Научная статья на тему 'Теория развития морального субъекта Л. Колберга'

Теория развития морального субъекта Л. Колберга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10208
1098
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бровкина А. Р.

В статье рассматривается динамическое развитие морального субъекта в рамках теории Лоуренса Колберга. Представлены систематизация шести основных ступеней в динамике морального субъекта, различные уровни морального развития личности. Три этапа в генеалогии морали индивида есть три ступени развития морали всей истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория развития морального субъекта Л. Колберга»

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СУБЪЕКТА Л. КОЛБЕРГА

© Бровкина А.Р.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматривается динамическое развитие морального субъекта в рамках теории Лоуренса Колберга. Представлены систематизация шести основных ступеней в динамике морального субъекта, различные уровни морального развития личности. Три этапа в генеалогии морали индивида есть три ступени развития морали всей истории человечества.

Современная этика в исследовании морального субъекта подходит с точки зрения динамики его развития. Это позволяет получить более полную картину, а значит, приводит к более плодотворным результатам исследований. Но параллельно с «динамичным» подходом в этики существует еще и другой подход - «статичный». Данный подход развивался в лоне традиционной этики и до сих пор господствует в морали повседневности, например это можно видеть в оценочном статичном варианте разнополярных отношений «хороший - нехороший», «нравственный - безнравственный».

Но «классический» подход при решении большинства задач, встающих перед современным человечеством, не удовлетворяет исследователей в полной мере: многие моральные феномены, характеризующие людей на разных этапах их жизни, так и остаются неразгаданными. Традиционной этике сложно определить, чем обусловлены и как динамически формируются те или иные стороны и выражения нравственного поведения (совесть, жадность, справедливость, эмпатия, прощение и др.). Подобными вопросами обычно занимается психология. Однако важно понимать, что данная проблематика отнюдь не исчерпывается психологическим подходом, который игнорирует социальную и культурную среды в развитии субъекта.

Это понимал и американский психолог Лоуренс Колберг (1927-1987). Внимательно изучив работы другого знакового психолога XX в., швейцарца Жана Пиаже [см., напр.: 3], предложившего операциональную концепцию интеллекта на основе эмпирического наблюдения детей и подростков исключительно в психологическом и логическом ключе, Л. Колберг настаивает на несостоятельности такого подхода и предлагает новый - уже на почве собственных исследований (20-летние исследования американских мальчиков) [4]. Новизна идеи Л. Колберга состоит в том, что моральное сознание субъекта претерпевает трансформации, обусловленные его физиологическим, социальным и образовательным ростом.

Итог исследований Л. Колберга - систематизация шести основных ступеней в динамике морального субъекта, которая может быть представлена следующим образом [5]:

Доконвенциональный уровень:

1. Ориентация на награду и наказание (Obedience and punishment orientation).

2. Инструментально-релятивистская ориентация (Self-interest orientation).

Конвенциональный уровень :

3. «Межперсональное поглаживание» (Interpersonal accord and conformity).

4. Стадия «закона и порядка» (Authority and social-order maintaining orientation).

Постконвенциональный уровень:

5. Легалистская ориентация на социальный договор (Social contract orientation).

6. Ориентация на универсальный этический принцип (Universal ethical principles).

Прежде всего Л. Колберг выделяет три важнейших уровня морального развития личности: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. На каждом уровне - две стадии, своеобразных ступени, по которым моральный субъект «спускается» и «поднимается» в своем развитии. При этом важно подчеркнуть, что перепрыгнуть через одну и более ступенек в развитии невозможно. Также маловероятен регресс, спуск по обозначенной лестнице вниз.

Доконвенциональный уровень, по мнению Л. Колберга, характерен в основном для детей [4].

Первая стадия (1) уровня, по мнению Л. Колберга, основана на чувственном постижении мира и проявляется у человека в возрасте 0-3 лет. Масштабы «хорошего» и «плохого» понимаются здесь в плане физических и чувственных последствий действий (награда, наказание). Правильное, хорошее действие то, которое позволяет избежать наказания. Стоит также отметить, что моральные стандарты, проникая на данной стадии в сознание субъекта, не подвергаются какой-либо критике и рефлексии со стороны последнего.

Вторая стадия (2) характерна для детей дошкольного возраста. Субъект уже понимает, что представляют собой нормы и правила морали, однако продолжает подчиняться традиционным нормам поведения, соответствующим определенным ролям личности. Правильно то, что удовлетворяет чьи-либо потребности, при этом сами человеческие отношения понимаются как обменные («почешите мою спину, и я почешу вашу» [4]).

Первые две ступени характеризуются жестко выраженной моралью, привнесенной извне. Об этой морали мы узнаем от других, а не вырабатываем в себе самих [1, с. 51]. Разумеется, и среди взрослых людей могут встречаться индивидуумы, остановившиеся, скажем, на второй стадии, однако сам Л. Колберг в своих исследованиях на это практически не ссылается, «вверяя» доконвенциональный уровень преимущественно детям.

На втором - конвенциональном - уровне самоцель субъекта проявляется в исполнении ожиданий кого-либо (семьи, группы, нации) без оглядки на очевидные последствия. Эта установка определяется, во-первых, конформизмом, а во-вторых, идентификацией с личностью или группой, которые выступают в качестве носителей определенного порядка.

Первую стадию (3) на этом уровне можно обозначить как «межперсональное поглаживание». Под хорошим поведением понимается такое, которое нравится другим. Субъект полностью растворяется в стереотипном представлении о поведении большинства, к которому он принадлежит. На данной ступени, по мнению Л. Колберга, живет большинство людей (чаще всего это выражается в желании не быть «белой вороной», выскочкой, стремиться к жизни по шаблонам и т.п.) [5].

Вторая стадия (4) обладает ярко выраженной ориентацией на закон и порядок. Правильно то, что законно, что прописано в уставах и кодексах. Нарушение закона, отход от каких-либо авторитетных норм является показателем безнравственного поведения. Другими словами, здесь наблюдается поддержание социального порядка ради него же самого, никакого осмысления и обоснования нравственных норм-законов в принципе не предполагается: не нужно думать, где добро, а где зло, где хорошо, а где плохо - все уже прописано заранее. Кстати, все это касается и религиозных законов [5].

Прежде чем перейти к рассмотрению стадий третьего, постконвенционального уровня, следует сказать пару слов о ступени, названной Л. Колбер-гом «стадией 4,5». Здесь происходит осознание несовершенства внешне установленных законов, однако внутренние законы еще не простроены. Субъект понимает, что внешние законы - это формальность, правильность доказать которую очень и очень непросто. Однако заменить их в данной ситуации нечем, поэтому большинство решений человек принимает исходя из чувств, чисто произвольно и субъективно. Это опасная, кризисная ситуация для субъекта. Сам Л. Колберг приписывал «стадию 4,5» студентам, поступившим в колледж [6].

Третий уровень, постконвенциональный, характеризует официальную мораль развитых обществ [1, с. 50].

На первой стадии (5) проявляется так называемый социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества, при этом считается правильным уважать права других и социальные соглашения, личные оценки и мнения воспринимаются как относительные. Отсюда особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы, референдумы и т.д.). Зрелая демократия, по мнению Л. Колберга, находится как раз на данной стадии [1, с. 51].

На второй стадии (6) данного уровня и высшей в классификации американского ученого правильное определяется на основании решения совести в

созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть логически взаимосвязаны, универсальны и логически непротиворечивы. Эти принципы абстрактны (как, например, категорический императив Канта). Речь идет об универсальных принципах справедливости, взаимности и равенства человеческих прав, принципах уважения достоинства людей как индивидуальных личностей.

Таким образом, можно заключить следующее. Мораль на первом и втором уровнях является для человека чем-то внешним, на третьем же она выводится из самого субъекта [1, с. 51]. Третий уровень нравственного развития представляет наибольший интерес потому, что на этом уровне человек задается вопросом об обоснованности моральных норм, которых он придерживается: действительно ли правильно то, что мое общество считает правильным? а не могут ли люди моего общества ошибаться? почему я должен соглашаться с тем, что мои родители велели мне считать правильным или неправильным, или почему я должен соглашаться с тем, что законодатели предложили мне считать правильным или неправильным? откуда они знают?

Выделение трех этапов в генеалогии морали поддерживают и другие философы. Так, К.-О. Апель и Ю. Хабермас, разрабатывая концепцию этического дискурса в глобализирующемся обществе, прибегают к исследованиям Л. Колберга о стадиях нравственного развития. Они экстраполируют выводы Л. Колберга на развитие морали во всей истории человечества, утверждая, что традиционное общество находится на доконвенциональном уровне развития морали, общество модерна (индустриальное общество) -на конвенциональном, а глобализирующееся общество выходит на постконвенциональный уровень развития [2, с. 32-33].

Таким образом, можно заключить, что теория развития морального субъекта Л. Колберга уже вызвала определенный отклик в различных научных кругах и продолжает вызывать определенный интерес и у психологов, и у социологов, и у философов в любых вопросах, так или иначе касающихся этики, социализации и процессов развития человека. Знакомство с данной теорией также может быть интересно и широким массам, желающим лучше разобраться в себе и своем нравственном поведении.

Список литературы:

1. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / Р.Т. Де Джордж. - М.: ИГ «Прогресс», ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

2. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - 382 с.

3. Пиаже Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История зарубежной психологии. Тексты. - М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета, 1986. - 344 с.

4. Kohlberg Lawrence. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment // Journal of Philosophy. - 1973. - 70.

5. Kohlberg Lawrence, T. Lickona, ed. Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach, Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues. - Rinehart and Winston, 1973.

6. Kohlberg Lawrence. A Longitudinal Study of Moral Judgment: A Monograph for the Society of Research in Child Development. - The University of Chicago Press, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.