Рожкова Ю.В.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
В статье проанализированы основные функции пространственных границ, исследованы основные системные функции таможенных органов и их взаимодействие с подсистемами региональной системы, с целью совершенствования механизма таможенного регулирования для социально-экономического развития приграничного региона.
Актуальным вопросом в настоящее время является изучение деятельности субъектов РФ, имеющих границы с другими государствами, что вызвано политической ситуацией в стране, различиями экономического развития, необходимостью усиления охраны государственной границы, расширением внешнеэкономической деятельности.
Регионы, имеющие границу с бывшими союзными республиками, из-за повышения функции «барьерности» данных границ, которые из внутренних стали государственными, оказались в крайне неблагоприятной экономической ситуации. Принимая во внимание тот факт, что экономические возможности приграничных регионов зачастую невелики, обычно требуется проведение льготной политики в плане налогов, таможенных пошлин, упрощения формальностей по пересечению границы и т. д. Именно таможенные органы получили реальную возможность оказывать содействие развитию внешнеэкономических связей предприятий, снижению накладных расходов участников ВЭД, следовательно, использование механизма таможенного регулирования может значительно повлиять на улучшение экономической обстановки в приграничном регионе.
В соответствии с выбранным объектом исследования наибольший интерес представляют пространственные границы. Изучение пространственных границ выявляет противоречивые аспекты, с одной стороны граница выполняет контактную функцию, с другой барьерную. Из сочетания этих функций формируется граница-фильтр, которую характеризует избирательная проницаемость в зависимости от уровня барьерности или контактности. Так граница для некоторых видов потоков товаров (разрешенных согласно законодательству), людей (официально
пересекающих границы) прозрачны, для других (контрабандных товаров) представляет непреодолимый барьер.
Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Уровень контактности обуславливается степенью развития приграничной инфраструктуры, характером участия в международных связях приграничных территорий, их экономическим и политическим развитием]. Интенсивность потока физического перемещения грузов через таможенную границу, а также связанных с ним финансового и информационного потоков определяется уровнем развития внешнеэкономической деятельности страны. Об объемах таможенной переработки грузов можно судить по масштабам международного товарного обмена.
Разнообразие потоков таможенной переработки грузов достаточно велико и определяется совокупностью факторов, включая характер грузов, таможенные режимы, таможенные тарифы, меры экономической политики и многое другое. По экономической природе потоки таможенной переработки грузов можно классифицировать по трем группам:
- потоки физического перемещения грузов через таможенную границу;
- информационные потоки таможенной переработки грузов;
- финансовые потоки таможенных платежей, связанных с таможенной переработкой грузов.
Потокоформирующая роль в таможенной переработке грузов принадлежит физическому перемещению грузов через таможенную границу. При этом информационные и финансовые потоки выполняют функции обслуживания потока физического перемещения грузов через таможенную границу.
— поток физического перемещения груза;
..финансовый поток таможенных платежей;
___информационные потоки.
Рисунок 1. Принципиальная схема потоков таможенной переработки грузов
Рисунок 2. Классификация функций пространственных границ
Контактность выражается в степени «прозрачности границы для перемещения товаров, людей, информационных и финансовых потоков. Выделяется четыре критерия контактности :
- степень либерализации внешних связей в сфере экономики и культуры, которые регламентируются нормативно-правовыми актами;
- развитость институтов, обеспечивающих и обслуживающих развитие внешних связей;
- уровень развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной и др.);
- уровень экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.
Посредством барьерных функций органы власти защищают экономические интересы государства экономическими и административными методами контроля и регулирования внешних связей: применение тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеэкономической деятельности, визовый и паспортный режимы и др.
От фильтрующей функции производной выделяется регулирующая функция, которая поддерживает определенный экономический режим и равновесие на территории государства, либо приграничного региона.
Присутствие границы позволяет реализовать также функцию сопоставления, т. е. сравнивать в мировом масштабе элементы конкурентоспособности, в частности, сопоставлять издержки, преимущества и ущербы производства тех или иных товаров в стране.
