занимательный подсчет
термин «креативный» в электронной библиографии
econlit в 1992-2009 годах
Основной импульс нашему исследованию дало само название журнала «Креативная экономика». Используя приемы информационно-когнитивного моделирования [1] 21 октября 2009 г. при помощи сервера google.ru автор статьи нашел, что во всех падежах и числах термин «креативный» встретился в Интернете 4,04 млн раз, термин «экономика» -58,24 млн раз, а словосочетание «креативная экономика» (также с учетом всех падежей и чисел) - 64 тыс. раз. (каждый раз поиск производился с использованием кавычек).
Сразу же после этого был произведен поиск соответствующих англоязычных терминов, млн словоупотреблений: «creative» - 380; «economics» - 96,2; «economy» -216; «economies» - 26,6; «creative economics» -0,021; «creative economy» - 0,365; «creative economies» - 0,364. Таким образом, в англоязычном Интернете термин «экономика» в смысле реальной экономики и экономики, как науки, встретился в 5,4 раза чаще, чем в русскоязычном. Соответствующее словосочетание «креативная экономика» - в 6 раз. Что касается термина «креативный», то аналогичное превышение составило 94 раза. Однако если учесть «творческий» как синоним «креативного», то превышение составит не 94, а только 14 раз. Поскольку страницы в мировой паутине отражают все сферы общественной жизни, то возник закономерны следующие вопросы:
• Насколько «креативны» зарубежные научные издания по экономике с точки зрения употребления термина «creative» в заглавиях и рефератах публикаций?
• Растет или снижается интерес экономистов-исследователей к проблемам креативности в последние годы?
ЛычагинА.М.
канд. экон. наук,
доцент, доцент
кафедры
антикризисного
управления,
Институт
экономики
и антикризисного
управления,
г. Москва
• В каких областях экономических исследований наблюдаются «пики креативности»?
Ключевые слова:
креативный, научные публикации по экономике, электронная библиография Есо^и, значимые направления исследований
Исходная информация и методика исследования
Для проведения исследования применялись:
1) электронная библиография EconLit (см. www.econlit.org), которая является наиболее полным и авторитетным источником научных публикаций по экономике. Они написаны либо на английском, либо на других языках, но имеют библиографическое описание на английском языке и бумажные копии их представлены в Американскую экономическую ассоциацию (АЕА);
2) предметная классификация АЕА;
3) метаситема EconLit [2] и вариант EconLit в режиме он-лайн, что позволило провести анализ публикаций за период 1992-октябрь 2009 г.
чин «creative» в EconLit с позиции динамики и структуры всех видов публикаций
За период 1992-2000 гг. (9 лет) в EconLit было найдено 122 публикации, в названиях которых присутствовал термин «creative». В 20012009 гг. таких работ стало 308, т.е. темп роста составил 2,5 раза. Если учесть все поля EconLit (рефераты, заглавия журналов и проч.), то соответствующие показатели составят 385 и 660 публикаций (рост в 1,7 раза). О росте интереса исследователей к вопросам креативности говорит и тот факт, что наблюдалось стабильное увеличение доли публикаций, в библиографических полях которых содержался термин «creative», к общему числу публикаций, %: 1993-1996 гг. - 0,061; 1997-2000 гг. - 0,066; 2002004 гг. - 0,088.
Частотный словарь словосочетаний с термином «creative» (далее «С») построенный на основе анализа заглавий публикаций в EconLit, выглядит следующим образом (в порядке уменьшения числа словоупотреблений, указанных в круглых скобках): C. Destruction (171), С. Industries (31), C. Accounting (27), C. Class (25), C. City (25), Process Of C. (18), Innovation And The C. (16), C. Economy (14), C.
креативна>
я экономика, 2010, № 1
Work (8), Decision (8), Intellectual property (6), Leadership (6), C. Clusters (5), Initiative (5), C. Tension (5), C. society (5), History, C. Response (5), Nature Of C. (4), Smithian Growth through C. Organization (3), C. Milieu (3), C. Ambiguity (3), C. Collaboration (3), C. Approach (3), C. Bargaining (3), C. Financing (3).
Наиболее «креативные» микрообласти экономических исследований.
В предметной классификации публикаций АЕА в 1992 г. 645, а в 2006 г. - 757 микрообластей. В октябре 2009 г. их стало уже 779. Каждая публикация, отраженная в EconLit, имеет в поле DE не менее одного предметного микродескриптора (кода), указывающего на соответствующую микрообласть исследований. В 1992-2000 гг. 122 публикации, которые имели в названиях термин «creative», охватили коды 133 микрообластей. В 2001-2009 гг. с рассматриваемым термином «дружили» уже 225 микрообластей. В целом за период 19922009 гг. «креативных» микрообластей согласно заглавиям работ оказалось 276 (35,4%) от общего числа. Среди них 5 и более публикаций в целом за период имели 59 микрообластей (см. ниже, п. 18 состоит из 2 микрообластей). Приведем их названия согласно классификации АЕА в переводе на русский язык, сопровождая следующими характеристиками в круглых скобках:
1) DE - код классификации;
2) N1 - число публикаций с кодом DE в 19922000 гг.;
3) N2 - то же для 2001-2009 гг.;
4) NS = N1 + N2 - сумма публикаций за 19922009 гг.;
5) DN = N2 - N1 - цифра, показывающая, на сколько увеличилось число публикаций за 2-й период (2001-2009).
