Научная статья на тему 'Теория ступенчатых опор скольжения с несжимаемой и сжимаемой смазкой'

Теория ступенчатых опор скольжения с несжимаемой и сжимаемой смазкой Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
LUBRICANT LAYER / VISCOSITY / PRESSURE / DENSITY / REYNOLDS''S EQUATIONS / SPLINES / PETROV''S NUMBER / СМАЗОЧНЫЙ СЛОЙ / ВЯЗКОСТЬ / ДАВЛЕНИЕ / ПЛОТНОСТЬ / УРАВНЕНИЯ РЕЙНОЛЬДСА / СПЛАЙНЫ / ЧИСЛО ПЕТРОВА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Емельянов А.В., Емельянов И.А., Зенкина И.А.

На основе уравнений Рейнольдса для тонких слоев вязкой ньютоновской жидкости найдены законы распределения давления в несжимаемых и сжимаемых несущих слоях ступенчатой опоры. Для достижения физически более ясного сравнения смазочных свойств и несущей способности двух разных смазочных сред использована плоская модель ступенчатой опоры. Получены алгоритмы вычисления подъемной силы и жесткости обоих смазочных слоев, позволяющие перейти к постановке и решению задач оптимизации безразмерных геометрических параметров и сравнительных интегральных характеристик гидродинамических и газодинамических ступенчатых опор скольжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Емельянов А.В., Емельянов И.А., Зенкина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of step support of sliding with the incompressible and compressed lubricant

On the basis of Reynolds's equations for thin layers of viscous Newtonian liquid laws of distribution of pressure are found in the incompressible and compressed bearing layers of a step support. For achievement of physically clearer comparison of lubricant properties and the bearing ability of two different lubricant environments the flat model of a step support is used. The algorithms of calculation of carrying power and rigidity of both lubricant layers allowing to pass to statement and the solution of problems of optimization of dimensionless geometrical parameters and comparative integrated characteristics of hydrodynamic and gasdynamic step support of sliding are received.

Текст научной работы на тему «Теория ступенчатых опор скольжения с несжимаемой и сжимаемой смазкой»

Теория ступенчатых опор скольжения с несжимаемой и сжимаемой смазкой

А.В. Емельянов, И.А. Емельянов, И.А. Зенкина Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана

Аннотация: На основе уравнений Рейнольдса для тонких слоев вязкой ньютоновской жидкости найдены законы распределения давления в несжимаемых и сжимаемых несущих слоях ступенчатой опоры. Для достижения физически более ясного сравнения смазочных свойств и несущей способности двух разных смазочных сред использована плоская модель ступенчатой опоры. Получены алгоритмы вычисления подъемной силы и жесткости обоих смазочных слоев, позволяющие перейти к постановке и решению задач оптимизации безразмерных геометрических параметров и сравнительных интегральных характеристик гидродинамических и газодинамических ступенчатых опор скольжения. Ключевые слова: смазочный слой, вязкость, давление, плотность, уравнения Рейнольдса, сплайны, число Петрова.

Введение

В статье [1] изложены характерные физические процессы, протекающие в несжимаемых и сжимаемых смазочных слоях опор скольжения разного типа, в том числе и ступенчатых опор, введенных в 1918 году Рэлеем. В то время в продолжении замечательной работы Жуковского и Чаплыгина [2] плоские модели подшипников скольжения рассматривались только потому, что пространственные задачи гидродинамической теории смазки были слишком сложны и практически неразрешимы традиционными аналитическим методами. Сегодня плоские модели привлекают наше внимание по другой причине: они более всего пригодны для изучения физических процессов, протекающих в несжимаемых и сжимаемых смазочных слоях. Вместе с тем, за прошедшее столетие мы научились формулировать и решать задачи оптимизации геометрии несущего слоя, а это требует излагать теорию в безразмерном виде как для несжимаемого, так и для сжимаемого смазочного слоя. В этом смысле современная теория не только газодинамических, но и гидродинамических опор скольжения представляет более совершенный этап развития науки о подшипниках скольжения.

и

/////////////, V////////////

И+а

И

X

1. Интегральные характеристики ступенчатой опоры с несжимаемой

смазкой

На рис.1 схематически представлен ступенчатый

подшипник протяженностью

/ = /| + /2, где /| - протяженность

" V ^2

, п ~ глубокого слоя, а /о - мелкого.

