Научная статья на тему 'Теория “Зона ближайшего развития” Л.С.Выгодского и технология скаффолдинг как основные понятия лингвометодической поддержки в обучении курсантов английскому языку'

Теория “Зона ближайшего развития” Л.С.Выгодского и технология скаффолдинг как основные понятия лингвометодической поддержки в обучении курсантов английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
Зона ближайшего развития (ЗБР) / скаффолдинг / лингвометодическая поддержка / обучение курсантов английскому языку

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунаввар Хайдаровна Рашидова

В данной статье рассматривается технология скаффолдинг и связанная с ней концепция “Зона ближайшего развития” или ЗБР Льва Выготского как эффективная лингвометодическая поддержка при обучении курсантов английскому языку. Также, в статье описана теория, лежащая в основе инструктивного скаффолдинга, история создания скаффолдинга и даны рекомендации по использованию технологии скаффолдинг с курсантами в аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория “Зона ближайшего развития” Л.С.Выгодского и технология скаффолдинг как основные понятия лингвометодической поддержки в обучении курсантов английскому языку»

Теория "Зона ближайшего развития" Л.С.Выгодского и

технология скаффолдинг как основные понятия лингвометодической поддержки в обучении курсантов

английскому языку

Мунаввар Хайдаровна Рашидова Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Аннотация: В данной статье рассматривается технология скаффолдинг и связанная с ней концепция "Зона ближайшего развития" или ЗБР Льва Выготского как эффективная лингвометодическая поддержка при обучении курсантов английскому языку. Также, в статье описана теория, лежащая в основе инструктивного скаффолдинга, история создания скаффолдинга и даны рекомендации по использованию технологии скаффолдинг с курсантами в аудитории.

Ключевые слова: Зона ближайшего развития (ЗБР), скаффолдинг, лингвометодическая поддержка, обучение курсантов английскому языку.

L.S.Vygodsky's "Zone of proximal development" theory and scaffolding technology as basic concepts of linguistic and methodological support in teaching English to students

Munavvar Khaydarovna Rashidova University of Public Security of Republic of Uzbekistan

Abstract: This article discusses the scaffolding technology and the related concept of the "Zone of Proximal Development" or Lev Vygotsky's ZPD as an effective linguo-methodological support in teaching English to cadets. Also, the article describes the theory underlying instructive scaffolding, the history of the creation of scaffolding and gives recommendations on the use of scaffolding technology with cadets in the audience.

Keywords: Zone of proximal development (ZPD), scaffolding, linguistic and methodological support, teaching English to cadets.

Если вы педагог то, возможно, вы уже слышали о концепции "строительных лесов" (от английского scaffolding). Это звучит как строительный термин, но строительные леса или скаффолдинг и связанная с

ним концепция Выготского «зона ближайшего развития» - это технологии обучения, которые могут помочь курсантам усвоить гораздо больше информации за достаточно короткий срок. Технология намного эффективнее, чем традиционные методы обучения английского языка.

Но необходимо добавить, что скаффолдинг эффективен только в том случае, если вы знаете, как правильно его применять; в противном случае это может фактически помешать обучению курсантов.

Расскажем немного о том, что такое скаффолдинг применительно к процессу обучения.

Скаффолдинг в обучении, также известный как "скаффолдинг Выготского" или просто "скаффолдинг", - это технология обучения, которая помогает учащимся учиться продуктивнее и лучше, работая с преподавателем или с более «продвинутым» курсантом для достижения своих целей в обучении.

Теория, лежащая в основе инструктивного скаффолдинга, заключается в том, что в сравнении с самостоятельным обучением обучаемые узнают больше, сотрудничая с другими участниками учебного процесса, которые обладают более широким спектром навыков и знаний, чем обучаемые в настоящее время. Эти преподаватели или сверстники являются "скаффолдингом", который помогает обучаемому расширить свои границы умений и узнать больше, чем он смог бы сделать в одиночку [1].

Скаффолдинг Выготского является частью образовательной концепции "Зоны ближайшего развития" или ЗБР. ЗБР - это набор навыков или знаний, которые обучаемый не может освоить самостоятельно, но может освоить с помощью или под руководством кого-то другого, чей уровень квалификации чуть выше того, на котором сейчас находится названный обучаемый.

ЗБР часто изображается в виде ряда концентрических кругов. Наименьший круг - это набор навыков, которые можно освоить самостоятельно, без чьей-либо помощи. Далее следует ЗБР, или навыки, которые кто-либо не смог освоить самостоятельно, но может освоить с помощью преподавателя или сверстника. Помимо этого, есть навыки, которые трудно на данном этапе освоить даже с посторонней помощью.

