Научная статья на тему 'Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности'

Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1277
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЯ БЕБИ-БУМЕРОВ / "Х" / "Y" И "Z" / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ / PERSONALITY / PERSONAL DEVELOPMENT / THEORY OF GENERATIONS / THE DRIVING FORCES OF PERSONAL DEVELOPMENT / BABY BOOMER GENERATIONS / "X" / "Y" AND "Z" / CYCLICITY / VALUES / FORMATION OF VALUES OF DIFFERENT GENERATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скоблик Оксана Николаевна

В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями В. Штраусом и Н. Хоувом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями. Теория рассматривается как инструмент для анализа процесса личностного развития современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF GENERATIONS AS A TOOL OF ANALYSIS OF PROCESSES OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF PERSONALITY

The article discusses and analyzes the theory of generations developed by American researchers V. Strauss and N. Howe, which is based on the opinion of a cyclical change of generations with the repetitive values. The theory is considered to be a tool for analyzing the process of the personal development of the modern youth.

Текст научной работы на тему «Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности»

Психология

УДК: 159.922

кандидат психологических наук Скоблик Оксана Николаевна

Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь)

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ И

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями В. Штраусом и Н. Хоувом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями. Теория рассматривается как инструмент для анализа процесса личностного развития современной молодежи.

Ключевые слова: личность, развитие личности, движущие силы развития личности, теория поколений, поколения беби-бумеров, «Х», «Y» И «Z», цикличность, ценности, формирование ценностей разных поколений.

An^tatton. The article discusses and analyzes the theory of generations developed by American researchers V. Strauss and N. Howe, which is based on the opinion of a cyclical change of generations with the repetitive values. The theory is considered to be a tool for analyzing the process of the personal development of the modern youth.

Keywords: personality, the personal development, the theory of generations, the driving forces of personal development, baby boomer generations, «X», «Y» And «Z», cyclicity, values, formation of values of different generations.

Введение. В качестве объекта изучения понятие «личность» довольно многогранно и сложно. В первую очередь, трудность изучения связана с тем, что в данном понятии отражены разные аспекты существования отдельного индивида - от физического существования до культурного (духовного) развития. В психологии существует несколько подходов к объяснению движущих сил развития личности. Представители биогенетического подхода определяют развитие личности преимущественно наследственными факторами. Приверженцы социогенетического подхода считают, что развитие личности детерминируется только средовыми факторами. Личность, согласно этому подходу, это продукт культурно-исторического развития.

Под личностью понимается отдельно взятый индивид, принимающий участие в социальных явлениях, общественной жизни, активный участник исторических событий. Важнейшим фактором объективного характера, влияющим на развитие личности, можно назвать совокупность социально - общественных явлений. Можно сказать, что социум формирует личность, ее характер, индивидуальность. Личность и социум являются дополняющими понятиями как две различные стороны, при этом личность является активным участником социума, а также результатом его функционирования. Анализ современных психолого-педагогических исследований проблемы движущих сил развития позволяет утверждать, что процесс формирования личности детерминируется влиянием трех основных факторов: наследственности (биологический), среды и воспитания (социальный).

Одной из наиболее интересных современных концепций, анализирующих процессы развития и формирования личности под влиянием факторов среды, является теория поколений.

Изложение основного материала статьи. Проблемные аспекты, связанные со сменой и принятием традиций, передающихся из поколения в поколение, являются объектами повышенного внимания исследователей. К предпосылкам, вызвавшим оживление научного интереса к этой проблематике, можно отнести рост темпа социальных изменений, которое стало причиной того, что каждое новое поколение оказывается непохожим на все остальные. Именно в современное время поколение формируется как особый социокультурный феномен, что обусловлено тем, что взросление личности происходит в быстроменяющемся мире, которое, естественно, сказывается на развитии личности. В доиндустриальных обществах люди разного возраста почти не отличались друг от друга, потому что жизненный путь, который проходили эти возрастные группы, был однообразным и мало отличался между собой. Сейчас эти различия очень существенны. Родители могут являться представителями индустриального времени, а их дети уже рождены в информационный век. Поэтому сейчас как никогда проблема поколений, их различий очень актуальна.

