Научная статья на тему 'Теория педагогического проектирования личностно ориентированных электронныхмедиаобразовательных ресурсов'

Теория педагогического проектирования личностно ориентированных электронныхмедиаобразовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория педагогического проектирования личностно ориентированных электронныхмедиаобразовательных ресурсов»

© 2006 г В.В. Гура

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Все большее распространение системы дистанционного образования и внедрение новых компьютерных технологий в процесс обучения с неизбежностью ставит вопрос разработки теории педагогического проектирования электронных обучающих средств. При общем сходстве разработки методического обеспечения в традиционном обучении, педагогическая технология использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) имеют свою специфику. Большой вклад в теорию создания электронного обучения внесли такие ученые, как А.А. Андреев, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, Вуль, Л.Х. Зайнутдинова, О.П. Околелов, С.А. Христочевский, А.В. Хуторской и др. В [1] различают компьютерный учебник и компьютерную обучающую систему, которая может «включать учебный материал, обладающий меньшей устойчивостью, чем содержание компьютерного учебника» [1, с. 51]. Л.Х. Зайнутдиновой дается следующее определение: «Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [2, с. 35]. Наше понимание ЭОРов отличается от представления об электронных учебниках.

С позиций личностно ориентированного образования мы понимаем ЭОР как часть культуры, выделенную педагогом для целей развития личности учащегося, приобретения им знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной и социальной деятельности. Таким образом, ЭОР - это не просто новое средство обучения, это новая культурная среда развития, которая будет функционировать в информационном пространстве по самостоятельным законам медиа. Об этом говорит Д. Рашкофф: «Будучи больше чем просто набор орудий, медиа представляют собой вполне самостоятельную сущность, с которой приходится сосуществовать на ее собственных условиях» [3, с. 28]. Необходимо осознать методологические позиции педагогического проектирования ЭОРов. От позиций педагога-проектировщика этой среды зависит ее характер. Уже недостаточно просто переводить печатный текст в электронную форму, даже разукрасив его мультимедиа. Каждый элемент ЭОР должен выполнять функцию развития учащегося так, как это спланировал педагог, и вместе с тем у учащегося на каждом шаге должна быть альтернатива собственного выбора, возможность принятия решения, широта действий.

Педагогическое проектирование ЭОРов исходит из системных представлений о целостности образовательного пространства ЭОРов, обусловленной после-

довательной реализацией системообразующей педагогической цели.

Для личностно ориентированного образования такой целью является развитие личности учащегося в процессе диалога с культурой и приобретение личностных смыслов в процессе учения и обретения личностной и профессиональной компетентности.

Каждый ЭОР рассматривается как проекция части культуры в виде дидактических единиц медиаресур-сов. ЭОР представляет собой открытую, развивающуюся, синергетическую образовательную систему, активно взаимодействующую с мировым информационным пространством. Гиперссылки являются точками такого взаимодействия.

Личностная ориентированность ресурса подразумевает ориентацию его разработчика на мотивацию самодеятельности, личностной активности учащегося в изучении учебного материала при максимальном учете личностных интересов, предпочтений, особенностей восприятия и мышления.

Многоуровневость подразумевает различную степень трудности учебного материала электронного ресурса, ориентированную на разные уровни подготовки учащегося и его мотивации к учению.

Медиаресурсность подразумевает использование всех доступных форм представления учебной информации: текст, изображение, анимация, видео, аудио.

Формой логического представления педагогического содержания электронных образовательных ресурсов является гипертекст.

Первым этапом педагогического проектирования является педагогическая идея, которая обусловливает педагогическую цель. В соответствии с идеей и целью создается проект содержания ЭОРов, который первоначально может иметь вид перечня модулей (оглавления).

ЭОРы состоят из следующих компонентов:

Модуль - относительно самостоятельная дидактическая единица учебного материала, подразумевающая тестирование в конце его изучения. Модуль может иметь многоуровневую структуру.

Уровень модуля - последовательность страниц учебного материала, ориентированная на один определенный уровень сложности.

Страница - логически самостоятельная часть учебного материала, входящая в модуль, состоящая из медиа-ресурсов, раскрывающих учебный материал в логической последовательности, предполагаемой автором-проектировщиком ЭОРов и индивидуально реализуемой учащимся (индивидуальная траектория обучения).

Медиаресурсы - минимальная единица учебной информации, различной модальности: текст, видео, изображение, звук, тест, гиперссылки. Медиаресурсы представляют собой единицы медиатекста.

Гиперссылки - точки перехода (навигации) в образовательном пространстве ЭОР.

Тест - психолого-педагогический инструментарий самопроверки (проверки) степени усвоения знаний модуля и ЭОРов в целом.

Ключевым моментом является проектирование модуля, педагогическое проектирование которого подразумевает три аспекта:

Структурное проектирование: решение о структуре модуля (одноуровневый/многоуровневый); планирование количества (объема) гиперссылок и характера индивидуальной образовательной траектории в среде ЭОРа.

Содержательное проектирование: ориентировано на информацию, знания, компетенцию, парадоксальный инсайт (коаны), активное манипулирование с текстом, расширяющийся культурный контекст, наукоем-кость (фундаментальность).

Проектирование взаимодействия (интерактивности) с ЭОР: выбор, поиск, манипулирование, авторизация, анимация, самотестирование и т.д.

При проектировании многоуровневого модуля необходимо определить:

1) его логические границы в рамках предмета (дисциплины), для которого он разрабатывается. Этим устанавливается объем учебной информации, который будет в нем заключен;

2) уровни сложности предъявляемого учебного материала в модуле и критерии его отбора;

3) в соответствии с выработанными критериями сложности представления учебного материала в модуле последовательность страниц в каждом уровне учебного модуля.

Первоначально проектируется уровень наименьшей сложности учебного материала модуля. Он представляет собой последовательность страниц (медиаресур-сов), которая в логически излагает минимально необходимый объем учебной информации по данной части изучаемой дисциплины (уровень удовлетворительного знания). В конце изучения материала модуля на данном уровне учащемуся предъявляется тест усвоения знаний, только положительный результат которого позволяет ему получить удовлетворительную оценку (в случае, если его она устраивает) или перейти на более высокий уровень изучения модуля, позволяющий получить хорошую или отличную оценку.

Второй уровень (хорошего знания) образуется на базе первого уровня с добавлением изучения дополнительной информации, при активизации гиперссылок, помеченных другим цветом (например, зеленым). Активизация всех или большей части гиперссылок второго уровня переводит учащегося на более высокий уровень изучения дидактического материала модуля и в конце изучения позволяет ему проверить свои знания с помощью теста знаний второго уровня, дающую в случае положительного исхода оценку «хорошо».

Третий уровень (отличного знания) образуется на базе второго уровня при активизации гиперссылок, помеченных другим цветом (например, красным). При этом расширяется объем изучаемой информации и ее качественное представление в соответствии с выработанными педагогическими критериями отличного знания (Что такое отличное знание этого модуля?). В конце изучения уровня учащемуся предлагается тест

высшего уровня сложности, при выполнении которого выставляется отличная оценка.

Таким образом, ключевыми педагогическими задачами для проектировщика модуля ЭОР являются:

- определение объема учебной информации модуля, критериев качества знания учебной информации, представленной в этом модуле («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»), объема учебной информации для каждого уровня (в соответствии с критериями качества знаний);

- разработка тестовых заданий для каждого уровня и критериев успешности их выполнения.

Индивидуальной траекторией обучения в ЭОРах будем называть последовательность прохождения (активизации) уровней (последовательности страниц) модулей, составляющих ЭОРы.

Уровневая траектория - это такая стратегия учащегося, когда он придерживается однажды выбранного для себя уровня сложности изучения данного ЭОРа (и соответственно составляющих его модулей).

Смешанная траектория - когда учащийся в процессе обучения изменяет уровни сложности изучаемого материала, следуя рекомендациям системы или собственной мотивации. Педагогической проблемой в этом случае является конечное оценивание уровня обученности. Решение может быть следующее: при активизации учащимся более 70 % ссылок второго уровня предлагать ему выполнить тест второго уровня; (при активизации более 70 % ссылок третьего уровня предлагать тест третьего уровня; в случае его невыплонения после трех раз понижать уровень итогового теста). На рисунке показана логическая структура многоуровнего модуля, содержащего страницы учебного текста разного уровня. Переход на уровни осуществляется по гиперссылкам, активизированными пользователем.

Индивидуальная траектория должна быть отражена в системе обучения в качестве обратной связи как для учащегося, так и для педагога. В образе индивидуальной траектории также должны отражаться все активизированные медиаресурсы (с указанием их модальности - текст, видео, изображение, анимация, аудио, гистограммы активизации медиаресрсов ЭОРа). Личностная ориентированность ЭОРа, прежде всего должна проявляться в максимальном информировании учащегося в процессе обучения, позволяющем ему ориентироваться в образовательном пространстве ЭОРа.

Перед началом изучения ЭОРа учащийся должен располагать информацией о его следующих параметрах:

- структуре ЭОРа;

- объеме информации, содержащейся в каждом уровне (с примерной трудоемкостью в часах);

- типах медиаресурсов, содержащихся в уровнях ЭОРа;

- объеме тестирования на данном уровне (перечень контролируемых знаний);

- условиях перехода на более высокий уровень и стимулах повышения уровня обучения;

- условиях адаптации системы к запросам учащегося и т.д.

В соответствии с нашим подходом личностно ориентированный ЭОР отличается от электронного учебника (таблица).

Логическая структура страницы многоуровневого модуля Сравнительные характеристики электронного учебника и личностно ориентированого ЭОРа

Электронный учебник Личностно ориентированный ЭОР

1. Центрирован на содержании 1. Центрирован на личности

2. Может быть уровневым 2. Принципиально многоуровневый

3. Управление пользователем через обязательную траекторию обучения 3. Пользователь управляет содержанием, выбирая личностную траекторию обучения

4. Не ставит задачу психолого-педагогической поддержки 4. Психолого-педагогическая поддержка пользователя

5. Ориентирован на информирование и знания 5. Ориентирован на личностное присвоение знания

6. Ориентирован на знания в контексте предмета 6. Ориентирован на знания в контексте культуры

Литература

Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2003. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин).

Астрахань, 1999.

Рашкофф Д. Медиа вирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

Таганрогский государственный педагогический институт

5 апреля 2006 г.

© 2006 г. Р.Э. Гшиянц

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ РАЗВИТИИ СОЦИУМА

Важнейшей задачей сегодняшнего дня, решение которой предполагает систематическую работу в области мировоззренческих, общеметодологических и социокультурных вопросов, является философское осмысление сущности, места и роли информации и знаний в жизни современного общества.

Философский анализ таких категорий, как «информация» и «знания», создаст условия для существенного уточнения сложившихся ранее представлений, в том числе к достаточно традиционной проблеме соотноше-

ния субъекта и орудия его труда. Так, именно на этой основе сформировалась возможность воспроизведения некоторых из функций сознания в работе, например, устройств для переработки информации.

Эти устройства с недоступной для человеческого разума скоростью, безошибочностью и способностью сохранять информацию практически неограниченное время позволяют по-иному рассмотреть перспективы научно-технического прогресса и будущего человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.