Например, предположим, что есть курсант, который учится читать и писать на иностранном языке. Он знает все буквы алфавита, но ещё не умеет хорошо читать или писать. Независимо от того, сколько наставлений он уже слышал, на данный момент он не способен самостоятельно прочитать большой роман, но с помощью преподавателя он может научиться читать и писать грамотно, потому что этот навык находится в пределах ЗБР. Ему потребовалось бы гораздо больше времени, чтобы освоить этот навык самостоятельно, но этот навык достаточно прост, чтобы курсант мог его понять и наработать, если у

него есть кто-то, кто ему это объяснит. ЗБР курсанта - это чтение и написание эссе, а преподаватель, который помогает ему написать эссе, - это скаффолд.

Сторонники ЗБР и скаффолдинга считают, что эти технологии являются высокоэффективными и способны максимизировать обучение. Скаффолдинг может быть использован с целью помощи курсанту любого уровня знаний научиться чему-то новому. В аудитории с курсантами этот метод чаще всего используется для освоения новых концепций и приобретения необходимых навыков, которых раньше не было в активном запасе.

Теперь следует рассказать немного из история создания скаффолдинга. Этот термин пришёл к нам из психологии, так как Лев Выготский был психологом, который ввёл термин "зона ближайшего развития" и провёл множество исследований, которые привели к созданию скаффолдинга. Вот почему эту концепцию часто называют "скаффолдингом Выготского".

Выготский изучал психологию развития, и именно в начале 1930-х годов, ближе к концу своей карьеры, разработал концепцию ЗБР. Этот психолог считал, что преподаватели должны «помогать учащимся учиться» в рамках их ЗБР, чтобы те могли повышать свои знания и нарабатывать навыки, не расстраиваясь из-за вещей, которые в настоящее время им слишком трудно выполнить [2].

Выготский выдвинул идею ЗБР после тщательного изучения эффективности различных методов обучения и того, как учатся маленькие дети. Он обнаружил, что индивидуальные тесты по определению знаний, часто являются ошибочным способом выявления уровня интеллекта юного ученика, поскольку детям, чтобы быстро учиться, необходимо взаимодействовать с другими людьми, которые более умны, чем они сами в настоящее время. Он привёл много примеров из истории и культуры, где маленьких детей обучают новым знаниям и навыкам, передавая их от поколения к поколению.

Например, когда младенцы учатся ходить, они часто начинают с того, что держатся за одежду или руки взрослого или ребенка постарше, который ведет их. Младенец будет продолжать делать это до тех пор, пока у него не будет достаточно навыков и сил, чтобы ходить самостоятельно. Таким образом, они могут научиться ходить намного быстрее, чем того от них ожидали. А ведь это всего лишь возможность держаться за того. Кто сильнее и старше [3].

Выготский считал, что правильный способ тестирования - это проверить способность решать проблемы как самостоятельно, так и с помощью старшего поколения. Умер Выготский в 1934 году, менее чем через десять лет после того, как он представил идею ЗБР, и после его смерти исследования в этом интересном направлении практически прекратились.

В 1960-х годах работа Выготского была возрождена новой группой психологов, изучающих психологию развития. Доктор Джером Брунер ввёл термин "скаффолдинг" и связал его с работой Выготского. Доктор Брунер и другие психологи начали изучать использование ЗБР в различных образовательных контекстах, ими было обнаружено, что поощрение учащихся приводит к решению самых сложных задач в рамках ЗБР.

Сегодня скаффолдинг продолжает изучаться и использоваться. Многие недавние исследования сосредоточены на том, как использовать скаффолдинг для эффективности занятий (в том числе онлайн-занятий).

История развития скаффолдинга подталкивает к закономерному вопросу: «Эффективен ли скаффолдинг в своём применении?» Попробуем ответить на этот вопрос. За последние несколько десятилетий были проведены многочисленные исследования по изучению эффективности использования ЗБР и скаффолдинга в качестве методов обучения. В целом, исследования показали, что эти методы часто могут помочь обучаемым узнать больше, чем они могли бы при применении традиционных методов обучения. Но технологии скаффолдинга требуют, чтобы преподаватель хорошо разбирался в ЗБР, чтобы мог адаптировать метод обучения к потребностям обучаемых.

Раннее исследование, проведённое в 1975 году, показало, что четырехлетние дети, чьи матери общались с ними и давали им советы, были способны строить значительно более сложные блочные башни, чем те, кто работал в одиночку. Наиболее успешными были те дети, чьи матери адаптировали свою стратегию в зависимости от того, насколько хорошо их ребенок выполнял задание. Они делали разные комментарии в зависимости от того, хороши ли у ребёнка дела или он испытывает трудности. Исследование 1990 года показало аналогичные результаты, когда детей попросили поставить мебель для кукольного домика в нужную комнату. Дети, чьи матери давали им указания, были значительно более успешны, чем те, кто выполнял задание самостоятельно.