• Развлечения; СМИ (театр, изобразительное искусство, радиовещание, книги и т. п.) (L82; 1; 43; 44; 42).
• Экономика искусства и литературы (Z11; 2; 34; 36; 32).
за период 1992-2000 гг. (9 лет) в EconLit было найдено 122 публикации, в названиях которых присутствовал термин «creative». В2001-2009 гг. таких работ стало 308, т.е. темп роста составил 2,5 раза
термины «новой» экономики
5— I
в 1992-2000 гг.
122 публикации,
которые имели
в названиях
тер
мин «creative»,
охватили
коды 133
микрообластей. В
2001-2009 гг.
с рассматриваемым
термином
«дружили» уже 225 _микрообластей
ет
• Региональная экономическая активность: рост, развитие и изменения ^11; 4; 31; 35; 27).
• Новшества и изобретения: процессы и стимулы (031; 17; 17; 34; 0).
• Политика регионального развития ^58; 2; 30; 32; 28).
• Региональные миграция и рынки рабочей силы; население ^23; 0; 30; 30; 30).
• Территориальное размещение предприятий и анализ ценообразования ^32; 0; 30; 30; 30).
• Социальные нормы и социальный капитал; социальные сети; экономическая антропология ^13; 2; 28; 30; 26).
• Технологические изменения: выборы и следствия; процессы распространения (033; 8; 21; 29; 13).
• Одно-, двух- и многосекторные модели роста 41; 16; 13; 29; -3).
ехнологические изменения; исследования и :тие: общее (030; 0; 27; 27; 27). равление технологическими инновациями; исследования и разработки (032; 5; 21; 26; 16).
• Эффективность деятельности фирмы: размер, диверсификация и масштаб, возраст, прибыль и продажи (Ь25; 0; 23; 23; 23).
• Информация и интернет-услуги; программное обеспечение (Ь86; 1; 20; 21; 19).
• Человеческий капитал; квалификация; выбор профессии; производительность труда (124; 0; 20; 20; 20).
• Производство, ценообразование и рыночная структура; распределение фирм по размерам (Ь11; 1; 17; 18; 16).
• Колебания деловой активности; циклы (Е32; 7; 10; 17; 3).
• Предпринимательство. До 2006 г. это была область М13, где рассматривались также вопросы создания новых фирм и начала деятельности. С 2006 г. последние темы остались в М13, а собственно предпринимательство стало отражаться в области L26. В итоге оказалось: (М13; 2; 15; 17; 13); (Ь26; 0; 16; 16; 16).
• Отраслевые исследования: обрабатывающая промышленность: общие вопросы (Ь60; 0; 14; 14; 14).
• Бухгалтерский учет (М41; 5; 8; 13; 3).
• Права на интеллектуальную собственность: национальные и международные проблемы (034; 2; 11; 13; 9).
• Макроэкономические аспекты фискальной политики; общественные расходы, инвестиции и финансы; налогообложение (Е62; 1; 11; 12; 10).
• Политическая экономия капитализма (Р16; 3; 9; 12; 6).
• Экономика культуры; экономическая социология; экономическая антропология: общее ^10; 3; 9; 12; 6).
• Маркетинг (М31; 1; 9; 10; 8).
• Сделки (трансакционные отношения); контракты и репутация; сети ^14; 1; 8; 9; 7).
• Персональные и профессиональные услуги (адвокаты, бухгалтера, консультанты и т.д.) (Ъ84; 0; 9; 9; 9).
• Экономический рост и совокупная производительность: общее (040; 2; 7; 9; 5).
• Измерение экономического роста; совокупная производительность; сближение стран по уровню производства (дохода) (047; 2; 7; 9; 5).
• История экономической мысли: институциональный; эволюционный (подходы) (В52; 0; 8; 8; 8).
• Политики финансирования; финансовый риск и управление риском; капитал и структура собственности ^32; 1; 7; 8; 6).
• Правительственное содействие фирмам (Ь53; 0; 8; 8; 8).
• Социалистические предприятия и их трансформация (Р31; 3; 5; 8; 2).
• Введения и предисловия к книгам (Г20; 0; 8; 8; 8).
• История мысли: индивиды (В31; 1; 6; 7; 5).
• Определение занятости; создание рабочих мест; спрос на рабочую силу; самозанятость (123; 0; 7; 7; 7).
• Телекоммуникации (Ь96; 0; 7; 7; 7).
• Деловое администрирование (общие вопросы) (М10; 1; 6; 7; 5).
• Международные связи и их влияние на развитие; роль международных организаций (019; 4; 3; 7; -1).
