ХГУЭПХГУЭПХГУЭПХГУЭПХГУЭП ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Х^ЭПХГУЭПХГУЭПХГУЭПХГУЭП
УДК 37 Ю.В. Музыка,
преподаватель кафедры иностранных языков Дальневосточного юридического института МВД России
ТЕОРИЯ СВОБОДНОЙ ШКОЛЫ ВОСПИТАНИЯ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ
В данной статье представлен теоретический анализ сложной структуры воспитательной системы, разработанной К.Н. Вентцелем, структурированы принципы системы воспитания К.Н. Вентцеля, описаны цели нового свободного воспитания и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, система воспитания, фактор воспитания, цель воспитания, субъекты воспитания, свободная школа, государственный заказ, социальный заказ, личность ребенка.
This article presents a theoretical analysis of the complex structure of the educational system developed by K. N. Ventsel. The principles of K. N. Ventsel's system of education are structured. The aims of the new free education and educational activities are described.
Keywords: education, educational system, factor of education, aim of education, subjects of education, free school, state order, social order, personality of a child.
Поиски наилучшей системы воспитания - актуальная проблема, над которой работают педагоги-теоретики и учителя-практики. Эти поиски имеют практическое значение, поскольку в воспитании и образовании молодого поколения, мы, по словам великого русского педагога П.Ф. Каптерева, остаёмся на том же уровне или ограничиваемся более или менее широкими реформами. «Эта область ещё ждёт коренной перестройки на совершенно новых началах» [4, с. 5]. Система воспитания - это целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, отношения, цели, содержание и способы деятельности).
В системе воспитания основная роль отводится постановке целей воспитания. Цель воспитания задаётся обществом, государством или отдельными социальными группами, например в частном образовании или в системе духовного образования, где цель воспитания обусловливается социальным заказом. На определение государством социального заказа в образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, подписавшиеся под Международной Декларацией прав ребёнка (1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.), не могут не учитывать цели и задачи воспитания детей, изложенные в этих документах.
Следовательно, вопрос о воспитании детей ставится на первое место в государстве, обществе, семье.
На протяжении истории государство осуществляло и осуществляет свой государственный заказ на воспитание нужного времени государственного человека. Государство и общество совершенствуют систему воспитания, добиваясь того, чтобы она эффективно формировала человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого вырабатывается определённая политика и формируется государственная система в сфере воспитания.
Идеал воспитания человека - образ конечного результата воспитательной деятельности общества. Это тот социальный заказ или воспитательный идеал, который формируется в обществе. На этом уровне идеальный социальный заказ трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. В идеале каждый педагог и воспитатель в такой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывает в него своё видение как самого идеала, так и путей его достижения. Положительным результатом совместной работы государства, общества и таланта педагога является совпадение целей социального заказа с интересами учителя. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных
технологий, моделей и получаемых результатов. Обществу нужна определённая личность, но личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, игнорировать которые нельзя. Следовательно, важной проблемой является соединение индивидуального и общественного в воспитательных целях, преобладание общественного либо индивидуального в системе воспитания, возрастной период, учитывающий индивидуальную и социальную заданность воспитания, то есть возраст, с которого дети должны иметь представление о запросах современного социума, быть адаптированы к нему.
Современное воспитание в идеале направлено на поощрение самостоятельности, развитие в ребёнке инициативности, умения принимать решения и нести за них ответственность, способности быть свободным и ограничивать свою свободу свободой другого, уважения к ближнему, умения принимать решения и быть ответственными за них, иметь своё отношение к жизни, свой индивидуальный заказ.
Современная система воспитания должна быть основана на современных принципах жизни, но в то же время впитать в себя опыт прошлых поколений, чтобы воспитать достойного члена общества. «Нельзя упускать из виду опыт наших предков» [9, с. 19].
Поиски лучшей системы воспитания педагогами рубежа Х1Х-ХХ в. являются новыми для педагогов того времени. Этой
проблемой занимались П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко, М.И. Демков, Е.Н. Водовозова и др.
Опыт прошлых поколений, а именно идеал новой системы свободного воспитания К.Н. Вентцеля, дополняют теоретические и практические искания русских педагогов рубежа XIX-XX века. Труды К.Н. Вентцеля, труды «мелкобуржуазного утописта», были незаслуженно обойдены вниманием советской педагогики. Гуманитарий по призванию, но техник по образованию, К.Н. Вентцель, всю жизнь находился в творческом педагогическом поиске, пытаясь вырваться из эпохи старой школы, старой системы воспитания, лепящей, как из воска, ребёнка-раба, крепостного, ребёнка-автомата, ребёнка-манекена, предмета для дрессировки. Дети - это «нежные, благоухающие цветы», «чудная гармония», «таинственная незримая работа», «набухающие цветочные почки», «духовный индивидуальный аромат». Интересна мысль К.Н. Вентцеля о том, что ребёнок - это ещё не человек, человека, индивидуума из ребёнка нужно вырастить. «Человек впоследствии возникает из ребёнка» [4, с. 7].