Исследование, опубликованное в 2000 году, в котором основное внимание уделялось учителю, использующему ЗБР и скаффолдинг для обучения говорящего на фарси студента английскому языку, показало, что эти методы могут быть эффективным способом научить кого-то новому языку. По мере того как ученик совершенствовал свои навыки владения английским языком, его учитель перешёл от обучения отдельным словам и фразам с вопросом, требующим коротких ответов "да/нет", к вопросам, которые требовали более подробных ответов. Это постепенное увеличение сложности помогло студенту улучшить свои навыки владения английским языком, одновременно уменьшив

чувство разочарования от попыток овладеть языком сверх существующего на тот момент уровня [4].

Аналогичное исследование психологии «строительных лесов», опубликованное в 2014 году, показало, что в группе из 30 студентов, изучающих австралийский язык, те, у кого были преподаватели, которые использовали метод скаффолдинга, добились значительно большего прогресса в применении стратегий и письме.

Следовательно, все исследования показали, что ЗБР и скаффолдинг могут быть эффективными при обязательном условии, что преподаватель знает, как правильно их применять. Здесь существует один риск - слишком сильно помогать студентам, что превращает их в пассивных участников процесса и препятствует их интеллектуальному росту.

Основываясь на исследованиях, рассмотренных выше, можно сделать вывод, что скаффолдинг может быть эффективным инструментом обучения, но только в том случае, если преподаватель понимает, как его грамотно применять. Далее хотелось бы дать некоторые рекомендации по использованию скаффолдинга в аудитории, основываясь на личном педагогическом опыте. Приведём четыре фактора, влияющих на применение скаффолдинга в аудитории.

1. Необходимо хорошо знать ЗБР каждого курсанта.

Чтобы успешно использовать методы ЗБР и скаффолдинг, крайне важно знать текущий уровень знаний курсантов. Без этой информации невозможно обучать с применением ЗБР или обеспечить эффективную поддержку. Прежде чем начать занятие с применением ЗБР или скаффолдинга, необходимо выяснить базовые знания курсантов, проведя короткий тест или вступительную дискуссию по теме, в которой преподаватель задаёт курсантам вопросы по выяснению их знаний.

Также нужно помнить, что у каждого курсанта есть своя ЗБР по каждой теме, которую вы преподаете. Если в аудитории есть сильно различающиеся ЗБР по определенной теме, то для эффективности достижений лучше курсантов разбить для работы на группы, а особенно подготовленным дать возможность работать индивидуально, пока преподаватель ходит по аудитории и даёт рекомендации, для этого необходимо, повторимся, хорошо знать возможности ЗБР каждого курсанта для адаптации своих методов .

2. Следует поощрять работу в группах.

Групповая работа может быть очень эффективным способом использования принципов скаффолдинга в аудитории, потому что курсанты имеют возможность учиться друг у друга, работая вместе над заданием. Курсанты более «продвинутого» уровня будут помогать остальным, и, объясняя

ход своих мыслей одновременно совершенствовать собственные навыки английского языка. Создавать группы нужно из курсантов с разным уровнем владения языковыми навыками, чтобы максимально увеличить процент получаемых друг от друга и передаваемых друг другу знаний. Необходимо убедиться, что каждый курсант в группе активно участвует в процессе. Если вы замечаете, что один курсант выполняет большую часть работы, вынуждайте его спрашивать мнения всех курсантов в группе, и пусть каждый оценит процент вклада в выполнение поставленной задачи всех участников выполнения задания [5].

3. Не стремитесь предлагать слишком большой объём помощи.

К сожалению, недостатком скаффолдинга является возможность оказания слишком большого объёма преподавательской помощи. Никогда не следует делать этого, так как курсант становится пассивным, рассчитывая, что всю работу выполнит либо сам преподаватель либо кто-то из участников группы, а это в свою очередь уменьшит объём усваиваемых знаний. При применении скаффолдинга не следует торопиться сразу же давать необходимые рекомендации. Следует подождать: пусть каждый курсант сначала поработает самостоятельно. И лишь когда они начнут испытывать трудности, начните сначала задавать наводящие на ответ вопросы о том, что они сделали и что, по их мнению, им следует делать дальше. Насколько это возможно, задавайте открытые вопросы, которые должны побуждать их самостоятельно находить решение, а не просто указывать им следующий шаг.

