13. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. № 3.
М. А. Короткова Московский гуманитарный университет Научный руководитель - к.ю.н., доцент И. В. Кузьмина
ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Начиная с самых седых времен, государство остается предметом любопытства и огромного интереса. Представленная работа посвящается актуальному направлению в юриспруденции, а именно теориям происхождения государственности и правовых явлений. Значимость рассмотрения вопросов по теориям констатируется необходимостью регулирования взаимоотношений как внутри государства, так и за его пределами. Данная позиция выделяется активным развитием государственных и общественных, а вместе с тем, мировых связей. Обозначается важность государственного управления и правового упорядочения жизнедеятельности общества и государства в целом. Государство тревожит умы великих мыслителей и философов. Одни раскрывают государство через политическую призму, другие видят государство юридическим объединением. Государства бесподобны и неподражаемы. Теории происхождения государства объединены одним рефреном - отсутствием общепринятого государственного понятия. Государство и право не могут существовать автономно друг от друга. Трудно представить, как государство становится видным, не имея принципиальных правил, - общеобязательного порядка ведения жизнедеятельности, - и как существует право, не подкрепленное государственной опекой. Обозначается необходимость раскрытия явных человеческих связей, предшествующих правовым. Позиция исследования сужается в формировании общества по отношению к правовой организации для юстировки правоотношений. Несмотря на гору предлагаемых теорий происхождения государства, удается отфильтровать самое важное и значимое. Юристам непонятно, о чем спорят создатели рассматриваемых теорий: любая из тех концепций гибнет от голословности и необоснованности. А понятие государства, главного законодателя, в правовой сфере крайне важно: в нем выражается суть и смысл юридической профессиональной деятельности.
Ключевые слова: государство; политика; право; общество; мировое сообщество; теории происхождения государства.
Мы ходим по бриллиантам: по легенде суперконтинент Пангея, в недрах которого спрятаны драгоценности, разделился под влиянием природных сил на несколько частей; и расплылись земли, как сыры по маслу, занимая свое почтенное место. Возможно, этим объясняется зарождение человека одновременно на всех континентах, а не на одном или двух из них. Но это не доказано. С
280
высоты птичьего полета видны горы, леса, поля, меженные земли, города, поселения, суды на воде... Каким образом человеку удалось достичь данных позиций, если учитывать его древнейшее состояние, именуемое дикостью и варварством? Все это принадлежит государствам: не осталось места на планете, которого бы оно не коснулось, - где заканчивается одно государство, там начинается другое. Начиная с Платона и Аристотеля, Сократа и Гераклита, человек вступает в жаркие дискуссии по поводу государственных процессов и явлений. Учения Гераклита Эфесского заполняется его собственными познаниями о мире, обществе и богах.
Отмечая об этике и политике, Гераклит поясняет ученикам, что в целом «цель жизни - удовлетворение» и во всем нужна мера . Так что же есть государство, и каково его предназначение? Государство - великое человеческое творение, высшая форма организации человеческой жизнедеятельности и общения. История насчитывает более десятка теорий и концепций, оговаривающих государственную единицу, однако, не существует единой точки зрения. Бездна теорий завуалирована отсутствием неизменного, устойчивого государственного понятия.
Всеми поступками человека руководствуют жизненные потребности, потомственная способность и соперничество, что подтверждают конфликтологи выработанной теорией конфликтов. Куда бы ни шел, чего бы ни совершал человек - указанные аспекты являются первопричинами его движения. История тщательно фиксируется в памяти государств, и не всегда взгляды и точки соприкосновения государств пересекаются. Да, совершенно верно, подход к данной теме остается исторический, ибо начать нужно с него. Историческим подходом выводится на поверхность очевидного история возникновения и развития исследуемых явлений и процессов. Историю, несомненно, изменяли и переписывали, но во благо народа. Однако дьявол кроется в деталях. Населенные города (есть еще города мертвые - нежилые и безлюдные по известным причинам) выполняют экономическую, социальную, культурную, а также политическую функцию общества. Но не все города осуществляют политическую задачу. Политические вопросы решает столица сформировавшегося государства с очерченными границами.