произошел абсолютный и относительный рост числа работ по экономике, посвященных креативности
• Распределение региональной экономической активности по масштабам и по территориям; межрегиональная торговля (экономическая география) ^12; 1; 6; 7; 5).
• Производство; капитал и общая производительность факторов производства; мощности ф24; 1; 5; 6; 4).
• Занятость; безработица; заработная плата; распределение дохода между поколениями (Е24; 0; 6; 6; 6).
• Госбюджет: дефицит; профицит (Н62;0; 6; 6; 6).
• Государственная политика в сфере услуг; L88; 0; 6; 6; 6).
• Индустриализация; обрабатывающая промышленность и сфера услуг; выбор технологии (014; 2; 4; 6; 2).
• Организационное поведение; транзакцион-ные издержки; права собственности ф23; 1; 4; 5; 3).
Международный экономический порядок (Р02; 0; 5; 5; 5).
• Уровень заработной платы и ее структура; различия в заработной плате в зависимости от квалификации, подготовки, вида деятельности и т. д. (131; 0; 5; 5; 5).
• Текучесть; вакансии; периоды временного увольнения (163; 1; 4; 5; 3).
• Имущественное право (К11; 0; 5; 5; 5).
• Границы государственных и частных предприятий; приватизация; заключение контрактов (Ь33; 2; 3; 5; 1).
• Автомобили; другое транспортное оборудование (Ь62; 2; 3; 5; 1).
• Микроэлектроника; компьютеры; средства связи (Ь63; 0; 5; 5; 5).
• Химикаты; резина; лекарства; биотехнология (Ь65; 1; 4; 5; 3).
• Реклама (М37; 0; 5; 5; 5).
• Человеческие ресурсы; развитие человека; распределение дохода; миграция (015; 4; 1; 5; -3).
• Государственная политика в сфере научно-технического развития (038; 1; 4; 5; 3).
• Родственные дисциплины к экономической науке (Т80; 0; 5; 5; 5).
Если использовать показатель DN в качестве
критерия роста интереса к вопросам креативности, то следующие 18 микрообластей будут иметь DN более 9 (в порядке уменьшения DN): L82, 211, R23, R32, R58, 030, R11, Z13, L25, 124, L86, Ь11, L26, 032, L60, М13, 033, Е62.
Некоторые интересные исследования по креативной экономике
1. Попытка создать составной индекс для оценки креативной способности организаций и регионов, который учитывает факторы инновацион-ности, предпринимательства и открытости [3].
2. Обсуждение креативности в региональном контексте:
а) малые города могут быть не менее креативными, чем крупные (на примере австралийского города Уолонгонга) [4];
б) влияние региональных особенностей на формирование креативной среды (примеры Сингапура [5] и Кюросао [6]).
3. Близость парадигм креативной экономики и экономики знаний [7].
4. Обсуждение креативности в рамках экономики [8] и отраслей [9] культуры.
5. Философия демократического капитализма как креативной экономики [10].
Литература
1. Лычагин А.М. Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний // Креативная экономика, 2009, № 8. - С. 15-21.
2. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Атлас публикаций по экономике на основе EconLit. 1992-2005 гг. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2007.
3. Bowen, Harry P., Wim Moesen, and Leo Sleu-waegen. 2008. «A Composite Index of the Creative Economy.» Review of Business and Economics, 53(4): 375-97.
4. Waitt, Gordon, and Chris Gibson. 2009. «Creative Small Cities: Rethinking the Creative Economy in Place.» Urban Studies, 46(5-6): 1223-46.
5. Ho, K. C. 2009. «The Neighbourhood in the Creative Economy: Policy, Practice and Place in Singapore.» Urban Studies, 46(5-6): 1187-1201.
6. Goede, Miguel. 2009. «Can Curacao Become a Creative Economy? A Case Study.» International Journal of Social Economics, 36(1-2): 47-69.
7. Hearn, Greg, and David Rooney, eds. 2008. Knowledge Policy: Challenges for the 21st Century, Cheltenham, U.K. and Northampton, Mass.: Elgar.
8. Markusen, Ann, Gregory H. Wassall, Douglas DeNatale, and Randy Cohen. 2008. «Defining the Creative Economy: Industry and Occupational Approaches.» Economic Development Quarterly, 22(1): 24-45.
9. Andreeva, Tzveta. 2008. «The Cultural Industries in the Countries of Southeast Europe and Their Economic Impact in the Context of Social Transformation. (In Bulgarian. With English summary.).» Economic Alternatives, 0(2): 121-36.
10. Meng, Jude Chua Soo. 2002. «First Philosophy of Democratic Capitalism as Creative Economy: A Thomistic Onto-theology of Self Communicative Ownership.» Journal of Markets and Morality, 5(2): 385-413.
На нашем сайте доступны тексты статей в электронном виде, в том числе из архива предыдущих номеров журнала.
www.CreativEconomy.ru
креативная
экономика, 2010, № 1