Рис. 1. - Ступенчатый подшипник скольжения с ' 2

движущейся нижней стенкой смазочного слоя г г

Обозначив глубину ступени

символом а при толщине тонкого слоя к, введем относительную глубину

ступени у и относительную протяженность глубокого слоя ® по правилу

а , и 1 /1 ч

Г = ~-, г = = (1)

к + а 1 +12 I

В статье [3] выведены уравнения Рейнольдса для тонкого вязкого слоя ньютоновской жидкости в произвольных ортогональных криволинейных координатах. Эти уравнения имеют один и тот же вид для капельной жидкости (несжимаемая среда) и для газа (сжимаемая среда). Для ортогональной прямолинейной системы координат, введенной как показано на рис. 1, эти уравнения выглядят так:

др д2Ух др

— = ц—х, 0, (2)

дх дп дп где р - давление, О - динамический коэффициент вязкости.

Второе уравнение (2) означает, что давление не зависит от переменной п. Это позволяет проинтегрировать первое уравнение по переменной п и получить равенство

¥х = 2- ОТ + С> + С2> (3)

2^ ах

в котором константы С1 и С2 должны соответствовать граничным условиям

¥х = V при п = 0; ¥х =

0 при п = к + а - для глубокого слоя,

(4)

0 при п = к - для мелкого слоя.

Рассматривая соотношения (3) и (4) совместно, находим зависимость скорости частиц слоя от расстояния п от нижней стенки к + а - п п (к + а - п) ф1

?

(5)

Vxl = V■

Vx 2 = V

к + а 2л

к - п п (к - п) ф2

ёх

к 2л ёх

В этих соотношениях индекс 1 соответствует глубокому слою (-/1 < х < 0), а индекс 2 - мелкому (0 < х < 12).

Пусть Q\ и Q2 - объемные расходы несжимаемой смазки в

соответствующих областях слоя через участок подшипника шириной /. Справедливы очевидные равенства

к+а

к

Ql = / | Vxldn, Q2 = /V2ёп .

0 0

После интегрирования находим:

ч3

(6)

а=/

V (к + а) (к + а) ф 2 12л ёх

Q2 = /

Vк к ёр2

2 12л ёх

(7)

Вследствие неразрывности течения эти расходы равны одной и той же величине Q. Поэтому, проинтегрировав первое равенство (7) по х в пределах от х = -/ до х = 0, а второе - от х = 0 до х = /2, найдем функции р1 (х) и

р2 (х) в форме

Р1 = Р0 +

/1 + х

6лV/ 12лQ

(к + а) (к + а )3

, Р2 = Р0 + - ±¡,(8)

/ I к

к3

В этих выражениях р0 - давление на открытых границах смазочного слоя, т.е. при х = -/1 и х = /2.

Введем безразмерное давление P и безразмерную координату И по правилу

Pi = А/Ро, P2 = PilPo, 4 = Ф, (9)

где p0 - давление на открытых границах опоры (4 = -г и 4 = а). Теперь функции (8) преобразуются к безразмерному виду

12 pQ

Pi = 1 + ( +4)

Л 2 12 mQ з ЛИ--^fv

P0h3

, P2 = 1 + (4-а)

Л —

PoO

(10)

Новые безразмерные параметры имеют следующий смысл

. 6pVl h л l2 л , /11Л

Л = , v = --= 1 -y, а =, =1 -г. (11)

h + a l

В зарубежных публикациях по газовой смазке © именуют параметром сжимаемости. Но этот термин не соответствует его физическому смыслу уже потому, что он совершенно естественно появился в безразмерных давлениях в несжимаемых смазочных слоях (8). На самом деле © - это важнейший критерий подобия в гидродинамической теории смазки, заложенной трудами Николая Павловича Петрова (1836-1920). Этот факт признан во всем мире, и мы предлагаем называть © числом Петрова. Если нам возразят, указав на отсутствие этого параметра в трудах Н.П. Петрова [4], мы отклоним это возражение. Дело в том, что само выделение © не является большим научным достижением, и сегодня едва ли кто-нибудь знает, в чьей работе впервые появился этот параметр. Чье-либо имя критерию подобия присваивается в память о человеке, внесшем крупный вклад в соответствующую отрасль науки. С этой точки зрения термин «число Петрова» для © (11) и справедлив, и физически более правилен, чем зарубежное название этого критерия подобия.

Заметим, что второе слагаемое в круглой скобке (10) тоже безразмерная

*

величина, которую естественно назвать безразмерным расходом Q . При этом объемный расход Q определится выражением

Q=р0к3 Q^

(12)

12ц

*

Приравняв Р и Р2 при % = 0, найдем выражение Q и окончательный вид функций Р1 (%) и Р2 (%):

а+гу Л ^ =-— Л.