Будь то радостная печаль или ненавидящая любовь, но мало найти бриллианты - нужно уметь придать им ценность. Ценности формируются не только материальные: на фоне удовлетворения первичных потребностей (теория конфликтов), выделяются духовные источники. И между людьми возникают многообразные связи и взаимоотношения. Человек воплощает общение-связь с миром через культуру: традиции и обычаи, музыку, архитектуру, живопись, изобретения. Шедевры духовного мира становятся национальным, а затем мировым достоянием по широте позитивного действия и влияния. Помимо государств существует более мощная система человеческого общения - мировое сообщество, потребности и интересы которого растут вне зависимости от отдельной страны или десятка стран. Поэтому зачастую государство, союзы государств действуют в интересах всего человечества: все позитивные и шершавые явле-
ния нужно принимать должным образом и не противиться им - они, несомненно, результат прошлых лет и событий. Это эпоха Просвещения, золотые века литературы, капитализм, стремительное распространение цифровых технологий и тд..
Необходимость изучения государства заключается в глубоком и насыщенном поиске государственных закономерностей, функций и ориентиров государственных отображений. Государство - закономерный процесс? У всех государств имеется территория, религия, власть. Почему Япония - самое дорогое государство, а Швейцария - самое богатое? Почему в Белоруссии и Сингапуре нулевая преступность, а в других уголках планеты достигает дикого апогея? Почему римляне смогли создать государственность, а кельты нет? Существуют ли причины и объяснения данным феноменам? Чтобы умело и грамотно управлять государством, необходимо учитывать государственные особенности.
Никто из нас не эксергичен предвосхитить будущее, оно стохатично. Обернувшись на эпохиальный опыт, сейчас мы в силах лишь предполагать. Возможно ли, что государство безусловно и соприкасается со штабельными законами, не поддающимися маневрированию, но должно принимаемые к сведению для позитивной результативности? Современники преисполнены желанием вдосталь ощутить доподлинность бытия о себе и своих предках и иметь радение о своих поколениях. «Я бы не был сам собою, если бы не искал в науке удовлетворение, которое невозможно без неутомимого, длительного труда, поисков и счастливых мгновений научных озарений» , - писал о себе дедушка Фрейд.
Целью исследования остается раскрытие предмета изучения и уточнение пробелов в изобилии существующих теорий происхождения государства. Несомненно, они существуют для идентификации государственных дефиниций. «Он итальянец, но он не совершенен», - сказал однажды один мой старый друг. Умение слушать никогда не порицается и даже приветствуется: многие из нас хотят что-то сказать, быть услышанными, оставить след в истории человечества и принести ему пользу, но реакция на конфликты разного рода обнажает натуру. Правильная постановка диагноза способствует успешному лечению и выздоровлению, поэтому предлагается правильное представление об окружающих вещах и явлениях.
Исследуемые теории происхождения государства соответствуют научным подходам и принципам изучения государства. Они охватывают большой временной и пространственный кругозор и имеют единоличную аргументацию. Но при познании государства недостаточно создания и реферирования собственной теории. Идеальной теорией будет та, которой находится истинное и многократное применение. К примеру, теорема Пифагора насчитывает сотни доказательств, что подтверждает ее истинность и реальность, а затем применимость: она успешно проектируется на материальный мир. Или теорема Ферма, изначально не имеющая заверения, которая позднее была подтверждена. В геометрии существует масса практичных теорий, имеющие удостоверение. Заметим, что в ней важны не столько числа, сколько свойства и возможности углов и па-
раллелей. Геометрия строит дома и здания. Различение подделки от подлинника формирует идеалы. Отсутствие доказательств не является доказательством их отсутствия, о чем упоминает известный афоризм.
Иерархия теорий происхождения государства начинается с давних времен: с течением времени они дополняют или опровергают друг друга или вносят изменения и новые поправки. И это неудивительно: мир растет и развивается. Теории начинаются с мистических и религиозных концепций и заканчиваются более узкими трактовками. Каждая из них выполняет определенную функцию и назначение. В конце нашего исследования напрашивается вывод, что государство и общество - все же раздельные понятия (но не одно целое, как в теологической теории происхождения государства Фомы Аквинского), и только вместе они имеют возможности и могущество.
Первоначальные концепции говорят о нераздельности государства и общества. Стоит задуматься, что имелось в виду данной трактовкой, потому что без доказательств они являются исключительной философией, но существующая независимо от принятия или признания. Содержание и назначение данных теорий не парадоксальны: вначале человеческой истории насчитывалась необходимость в мире и объединении, и данное предназначение божественные и мифологические теории отлично выполняли. Затем следуют патриархальные и патерналистские тенденции, то есть подразумевается эволюция власти бога к власти отца.