Изучение теоретического материала позволили нам систематизировать основные функции пространственных границ (рис. 2).
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что наличие государственной границы в регионе имеет, как положительное воздействие на развитие региона, так и отрицательное.
С одной стороны приграничные регионы посредством контактной функции имеют возможности более тесного сотрудничества с граничащим государством. Ускоренное развитие приграничных территорий имеет большое значение и как элемент приспособления территориальной экономической структуры к условиям открытого функционирования. Формирование в приграничном районе производства товаров и услуг на экспорт имеет стратегическое значение, так как в результате конкуренции происходит смещение в структуре экспортных производств в направлении расширения сферы услуг и производства товаров (рис. 3).
С другой стороны наличие границы характеризуют и отрицательные факторы: реализация барьерной функции отвлекает дополнительные финансовые средства, направленные на снижение контрабанды, обусловленные провозом наркотических средств через границу, незаконным проникновением людей, товаров, информации, на содержание приграничных постов.
С учетом выше приведенных соображений имеется достаточно широкий выбор пограничный политики РФ, применительно к новым рубежам. Для этого нами определены: критерии контактности - уровень развития таможенной инфраструктуры; уровень экономического развития приграничных территорий; развитость институтов, обеспечивающих развитие внешних связей (таможенные органы, институт таможенного посредничества); степень либерализации внешних связей в сфере экономики и культуры, которые регламентируются нормативно-правовыми актами; критерии барьерности - уровень развития таможенной инфраструктуры; финансовые возможности приграничных регионов; применение экономических и административных методов контроля и регулирования внешнеэкономических связей (тарифное, нетарифное регулирование ВЭД, визовый и паспортный режимы).
Для социально-экономического развития экономики приграничного региона необходимо выбрать оптимальную модель приграничного сотрудничества, для этого нами установлено необходимое сочетание уровня барьерности и контактности (табл. 1).
В представленном варианте выбора модели приграничного сотрудничества подчеркивается двойственность в выборе соотношения уровней барьерности и контактности, с одной стороны необходим благоприятный климат для трансграничной активности, с другой стороны необходим эффективный контроль за трансграничным перемещением.
Рисунок 3. Основные цели функционирования приграничных и внутренних регионов
Обобщая, при исследовании тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития таможенных органов нами выявлены системные таможенные функции и система показателей эффективности деятельности таможенных органов (табл. 2).
Следовательно, по нашему мнению, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использования, таможенные органы является опосредованным регулятором экономической, финансовой подсистем (отметим, что проблема влияния таможенного фактора может быть переведена из области опосредованного в область непосредственного регулирования). При этом имеется принципиальная возмож-
Таблица 1. Соотношение уровня барьерности и контактности при выборе при модели приграничного сотрудничества
Соотношение Положительные стороны Отрицательные стороны Модель приграничного сотрудничества
Сильная барьерность при слабой контактности Способствует эффективному контролю трансграничного перемещения Большие финансовые расходы; вытеснение мелкого и среднего бизнеса; обострение этносоциальной ситуации; разрастание коррупции в структурах, регулирующих трансграничное сообщение Традиционная модель
Слабая барьерность при слабой контактности Благоприятный климат для трансграничной активности Создание жестких внешних границ; риск возникновения дезинтеграции Партнерская модель
Сильная барьерность при сильной контактности Эффективный контроль трансграничного перемещения; благоприятный климат для транграничной активности Дополнительные финансовые средства Преференциальная модель
Таблица 2. Система показателей эффективности деятельности таможенных органов
Системные таможенные функции Система показателей эффективности Примеры частных показателей эффективности
Финансово- экономическая функция Финансовая результативность 1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в государственном бюджете (ГБ) России: Д ТП = (ГБ-ТП)\ГБ 2. Уровень выполнения плановых показателей по платежам в ГБ: Д ТП =(ФП-ПП)/ПП, где ПП - плановые платежи. ФП - фактические платежи. 3. Экономическая эффективность (ЭЭ) обеспечения плановых поступлений в бюджет РФ (характеризует стоимость приращения платежей на рассматриваемом временном интервале)
Функция таможенного контроля Результативность таможенного контроля 1. Степень развития приграничной инфраструктуры 2. Степень оснащенности таможенных органов ТС ТК 3. Степень развития околотаможенной инфраструктуры
Правоохранительная функция Результативность правоохранительной деятельности 1. Количество нарушений таможенных правил, количество заведенных дел 2. Уровень криминализации в таможенном регионе
Функция таможенного регулирования Результативность таможенного регулирования 1. Степень применения льгот и преференций 2. Количество, применяемых таможенных режимов
Информационно- аналитическая функция Результативность информационно- аналитической деятельности 1.0перативность предоставления информации 2. Объем информационной модели ВЭД З.Оперативность внесения изменений в информационную модель ВЭД
ность качественного изменения места и роли таможенных органов в государственно-экономической и социальной жизни страны.
