Научная статья на тему 'Теория знака Ж. Деррида и ее влиянение на художественные концепции постмодернизма XX века'

Теория знака Ж. Деррида и ее влиянение на художественные концепции постмодернизма XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1083
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Митина Н. В.

Исследование теории знака Ж. Деррида и ее влияние на художественные концепции постмодернизма XX века находится на стыке многих наук: философии, искусствознании, культурологи, лигературоведенья, истории, социологии. Различные стороны данной темы отражены в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых. Несмотря на значительное число работ, проблема теории знака Ж. Деррида и ее влияние на художественные концепции постмодернизма XX века, представляется темой недостаточно изученной. Цель исследования выявить специфику теории знака Ж. Деррида и степень ее влияния на художественные концепции постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория знака Ж. Деррида и ее влиянение на художественные концепции постмодернизма XX века»

ТЕОРИЯ ЗНАКА Ж. ДЕРРИДА И ЕЕ ВЛИЯНЕНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА XX ВЕКА

© Митина Н.В.*

ООО «Турина гора», г. Барнаул

Исследование теории знака Ж. Деррида и ее влияние на художественные концепции постмодернизма XX века находится на стыке многих наук: философии, искусствознании, культурологи, литературове-денья, истории, социологии. Различные стороны данной темы отражены в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых.

Несмотря на значительное число работ, проблема теории знака Ж. Деррида и ее влияние на художественные концепции постмодернизма XX века, представляется темой недостаточно изученной.

Цель исследования - выявить специфику теории знака Ж. Деррида и степень ее влияния на художественные концепции постмодернизма.

В настоящее время в многочисленных опубликованных дискуссиях о современном искусстве центральное положение занимает вопрос о готовности искусствоведения к всестороннему пониманию и истолкованию произведений искусства в контексте художественных концепций постомо-дернизма в целом и теории знака в частности. Интерес ученых и практиков к исследуемой теме вызывается глубинными и глобальными изменениями характера современной культуры, изменениями в понимании смысла многих понятий теории и истории искусства.

На сегодняшний день вопросы терминологии приобрели актуальное методологическое значение. Терминологический аппарат искусствознания с течением времени нуждается в упорядочении и обновлении. Терминология несет смысловое содержание и может помочь формированию аппарата понятийного, так как понятия есть выражение сущности, обобщения свойств предметов и явлений, в понятиях концентрируются добытые той или иной областью знания результаты, которые способствуют развитию искусствознания как науки.

Теория искусства Ж. Деррида актуальна своеобразием ее понятийной и образной стилистики, дискуссионностью. Однако, до сих пор, теоретическое наследие Ж. Деррида не было предметом специального, обобщающего исследования в искусствознании.

В русле данной проблемы работали следующие исследователи: Ильин [22], Автономова [17], Усовская [39], Маньковская [27], Эпштейн [14].

Постмодернизм - это совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся

* Искусствовед.

радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. Понятие постмодернизм используется также для обозначения методологии преодоления определенной культурной традиции или изменения типа искусства путем переосмысления его же элементов - в противовес авангарду, который свои новации строит на отрицании традиции. В последнее время понятие «постмодернизм» вышло за рамки искусства и стало обозначать специфическое плюралистическое мышление и подчеркнутую релятивность взглядов в различных сферах деятельности. Постмодернизм выступает в виде самостоятельной теории или направления, тенденции, стремящейся объяснить ошибки западной культуры и противопоставить им новые пути к пониманию мира. Признаки постмодернизма: эклектичность - переплетение разных культур, исторических эпох, художественных направлений в контексте одного произведения художника, художественных проб, их сосуществование и взаимодополнение; «смерть автора» (образ художника как создателя не является существенным). Фундаментальными принципами постмодернизма выступают: всеобщая амбивалентность (двойственность); смещение акцента с произведения на процесс его создания, с предмета на язык, с автора на аудиторию.

Основные художественными концепции постмодернизма представлены в трудах Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт; Ж.-Ф. Лиотар; X. Фостер; В. Вельш. Художественные концепции постмодернизма представляют дискурс понятий «знак», «символ», «текст». Постмодернизм отказывается от классической интерпретации произведений искусства. Методологической основой постмодернизма являются теоретические положения постструк-турализма.(Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева). Художественные поиски постструктуралистов способствовали стиранию граней между традиционными видами и жанрами искусства. Заменяются традиционные понятия «художественная форма», «содержание», «образ» на «знак», «текст» и «символ». Постструктуралисты выдвигают тезис о том, что текст есть знак, а знак есть обозначение данного предмета и выражение сопряженных смысловых и экспрессивных значений, что отражает в частности теория знака Ж. Деррида.

Жак Деррида (1930-2004) французкий философ, эстетик, литературовед. В 1965 году разработал теорию знака и деконструкции. Основные объекты деконструкции Ж, Деррида являются знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора и др., которые для эстетики и искусства постмодернизма стали символом веры. Деконструкция Деррида является художественная транскрипция философии на основе данных гуманитарных наук, искусства и эстетики, структурный психоанализ философского языка, симультанная деструкция и реконструкция, разборка и сборка, оказавшая огромное влияние на современную философию и культуру. Интерпретация теории знака Ж. Деррида строится на анализе и переработке проблемы зна-

ка в феноменологии Гуссерля. Теория знака Ж. Деррида предстает как знак (указание, выражение), система знаков как текст, а текст как символ определенной культуры, эпохи. Знак представляет указание и выражение смысла и передает форму, если рассматривать с точки зрения формального анализа, а текст, то есть система знаков (общее) содержание произведения все вместе представляет символ культуры и эпохи - художественный текст. Художественный знак Ж. Деррида обладает следующими качествами:

1. двойной - объективно-субъективный - смысл; двуплановый - реально-идеальный - характер; двустороннее - рационально-эмоциональное - значение;

2. нерасторжимая связь со своими значениями, изменение которых повлечет за собой изменение всей знаковой структуры;

3. неподвласность жесткой системе;

4. широкая вариативность художественного языка.

