В. А. Козлова, канд. экон. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский юридический институт -филиал Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА В ФИЛОСОФИИ М. КАСТЕЛЬСА
В статье рассматриваются проблемы воздействия информационного общества на современного человека, представленные в работах М. Кастельса, его основные идеи в отношении образа человека, а также категориальный аппарат, применяемый в исследовании, и положения об информационных технологиях как инструменте развития общества. Обоснована возможность определения информационального общества как общества сетевых структур, в которых положение человека в системе трудовых отношений существенно изменяется. Раскрыты подходы М. Кастельса к исследованию изменений в практике труда. В частности, анализируются положения о повышении гибкости и подвижности трудовых ресурсов, что связано с изменением рынка труда, который становится более организованным. В статье также рассматриваются особенности трансформации физического пространства индивида в процессе труда под воздействием формирующегося общества сетевых структур. Обращается особое внимание на индивидуализацию человеческой деятельности в результате осознания индивидом себя как социально самостоятельного субъекта и разрыва или ослабления множества социальных связей. Затрагиваются вопросы изменения связки «пространство — время» применительно к трудовой деятельности и иной социальной активности человека в информациональном обществе.
Ключевые слова: информациональное общество М. Кастельса, информационные технологии, образ человека, экономическая антропология информационного общества, трудовые ресурсы, индивидуализация, общая рабочая сила, общество сетевых структур.
Среди современных авторов, занимающихся исследованием влияния информационных технологий на развитие общества, особое место занимает Мануэль Кастельс, работы которого посвящены рассмотрению фундаментальных цивилизационных процессов. Посредством анализа экономических и социологических исследований других авторов и статистических данных ученым была разработана целостная теория, в которой были раскрыты фундаментальные последствия научно-технической революции.
Экономику нового типа Кастельс характеризует как информациональную и глобальную. Информациональной экономика становится из-за того, что конкурентоспособность и производительность агентов зависят от способности создавать, обраба-
тывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальность экономики вытекает из того, что все виды экономической деятельности и их составляющие начинают организовываться в глобальном масштабе — либо напрямую, либо посредством разветвленной сети информационной инфраструктуры, связывающей всех субъектов экономики1. Термин «информациональная экономика» подчеркивает концептуальный подход Кастель-са, а применение данного понятия в связке «глобальный — информациональный» раскрывает особенность исследования современного общества.
С этим подходом сложно не согласиться, так как современная глобальная сеть стала результатом революции в сфере информационных технологий, она создала ма-
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
териальную основу для глобализации экономики. Сами информационные технологии стали не просто инструментом, но процессом развития, постепенно стирающим грань между пользователем и создателем. Сеть Интернет становится ярким примером внедрения данных процессов в жизнь, и в этом случае пользователь демонстрирует возможность держать технологию под контролем. Эти изменения приводят к формированию нового соотношения между социальными процессами создания и обработки символов и способностью производить и распределять товары и услуги2.
Представленные изменения не могли не оказать воздействия на человека, чье поведение, роль и место также начинают трансформироваться. Кастельс отмечает, что для индивида всё большее значение приобретает образование. Действительно, исследованные Кастельсом статистические данные свидетельствуют о том, что система производства в развитых странах базируется в первую очередь на группе образованных людей в возрасте от 25 до 40 лет. Соответственно, деятельность индивидов, не входящих в указанную группу, не оказывает значительного влияния на развитие общества, а следовательно экономика перестает нуждаться в двух третях человеческих ресурсов. Но логичный, на первый взгляд, вывод о том, что указанные тенденции ведут к росту безработицы, Кастельсом отвергается. Он отмечает, что низкий уровень заинтересованности экономики в данном виде трудовых ресурсов не угнетает индивидов, а становится стимулом к развитию. Начинает наблюдаться индивидуализация труда, гибкость и подвижность работы, а сам рынок труда становится всё более сегментированным с точки зрения социальной структуры.
Однако такой взгляд М. Кастельса на экономическую деятельность индивидов кажется довольно спорным в связи с тем,
что указанные индивиды, не входящие в социальный базис экономики, особенно в возрастном аспекте, далеко не всегда способны к адаптации к новым условиям. Более того, в отношении ряда социальных групп принцип гибкости практически не может быть реализован, что связывается со спецификой их базовой профессии или индивидуальных особенностей. Но в вопросах сегментиро-ванности необходимо согласиться, что рынок труда становится всё более специфичным в профессиональном отношении.