Соответственно, можно сделать вывод, что на сегодняшний день работу таможенных органов можно отнести к факторам экономической, социальной и даже политической стабильности. А это значит, что от эффективности работы таможенных органов зависит выполнение различных государственных программ, в том числе и социальных.
В экономических отношениях региональная система может выступать как минимум в трех ипостасях. Во-первых, она может служить объектом государственного регулирования и управления и хозяйственной деятельности различных производственных, финансовых и иных структур. Во-вторых, региональная система, являясь подсистемой более крупной системы национальной экономики, может сама выступать хозяйствующим субъектом в виде заказчика программ регионального развития, эмитента региональных ценных бумаг. Наконец, региональная система является внешней средой для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории.
Как отмечает А.Г. Гранберг, «в современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система». В региональной экономике при изучении региона как системы наиболее распрос-
транение получили четыре исследовательских парадигмы:
- регион как квазигосударство, представляющее собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики;
- регион как квазикорпорация - крупный субъект собственности и экономической деятельности;
- регион как рынок;
- регион как социум - общность людей, живущих на определенной территории.
Сама региональная система как целостное образование может быть разбита на несколько основных взаимосвязанных подсистем: эколого-географическую (природные условия и ресурсы), социальную (население), экономическую (промышленность, сельское хозяйство), финансовую (налоговая, таможенная).
Обзор научной литературы позволил сформулировать основные системные таможенные функции и систему показателей эффективности деятельности таможенных органов (табл. 2) и выявить взаимосвязь между основными подсистемами региональной системы и таможенными органами (рис. 4).
Характеристика эколого-географической подсистемы региона включает в себя блок показателей, по сути определяющих объективную основу его развития, территориальную дан-
ность, на базе которой происходило формирование остальных подсистем региональной системы. К числу подобных показателей можно отнести площадь региона, конфигурацию его территории, удаленность от внешних границ страны, его природно-ресурсный потенциал и т. д. Эколого-географическая подсистема служит материально-вещественной базой развития экономики региона. Данная подсистема выполняет функции: формирование здорового кадрового потенциала региона; воздействия на формирование отраслевой структуры; размещения производственных сил.
Экологическая составляющая этой подсистемы в основном определяется показателями состояния окружающей среды. Складывающаяся геополитическая обстановка и глобализация проблем охраны окружающей среды отчетливо обозначили тенденцию к интеграции государств в обеспечении эколо-
гической безопасности, в котором участвуют не только не только специально созданные разветвленные органы природоохранные структуры, но и во все большей степени таможенные органы.
Очевидно, что в данной подсистеме таможенные органы реализуют функции таможенного контроля и правоохранительную.
Население, проживающее на данной территории, его количественные характеристики, характер его размещения, качество и уровень жизни являются главными составляющими социальной подсистемы, одной из функций которой является придание региону способности выступать в качестве объекта региональной политики или иной формой государственного регулирования территориального развития. Социальная подсистема представляет собой интенсивно меняющуюся и чутко реагирующую на внешние воздействия часть региональной системы. Блок показателей, характеризующих эту подсистему, включает следующий набор характеристик: численность населения и ее динамика, интенсивность отдельных демографических процессов, расселение, урбанизация, миграция, национально-религиозный состав населения, его социальный состав и др. Все они позволяют определить вклад социальной подсистемы в развитие региона в целом. Социальная подсистема, возрождая духовное развитие населения, является вспомогательной подсистемой для развития экономики региона. Задачами социальной подсистемы являются: обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения; воспитание и обучение подрастающего поколения; охрана здоровья и др.