Далее теории становятся более реалистичными и налагаются на реальных людей. Позже историческое время требует от человека более цивилизованного подхода к человеческим и гражданским взаимоотношениям на основе свободы и равенства (естественно-правовая теория). Государство принимает видимые черты (результаты прошлых лет дают о себе знать), и его сравнивают с живым организмом (органическая теория Герберта Спенсера). Настало время для оправдания классовых расхождений и эксплуатации человека (марксистская теория). Но последняя принимала экономические обороты, нежели правовые, поэтому вдогонку к ней обосновались психологические и насильственные теории (Г. Тард, Л. И. Петражицкий, К. Каутский, Л. Гумплович). Ближе к нашим дням известны либертарно-юридическая, патримониальная, ирригационная, спортивная, демографическая теории. Либертарно-юридическая теория происхождения государства и права, которую предлагает Нерсесянц В. С., более всех отражает государственную сущность рассматриваемых явлений. Кому, как ни ему, известно, что такое государство, будучи рожденным на территории, сепа-ратирующей на территории другого государства, где на его глазах происходили конфликтные эпопеи. Он родился в центре событий, был очевидцем столкновений государственных основ. Однако его теория осталась неаргументированной.
Раньше книги были роскошью: богатые и знаменитые хранили переполненные громоздкие шкафы, а ценные книги разбирались как горячие пирожки. Прочитать хорошую книгу - как достать звезду с неба - узнать что-то, действительно, новое и стоящее. Через книги происходит невидимая беседа автора и читателя; здесь писатели делятся впечатлениями, цитируют друг друга, задева-
ют колкой фразой, вызывают на письменную дуэль: Антибернштейн, Анти-Дюринг, критика трудов и тд.. К диаспорам подобного рода Карл Каутский, сподвижник насильственной теории происхождения государства, выражает свое отношение так: «Мне тем легче будет молчать об этом споре, чем трудней и неприятней было участвовать в нем» . Каутский, наряду с Людвигом Гумпло-вичем и Евгением Дюрингом, утверждают, что государства есть результат завоеваний и порабощений. Карл Маркс и Фридрих Энгельс придерживаются материалистического понимания истории; хорошо разбираются в вопросах классового противоречия и пролетарской борьбы против «капиталистического ига» . Но на государство влияют также политические аспекты, которые капиталистами крайне редко задеваются и рекомендуются даже обходить . Зигмунд Фрейд по поводу теории марксизма замечает: «Хотя практический марксизм безжалостно покончил со всеми идеалистическими взглядами и иллюзиями, он сам развил иллюзии, которые также спорны и бездоказательны, как и прежние» .
Энгельс в собственном сочинении соглашается с тем, что обо всех явлениях, о которых бы хотелось говорить серьезно, нужно говорить обоснованно; он признает тот факт, что философам и ученым свои слова нужно уметь аргументировать: «Еще до того, как узнали, что такое род, Мак-Леннан, который больше всего приложил усилий к тому, чтобы запутать смысл этого понятия, доказал его существование...» . Также в подтверждение факта искоренения рода кельтов на современных территориях Ирландии и Шотландии Энгельс проговаривает: «.он (род) был в полном расцвете еще в середине прошлого столетия и здесь был также уничтожен только оружием, законодательством и судами англичан» .
Знакомство с Гербертом Спенсером, английским социологом и основоположником органической теории, связано с возникновением настоятельных вопросов: почему именно юриспруденции отводится право решать вопросы о происхождении государства, а не биологии или физике, например? Жизнь Спенсера двигалась от малого к сложному: от места учителя до исследователя и публициста. Государство им рассматривается как «социальный организм» . Его амплуа - подход органической аналогии. Этому подходу подвергается понятие государства и следующие из «позитивных позиций» . И более всего философ говорит об обществе, нежели о государстве .
