БУБНОВ Алексей Владимирович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», заведующий секцией «Промышленная электроника». ЛИТУНОВ Сергей Николаевич, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Обору-
дование и технологии полиграфического производства».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2011 г.
© В. И. Карагусов, А. В. Бубнов, С. Н. Литунов
УДК 656.62.052.4 В. И. КАРАГУСОВ
А.А. НОВИКОВ
Омский государственный технический университет
ТЕПЛОИСПОЛЬЗУЮЩИЙ МАГНИТОКАЛОРИЧЕСКИЙ КОНДИЦИОНЕР___________________________________________
Магнитокалорические системы охлаждения могут быть использованы для создания бортовых транспортных теплоиспользующих систем кондиционирования воздуха с подводом энергии путем сжигания природного газа. Такие системы являются экологически чистыми и экономически выгодными для кондиционирования воздуха на речных судах.
Ключевые слова: система кондиционирования воздуха, магнитокалорический, транспорт, природный газ.
Современные суда, как правило, оснащаются системами кондиционирования воздуха (СКВ), которые работают по парокомпрессионному циклу. В таких СКВ применяются экологически неблагоприятные рабочие тела (фреоны или хладоны). В состав парокомпрессионных СКВ входят компрессорные машины, создающие шумы и вибрации. Значительная часть находящихся в эксплуатации речных судов вообще не оборудована СКВ, что создает малокомфортные условия для экипажа и пассажиров.
СКВ, работающие от вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС) судна или от бортовой электросети, не могут вырабатывать холод при неработающем двигателе. Кроме того, требования Монреальского протокола стимулируют разработчиков искать аль-
тернативные решения для построения экологически чистых систем охлаждения и СКВ.
Магнитокалорические двигатели внешнего сгорания имеют высокие КПД и надежность, в них можно использовать различные виды топлива от мазута до этанола и природного газа [1, 2]. В таких двигателях реализуется прямой магнитный термодинамический цикл Эриксона (две изотермы и две линии постоянного магнитного поля). На рис. 1а этот цикл показан в Т,Б-диаграмме магнитокалорического рабочего тела. Как известно, существует не только прямой, но и обратный (холодильный) магнитный термодинамический цикл Эриксона, показанный на рис. 1б.
В прямом термодинамическом цикле 1-2-3-4 (рис. 1а) теплота Он сжигания топлива преобразуется в рабо-
Рис. 1. Прямой (а) и обратный (б) термодинамические магнитные циклы Эриксона:
Тн - температура нагрева, Тос - температура окружающей среды,
Тохл - температура охлаждения, Он - теплота нагрева, подводимая при сжигании топлива, Оос - теплота, отводимая в окружающую среду,
Оохл - теплота, отводимая от объекта охлаждения
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012
Нагрев сжиганием природного газа
Охлаждение забортной водой
Кондиционирование судовых по мещений
Рис. 2. Схема теплоиспользующей магнитокалорической системы кондиционирования воздуха: 1 - магнитокалорический ротор; 2 - «холодный» циркуляционный контур;
3 - циркуляционный контур сброса теплоты в окружающую среду;
4 - «горячий» циркуляционный контур; 5 - зоны сильного магнитного поля;
6 - теплообменник нагрева природным газом («котел»);
7 - теплообменник сброса теплоты в окружающую среду (забортную воду);
8 - теплообменники в кондиционируемых помещениях
ту, равную площади этого цикла. В обратном термодинамическом цикле 1-2-3-4 (рис. 1б) при затрате внешней работы происходит охлаждение объектов на температурном уровне Тохл (на рис. 1б Тохл < Тос). Если реализовать эти два цикла в одном устройстве, то можно создать теплоиспользующую СКВ, работающую от своего или общего источника топлива и независимую ни от судовой силовой установки, ни от бортовой электросети, что имеет особенную ценность во время стоянок или дрейфа. Заметная экономия топлива будет и во время движения с крейсерской скоростью, так как КПД магнитокалорических систем заметно выше, чем у дизельного двигателя и парокомпрессионных СКВ.
Реализовать прямой и обратный циклы в одном агрегате можно двумя способами. В первом способе двигательная часть выполняется по схемам из [1, 2], холодильная — по аналогичным схемам, но с другой организацией теплоносителя, а роторы обоих узлов соединяются общим валом. Во втором способе и прямой, и обратный циклы реализуются в одном роторе, что почти в два раза упрощает конструкцию системы, схема которой показана на рис. 2.