а+г V

(13)

Р\ = 1 + Л6>0 (г +%), Р2 = 1 + Лв0 (а-%), в0 =

г уV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

' 3 '

а+гv

Подъемная сила Р, приложенная к выделенному участку подшипника, определяется так

Р = I

0

¡2

\(р\ - Р0 )ах + \(Р2 - Р0 )ах

-1

= Р4 2 Р *.

(14)

Здесь Р - безразмерная подъемная сила, определяемая выражением

р = Лв

0

а

¡(г +

= Лв.

(15)

где

в 1 2 г2+а2

в = ~аV -тт

2 а+г^

(16)

Однако опора с достаточной подъемной силой окажется неработоспособной, если у смазочного слоя не будет необходимой жесткости К, определяемой как производная Р по к с противоположным знаком. Введем относительное изменение толщины смазочного слоя к по правилу

С = (к - к )Д), к = к (1+С), (17)

где Н0 - номинальное значение к, при котором желательно иметь наилучшие характеристики опоры.

*

Теперь введем безразмерную жесткость К по правилу

К = Р^ К *, К * = . (18)

к0 сС^

Остается ввести зависимость числа Петрова Л и безразмерной функции в от £. Пусть Л0 - нормированное число Петрова

6ц¥1 Л= Л 0 Р0к0' (1 + £)

Л 0 , Л = -^. (19)

Легко проверить справедливость соотношений

' = *> = Т+-' V = 1 -Го. V1 -Г = 1>,(20)

1 + ^ К + а 1 + ^

которые полностью определяют зависимость в (16) от ^ • Понятно, что

*

безразмерная жесткость К должна вычисляться как центральная производная

л

К* = р' ((-Д()-Р' (С + ДС) (2!)

2А^

Для практических расчетов в качестве А£ годится 0,005. 2. Интегральные характеристики газодинамической ступенчатой опоры

В подшипниках скольжения, использующих жидкостные смазки, смазочный слой не является изотермическим по протяженности. Например, в ступенчатой опоре (рис.1) тонкий слой (0 < х < 12) будет нагреваться сильнее,

чем слой в области ступени. Вязкость жидкостей с ростом температуры всегда уменьшается, в то время как вязкость газов при повышении температуры возрастает, хотя и очень слабо. В этом состоит одно из важных преимуществ газовой смазки: в то время, как в жаркую погоду жидкостная смазка вытекает из зазора подшипника, а в сильный мороз она густеет,

затрудняя вращение, газодинамические подшипники одинаково хорошо работают и в жару, и в холод. Это свойство газов позволяет считать течение газа в рабочем зазоре подшипника изотермическим, когда плотность р пропорциональна давлению p

р = bp, (22) где b = const.

Выражения (5) для скоростей сохраняют силу, но объемные расходы (6) должны быть заменены массовыми

с bp h

Qi = bpj J Vxidn = bPah0

0

h

Q2 = bPll JVx 2dn =

12^

bpl hi

Л0^Pi -V-Pif

v v d4

Л 0 (1 + £)p2-(1 + z)3 P2dp

(23)

12л I ^ 2 4 2¿4

Истинный массовый расход газа Q связан с безразмерным расходом 0* равенством

Q

bp2gh03 Q*

12л Q ,

(24)

где ра - атмосферное давление.

Поскольку 01 = 02, то из равенств (23) и (24) вытекают уравнения

dP

d4

^ v2

* Л

Л

vQ с3 P

dP2 Л Q

2-Л, с = 1 + д.

(25)

' ¿4 еъР2

Уравнения (25) должны интегрироваться численно методом Рунге-Кутта от открытых границ (4 = -г и 4=а) до ступени (4 = 0).

Связь (14) между подъемной силой Р и безразмерной подъемной силой

* *

Р сохраняется, хотя выражение Р выглядит иначе

v и

F* =J(p -P0)d^ + J(P2 -P0)d4.

(26)

0

- г

Эти интегралы должны вычисляться по формуле Симпсона на основе сеточных функций Р1 (4) и Р2 (4), найденных из уравнений (25).

Заметим, что при несжимаемой смазке интегральные характеристики подшипника не зависят от давления окружающей среды, что и позволяет вводить безразмерное давление делением истинного давления Р на давление окружающей среды р0. В газодинамических подшипниках и подъемная сила,

и жесткость несущего слоя существенно зависят от давления окружающей среды. Поэтому

Р = Л/Ра , Р2 = Р2/Ра , Р0 = Рс/Ра * 1,

где Ра - атмосферное давление.