Теоретические подходы исследования категории «поколение» рассмотрены в трудах западных ученых О. Конта, Ж. Дромеля, Дж. Милля, А. Лоренца, В. Дильтея, Э. Эриксона, К. Мангейма, Парсонса, X. Ортеги-и-Гассета, Ф. Ментре, В. Пиндера, П. Нора и другими. Научные труды этих ученых внесли большой вклад в понимание сущности этого понятия и его характеристик. Среди российских ученых заслуживают внимания труды А.В. Гавриловой, И.П. Дьяченко, Е.П. Исаевой, В.И. Пищик, В.В. Семеновой [91.

Довольно распространенным на сегодня является определение российского исследователя М.Б. Глотовой: «Поколение - это объективно сложившаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. Поколению присущи типичные антропогенные, социально-психологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики, подобные духовные ценности, социальный опыт и стиль жизни» [21.

Существенную динамику концепция поколений приобрела в прошлом, столетии, при этом в 80-90-ые годы появилась обоснованная комплексная научная теория, являющаяся результатом изучения таких исследователей как С. Айснер, Д. Волбург, Л. Ланкастер, Д. Маркерт, К. Саттон, У. Штраус. Можно сказать, что и в современной науке среди многочисленных исследователей нельзя определить единый научный подход по различным моментам данной теории, например, имеют место существенные отклонения при рассмотрении параметров, определяющих группы поколений, их разделение, качественные признаки, отделяющие отдельное поколение от другого [31.

Мультидисциплинарность исследований изучения взаимоотношений поколений и распространенность понятия «поколение» вызывает сложность понимания его сущности. Каждая из конкретных наук интерпретирует его исходя из своего проблемного поля, при этом важное место в процессе изучения взаимоотношений поколений принадлежит психологии, прерогативой которой является изучение психологических особенностей поколения [6].

В настоящее время наиболее известна теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса -американских ученых, которые в 1991 году опубликовали результаты анализа поколений с точки зрения исторического развития страны, а в 1997 году представили собственные научно обоснованные положения предложенной версии цикличности поколений [14].

Среди современных российских исследователей наиболее популярным и фундаментальным проектом в области изучения характерных особенностей представителей разных поколений и анализа специфики их взаимодействия можно назвать «RuGenerations -Теория Поколений в России». Руководители проекта -Евгения Шамис и Евгений Никонов. Предложенная авторами русская версия «Теории поколений» рассматривается как инструмент групповых отличий, что способствует более глубокому пониманию специфики отдельных возрастных групп [8].

В известной зарубежной типологии поколений Н. Хоува и У. Штрауса (Strauss - Howegenerationaltheory) за точки отсчета границ поколений берутся не возрастные «показатели» детства, а важные исторические события и различия в системе ценностей [14]. Смена поколений происходит каждые 20±2 лет, что обосновано социальными и биологическими причинами. Наиболее активны сегодня представители трех поколений: Беби-бумеры, рожденные в 1943-1963 годах, поколение «Икс» (1964-1984) и их наследники - поколение Миллениум, они же Игрек, появившиеся на свет в 1985-2003-м, и поколение Зет (2002-2000).

Ценности в жизни человека - это стержень или ядро, которое интегрирует вокруг себя установки, убеждения, потребности. Именно ценности являются так называемым фильтром в выборе жизненных целей. Именно ценности и их однообразие, а не возраст, формируют и определяют поколение. Ценности поколений формируются в возрасте до 10-12 лет, под влиянием событий (экономических, политических, социальных, общественных, технологических) и воспитания в семье, а также учебных заведений (детский сад, школа), которые играют далеко не последнюю роль. Ребенок в это время не может оценить происходящее, а просто постигает наиболее эффективные паттерны жизни. Данные ценности определяют поведение: специфику коммуникаций, разрешение конфликтных ситуаций, особенности развития и мотивации, принципов восприятия информации. На психологию одного поколения влияет комбинация ценностей, сформированная по мере развития личности. Комбинация ценностей - национальных, гендерных, семейных, профессиональных и пр. - у каждого неповторима, учесть их все в момент общения довольно сложно.

Важность критерия «разницы ценностей» при определении поколения подчеркивает также и отечественный исследователь Семенова В.В. Так, по ее мнению, некоторые различия между отдельными ценностями разных генераций, обычно выливаются в так называемые конфликты поколений, имеющиеся в пределах практически каждого антропологического поколения, когда ценности младших членов семьи сопровождается возникновением конфликта старых и новых ценностей относительно способа жизнедеятельности, самореализации и самоутверждения [12].

Следующим важнейшим фактором, влияющим на формирование системы ценностей, можно назвать совокупность информации, передаваемой обществу, например, «голосуй сердцем», «миру - мир». Последним решительным фактором можно назвать особенности воспитания. Можно сказать, что каждое поколение родителей ставит свои целевые установки, исходя из социальной среды. Например, раньше воспитательной установкой было формирование у детей храбрости, смелости, теперь же родители учат детей быть самостоятельными, лидерами, умеющими защищать свои интересы. Поколение Икс стремится дать подрастающему поколению знание зарубежных языков, что гарантировало успех социализации, зато современное поколение Миллениум обучают подрастающее поколение быть коммуникативными, общительными. Отмечается значительное расхождение между особенностями воспитания: поколение Икс жалуется, что Милениумы практически не читают литературу, а нацелены на использование различных технических средств, например, гаджетов.

Поэтому можно сделать вывод, что каждое новое поколение ставит в воспитании приоритет на развитие тех качеств, которые являются редкостью в обществе того времени. В конце 90-х годов книги считались редкостью, поэтому и по сей день для поколения Икс они важны и указывают на широкий кругозор человека. Поколение Икс всегда стремятся использовать записи от руки, Милениумы же, хотя их жизнь насыщена инновационными техническими устройствами, нуждаются в межличностном общении, потому для них приоритетом является возможность делиться эмоциями.

Авторы теории также отмечают, что поколение группируется вокруг определенных совместно пережитых событий и определяется определенным промежутком времени, во время которого закладываются ценности, которые будут подобными между людьми одной возрастной группы, и значительно отличаться от ценностей и ориентиров другой возрастной группы. Разница этих ценностей может порождать трудности социального взаимодействия между представителями различных поколений в социуме. Авторы предлагают понимать социальное поколения как совокупность людей, родившихся в 20-летний промежуток времени, которые имеют три общие критерии: возрастное положение в истории, то есть переживания тех же основных исторических событий в примерно одинаковом возрасте, единые верования и модели поведения, а также ощущение причастности к этому поколению [14].

Основные постулаты теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса и ее российской адаптация Е.М. Шамис [8] используются современными исследователями для изучения отдельных аспектов развития личности: В.И. Пищик [10] для исследования психологических особенностей поколений в зависимости от культурного контекста; И.П. Дьяченко [4] для изучения особенностей психологического развития поколения Y; А.В. Шамне [13] для исследования ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, коммуникативных характеристик, особенностей общения с ровесниками и взрослыми современных подростков и юношей; Е.П. Исаевой [5] для изучения психологических особенностей, учебной мотивации студентов первого курса; А.В. Гавриловой [1] для эмпирического исследования социально-психологических особенностей ментальности представителей «нового поколения», рожденных после 2000 г; А.Б. Кулаковой [7] для анализа характеристик представителей поколения Z.

Однако, как отмечает В.И. Пищик [11], изучение психологических особенностей поколений до сих пор остаются на периферии исследовательской практики. По мнению А.В. Шамне [13] существует необходимость создания более полного и структурированного социально-психологического портрета молодого поколения.

Выводы. Таким образом, учитывая важность выяснения методологических аспектов исследуемой проблемы, стоит отметить, что поколение как психологическую категорию следует рассматривать как

объективно сложившуюся общность людей, характеризующуюся рядом существенных признаков. К таким признакам относятся: классовая принадлежность, общность исторического периода и условий физического, психологического и социального формирования этого поколения, общая и историческая деятельность по решению единых социальных задач, обусловленных конкретными историческими общественно-политических целях, общность возраста, социального опыта и социально-психологических признаков, общность основных ценностей.

Молодое поколение значительно отличается от своих родителей, потому что существует, формируется, развивается и социализируется в совершенно других условиях. Поколение Милениум является принципиально новым общественным явлением, требующим пристального изучения, так как именно это поколение сейчас вступает в активную фазу жизни. Поэтому теория поколений интересна ученым разных областей знаний: психологии, педагогики, философии, культурологии и т.д.

На сегодняшний день существует много исследований в данном русле, в основном зарубежных. Однако, нужно отметить, что в возрастной психологии не сформирована единая теоретико-методологическая база изучения современных подростков и юношей. Недостаточно практических исследований именно в отечественной психологии, изучающих особенности развития личности разных поколений. Данные исследования внесли бы значительный вклад в психологию развития, показали бы пути оптимизации детско-родительских отношений, помогли бы людям разных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом.

Литература:

1. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-mentalnosti-novogo-pokoleniya (дата обращения: 15.03.2019).

2. Глотова А.В. «Теория поколений»: проблемы, перспективы современного образования // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей Международной научно-практический конференции. В 2 ч. - Т. 2. МЦНС «Наука и Просвещение». Пенза. 2018. С. 218-223.

3. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №3 (27). C. 150-159.

4. Дьяченко И.П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031 (дата обращения: 15.03.2019).

5. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2019).

6. Исаева М.А. Поколение // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 265-268.

7. Кулакова А.Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 15.03.2019).

8. Никонов Е., Шамис Е. «Основы теории поколений». [Вебинар на площадке университета Синергия в 2016 г.]. / Теория поколений в России. [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su (дата обращения: 12.02.19).

9. Онищенко А.С. Поколшня як соцюлопчна катеп^я / А.С. Онищенко // Науюда пращ [Чорноморського державного ушверситету iменi Петра Могили комплексу "Киево-Могилянська академiя"]. Сер.: Соцюлопя. 2014. Т. 234, Вип. 222. С. 60-63. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Npchdusoc_2014_234_222_14 (дата обращения: 12.02.19).

10. Пищик В.И. Психологические особенности поколений в культурном контексте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №4 (апрель). С. 1-5. URL:http://e-koncept.ru/2015/15089.htm (дата обращения: 15.03.2019).

11. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ. Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.

12. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / СЗО В.В. Семенова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 271 с.

13. Шамне А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 35. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2019).

14. Strauss, W., Howe, N. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny [Електронний ресурс] / Strauss, W., Howe, N. - N. Y.: Broadway Books, 1997. - URL: http://pix.cs.olemiss.edu/econ/fourthTurning.pdf

Психология

УДК 159. 923.5

доктор психологических наук, доцент Стрельникова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); старший психолог, адъюнкт Емельнова Светлана Вячеславовна Ленинградский областной филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. Осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по изучению феномена профессиональной идентичности. Рассмотрены подходы к понятию, типологизации идентичности с точки зрения социо-гуманитарных наук. Описаны структура, уровни развития, этапы формирования и ценностно-смысловые аспекты профессиональной идентичности. Проведен обзор исследований профессиональной идентичности у сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить уровень развития профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, развитие, направленность, формирование, профессионализм, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. The theoretical analysis of foreign and domestic researches on the phenomenon of professional identity is carried out. The approaches to the general idea, typology of identity from the point of view of socio-humanitarian sciences are considered. The structure, levels of development, stages of formation and value-semantic aspects of professional identity are described. The review of researches of professional identity at staff of bodies of internal affairs is carried out. Considered domestic and foreign techniques to assess the level of development of professional identity.

Keywords: professional identity, development, orientation, formation, professionalism, law enforcement officer.

Введение. В современных условиях профессиональная идентичность претерпевает серьезные изменения под воздействием стремительного повышения требований к личности как субъекту профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность является одним из важнейших условий становления и самореализации квалифицированного специалиста [19]. Сотрудники органов внутренних дел (ОВД) находятся в постоянной готовности оперативного реагирования в экстремальных условиях деятельности. Поэтому осознанное принятие ими служебной роли в ситуациях с высокой степенью стрессовой нагрузки является составной частью профессиональной идентичности, обеспечивающей надежность деятельности, сохранение здоровья и профессионального долголетия.

Изложение основного материала статьи. Термин «идентичность» происходит от латинского слова «Identitas», означающий «тождественность, равнозначность» [16]. В социогумантиарных науках (философии, социологии, культурологии, психологии и др.) существует множество взглядов и теорий, объясняющих феномен идентичности в виде разнопланового явления, различные виды которого формируются в процессе развития индивида [5]. В культурологии идентичность понимается как «представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.)» [7, с. 248]. Выделяют также этническую, религиозную, лингвистическую, политическую и национальную идентичность, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и с социокультурными условиями жизни [8].

Идентичность в рамках психологической науки рассматривается с точки зрения психоаналитического, когнитивно-поведенческого, социально-психологического и других подходов. Наиболее раннее упоминание можно найти в работах З. Фрейда, который рассматривал идентификацию как процесс, начинающийся в детстве (первый объект идентификации - это родители) и длящийся непрерывно до самой смерти индивида [1]. Э. Эриксон предложил стадии формирования идентичности в соответствии со ступенчатым, эпигенетическим принципом развития личности, выделил ее основные аспекты (индивидуальность, тождественность, целостность, единство, синтез, социальная солидарность), с учетом воспитания и культурной среды, а также определил два взаимосвязанных понятия - «групповую идентичность» и «эго-идентичность» [20, с. 357]. Представители психоанализа (Дж. Марсиа, А. Ватерман и др.) предложили стадии развития эго-идентичности: «достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «мораторий» и «предрешенность». Дж. Марсиа разработал структурированное интервью для подростков и юношей 15-24 лет [25]. Представители когнитивно-поведенческого направления (Х. Тэджфел, Дж. Тэрнер) выделили биологический, лингвистический, содержательный, ценностный и хронологический компоненты идентичности, акцентируя внимание на социальном аспекте её формирования [29]. Согласно теории «множественной идентичности» Х. Тэджфела, идентичность является частью Я-концепции, которая формируется в связи с осознанием принадлежности к какой-либо социальной группе и включает в себя ценностную и эмоциональную оценку своего членства в ней [30]. В рамках экзистенциализма К. Ясперс охарактеризовал «Я-концепцию» в виде осознания себя как активного представителя мира, своего внутреннего единства, идентичности и отличия своего «Я» от всего остального мира [10].

Профессиональная идентичность определяется осознанием своей принадлежности к определенной профессии, принятием ее ценностей и ограничений. От сформированной профессиональной идентичности и согласованности типа личности с профессиональной средой зависит успешность специалиста [3, 17]. Д.Е. Сьюпер (1957), основываясь на теории Ш. Бюллер о жизненном пути, разработал периодизацию профессионального становления личности и провел лонгитюдное исследование с целью изучить профессиональную зрелость [28]. Согласно его концепции, профессиональное развитие определяется наличием способностей, профессиональной спецификой, научением и практикой, а также консолидацией полученного опыта. Основная идея теории профессионального развития Д.Е. Сьюпера связана с тем, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.