В своих работах Кастельс исследует не только экономические изменения и формирование информациональной/ глобальной экономики, но и зарождение нового информационального общества, рассматриваемого им в культурно-историческом аспекте. Новое общество становится специфической формой социальной организации. В нем источником власти и производительности становятся технологии, позволяющие генерировать, обрабатывать и передавать информацию. Представленные технологии начинают проникать во все сферы жизни человека — от экономической деятельности до обычной повседневной активности.
Деятельность человека в обществе начинает подчиняться логике сетевой структуры. Ученый считает, что сетевая структура нового общества формируется как сеть, сплетенная из власти, опыта и производства, которые вкупе создают культуру виртуальности. В целом, жизнь человека в информациональном обществе Кастельс рассматривает с позиции «человек как фактор труда». Особенностью анализа Кастельсом вопросов, связанных с деятельностью человека, становится отказ от использования стандартных приемов. Он не рассматривает деятельность человека через категории полезности и рациональности. Его подход заключается в рассмотрении изменения трудовой деятельности человека в информациональном обществе.
Исследованные Кастельсом статистические данные свидетельствуют о том, что система производства в развитых странах
базируется в первую очередь на группе образованных людей в возрасте от 25 до 40 лет. Соответственно, деятельность индивидов, не входящих в указанную группу, не оказывает значительного влияния на развитие общества, а следовательно экономика перестает нуждаться в двух третях человеческих ресурсов.
Обращая значительное внимание на изменения в экономической системе и развитие информационного капитализма, ученый задается вопросом о том, что происходит с такой категорией, как труд3. В отличие от мно-
гих авторов, Кастельс склонен считать, что в новом обществе работа остается в избытке, а сами работники не исчезают в пространстве финансовых потоков. В современном мире существует большое количество рабочих мест, а структура занятости изменяется, включая в себя большую группу самозанятых, число которых превосходит показатели предыдущих периодов.
Обращаясь к опыту современной экономической истории, можно выделить ряд ключевых периодов, оказавших значительное влияние на изменение структуры занятости и ее специфики. И в первую очередь необходимо обратиться к периоду, когда произошло присоединение женщин к оплачиваемому труду, что повлекло изменение структуры занятого населения. Но в отличие
И в первую очередь необходимо обратиться к периоду, когда произошло присоединение женщин к оплачиваемому труду, что повлекло изменение структуры занятого населения. Но в отличие от ожидаемых роста безработицы, увеличения высоты циклических колебаний и иных отрицательных показателей, фактическое состояние экономики было совершенно иным. Новая группа трудящихся была поглощена рынком без особых затруднений.
от ожидаемых роста безработицы, увеличения высоты циклических колебаний и иных отрицательных показателей, фактическое состояние экономики было совершенно иным.
Новая группа трудящихся была поглощена рынком без особых затруднений. На современном этапе происходят подобные же трансформации. Информационные технологии оказывают воздействие на рынок труда, однако их влияние не провоцирует роста безработицы и сокращения рабочих мест.
Кастельс считает, что уровень занятости будет сохраняться, но изменениям подвергнется сущностное наполнение процесса труда, что вполне соответствует тем идеям, которые были описаны выше. От человека потребуется изменение своей трудовой деятельности в связи с вовлечением в производственные процессы информационных технологий. И в этих условиях более выгодные позиции будут занимать те, кто способен быстрее адаптироваться к новой ситуации. Следовательно,
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
вопросы гибкости трудовых ресурсов про должают оставаться на ключевых позициях.
Кастельс рассматривает феномен че ловека сквозь призму труда. Для него человек — это в первую очередь работник, выполняющий определенные операции. Отталкиваясь от рассмотрения связки «труд — капитал», исследователь приходит к выводу, что в современном мире наметился некий разрыв, характерный для нового общества. Капитал становится глобальным, а человек, как носитель фактора труда, остается на локальном уровне. Причем сам локальный уровень разрывается, сегментируется. Индивид отрывается от реальности. В результате формируется новая социальность, которую Кастельс называет сетевой социальностью. В этих условиях человек переносит свои основные связи в виртуальную среду, которая позволяет поддерживать имеющиеся, даже слабые, коммуникации, а также формировать новые. В человеке начинает развиваться индивидуализм, который проявляется во всех сферах жизни, в том числе и в экономической деятельности. Индивид, окруженный Сетью, начинает самостоятельно определять специфику своей трудовой деятельности, программировать свою занятость. Этот феномен Ка-стельс назвал «самопрограммируемой рабочей силой».