Спенсер - противник социализма. Но он не рассматривает в своей теории силы, коими этот социализм устанавливается. Так же не предоставляет доказательств рассматриваемой концепции, как и марксисты. Не стоит также приравнивать государство с существованием бога, как Фома Аквинский, автор теологической концепции, предоставивший миру 5 доказательств существования бога, но не государства. То же самое касается и остальных существующих теорий происхождения государства. Все авторы не занимаются вплотную государственными явлениями, но озабочены другими вопросами. Может быть, государство являлось слишком очевидным фактом, чтобы его доказывать, но не сейчас - в условиях существования непризнанных государств, лжегосударств или формирования новых государств и тд.. Когда Солнце упадет на Землю, это
будет уже неважно, но пока все важно. Абсолютное и несомненное доказательство факта государства придает ему особенное и значимое статусное положение: у государств проявляются реальные права и обязанности и юридическая ответственность, а принятые соломоновы решения для цивилизованных своевременных рассмотрений споров и разногласий выполняются государствами на условиях равенства и справедливости, понимания и солидарности.
Государство не является ведущим звеном известных ученых в исследованиях, что приводит к ложному и искаженному представлению о государственных истоках и ожидаемому отсутствию аподексий. Вот она есть «обыкновенная Сократова ирония» . Теоретики говорят об одном и том же, но разными словами; развивают государственное понятие посредством усложненных конструкций и свободных умозаключений, поэтому существующие государственные определения достаточно размытые и двусмысленные, и никто не трудится над доказательствами. Теории происхождения государства долгое время комбинировались с теориями происхождения права для сокрытия юридической неточности. Известные концепции в большей степени мотивированные, однако, за отсутствием логических объяснений также отходят на второй план. Так что же должно выходить на первый? Не та ли теория, которая будет иметь неопровержимые доказательства? Истинной теорий считается та, которую нельзя опровергнуть.
Диссонанс единого государственного понятия на данный момент успешно отрицает настоящий генезис, доминанты и предназначение. Существующие теории возникновения государства тенденциозны, эскизны и абстрактны, дисгармонируют с принципами плюрализма и требуют доработки. Вместе с тем остается найти государственное определение: рекомендуются к использованию существующие государственные концепции при выделении основных признаков исследуемого предмета. Государство - некая субстанция, одновременно независимая и подчиняющаяся человеку, но в пределах, ибо только в своих интересах, что необходимо знать не только юристам.
Исследование расширяет круг возможных работ по соответствующей тематике. Данное изыскание достаточно объективно и беспристрастно, что крайне важно для рассмотрения государственных начал, где преобладающими к познанию являются исторический и правовой подходы для изучения и поглощения фундаментальных юридических наук. В итоге, ни одну из известных теорий о происхождении государства на данный момент нельзя назвать научно обоснованной, хотя есть вполне убедительные авторитетные высказывания, но этого не достаточно не только с точки зрения юриспруденции, но и с других ракурсов. Вырабатываемая теория о происхождении государства должна учитывать все преимущества и недочеты предыдущих теорий, найти себе достойное применение и быть применимой ко всем государствам без исключения. Однажды человек подарил людям право, настало время подарить право всем государствам.
Список использованных источников и литературы:
1. Гераклит Эфесский (2012) Все наследие: на языках оригинала и в рус. пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс». 416 с.
2. Каутский Карл (1923) К критике теории и практики марксизма («Анти-бернштейн»): пер. с нем.: доп. изд. / подгот. С. А. Алексеев. М.: Государственное Издательство. 302 с.
3. Платон, Аристотель (2003) Политика. Наука об управлении государством. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica. 864 с.
4. Спенсер (2004). - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 224 с.
5. Так говорил Зигмунд Фрейд (2015) / сост. И. В. Погорелова - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс. 96 с.
И. Н. Колпаков Московский гуманитарный университет Научный руководитель - к.ю.н., доцент И. В. Кузьмина
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
Аннотация. Конституционный суд занимает особе место в судебной системе Российской Федерации, является одним из средств защиты правосудия, соблюдения прав и свобод граждан. Вместе с тем, для дальнейшего развития правовой регламентации конституционного судопроизводства, необходимо основываться в том числе, и на исторических закономерностях, чему и посвящена представленная статья.
Ключевые слова: Конституционный суд, правосудие, судопроизводство, защита, история развития, эволюция.
Необходимость конституционного контроля в России, по мнению некоторых ученых, впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Правовой базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству.
В 1918 году принимается первая в истории нашей страны Конституция РСССР1. С этого момента можно говорить о реальном возникновении института конституционного контроля. Конституция в статье 10 объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отдала им всю власть в центре и на местах.
Следующим важным этапом было образование Советского Союза. 22 декабря 1922 года были утверждены Декларация об образовании СССР и Договор
1 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. №51. Ст. 582.