тему, вносящие соответствующий вклад в содержание и методы обучения информатике. При этом сам термин «дополненная реальность» многими учеными и методистами зачастую понимается по-разному. Так, в частности, можно встретить и другое название с аналогичным или близким смыслом — расширенная реальность.

Впервые подобный термин был предложен Томом Коделом, научным сотрудником аэрокосмической корпорации Boeing в 1990 году [6]. Он применил этот термин для системы, которая состояла из дисплея, крепящегося к голове человека, компьютера и специального программного обеспечения. Такая система помогала работникам авиакосмической компании производить монтаж электропроводов в самолетах.

Оригинальный термин «Augmented Reality» состоит из двух слов. Augmented переводится с английского как увеличенный, расширенный, дополненный, пополненный. Reality переводится как реальный, действительный. Так как дословный перевод частично искажает смысл переводимого понятия, то вопрос о правильности использования термина «дополненная реальность», в том числе и когда речь идет о его использовании в образовании, остается открытым.

Для дальнейшего обсуждения необходимо зафиксировать предварительное определение термина «дополненная реальность». Остановимся на формулировке в [1]: «Среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств и программного обеспечения».

Во многих описаниях, имеющихся в литературе, присутствуют два термина — «реальный объект» и «виртуальный объект», которые необходимо пояснить. Единого, универсального и исчерпывающего определения термина «виртуальность» не существует. Таким образом, это понятие многозначно и зависит от сферы применения.

«Виртуальность (от лат. virtualis — возможный) — объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях» [3]. Реальность же существует всегда и может лишь менять свою форму.

Стоит также отметить, почему данная тема особенно актуальна в настоящее время и при этом недостаточно развита. Технология дополнительной реальности имеет огромный потенциал для расширения сферы использования компьютерной техники. Существенными являются ее образовательный потенциал и значимость для расширения возможностей систем обучения информатике. Однако для ее эффективного применения необходимы достаточно высокая вычислительная мощность компьютерной техники, ее компактность, качественные устройства ввода и вывода информации. Такие инструментальные средства пока еще не всегда в полном объеме доступны образовательным организациям. Кроме того, необходимы эффективные алгоритмы распознавания образов для «привязки» виртуального объекта к реальному. Первые системы, отвечающие заданным требованиям, появляются только сейчас и еще в незначительной степени проникают в систему образования.

К сожалению, фундаментальные основы создания и применения дополненной реальности в настоящее время исследованы на недостаточном уровне. Особенно остро стоит ситуация с источниками на русском языке. Как правило, авторы используют менее распространенный термин «расширенная реальность». При этом основные публикации и исследования посвящены системам виртуальной реальности.

Расширенная реальность — интерфейс пользователя, который позволяет встраивать в видеопоток синтетические объекты с учетом ракурса съемки в реальном времени [2]. Системы расширенной реальности — это оптико-аппаратно-программные комплексы, позволяющие создавать вокруг человека визуально наблюдаемое трехмерное пространство с качеством, достаточным для тренировки глазомера или для перемещения в таком пространстве реального инструмента при выполнении сложных операций [4].

В иностранных источниках можно найти больше информации о системах дополненной реальности, однако большинство таких источников определяет этот термин через физическую реализацию, а не как некоторую «идею».

Например, в одной из самых первых и важных работ в этой области авторы отмечают, что все проведенное исследование относится, главным образом, к устройствам вывода — дисплеям [7]. То есть все определения и классификации отталкиваются от технической реализации. В данной работе дополненная реальность (Augmented Reality) определяется как часть «смешанной реальности» (Mixed Reality), находящейся ближе к реальному окружению. Так как слово Mixed может быть переведено неоднозначно, то можно встретить термины «гибридная реальность» или «комбинированная реальность». Авторы предлагают континуум «виртуальность - реальность» (Reality-Virtuality Continuum), также называемым континуумом Милграма (Milgram's Reality-Virtuality Continuum) по имени одного из его авторов. Получить представление о таком континууме можно из рисунка 1.

Смешанная реальность (MR)

^ * дополненная дополненная < ^

реальное реальность виртуальность виртуальная

окружение ar AV реальность

RE VE

Рис. 1. Континуум Милграма «виртуальность - реальность»

Основной проблемой континуума является то, что существует некоторое пространство между дополненной реальностью и дополненной виртуальностью, которое сложно отнести к определенному понятию. Авторы выделяют два вопроса о концепте континуума реального и виртуального окружения:

- поступающая информация была получена, главным образом, из реального мира с наложением виртуальных объектов,

- поступающая информация, главным образом, смоделирована и потом дополнена реальными (не смоделированными) объектами.

В данных подходах присутствует важная проблема. Каким образом оценивать соотношение реальных и виртуальных объектов? Когда можно сказать, что в системе больше реальных объектов, чем виртуальных, а когда наоборот? Если в системах, которые далеко находятся друг от друга на континууме «виртуальности - реальности», можно с большой уверенностью сказать, каких данных больше — виртуальных или реальных, то в системах, близких к центру отрезка, граница размывается, и точного определения сформулировать невозможно.

Для решения данной проблемы была предложена таксономия смешивания реальных и виртуальных объектов. Было выделено три главных качества, по которым проводилась классификация:

- реальность (Reality) — параметр, описывающий соотношение реальной и виртуальной информации. Преимущественно реальная с добавлением виртуальной либо, в основном, виртуальная с использованием реальных объектов;

- погружение (Immersion) — параметр, показывающий, насколько сильно «сплетаются» виртуальное и реальное окружения и насколько тесно наблюдатель взаимодействует с системой;

- прямота, непосредственность, прямолинейность (Directness) — показываются ли объекты реального мира «как есть», либо они проходят некоторую синтетическую обработку компьютером перед отображением.

Для формирования требуемой классификации была предложена шкала степеней знания о мире, представление о которой можно получить из рисунка 2.

Рис. 2. Пространство степеней знания о мире

В данной системе крайнее левое положение означает «ничего не известно об отображаемом мире». В данную группу входят системы, в которых компьютер сканирует объекты без предварительной информации и создает некоторое непривязанное сообщение к реальному времени. К данной

группе относят и простое отображение реального объекта через головной дисплей. Также к таким системам причисляют средства, которые просто выделяют объекты в реальной среде особым образом без привнесения дополнительных виртуальных объектов. Кроме того, в телеманипуляционных системах знания об объектах не требуются. Например, при работе марсохода его компьютер может не обладать знаниями о новом для него окружающем мире, так как он управляется с Земли.

На другой стороне пространства степеней знания о мире находится полностью смоделированный мир. То есть система в зависимости от состояния может показать полностью смоделированное окружение либо, в соответствии с необходимостью, частично моделировать определенные объекты в среде реального мира. Кроме того, в данной системе при манипуляции с реальным миром возможна реализация максимальной связи с миром виртуальным, так как компьютер может независимо моделировать поведение предмета. Пользователь лишь добавляет некоторую информацию в моделирование при манипуляции реальными объектами. Такая возможность по понятным причинам является значимой с точки зрения обсуждения подходов к использованию подобных систем в рамках обучения или воспитания.

Из вышесказанного следует, что система с наиболее полным знанием о мире может работать и как система виртуальной реальности, и как система дополненной реальности. Система без знаний об окружающем мире не в состоянии заменить систему, наполненную информацией. Очевидно, что формирование представления о наличии такого фактора должно войти в содержание обучения информатике при рассмотрении систем дополненной реальности.

В описываемой классификации присутствуют еще три элемента: «где», «что» и «где + что». Система в категории «где» знает, в каком месте находится объект реального мира, но не знает, что это за объект. Система в категории «что» знает, что за объект находится где-то, но не знает точно, где он. В системе «где + что» присутствует информация и о расположении объектов, и о том, что это за объекты. Однако в такой системе есть информация не обо всех объектах. Поэтому у промежуточных категорий есть отличия от крайних позиций. Позиция «где / что» в отличие от «несмоделированного мира» обладает определенной информацией об окружающем мире. Позиция «где + что» обладает зачастую недостаточным количеством информации об окружающем мире для полного моделирования системы в отличие от полностью смоделированного мира. Такие подходы к трактовке указанных систем также являются актуальными с точки зрения формирования обновленного содержания обучения информатике.

Кроме этого, стоит отметить существование и других определений дополненной реальности в иностранной литературе. Например, такое: дополненная

реальность — это визуальное улучшение окружающего пространства за счет интеграции информации, сгенерированной компьютером, такой как компьютерная графика, мультимедиа и др.1 Системы дополненной реальности позволяют дополнять виртуальными объектами, такими как текст, цифровые изображения, трехмерные модели, окружающее физическое пространство, отраженное на дисплее реалистичным способом. Дополненная реальность — это система, которая совмещает виртуальное и реальное, взаимодействует в реальном времени, работает в 3D [5].

Как следует из всех предложенных определений термина «дополненная реальность», авторы отталкиваются от технической реализации соответствующих средств, а не от сущности самой технологии и ее возможной функциональности. Однако, определив и сформулировав главные особенности дополненной реальности, можно разработать более фундаментальное и инвариантное относительно технических особенностей определение. Здесь в ходе проводимых нами исследований было предложено два принципиально разных подхода.

Согласно первому подходу дополненная реальность может трактоваться как результат введения контекстно-зависимых виртуальных объектов в поле восприятия любых сенсорных данных. То есть результат дополнения реальности при этом является реальностью. Дополнение реальности — это технология введения контекстно-зависимых виртуальных объектов в поле восприятия любых сенсорных данных. В рамках данного подхода к реальности добавляются виртуальные объекты, и получаемый результат как систему в этом случае можно назвать дополненной реальностью. При этом дополненная реальность не может рассматриваться без реального окружения.

Второй подход в большей степени учитывает нюансы технической реализации. Дополненная реальность при таком подходе представляет собой контекстно-зависимые виртуальные объекты, введенные в поле восприятия любых сенсорных данных. То есть это только виртуальные объекты, которые хоть и зависимы от реального мира, но могут называться «дополненной реальностью» вне реального окружения. Можно отметить, что данное определение описывает роль технического средства — устройства дополненной реальности.

Кроме того, так как «виртуальная» «дополненная» реальность является частью более объемного понятия «смешанная реальность», то можно частично применить свойства виртуальной реальности к дополненной. Поскольку виртуальная реальность — понятие, более выдержанное временем, и изучено оно лучше, чем реальность дополненная, то в случае его использования

1 Yuan M.L., Ong S.K., Nee A.Y.C. Registration Using Projective Reconstruction for Augmented Reality Systems. IMST, 2004. URL: http://hdl.handle.net/172U/3919.

в обучении информатике у обучающихся появляется возможность проведения сравнений и поиска общих характеристик двух подобных систем.

Таким образом, констатируем, что понятие «дополненная реальность» многозначно и существуют различные подходы к трактовке данного понятия. Еще не до конца устоялся перевод соответствующего термина с английского языка на русский язык. Безусловно, по мере развития технологий будут расширяться сферы применения дополненной реальности. В связи с этим актуальность изучения и использования такой технологической возможности в рамках современных курсов информатики будет только возрастать. В этих условиях предлагаемые описания терминологической специфики данной предметной области могут оказать существенное влияние на формирование содержания обучения информатике и информационным технологиям на всех ступенях системы образования.

Литература

1. Гриншкун А.В. Возможности использования технологий дополненной реальности при обучении информатике школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 87-93.

2. Конушин А.С. Алгоритмы построения трехмерных компьютерных моделей реальных объектов для систем виртуальной реальности: дис. ... канд. техн. наук. М., 2005. 158 с.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. 721 с.

4. Роганов В.Р. Методы формирования виртуальной реальности. Пенза: ПензГУ, 2002. 127 с.

5. Azuma R. A Survey of Augmented Reality Presence // Teleoperators and Virtual Environments. P. 355-385.

6. BrianX. Chen. IfYou're Not Seeing Data, You're Not Seeing. Wired (25 August 2009).

7. Milgram P., Kishino A.F. Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays IEICE // Transactions on Information and Systems, E77-D (12). 1994. P. 1321-1329.

Literatura

1. Grinshkun A.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya texnologij dopolnennoj real'nosti pri obuchenii informatike shkol'nikov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». 2014. № 3 (29). S. 87-93.

2. Konushin A.S. Algoritmy' postroeniya trexmerny'x komp'yuterny'x modelej real'ny'x ob''ektov dlya sistem virtual'noj real'nosti: dis. ... kand. texn. nauk. M., 2005. 158 s.

3. Novaya filosofskaya e'nciklopediya: v 4 t. T. 1. M.: My'sl', 2000. 721 s.

4. Roganov V.R Metody' formirovaniya virtual'noj real'nosti. Penza: PenzGU, 2002. 127 s.

5. Azuma R. A Survey of Augmented Reality Presence // Teleoperators and Virtual Environments. P. 355-385.

6. BrianX. Chen. IfYou're Not Seeing Data, You're Not Seeing. Wired (25 August 2009).

7. Milgram P., Kishino A.F. Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays IEICE // Transactions on Information and Systems, E77-D (12). 1994. P. 1321-1329.

A.V Grinshkun

Terminological Features of Study of Augmented Reality Technology at Teaching Computer Science

The article discusses various approaches to the definition of concept of "augmented reality". The author provides a comparison of different definitions and proposes the definition, significant for the use of the concept in the education system. Keywords: augmented reality; virtual reality; computer science; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.