Оренбургская область даже при недостаточном финансовом обеспечении, достаточно эффективно исполняет барьерную функцию охраны государственной границы, сдерживая проникновение в России из азиатских госу-
Рисунок 4. Основные подсистемы региональной системы во взаимодействии с таможенными органами
дарств контрабанды наркотических средств. Совместными усилиями таможенных, пограничных, правоохранительных органов было выявлено и выведено из незаконного оборота более 3 тонн наркотических средств.
Можно сделать вывод, что в данном случае таможенные органы реализуют функции
- правоохранительную и контрольную.
Экономическая подсистема представляет собой совокупность предприятий различных отраслей и связей между ними. Основной ее функцией является формирование и увеличение экономического потенциала региональной системы В качестве экономической подсистемы региона рассматривается совокупность взаимосвязанных между собой предприятий отраслей материального производства. Роль этой подсистемы для развития региона можно оценить двояко. С одной стороны, она является производственной базой региона, которая обеспечивает его устойчивое развитие, а с другой стороны, кризисные явления, затронувшие именно эту подсистему, могут привести к системному кризису в регионе в целом.
По нашему мнению, таможенные органы, являясь не только контролирующими и правоохранительными органом, но и эффективным регулятором внешнеэкономической деятельности, способствуют развитию экономической подсистемы в регионе. С внедрением новых технологий, которые предполагают «безбумажное» декларирование перемещаемых товаров и транспортных средств, оперативная обработка и передача информации упрощает процедуру таможенного оформления, соответственно, сокращает расходы и время на прохождение таможенных формальностей участникам ВЭД, эффективная система таможенного регулирования (предоставление льгот и преференций) способствует развитию отдельных отраслей, развитие околотаможенной инфраструктуры способствует внедрению прогрессивных форм таможенного оформления и контроля.
Соответственно, в данном случае для нормального функционирования и развития экономической подсистемы используются следующие основные функции таможенных органов
- таможенного регулирования, таможенного контроля и информационно-аналитическая.
Финансовая подсистема играет важную роль в развитии любой региональной системы, обеспечивая социальную и производственную подсистему необходимыми финансовыми ресурсами. Финансовое обеспечение развития субъекта Федерации, направленное на формирование устойчиво развивающейся территории, расширенное воспроизводство региональной экономики может быть достигнуто посредством использования эффективного финансового механизма, который предполагает участие всех экономических субъектов.
Регулирование финансовых отношений в сфере развития внешней торговли региона может осуществляться различными способами, непосредственно воздействующими на цену товара (таможенные пошлины (ввозные и вывозные), НДС, акцизы, таможенные сборы) либо ограничивающими стоимостные объемы, либо количество поступающего товара. Инструменты государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные
- все прочие методы.
По нашему мнению, таможенные органы являются не только контролирующим и правоохранительным органом, но и способствуют развитию эколого-географической, социальной, экономической и финансовой подсистем, реализуя свои системные функции. Эффективная система таможенного регулирования (предоставление льгот, преференций) способствует развитию отдельных отраслей, околотаможенной инфраструктуры, что в конечном итоге положительно сказывается на социально-экономическом развитии региона.
Список использованной литературы:
1. Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Таможенная логистика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 96 с.
2. Данные таможенной статистики Оренбургской области за 2005 год.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации. - Юрайт-Издат, 2003. - 247 с. - (Российское федеральное законодательство).
4. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Бизнес-
пресса». 2004, - 256 с.
5. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. №5003-1 (с изменениями от 25 мая 2005 г.).
6. Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ (редакция от 22 августа 2004 г.).