Теплоиспользующая магнитокалорическая система работает следующим образом. В теплообменнике 6 теплоноситель «горячего» контура 4 нагревается сжигаемым топливом. Нагретый теплоноситель поступает в каналы магнитокалорического ротора 1, находящиеся в зоне сильного магнитного поля. В то же время теплоноситель контура 3 охлаждается в теплообменнике 7 забортной водой и поступает в каналы магнитокалорического ротора 1, находящиеся в слабом магнитном поле. Материал, из которого изготовлен магнитокалорический ротор 1, выбирается таким образом, чтобы температура его магнитного фазового перехода находилась вблизи температуры окружающей среды (в данном случае температуры забортной воды в жаркое время года). Магнитная восприимчивость материала в нагретой и охлажденной зо-
нах магнитокалорического ротора 1 имеет значительную разницу, что вызывает появление силы магнитного притяжения, воздействующей на магнитокалорический ротор 1 (реализуется прямой цикл по рис. 1а). При этом магнитокалорический ротор 1 проворачивается по часовой стрелке (по рис. 2), что приводит к уменьшению магнитного поля в зоне магнитокалорического ротора 1, где прокачивается теплоноситель «холодного» контура 2. В результате магнитокалорического эффекта эта зона магнитокалорического ротора 1 охлаждается (реализуется обратный цикл по рис. 1б) и охлаждает теплоноситель «холодного» контура 2, который поступает в теплообменники 8 в кондиционируемых помещениях судна. Количество теплообменников 8 определяется количеством и размером кондиционируемых помещений. Теплообменники 8 размещаются под потолком судовых помещений или встраиваются в систему вентиляции, их количество в каждом помещении определяется тепловой нагрузкой на это помещение. Для индивидуальной регулировки температуры в судовых помещениях перед теплообменниками 8 могут быть установлены регулирующие вентили, а для автоматического поддержания температуры — терморегулирующие вентили (на рис. 2 не показаны).
Теплоносители прокачиваются в циркуляционных контурах 2—4 за счет профиля каналов в магнитокалорическом роторе 1 и направляющем аппарате (на рис. 2 не показан).
Холодопроизводительность магнитокалорической СКВ зависит от разности температур на теплообменниках 6 и 7, теплоты сгорания топлива, количества зон сильного магнитного поля 5, величины индукции магнитного поля, размеров, массы и материала магнитокалорического ротора 1, частоты его вращения.
Приведенная на рис. 2 магнитокалорическая СКВ была рассчитана для двух судов Обь-Иртышского бассейна: «Чернышевский» (проект 646), и «Восход»
Рис. 4. Продольный разрез судна проекта 352
Таблица 1
Проект судна Объем кондиционируемых помещений, м3 Холодопроизводительность СКВ, кВт Холодильный коэффициент СКВ КПД СКВ Расход природного газа, кг/час
646 1000 80 6,2 0,8 7,6
352 130 18 5,7 0,75 2,2
(проект 352). Температура наружного воздуха принималась + 31 °С, температура забортной воды +25 °С, температура воздуха в помещениях +23 оС.
Для иллюстрации масштабов кондиционируемых помещений на рис. 3 и 4 показан внешний вид этих судов, длина судна проекта 646 составляет 62,5 м, ширина — 12 м, надводная высота — 11,1 м; длина судна проекта 352 — 27,6 м, ширина — 6,4 м, надводная высота — 4 м.
Характеристики магнитокалорических СКВ, рассчитанных для этих судов, приведены в табл. 1. Следует отметить, что в табл. 1 приведены максимальные значения холодопроизводительности и расхода природного газа, в реальных условиях судоходства эти значения будут изменяться от этих максимальных значений до нулевых.
Из табл. 1 видно, что теплоиспользующие магнитокалорические СКВ имеют высокие технические и эксплуатационные характеристики, а также целесообразность и выгодность их использования на речных судах.
Системы кондиционирования воздуха, не зависимые от силовых установок судов, можно создать при помощи магнитокалорического эффекта, что по-
зволяет повысить их надежность, перейти к экологически чистым технологиям, уменьшить расход топлива.
Библиографический список
1. Карагусов, В. И. Магнитокалорические двигатели внешнего сгорания на речных судах / В. И. Карагусов // Транспорт на альтернативном топливе. — 2011. — № 2. — С. 38 — 41.
2. Карагусов, В. И. Комбинированная магнитокалорическая силовая установка на речных судах / В. И. Карагусов // Транспорт на альтернативном топливе. — 2011. — № 3. — С. 37 — 38.
КАРАГУСОВ Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология», академик РАЕН. Адрес для переписки: [email protected] НОВИКОВ Алексей Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Материаловедение и технология конструкционных материалов».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2011 г.
© В. И. Карагусов, А. А. Новиков
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (107) 2012 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА