Научная статья на тему 'Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществе'

Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1776
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / коммуникативный акт / поколение / теория поколений / особенности поколений / communication / communicative act / generation / theory of generations / features of generations.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И. А. Немцев

В статье рассматриваются особенности коммуникативного акта различных поколений. Описывается сущность и основные элементы коммуникативного акта. Проводится обзор понятия поколение, а также рассматриваются критерии, позволяющие идентифицировать его. Характеризуется основные исторические и психологические отличительные черты поколений X и Y, а также их особенности в контексте коммуникативного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF GENERATIONS AS THE KEY TO UNDERSTANDING THE COMMUNICATION PROCESS IN SOCIETY

The article deals with the features of the communicative act of different generations. The essence and basic elements of the communicative act are described. The concept of generation is reviewed, and the criteria for identifying it are considered. The main historical and psychological features of generations X and Y are characterized, as well as their features in the context of the communicative act.

Текст научной работы на тему «Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществе»

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕСТВЕ

И.А. Немцев, магистрант

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10346

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативного акта различных поколений. Описывается сущность и основные элементы коммуникативного акта. Проводится обзор понятия поколение, а также рассматриваются критерии, позволяющие идентифицировать его. Характеризуется основные исторические и психологические отличительные черты поколений X и Y, а также их особенности в контексте коммуникативного акта.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативный акт, поколение, теория поколений, особенности поколений.

Общество есть сложнейшая коммуникативная система, представляющая собой далеко не только статичную сумму социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами.

Данные коммуникативные акты подразумевают собой минимальные единицы речевого взаимодействия говорящих, определяемые интенциями (направленность сознания, мышления на какой-либо предмет) и стратегией достижения целей общения. Каждая реплика диалога обусловливает ответную реплику собеседника, поэтому и реплика-стимул, и реплика-реакция в сумме представляют собой минимальную структурную единицу коммуникативного акта [1].

Содержательное изменение минимальных структурных единиц коммуникативного акта происходило на протяжении всей истории и детерминировалось множеством социальных, экономических, географических и иных факторов. В данной статье одним из факторов, обуславливающих содержательное изменение единицы речевого взаимодействия, будет рассматриваться смена поколений.

Системообразующим элементом коммуникации является информация - сведения об объектах и явлениях окружающей

среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы [2].

Коммуникация же представляет собой процесс обмена информацией, происходящий между двумя или несколькими субъектами [3]. Схема коммуникативного акта, рассматриваемого в данной статье, основывается на деятельностном полисубъектном подходе, включающем следующий элементы:

1. субъекты коммуникации - полноценные члены коммуникативного процесса и в пределах одной коммуникативной единицы выступающие как в роли коммуникаторов, так и в роли реципиентов;

2. кодирование - трансформирование и представление передаваемого сообщения в той форме, которая соответствует определенному каналу передачи информации;

3. сообщение - наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. Является формой предоставления информации, совокупностью знаков или первичных сигналов, содержащих информацию;

4. канал коммуникации - средство, с помощью которого сообщение передается от субъекта к субъекту коммуникации;

5. декодирование - действие по восстановлению первоначальной формы представленной информации, в процессе кото-

рого реципиент интерпретирует смысл сообщения;

6. обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя;

7. ситуативная рамка - внешние обстоятельства, влияющие на специфику общения;

8. цель субъекта коммуникации - присуща каждому субъекту коммуникации и именно она детерминирует содержательную часть передаваемой информации, а также оказывает влияние на межличностное взаимоотношение субъектов и продолжительность их коммуникации;

9. барьеры - препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению;

Поколение является не столько совокупностью коммуникативных субъектов, сколько собирательным образом основополагающих черт эпохи. Исходя из этого, поколение - совокупность индивидуумов, рожденных примерно в одно и то же время, следовательно, имеющих приблизительно одинаковый возраст и часто - определенное число общих или близких переживаний, занятий и опыта [4]. Теория поколений - это теория, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом и описывающая повторяющиеся поколенче-ские циклы.

Штраус и Хоув предлагают идентифицировать поколение, если оно соответствует трем критериям. Во-первых, представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху: они сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями, находясь на тех же жизненных фазах. Во-вторых, они разделяют определенные общие убеждения и модели поведения. В-третьих, зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения также будут разделять и чувство принадлежности к данному поколению [5].

Изначально теория поколений Штрауса и Хоува была направлена на изучение англо-американской истории, но она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Авторы данной концепции считают, что ценности поколений во всех странах схожи, так как присутствуют ключевые события и явления в мире (появление Интернета, распространение мобильной связи), общие для разных стран.