Выражение (21) для безразмерной жесткости К * сохраняет силу, но связь между К и К * выглядит несколько иначе

К = К *. (27)

К0

Нелинейные уравнения (25) содержат неизвестную величину О. И хотя ее, казалось бы, нетрудно найти, минимизируя невязку р1 (4 = 0)- Р2 (4 = 0)|, однако это возможно только при условии, что

начальное приближение Q* мало отличается от истинного. В противном случае при численном решении уравнений (25) возникнут серьезные проблемы. Попробуем найти начальное приближение О*, аппроксимировав функции Р1 (4) и Р2 (4) сплайнами

Р = Р, + а1 (г -4) + а2 (г -4)2, Р2 = Р0 + \ (а-£) + Ь2 (а-^,(28) где а1, а2, Ь1, Ь2 - неизвестные константы. Как видно, условия на открытых границах рабочего зазора (Р1 (4 = - ) = Р0, Р2 (4=а) = Р0) в выражениях (28) уже соблюдены.

Необходимо найти еще пять уравнений для определения четырех коэффициентов (28) и безразмерного расхода 0*.

Первое уравнение следует из условия равенства функций (28) при 4 = 0 (рис.1). это уравнение выглядит так:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г а1+г2 а2 =аЬ1 + а2Ь2. (29)

Еще два уравнения получим, записав дифференциальные уравнения (25) на открытых границах, т.е. при 4 = -г и 4=а соответственно.

а =у2Л--к=-Л + ^—, с = 1 + £. (30)

1 С Р0 с3 Р0

Четвертое и пятое уравнения найдем, записав дифференциальные уравнения (25) по обе стороны от ступени (4 = 0)

а, + 2г а2 =у2Л--3 ~ . , Ь + 2аЬ2 = -Л+ 3 , . . (31)

1 2 С Р1 (0) 1 2 С Р2 (0)

Здесь Р1 (0)

и Р2 (0) - безразмерные давления при 4 = 0 . Поскольку они

3

равны, то, умножив второе уравнение на V , а затем сложив его с первым, получим:

а1 + 2г а2 + V3 (Ь1 + 2аЬ2) = v2Л - vъЛ.

Подставив сюда а1 и Ь1 (30), получаем простое уравнение, связывающее коэффициенты а2 и Ь2

г а2+аv3Ь2 = 0. (32)

Совместное рассмотрение уравнений (29) и (30) приводит к другому уравнению, связывающему эти же коэффициенты

¥0&

г2а2-а2Ь2 = -(а+Гv2)Л+ , ¥0 =а+ Гvъ. (33)

с Р0

Из уравнений (32) и (33) находим аЬ2, которое нам вскоре понадобится

, а +г у2 . О

аЬ2 =-Л-&-. (34)

—0 &Р0

Во втором уравнении (31)

Р2 (0) = Р0 + аЬ1 + а2Ь2 = Р0 + -Л, —1 = аг V —0, поэтому оно приводится к виду

о*

& = ((0 + —1А)(ЛЛ + Ь + 2аЬ2). (35)

&

Вторая скобка этого уравнения преобразуется с использованием равенства (34) и выражения Ь1 (30) и принимает вид

О*

Л + Ь + 2аЬ2 =2—А--Р, —2 =(а+гу2)1—0. (36)

& Р0

Совместное рассмотрение уравнения (35) и первого равенства (36) позволяет получить начальное приближение отношения О*/&3, содержащегося в уравнениях (30)

О* =—2 Л( Рр +—1А) & 1 + —Л/ 2 Р0 .

Итак, алгоритм нахождения интегральных характеристик газодинамического ступенчатого подшипника включает в себя численное решение двух дифференциальных уравнений первого порядка (25). Различные попытки линеаризовать нелинейные уравнения для давления в смазочных слоях любых газодинамических подшипников давно исчерпали себя, оказавшись малоэффективными. Однако прямые численные методы решения двумерных краевых задач газовой смазки [6, 7] чрезвычайно трудоемки и до сих пор не годятся для решения задач оптимизации с большим числом оптимизируемых параметров.

Многочисленные преимущества подшипников со спиральными канавками [1, 5, 6, 7-12] не означают, что они всегда могут применяться вместо опор другого типа. Например, если конструктивные особенности изделия требуют

использовать узкую кольцевую опору, то спиральные канавки окажутся

малоэффективными. В этом случае ступенчатая опора будет работать лучше.

Рис. 2. - Геометрия узкого ступенчатого подшипника с четырьмя автономными опорными элементами Но она должна иметь вид, изображенный

на рис.2. Глубокий слой выделен темным фоном. Ширина его должна уменьшаться по мере приближения к ступени, чтобы боковые выступы расширялись и сокращали утечки сжатого газа из области повышенного давления.