Но процесс перехода на самопланирование затрагивает не всё общество. В первую очередь к данному процессу подключаются люди, реализующие свою основную трудовую активность в Сети. Те же, кто не подвергся изменению, названы Кастель-сом «общей рабочей силой». В эту группу входят люди, не имеющие базы для саморазвития в силу уровня образования, профессии или личностных качеств. Хотя и та и другая группы обладают общим для них свойством, которое называется «гибкость».
Индивид, окруженный Сетью, начинает самостоятельно определять специфику своей трудовой деятельности, программировать
свою занятость. Этот феномен Кастельс назвал «самопрограммируемой рабочей силой».
Продолжительность рабочего дня перестает быть фиксированной, а рабочее место практически теряет свой первоначальный смысл. Человек начинает работать тогда и там, где ему удобно и где есть доступ к Сети. Телеработа становится частью жизни индивида.
Технологии информационального общества позволяют расширять трудовой процесс во времени и пространстве. Занятость с жестко запрограммированным графиком отходит на второй план, чему способствует развитие Интернета. Сеть дает человеку все возможности для реализации значительного списка потребностей. Но часть из них не может быть удовлетворена = через виртуальную систему полностью. Так, сферы образования и здравоохранения имеют высокий уровень развития только в крупных городах. Мегаполисы также концентрируют на своей территории капитал, более высокую оплату труда и потенциал для развития. Всё это формирует новую волну урбанизации, когда массы людей размывают границы мегаполисов и делают территорию подчиненной Сети.
Физическое пространство, в котором работает человек, значительно увеличивается, что приводит к изменению рабочих графиков. Продолжительность рабочего дня перестает быть фиксированной, а рабочее место практически теряет свой первоначальный смысл. Человек начинает работать тогда и там, где ему удобно и где есть доступ к Сети. Телеработа становится частью жизни индивида.
Исходя из положений, представленных в работах Кастельса, можно прийти к выводу, что новое общество рождает множество новых проблем, которые придется решать человечеству. Это вопросы управления Интернетом, наличие исключенных из сети, проблема развития способностей к обработке информации и генерации знаний. Исследователь отмечает также, что транс -формация трудовых отношений приводит к изменению механизма социальной защиты. Регулятивные способности общества сводятся к минимуму, а технологии могут выйти из-под контроля человека. Учиты-
вая все эти факты, мы заключаем, что ин-формациональное общество нельзя назвать идеальным, оно ставит перед человеком новые проблемы, механизм решения которых практически отсутствует. Однако основные из них — рассмотренные в статье — позволяют определить дальнейшие направления развития современного общества и сформировать философские и экономические подходы к решению сложных вопросов через призму трансформации человека, его образа, поведения и роли в новой социально-экономической системе.
Литература
1. См. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. / под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУВШЭ, 2000. С. 81.
2. См. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева / под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 42.
3. См. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л. Иноземцева). М., 1999. С. 501.
HUMAN AND ECONOMICS IN THE PHILOSOPHY BY M. CASTELLS
V. A. Kozlova, Candidate of Economics, Docent, department of humanitarian and socio-economic sciences, Rostov Institute of Law, branch of Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Rostov-on-don, Russia,
This article considers the influence problems of information society formation on modern human presented by works of M. Castells. It considers the main ideas by M. Castells about human's image and categorial apparatus applied in the research. There are standings about information technologies as a tool for society's development. It is substantiated the possibility of the approach application to information society as society of network structures where human's position changes in the system of labor relations. The approaches of Castells to labor practice changing research are discovered. In particular the work analyses the standings about flexibility and mobility rising of labor resources connected with labor market changes which is becoming more organized. The article also considers the peculiarities of individual's physical space transformation in the process of labor under the influence of network structures' forming society. Special attention is paid to human's activity individualization as a result of individual's understanding as socially independent subject and rupture or weakening of many social links. Some questions are focused on changing of space-time combination applying to labor activity or other social activity of human in the information society.
Key words: informational society M. Castells, information technology, image rights, economic anthropology of the information society, human resources, individualization, the total workforce, society networking.
References
1. Castells M. Informatsionnaia epokha: ekonomika, ob-shchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow, GUVShE, 2000. 608 p.
2. Castells M. Galaktika Internet: Razmyshleniia ob Internete, biznese i obshchestve [The Internet Galaxy: Reflec-
tions on the Internet, Business and Society]. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ., 2004. 328 p. 3. Novaia postindustrial'naia volna na Zapade. Antologiia [New post-industrial wave in the West. Anthology]. Moscow, Academia Publ., 1999. 640 p.