Например, если курсант пытается составить эссе по теме Cadet's daily routine, гораздо полезнее сказать что-то вроде: "Как вы думаете, как вы можете описать свой один день в военном университете?" или "Какие слова вы для этого подберёте?», «Какие действия вы обычно выполняете утром?»

Если после того, как вы заставили курсанта обдумать проблему, вы можете начать предлагать конкретные рекомендации о том, что делать дальше, но обязательно продолжайте задавать наводящие вопросы, чтобы помочь лучше понять суть проблемы. Например, после того, как вы дали совет о том, как написать эссе по теме Cadet's daily routine, вы можете спросить: "Как вы думаете, почему вы не всегда успеваете выполнять самостоятельную работу по английскому языку?» [6]

4. Вынуждайте курсантов думать вслух.

Обсуждение в ходе выполнения поставленной задачи курсантами своих действий и высказывание по этому поводу мыслей - один из лучших способов выяснить, каковы их текущие знания и навыки (и, таким образом, определить их ЗБР), и убедиться, что они активно участвуют в мыслительном процессе. Когда курсант работает над заданием, попросите его рассказать о том, почему

он принимает определённые решения, что, по его мнению, ему следует делать дальше, и в чём он не совсем уверен. Когда вы даёте советы, убедитесь, что вы объясняете свой собственный ход мыслей, чтобы курсанты могли понять, почему вы принимаете те решения или иные решения [7].

И теперь переходим к выводам по технологии скаффолдинга. Скаффолдинг - это технология обучения, с помощью которой преподаватель или более «продвинутый» участник группы курсантов помогает учиться своим одногруппникам. Теория когнитивного развития Выготского утверждает, что «учащиеся узнают больше, когда они получают руководство от кого-то, кто обладает большими навыками, чем, если бы они занимались этим самостоятельно».

Метод скаффолдинга является частью теории образования зоны ближайшего развития (ЗБР). Теория ЗБР поясняет, что у каждого учащего по каждому предмету есть три уровня в обучении: то, что учащийся может выполнить самостоятельно; то, что он может выполнить с помощью кого-то другого (зона ближайшего развития); и то, чего он не может достичь, независимо от того, кто бы ему ни помогал. Теория ЗБР и методика скаффолдинга заключаются в том, что учащиеся учатся больше всего, когда они находятся в своей ЗБР.

Лев Выготский разработал ЗБР и теорию когнитивного развития Выготского. Вслед за ним, несколько десятилетий спустя, Джером Брунер разработал психологию скаффолдинга. Исследования показали, что скаффолдинг может быть очень эффективной технологией обучения, если преподаватель чётко понимает концепцию, лежащую в основе, и минимизирует указания по изучаемой теме.

В качестве вывода можно сказать, что в аудитории при использовании скаффолдинга и методики «зоны ближайшего развития» необходимо знать ЗБР каждого курсанта, активно поощрять групповую работу, не предлагать слишком много помощи и вынуждать курсантов объяснить свой мыслительный процесс вслух. Именно эти технологии и методы приносят достаточно высокий результат при изучении английского языка, так как курсантам на занятиях предоставляется возможность активного общения не только с преподавателем, но и между собой, что в свою очередь помогает с лёгкость запоминать изучаемый материал.

Использованная литература

1. Beed, P., Hawkins, M., & Roller, C. (1991). Moving learners towards independence: the power of scaffolded instruction. The Reading Teacher, 44(9), 648655

2. Bodrova, E., & Leong, D. J. (1998). Scaffolding emergent writing in the zone of proximal development. Literacy Teaching and Learning, 3(2), 1-18

3. Vygotsky, L. S. (1987). Thinking and speech. In L. S. Vygotsky, Collected works (vol. 1, pp. 39-285) (R. Rieber & A. Carton, Eds; N. Minick, Trans.). New York: Plenum

4. Ellis, E., & Worthington, L. (1994). Research Synthesis on Effective Teaching Principles and the Design of Quality Tools for Educators. University of Oregon.

5. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2021. On linguistic competence as the component of communicative competence. EPRA International Journal of multidisciplinary Research. Volume 7. Issue 3. pp.165-167

6. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2021. Discourse competence as the component of communicative competence. EPRA International Journal of Research and Development. Volume 6. Issue 3. pp.39-41

7. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2021. Sociolinguistic competence as the main component of intercultural communicative competence. EPRA International Journal of multidisciplinary Research. Volume 7. Issue 3. pp.4-6

8. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2022. Recommendations on the use of scaffolding technology in English classes. Volume 3. Issue 9. pp.459-461

9. Рашидова Мунаввар Хайдаровна. 2022. Из истории развития скаффолдинга. International conferences. Том 1. Стр.16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.