МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сайсанова Галина Даниловна ассистент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСОВЫХ РАБОТ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
Аннотация
Выделены особенности проектирования и реализации курсовых работ обучающихся в высшей школе, позволяющие минимизировать количество терминологических ошибок в первом научном произведении студента.
Ключевые слова
Курсовая работа, моделирование реальности, терминологическая ошибка.
Пользуясь общенаучным универсальным способом познания и преобразования реальности -информационным моделированием объектов, процессов или явлений действительности, состоящим из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], рассмотрим сопровождаемый иногда терминологическими ошибками студентов высшей школы процесс проектирования и реализации курсовых работ.
Постановка курсовой работы, отраженная в её введении, содержит обоснование актуальности студенческого исследования, определяет проблему исследования степень её разработанности, выделяет тему, объект, предмет, цель и задачи первого творческого произведения обучающегося в высшей школе.
Терминологические ошибки, допускаемые студентами высшей школы при постановке курсовых работ [2], происходят по нижеследующим причинам: 1) слабая логическая и научная аргументация в обосновании актуальности исследования; 2) отсутствие корреляции исследовательской работы с государственными и иными нормативными документами; 3) преимущественная опора на собственные эмоции и взгляды автора исследования, а не на проверенные на практике научные позиции ведущих отечественных и зарубежных ученых; 4) расхождение декларированных задач с содержанием исследовательской работы; 5) низкий уровень соблюдения автором работы требований государственных стандартов и научно-технической терминологии.
Построение модели выполнения курсовой работы излагается в её основной части, включающей в себя главы и параграфы, раскрывающие этапы разрешения сформулированной ранее проблемы студенческого научного исследования. Элементы основного текста курсовой работы, логически связанные друг с другом следует оформлять студентам высшей школы, избегая терминологических ошибок.
Основными причинами возникновения студенческих терминологических ошибок при построении модели выполнения курсовой работы являются: 1) использование разных терминов для обозначения одного и того же научного понятия; 2) отсутствие логической связи между фрагментами текста составляемого научного произведения; 3) переписывание чужого текста без указания его автора и без элементарного логического анализа; 4) преобладание в курсовой работе ссылок на учебный материал вузовских учебников перед научным материалом оригинальных статей, опубликованных в изданиях мирового уровня; 5) предпочтение обращения к толковым словарям русского языка перед поиском в специализированных словарях объема и содержания соответствующего научного понятия.
Разработка и исполнение алгоритма реализации курсовой работы студентов высшей школы может
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х содержать, сопровождаемые терминологическими ошибками, нижеследующие недостатки: 1) неточность в формулировке темы курсовой работы, вызванная плохим знанием автором её содержания и соответствующей научной терминологии; 2) попытка определить актуальность курсовой работы с помощью предполагаемого решения её определенной задачи; 3) подмена во введении курсовой работы понятия «предмет исследования» понятием «объект исследования»; 4) промах в формулировке заголовков глав курсовой работы, обусловленный авторским разночтением между утвержденным планом и существующей структурой письменной научной работы; 5) использование в качестве заголовка одной из глав или параграфов курсовой работы названия идентичного наименованию самой научной письменной работы.
Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде высших учебных заведений Уральского региона [3], показывает, что избежать перечисленные выше терминологические ошибки проектирования и реализации курсовых работ студентов высшей школы возможно при регулярном обсуждении начинающим исследователем со своим научным руководителем постоянно возникающих вопросов выполнения первой научной работы.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что постоянно возникающие при постановке и выполнении курсовых работ терминологические ошибки могут быть своевременно устранены при регулярном консультировании и выяснении вопросов студентом высшей школы со своим научным руководителем - преподавателем-ученым.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Семенова Татьяна Владимировна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Выделены дидактические особенности изучения студентами высшей школы специальных разделов математики, используемых при решении учебных и научных задач физической химии.
Ключевые слова Физическая химия, специальные разделы высшей математики.