В начале XX в. К.Н. Вентцель в своих трудах определял цель воспитания следующим образом: «Дороже всех благ -сам человек и нет ничего выше как содействовать совершенствованию человека. Цель воспитания - живые, самостоятельно и критически мыслящие личности, истинно образованный человек».
Константин Николаевич Вентцель, та-
лантливый философ, педагог, «смелый экспериментатор» (Н.П. Юдина), мыслитель отечественной «педагогии» начала ХХ в., относясь к делу воспитания и образования как сложному и деликатному делу, нуждающемуся в особой предусмотрительности и заботе, видел, как луч «света в темном царстве» (А.Н. Добролюбов), новую свободную систему воспитания детей, свободную от гнета, насилия и рабства, пытался практически применять свои теоретические принципы на основе конкретного образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка (Дома труда, Храма жизни).
Политические и социальные изменения в России в начале XX в. потребовали изменить «равнодушное» отношение к педагогическим вопросам, разработать новые методы и приёмы воспитания, постановить новые цели воспитания, освободить детскую личность, предоставить ей возможную свободу. Эти вопросы в сфере воспитания нельзя было оставить только в ведении государства, их предлагалось передать в руки общества. Новая система воспитания искала выход из «идеи мрака педагогического царства».
Анализ трудов К.Н. Вентцеля показал, что идеал новой свободной воспитательной системы педагога имеет сложную структуру, в которую входят следующие компоненты:
1. Цель нового свободного воспитания -создание самостоятельной, критически мыслящей личности, истинно образованного, свободного человека, развитие внутренней природы ребёнка, косвенное содей-
ствие внешнему развитию ребёнка. «Высшая цель воспитания - освобождение ребёнка в воспитании свободного человека, то есть человека, умеющего стоять на своих собственных ногах, имеющего свою волю и ум, могущего сказать гордое: я так хочу и я так думаю, несмотря на то, что решение его воли и его мысль стоят в резком противоречии с тем, что хочет большинство, что хотят те, в чьих руках сила, власть, могущество» [3, с. 53].
Если обозначить цели нового свободного воспитания современной К.Н. Вент-целю школы, то система воспитания выражается в следующих «несвободных» глаголах: «влиять», «наставлять», «обучать», «внушать», «расставлять», «силком ловить», «направлять», «улавливать», «подчинять», «не понимать», цели воспитания старой школы преследуют цели авторитарной педагогики, «старого социального строя капиталистического хозяйства и наёмного труда» (К.Н. Вентцель), школы, дающей насильственное воспитание, воспитывающей удобного человека, школы-фабрики, школы-каторги, школы-темницы, греха духовного вырождения человечества. Свои цели свободного воспитания К.Н. Вентцель выражает другими «свободными» глаголами: «распутывать», «рвать», «освобождать», «уклоняться от давления», «подстрекать», «побуждать», «освобождающе влиять», «полагать», «предлагать», причем два последних глагола из перечисленных педагогом выделяются как основные, главенствующие в постановке воспитательных целей. Воспитательные цели новой свободной шко-
лы К.Н. Вентцеля, выраженные в исходной концепции нового свободного воспитания, призваны воспитать свободную, самостоятельно мыслящую личность, воспитать особое «я» в человеке, воспитать «права личности», в которых ярко преобладает индивидуальное над социальным, поскольку социальное воспитание -это рабское воспитание. Каждый ребёнок должен стать личностью, ярко выраженной индивидуальностью, свободной творческой личностью. К.Н. Вентцель, не сомневаясь в определённом влиянии социума на человека, ставит под сомнение необходимость абсолютной власти общества над индивидуумом в период его детства и малолетства. Система воспитания по К.Н. Вентцелю учитывает природу каждого индивидуума, поскольку система воспитания существует для детей, а не наоборот. Система воспитания направлена на изучение природы, индивидуальности ребенка, тщательное наблюдение (понимание потребностей ребенка), предоставление свободы.
2. Чтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы К.Н. Вентцеля. Чтобы достичь «храма человеческого совершенствования», нужно пройти «освобождение» трудом. Основа системы нового свободного воспитания - новая свободная школа, в будущем призванная заменить университеты и высшие школы, в которой через труд можно достичь высшего идеала -высшего типа человека (рисунок 1).