Хотя Штраус и Хоув считали, что смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру, весьма важно рассматривать данную теорию, опираясь на местные интерпретации особенностей Российских поколений. Так, психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов адаптировали теорию поколений исходя из вех российской истории [6]:

1. Поколение Х, родившееся в 19631984 годах.

2. Поколение Y или «миллениум», родившееся в 1985-2000 годах.

3. Поколение Z, МеМеМе, родившееся в 2000-2020 годах.

В настоящий момент поколение Z находится на пути становления как активного субъекта общественной жизни, по этой причине за основу рассмотрения особенностей поколений в процессе коммуникативного акта будут взяты поколения Х и У.

Ключевыми событиями, характеризующими эпоху поколения Х, являлись: продолжение холодной войны, перестройка, застой и падение социалистических режимов, открытие границ и свобода передвижения, глобализация, а также падение и последовавший рост экономики. Эти люди не привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Им чужд инфантилизм и упадничество, они - активны, сообразительны, их можно назвать «пробивными». Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям. Поколению Х свойственна высокая работоспособность и производительность, они настойчивы и

усердны. Для «людей X» важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага. Они стремятся быть успешными, но зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами. Основные качества людей, родившихся в период с 1964 по 1984 год: надежда на свои силы, прагматизм, индивидуализм, готовность к изменениям, способность работать над собой, стремление к саморазвитию в профессиональном плане, восприимчивость к критике, стремление к карьерному росту и продвижению, достижению высокого уровня жизни, высокая работоспособность, производительность, ответственное отношение к делу, толерантность и терпимость, способность к адаптации [7].

Основные события, характеризующие жизнь поколения Y: кризис 90-х годов, распад СССР, преступность, распространение интернета, кризис 2008 года, рост тарифов и цен на образование и жилье, появление социальных сетей, всеобщая доступность информации, онлайн технологии, усиление влияние брендов. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается от других поколений: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир - это немедленный рост. Это же считается и их недостатком. Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям. Основное отличие представителей группы Y от всех остальных — упорное нежелание взрослеть. Миллениумам свойственно постоянное оттягивание перехода во взрослую жизнь, инфантилизм, нежелание вступать в брак и заводить детей. Основные качества людей, родившихся в период с 1985 по 2000: оптимизм, общительность, уверенность в себе, подчиненность, не-

медленное вознаграждение, наивность и профессионализм в технике [8].

Субъектами коммуникации выступают представители поколений 1963-1984 и 1985-2000 годов и их отличительные особенности обусловлены характеристиками поколений, особенностями воспитательного процесса, географическим расположением (в категориях центр \ периферия) субъектов коммуникации, а также индивидуальными чертами личности.

Процесс кодирование, собственно, как и декодирования, не может носить особенного характера, так как универсален для всех субъектов коммуникации. Важным элементом является используемый код. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Канал передачи информации, в свою очередь, уже является достаточно специфичным для разных поколений, а, следовательно, сам факт применения определенных каналов, как и частота их использования, являются важными характеристиками для понимания коммуникативного процесса. Традиционно каналы коммуникации делят на естественные и искусственные. К первым относится вербальные и невербальные каналы, использующие средства, естественно присущие человеку. Техническое оснащение повседневной жизнедеятельности людей поколения Х не включало большой массив технологических новшеств, а после их появления частота их использования была сравнительно ниже, нежели у последующего поколения Y, что и обуславливает достаточно частое использование вербальных и невербальных каналов коммуникации поколением Х в силу повсеместной и общепринятой личной коммуникацией между субъектами. Искусственные же каналы коммуникации, в данном аспекте подразумевающие не каналы документального характера, а технологические, такие как интернет и социальные сети, в большей степени используют представители поколения Y.

Сообщение, как системообразующий элемент коммуникации, в содержательном

плане также разнится в зависимости от поколения, производившего его. Использование тех или иных речевых оборотов и конструкций напрямую зависит от окружающей среды индивида. Так, среда в поколении Y являлась весьма неустойчивой и состоянии перехода экономики в рыночное русло и расцвета криминальных группировок напрямую сказалось на специфики лексики: использование криминальных жаргонизмов и категоричных высказываний данного поколения является более частым явлением, нежели у поколения Х, отличающимся более консервативным тоном общения.

Важный элементом коммуникативной схемы является обратная связь, при которой информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Коммуникационный обмен между представителями одного поколения является более продуктивной формой взаимодействия. При такой коммуникации восприятие и понимание сообщений происходит с большой вероятностью, нежели если субъектами коммуникации выступят представители разных поколений, что вызвано принятием сторонами коммуникации жизненных ценностей друг друга, свойственных одному поколению.

Ситуативная рамка накладывает отпечаток на восприятие сообщения, его кодирование и декодирования и в эпоху информационных технологий поколение Y, как ярый пользователь данных технологий, зачастую попадает в неофициальную ситуативную рамку, характеризующуюся более свободным и непринужденным стилем общения. Именно изолированность внутрисетевого общения детерминирует неофициальную среду коммуникации. Исключение составляют деловые коммуникации, в пределах которых ситуативная рамка носит официальный характер.

Наличие у субъекта коммуникации собственных целей также определяет тип

межсубъектного общения, а также его эффективность. Как правило, в процессе коммуникации каждому человеку, как единице взаимодействия, присуще две цели: коммуникационная и прагматическая. Коммуникационная подразумевает получение и передачу информации, т.е. общение ради общения. Поскольку данная цель присуще каждому человеку, как биосоциальному существу, коренных отличий между субъектами быть не может. Прагматическая же цель подразумевает наличие собственных, уникальных внутренних побуждений, провоцирующих человека начать коммуникационный процесс с целью удовлетворения определенных нужд и потребностей. Содержательная часть данных целей уже обусловлена особенностями конкретного индивида, а, следовательно, на процесс формирования цели оказывает влияние и его принадлежность к тому или иному поколению. Поколение Х, как «пробивная» общность людей, рассчитывающих только на себя и готовая к сложным ситуациям, зачастую предпочитает решать проблему, не прибегая к весомой помощи окружающей среды. Это детерминирует их пассивность в достижение собственных целей коммуникативным путем. Взамен данного механизма более приемлемой для них формой выступает демонстрация высокой производительности и работоспособности за счет единоличного труда по достижению свои целей. Поколение «next», в свою очередь, нацелено на достижение немедленного результата. Оно прекрасно понимают возможность использования чужих человеческих ресурсов для достижения, в том числе, своих собственных целей. Представители поколения Y используют синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) более осознанно и, по этой причине, достижение собственных целей зачастую проходит в рамках межсубъектной коммуникации.

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в

ряде случаев вообще не поступает к получателю. Выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания, а также более общие, такие как: логические, фонетические, семантические, стилистические и другие барьеры. Данные параметры также разнятся в зависимости от поколения, но, в данном случае, воспитательный процесс и индивидуальные особенности превалируют над особенностями поколения. Но не всегда. В зависимости от поколения, те или иные барьеры также могут встречаться более или менее часто, воздействовать с той или иной силой, а некоторые и вовсе являются специфичными для того или иного исторического времени. Так, слишком большое количество информации становится барьером, в следствии чего информационная перегрузка приводит к обесцениванию её содержания. Поколение Y столкнулось с данным явлением в момент становления своей личности, результатом чего явилось клиповое мышление, позволяющее фильтровать информацию, поверхностно потребляя её.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.

2. Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР ЕвгеньеваА. П. 1957-1984.

3. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. - 516 с.

4. Конт-Спонвиль, А. Философский словарь. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

5. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - С. 290-295.

6. Антипов А., Шамис Е. Газета "Московская правда" от 19.10.2004 №195.

7. Антипов А., Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. - М.: Синергия, 2016. - 140 с.

8. Критический марксизм. Поколение next. Новый взгляд на отчуждение, глобализацию и Россию. - М.: Ленанд, 2014. - 392 с.

Поскольку поколение Х с информационной перегрузкой столкнулась во вторую половину своей жизни, её адаптивные механизмы не являются столь эффективными, вызывая проблемы в коммуникационном процессе. Для поддержания актуальной информации о важных для субъекта событиях поколение Y прикладывает значительно меньшее количество усилий, что позволяет в эпоху избытка информации «оставаться на плаву». Другой барьер -авторитет - также варьируется в различных поколениях, хотя и присутствует во всех. Действует он следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой. Отличительной особенностью поколения «next» является непризнание авторитетов, по крайне мере в меньшей степень, в какой это свойственно поколению X, что, отчасти, освобождает их от данного барьера и делает коммуникативный процесс более продуктивным для собственных целей.

THE THEORY OF GENERATIONS AS THE KEY TO UNDERSTANDING THE COMMUNICATION PROCESS IN SOCIETY

I.A. Nemtsev, graduate student Altai state university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article deals with the features of the communicative act of different generations. The essence and basic elements of the communicative act are described. The concept of generation is reviewed, and the criteria for identifying it are considered. The main historical and psychological features of generations X and Y are characterized, as well as their features in the context of the communicative act.

Keyword: communication, communicative act, generation, theory of generations, features of generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.