Заключение

Изложенный метод расчета интегральных характеристик ступенчатой опоры с несжимаемой и сжимаемой смазкой является основой для вычисления оптимальных геометрических параметров и исследования различных физических факторов на работу подшипника скольжения. Эти результаты будут представлены в следующей статье.

Литература

1. Емельянов А.В., Емельянов И.А., Зенкина И.А. Анализ физических процессов, протекающих в смазочных слоях газодинамических подшипников // Инженерный вестник Дона. 2017. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4458.

2. Жуковский Н.Е., Чаплыгин С.А. О трении смазочного слоя между шипом и подшипником // Труды Отделения физических наук Общества любителей естествознания, т.ХШ, вып.1. 1906. С. 24-33.

3. Емельянов А.В., Емельянов И.А., Зенкина И.А. Уравнения Рейнольдса для тонкого слоя вязкой среды в произвольных криволинейных ортогональных координатах // Инновационная наука. 2016. №11-3. С. 1623.

4. Петров Н.П. Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы. АН СССР, 1948. 550 с.

5. Емельянов А.В., Емельянов Л.А. Нелинейная теория прецизионных радиально-осевых подшипников с газовой смазкой и анизотропной геометрией // Известия АН СССР. Механика жидкости и газа. 1983. №6. С. 1116-124.

6. Емельянов А.В., Степанчук В.И. Нелинейные эффекты в газодинамических подпятниках со спиральными канавками // Машиноведение. 1983. №4. С. 91-100.

7. Винокуров В.Н., Емельянов А.В. Специфические эффекты в работе радиальных газостатических подшипников при большой эксцентричности // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2007. №1. С. 109-115.

8. Зенкина И.А. Математическое моделирование газодинамических подшипников со спиральными канавками: дис. ... канд. физ-мат. наук: 05.13.18. Калуга, 2004. 262 с.

9. Зенкина И.А. Интегральные характеристики гладкого цилиндрического подшипника с дросселирующей щелью // Южно-Сибирский научный вестник. 2015. №4(12). С. 31-35.

10. Зенкина И.А. Главный момент сил сопротивления в газодинамическом подшипнике со спиральными канавками // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2548.

11. Yemelyanov, A.V. and Yemelyanov I. A, 1999. Physical models, theory and fundamental improvement to self-acting spiral-grooved gas bearings and visco-seals. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology, 4(V. 213): pp. 263-271.

12. Emel'yanov, A.V. and Emel'yanov I. A, 2000. Theory of binary spiral-grooved gas bearings. Fluid Dynamics, 3(V. 35): pp. 351-360.

References

1. Emeljanov A.V., Emeljanov I.A., Zenkina I.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2017. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4458.

2. Zhukovskij N.E., Chaplygin S.A. Trudy Otdelenija fizicheskih nauk Obshhestva ljubitelej estestvoznanija, t.XIII, №1. 1906. pp. 24-33.

3. Emeljanov A.V., Emeljanov I.A., Zenkina I.A. Innovacionnaja nauka. 2016. №11-3. pp. 16-23.

4. Petrov N.P. Gidrodinamicheskaja teorija smazki. Izbrannye raboty [Hydrodynamic theory of lubrication. Selected works]. AN SSSR, 1948. 550 p.

5. Emeljanov A.V., Emeljanov L.A. Izvestija AN SSSR. Mehanika zhidkosti i gaza. 1983. №6. pp. 1116-124.

6. Emeljanov A.V., Stepanchuk V.I. Mashinovedenie. 1983. №4. pp. 91-100.

7. Vinokurov V.N., Emelyanov A.V. Problemy mashinostroeniya i nadezhnosti mashin. 2007. №1. pp. 109-115.

8. Zenkina I.A. Matematicheskoe modelirovanie gazodinamicheskikh podshipnikov so spiral'nymi kanavkami [Mathematical modeling of gasdynamic bearings with spiral flutes]: dis. ... kand. fiz-mat. nauk: 05.13.18. Kaluga, 2004. 262 p.

9. Zenkina I.A. Juzhno-Sibirskij nauchnyj vestnik. 2015. №4 (12). pp. 31-35.

10. Zenkina I.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2548.

11. Yemelyanov, A.V. and Yemelyanov I. A, 1999. Physical models, theory and fundamental improvement to self-acting spiral-grooved gas bearings and visco-seals. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology, 4(V. 213): pp. 263-271.

12. Emel'yanov, A.V. and Emel'yanov I. A, 2000. Theory of binary spiral-grooved gas bearings. Fluid Dynamics, 3(V. 35): pp. 351-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.