Рисунок 1 - Система воспитания К.Н. Вентцеля
Принципиально важными в системе воспитания К.Н. Вентцеля являются принципы системы воспитания новой свободной школы (рисунок 2):
1. Школа, приспособленная к условиям жизни, к ребёнку, к его индивидуальности.
2. Трудовой фактор воспитания - детский производительный труд, фактор развития, переворачивающий всю существующую систему воспитания. Производительный детский труд носит практические, воспитательные, развивающие, духовные, обучающие цели. Через труд ребёнок работает над самим собой, вырабатывает необходимые черты характера, которые позволяют руководить собой, приучает ребёнка обходиться без взрослых, воспитывает внутреннюю дисциплину. Через труд достигаются высшие цели воспитания - освобождение от цепей духовного рабства. Новая школа получает статус трудовой купальни, способной дать истинное образование, где производительный труд тесно связан с обучением.
3. Свобода ребёнка - всё воспитание направлено на освобождение ребёнка, но его индивидуальная свобода должна быть равной свободе другого члена общества, свободно подчинённой законам, вытекающим из условий воспитывающего обучения. «Свобода - возможность делать всё, что не наносит ущерба физическому и духовному развитию ребёнка и не вредит другим людям. Больше других границ быть не должно». [8, с. 13]. Общество и учителя - лишь добровольные помощники детей.
4. Авторитет (закон). К.Н. Вентцель выделяет понятия личного и высшего авторитета. Понятие личного авторитета должно быть уничтожено из школьной и семейной жизни, любой личный авторитет должен стать безличным. Высший авторитетом для человека и общества является авторитет неписаного закона, который одинаков для всех. Общение может быть воспитывающим, только если оно подчиняется высшему авторитету, то есть
закону, который является основным. Закон - это истинный авторитет, который составляет душу формы общения людей
друг с другом. «Непонимание этого закона ведёт к олицетворению его в личностях» [4, с. 14].
Рисунок 2 - Принципы системы воспитания
5. Субъекты воспитательной деятельности. Воспитательная система создаётся усилиями всех субъектов педагогической деятельности. Большая роль отводится детям как руководителям и инициаторам воспитания новой свободной школы, которые наравне со взрослыми должны решать организаторские и педагогические вопросы. Запросы ребёнка ставятся К.Н. Вентцелем превыше всего. Школа так же, как и общество, организуется, подстраивается под индивидуальные запросы ребёнка. В области воспитания устраняется родительское и учительское самодержавие, приветствуется только совместная деятельность детей и родите-
лей. Педагогам предлагается роль посредников в области получения образования, родителям - роль содействующего фактора в этой области.
Учителя - это лишь посетители школы, «дорогие товарищи общего дела», обеспечивающие личное свободное духовное общение. Активное участие в системе предлагается людям или организациям, которые отпускают средства на образование.
Труды К.Н. Вентцеля позволяют выделить 6 основных отличий современной педагогу «старой» школы, препятствующей свободному развитию личности, от Дома свободного ребенка (см. таблицу).
Таблица - Шесть отличий старой школы от Дома свободного ребёнка
Современная школа Дом свободного ребёнка К.Н. Венцеля
1. Даёт начатки пережеванных, пассивно добытых знаний и книжный интеллект 1. Развивает волю путём свободы действий и самостоятельного творчества, умения наблюдать, вопрошать
2. Рассказывает о мнимых науках 2. Способствует физическому и духовному развитию человека
3. Не обеспечивает связь между наукой и жизнью 3. Знания имеют практическую основу, «учение вытекает из жизни»
4. Воспитывает пассивное, поверхностное отношений к жизни 4. Активно накапливает знания путём их добычи, активного приобретения, наблюдения
5. Воспитывает полуобразованных людей внешней показной культуры 5. Процесс воспитания превращается в процесс самовоспитания
6. Оказывает обезличивающее и нивелирующее влияние 6. Использует индивидуальный личный опыт как источник дальнейшего развития человечества
Проанализировав труды К.Н. Вентцеля «Дом свободного ребёнка», «Освобождение ребёнка», «Отделение ребёнка от государства и декларация прав ребенка», «Этика и педагогика творческой личности», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», автор приходит к нескольким выводам:
1) великой целью системы воспитания остаётся признание семьёй, обществом, школой, государством право на освобождение ребёнка. Свобода ребёнка - это высший идеал, ограниченный лишь свободой другого человека;
2) единственным признанным авторитетом является закон;
3) система воспитания и образование аполитичны, «делу образования не должна мешать политика» [8, с. 5], отделены от государства, только тогда они будут доступными для реформ. Невмешательство государства (государство лишь временное необходимое зло, власть одного
человека над другим, форма соединения людей, основывающаяся на насилии, самая большая темница, гробница духа: «тюрьма остаётся тюрьмой, даже если на ней золотые решетки» (отделение школы от государства), мешающее истинному воспитанию, полностью устраняется из системы воспитания);
4) дело воспитания должно быть передано в руки общества. Школа является местом осуществления самых высоких общечеловеческих идеалов, которое получит господство над сторонами социальной жизни, следующей интересам истинной общественности. Старая школа -это орудие для осуществления тех или иных задач данного момента, арена политических мнений и страстей, орудие в руках господствующих классов для достижения классовых целей. Образование и воспитание новой школы должны затрагивать интересы всего общества в целом. Школа должна быть приспособлена к
условиям жизни, к данной личности, к национальным особенностям.
