Научная статья на тему 'Теория сетевого общества М. Кастельса: теоретикосоциологический анализ'

Теория сетевого общества М. Кастельса: теоретикосоциологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26187
3346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория сетевого общества М. Кастельса: теоретикосоциологический анализ»

Теория сетевого общества М. Кастельса: теоретикосоциологический анализ

Социологические науки

Птицына С. С.

С начала 90-х годов XX столетия распространение информационных и коммуникационных технологий приобрело всеобъемлющий масштаб, при этом скорость их распространения превысила все допустимые ожидания. Развитые страны, а затем и часть развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества. в современных условиях не только предприятия нуждаются в решении задач управления на качественно новом уровне, но и государство также осознает необходимость незамедлительного реагирования на экономическую ситуацию, складывающаяся на рынке в настоящее время.

Мануэль Кастельс — один из наиболее титулованных социологов мира, автор нескольких десятков книг, изданных во многих странах мира. Он представляет ту часть исследователей, которые в 80-е годы XX столетия сконцентрировали свое внимание на изучении современного этапа общественного развития в рамках логики концепции постиндустриального общества.

Его работы посвящены анализу фундаментальных изменений, происходящих в настоящее время и вызванных принципиально новой ролью информационных технологий в современном мире. Несмотря на то, что социальные сети существовали всегда, проблема сетей и сетевого общества в XXI веке приобретает особую актуальность. Кастельс сформулировал теорию, которая позволяет оценить последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой жизнедеятельности, на современный мир.

Разграничивая понятия «информационное общество» и «информациональное общество», М. Кастельс приходит к выводу, что в настоящее время в мире наблюдается переход к новому типу общества, отличному от ранее существовавших. Поэтому употребление термина «информационное общество» для характеристики современности является некорректным, т.к. ранее, на протяжении многих столетий, все общества использовали информацию1. Выделение такого понятия, как «информациональное общество» необходимо, так как оно указывает на становление знания и информации в качестве основного источника производительности2. Причем основной чертой подобного типа общества является сетевая логика его структуры. По мнению М. Кастельса, сети так же, как и информация, не являются специфической чертой, характеризующей общество XXI века. Но они, как и информация, в настоящее время приобретают совершенно иную роль и в ряде сфер занимают доминирующее положение. Сетевое общество — общество, социальная структура которого преимущественно основана на сетях, которые активизируются новыми информационными технологиями

1. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. - Wash., 1977.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество

и культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

и достижениями микроэлектронной революции. Социальная реальность в современном обществе имеет «сетевой характер» благодаря массовому распространению технологии Интернет. Сети обладают внутренней структурой, причем власть в сетевых организациях все больше увеличивается, и сетевые структуры не только дают возможности для развития, но и зачастую выстраивают ограничения для дальнейшего эффективного функционирования.

Появление глобальной или информациональной экономики характеризуется возрастающей ролью информации, которую необходимо быстро обрабатывать и эффективно использовать. Кроме того, важной чертой современной экономики является ее глобальное распространение. Экономика нового типа — это плод развития индустриальной экономики, для которой отличительной чертой является приоритет информации и знания3. Кастельс полагает, что индустриальная экономика исчерпала свои возможности, поэтому ее необходимо трансформировать посредством создания информациональной экономики для преодоления возросшей вероятности обвала существовавшей ранее экономической системы. в информациональную эпоху происходит кардинальная трансформация сферы труда. Для труда в современном обществе характерно сокращение занятости в промышленной сфере, рост деятельности, которая требует высокого уровня образования квалификации, а, следовательно, рост профессиональных и технических рабочих мест и др. в сетевом обществе, так же как и во всех остальных, существовавших ранее, неравенство не исчезает. Напротив, в современном обществе наблюдается возрастание высшего слоя и в то же время увеличение так называемого социального дна. Важной чертой трансформации труда является рост рабочей силы, отличающейся гибкостью формирования рабочего времени и предпочтением неполной занятости.

В современном мире происходит размытие границ государств и суверенности. Это связано с ростом процесса глобализации. М. Кастельс полагает, что в связи с подобной тенденцией вскоре появится новая форма государства — сетевое государство. Причем основные политические стратегии в новом типе общества сосредоточены в средствах массовой информации, а властные отношения напрямую зависят от управления процессами коммуникации.

Институт семьи также претерпевает значительные изменения. Несмотря на то, что для большинства ценность семьи до сих пор имеет большое значение, данный социальный институт кардинально трансформируется. Патриархальный тип семьи в современном обществе находится в глубоком кризисе, что коренным образом меняет демографическую структуру развитых стран, которых данный процесс охватил в полном масштабе.

3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Всероссийский журнал научных публикаций, май 2011

55

Идеологема социальной ответственности

Хваловская Н. О.

Для современного общества характерно появление новой культуры: культуры реальной виртуальности. Это обусловлено сильнейшим воздействием информационных технологий. Под реальной виртуальностью понимается система, в которой материальное и символическое существование людей полностью погружено в «установку виртуальных образов». М. Кастельс полагает, что самостоятельность средств массовой коммуникации довольно ограничена. Прочность власти напрямую зависит от контроля СМИ, которые воздействуют на поведение и сознание людей. Особенно значимым является тот факт, что в связи с развитием Интернета и кабельного телевидения происходит дифференциация и сегментация аудитории. Кроме того, распространение Интернета способствует развитию новой формы общения, характеризующейся массовостью и самостоятельностью4.

Также важным является то, что новые коммуникационные и информационные технологии, которые являются совершенно необходимым инструментом разнонаправленных изменений, наблюдающихся в последние десятилетия, не являются их основной причиной. Становление сетевого общества в значительной степени обусловлено историческими событиями.

Список использованных источников

1. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. - Wash., 1977.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления

об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Castells M. Communication Power. - USA: Oxford University Press, 2009.

Информация об авторе

• Птицына С.С. // студент МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет, г. Москва.

4. Castells M. Communication Power. - USA: Oxford University Press, 2009.

В рыночной экономике встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель.

Предпринимательство представляет собой комплексное социально-экономическое явление, включающее такие непременные атрибуты как экономическую активность и самостоятельность, направленную на целесообразную и инновационную деятельность с целью организации производства и предложение рынку такого товара или услуги, которые бы вызвали на рынке интерес и принесли предпринимателю прибыль.

Возникновение и развитие института предпринимательства на Западе оказало революционизирующее воздействие на общество и человека. Феномен предпринимательства распространил свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей.

Со временем стали выделять еще и социальную функцию предпринимательства. Социальная функция предпринимательства способствует прогрессу технологий, техники, науки, организации производства, повышению качества продукции и снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, создает основы богатства людей и общества в целом. Фигура предпринимателя в современной рыночной экономике неразрывно связана с понятием ответственности. Ответственность перед государством, обществом, партнерами. Под ответственностью понимают отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. [1]

Подход, в основе которого — приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции социальной ответственности бизнеса. в основе этой концепции лежит идея о том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные положения данной концепции сложились в 30-е годы XX века, однако ее теоретические истоки уходят корнями в учения А.Смита [2] и Д.Риккардо.

Считается, что само понятие «социальной ответственности бизнеса» в его современном смысле появилось в1992 года в Рио-де-Жанейро. Ряд транснациональных компаний, объединились под эгидой Всемирного Делового Совета по Устойчивому Развитию (World Business Council for Sustainable Development) и предложили программу саморегулирования. Именно с 1992 года в большинстве развитых стран все более широкое распространение получает точка зрения, в соответствии с которой частные компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.