Теория знака Ж. Деррида оказала большое влияние на последующие концепции постмодернизма, а также на культуру и искусство XX века. На сегодняшний день в постмодернизме теория знака подвергается радикальной переоценке. Деррида Ж. своей теорией знака привлек внимание исследователей к современному искусству и заставил задуматься, отойдя от трактовки традиционных понятий в искусстве, о месте символа и знака в искусстве XX века. Теория знака Ж. Деррида - это попытка анализа искусства с точки зрения знака и символа, расширяющих культурное измерение человеческой жизни. Деррида Ж. предложил инновационное виденье эстетического поля в целом - его фактуры, концептуализации, восприятия. Для теории знака характерен переход к новой многомерной парадигме мышления на основе принципа дополнительности, художественно тонкого виденья.

Теория знака стала основополагающей среди других концепций постмодернизма и предложила новый инструментарий в объяснении тенденций западной культуры. Основные идеи теории знака нашли отражение в произведениях С. Туомбли, Б. Вотье, О. Кавара, Р. Опалки и других художников концептуалистов.

Идеи Ж. Деррида о том, что артефакт есть знак, система знаков есть текст, а текст есть символ культуры и эпохи, привлек внимание многих, как исследователей, так и художников. Данная концепция дала новую методику интерпретации современных артефактов, которые невозможно рассмотреть с помощью формального анализа и привило к пониманию произведения искусства как тексту культуры, эпохи.

Список источников и литературы

1. Деррида Ж. Вокруг вавилонских башен [Пер. с фр.] / Ж. Деррида. -СПб.: Акад. Проект, 2002. - 111 с.

2. Деррида Ж. Голос и феномен, и другие работы по теории знака Гуссерля: [Пер. с фр.] / Ж. Деррида. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

3. Деррида Ж. О грамматологии [Пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономо-вой] / Ж. Деррида. - М.: AD MARGINEM, 2000. - 511 с.

4. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только: [Пер. с фр.] / Ж. Деррида. - Минск: Соврем. литератор, 1999. - 831 с.

5. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Акад. Проект, 2007. - 494 с.

6. Деррида Ж. Позиции [Пер. с фр.] / Ж. Деррида. - М.: Акад.проект, 2007. - 158 с.

7. Деррида Ж. Эссе об имени [Пер. с фр. H.A. Иматко] / Ж. Деррида. -СПб.: Алетейя, 1998. - 190 с.

8. Барт Р. Империя знаков / Р. Барт.

9. Барт Р. Избранные работы: Семиотака. Поэтика.

10. Барт Р. S/Z / Р. Барт.

11. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики [Пер. с фр.] / Ю. Кристева. - М.: РОССПЭН, 2004. - 653 с.

12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма.

13. Фуко М. Слова и вещи / М. Фуко. - М., 1994. - 213 с.

14. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / М. Эп-штейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864 с.

15. Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе.

16. Эпштейн М. Постмодернизм в России: Литературоведенье и теория / М. Эпштейн.

17. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: (Критический очерк концепций французского структурализма) / Н.С. Автономова. - М.: «Наука», 1977. - 271 с.

18. Батраков С.П. Язык живописи авангарда и миф: К проблеме языка в культуре XX века / С.П. Батраков // Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.

- С. 5-40.

19. Власов В. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / В. Власов.

20. Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance / Е. Гурко.

- Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 160 с.

21. Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 376 с.

22. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

23. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: INTADA, 2001. -384 с.

24. Кузьмина H.A. Феномен художественного перевода в свете теории интертекста / H.A. Кузьмина // Текст. Интертекст. Культура: сб. докладов межд. науч. конференции. - М.: «Азбуковник», 2001. - С. 97-111.

25. Курицын В. Книга о постмодернизме / В. Курицын. - М., 1992. -345 с.

26. Лисаковский И. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения / И. Лисаковский. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 240 с.

27. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

28. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX в. / Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. - М.: «Наука», 1994. - 272 с.

29. Обухова А.Е. Живопись без границ / А.Е. Обухова, М.В. Орлова. -М.: Изд-во «ГАЛАРТ», 2001. - 175 с.

30. Постмодернизм. Энциклопедический словарь. - М., 2001. - 1038 с.

31. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 384 с.

32. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2001. - 457 с.

33. Силичев Д.А. Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн / Д.А. Силичев // Философские науки. - 1992. - № 3. - С. 112-154.

34. Структурализм «за» и «против»: сб. статей. - М.: Изд-во «Прогресс», 1975. - 468 с.

35. Текст: варианты интерпретации: сб. ст. - М.: «Иллея», 1999. - 187 с.

36. Текст и комментарий: сб. статей. - М., 2006. - 276 с.

37. Текст. Интертекст. Культура: сб.статей. - М., 2001. - 234 с.

38. Текст как явление культуры / Г.А. Антипов, O.A. Донских, И.Ю. Мар-ковина, Ю.А. Сорокин. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. - 197 с.

39. Усовская Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие / Э.А. Усовская. -Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 256 с.

40. Эстетика и теория искусства XX века. - М., 2001. - 543 с.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА, КАК НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО В ИСКУССТВЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

© Павлов A.A.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт Петербург

Развитие технологий пространственного звучания в течение нескольких последних десятилетий обозначило качественно новый этап для искусства музыкальной звукорежиссуры. Построение современных комплексов пространственного воспроизведения звука и систем поли-

* Аспирант кафедры «Звукорежиссура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.