«Будущее России чревато многими неожиданностями», - писал в своих трудах К.Н. Вентцель. [8, с. 9] Проведённый анализ системы воспитания К.Н. Вентце-ля показал, что теоретическая разработка системы воспитания свободной личности, предложенная К.Н. Вентцелем своим потомкам-педагогам, и её практическое осуществление имеют достоинства и недостатки. Во-первых, она теоретически совершенствует всех субъектов воспитания, ставит гуманистические цели воспитания, усиливает организующую роль общества, но не учитывает практический государственный заказ, налицо отсутствие чётко разработанной теоретической базы системы воспитания для работы конкретного образовательного учреждения, нет практических инструкций по выявлению индивидуальных особенностей личности, чётко поставленной цели и стратегии приближения к идеалу совершенного человека. Эти недоработки не позволили К.Н. Вентцелю до конца осуществить свои практические педагогические планы. К.Н. Вентцель теоретически пытался передать дело воспитания в свободные руки общества, избавиться от насилия, заданности в области воспитания, поскольку, по мнению педагога, свободный, творческий ребёнок или молодое поколение - это путь к грядущей свободе всех, путь к «профессии Человека вооб-
ще», содействие гармоническому и духовному развитию человека.
Идеал системы воспитания К.Н. Вентцеля показывает, что теория должна быть чётко связана с практикой, практика проверяет и подтверждает или не подтверждает теорию, помогает укрепить процесс стабилизации воспитательной системы, проверяет её теоретические положения на практическую прочность.
Список использованных источников
1 Богуславский М. В. Жизнь и педагогические идеи К.Н. Вентцеля / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Вестник унта Российской академии образования. 2003. № 2. С. 134-158.
2 Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу / К. Н. Вентцель. М. : Тип. торг. дома А.П. Печковский, А.П. Буланже и К°, 1906. 291 с.
3 Вентцель К. Н. Дом свободного ребёнка (как создать свободную школу) / К. Н. Вентцель. М. : Земля и фабрика, 1923. 60 с.
4 Вентцель К. Н. Освобождение ребёнка / К. Н. Вентцель. М. : Земля и фабрика, 1923. 20 с.
5 Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания / К. Н. Вент-цель. М. : Типолитография В. Рихтер, 1896. 47 с.
6 Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. М. : Земля и фабрика, 1923. 149 с.
7 Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка / К. Н. Вентцель. М. : Тип. Т-ва Кушнарев и К°, 1918. 16 с.
8 Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / К. Н. Вентцель. М. - Пб. : Голос труда, 1923. 103 с.
9 Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности (проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) / К. Н. Вентцель. М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911. 388 с.
10 Семенова Н. В. Генезис понятия «воспитание» в отечественной педагогике / Н. В. Семенова // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 91-95.
11 Семенова Н. В. Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Семенова. Хабаровск, 2006. 494 с.
12 Семенова Н. В. Отечественное гуманитарное знание о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности (конец XIX - начало XX в.) / Н. В. Семенова // Гуманитарный вектор. 2008. № 4. С. 84-93.
13 Семенова Н. В. Ребёнок - субъект социальной жизни и воспитания : историко-педагогическое обоснование / Н. В. Семенова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2006. № 2. С. 46-53.
14 Юдина Н. П. Дом свободного ребёнка - грандиозный педагогический эксперимент / Н. П. Юдина // Историко-педагогический журнал. 2016. № 4. 12 с.
15 Юдина Н. П. Развитие гуманистической демократической традиции в отечественной педагогике 70-х годов XIX века - начала XX века : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Юдина. Хабаровск, 2004. 440 с.
16 Юдина Н. П. Проблемы исследования историко-педагогического процесса в свете особенностей постнеклассической рациональности (конец XX в.) / Н. П. Юдина. Хабаровск : ТОГУ, 2016. 126 с.