V. PARFTO'S THEORY OF IHjOGICAL ACTION AS A METHODOLOGICAL APPROACH IN THE SOCIOLOGICAL STUDY OF YOUTH
Timchenko Aleksandr Andrcevkh, PhD of Sociological sciences, lecturer, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots i turned after Hero of the Soviet Union AJÍ. Serov, Krasnodar
The article notes that the conceptual provisions of the Italian sociologist V. Pareto related to the theory of "illogical action" haw not lost their relevance in the society of the XXI century. In particular, in the sociology ofyouth, a serious epistemological problem is the understanding of the factors that determine the irrational, affective behavior of young people. The consequences of the implementation of such social practices by young people pose a threat to public order, deform the /process of socialization, are capable of producing deviations and torts of the younger generation, which, in turn, creates difficulties for the sodai management syst em. The author focuses on the strengths of the theory of illogical action in solving this epistemológica I problem.
Keywords: youth; generational transit; deviations and. torts; risks; sociology oj youth; sociologist V. Pareto; theory of illogical action.
EDN: INSUNY; DOI: 10.34933/2305-8757.30213-14.11
Цитировать: Тимченко А. А. Теория не л or и чес ко го действия В. Паре-то как методологический подходе социологическом исследовании молодежи // KANT: Social science & Humanities, - 2023. №2(14), - С. SSi-65. EDN: INSUNY. DOI; 10.24923/2305-8757.2023-14.11
ТЕОРИЯ НЕЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В. ПАРЕТО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ МОЛОДЕЖИ
В статье отмечается, что концеп туалъ н ы е положения итальянского социолога В. Парето, связанные с теорией "нелогического действия", в обществе XXI в. отнюдь не утратили своей актуальности* В частности, в социологии молодежи серьезной гносеологической проблемой является понимание факторов, детерминирующих иррациональное; аффеюпивное поведение молодежи. Последствия реализации молодежью таких социальных практик создают угрозу обществе/тому порядку , деформируют процесс социализации, способны продуцировать девиации и деликты подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает сложности дли системы социального управления. Автором акцентируется внимание на сильных сторонах теории нелогического действия в решении данной гносеологической проблемы.
Ключевые слова: молодежь; транзит поколений; девиации и деликты; риски; социология молодежи; социолог В. Парето; теория нелогического действия.
УДК 316.014 ВАК 5.4.4
Тимченко АЛ., 2033
Социология молодежи как отраслевая теория и системе социологического знания за время своего существования предоставила в распоряжение научного сообщества множество весьма перспективных концептуальных конструктов, позволяющих сформировать теоретико-методологическую базу исследований молодежи. В то же время существует ряд гносеологических проблем в отношении молодежи, которые социология так и не смогла эффективно решить. Периодически молодежь "напоминает о себе" не только успехами, различного рода достижениями, но и, напротив, вызывающими широкий общественный резонанс девиациями и деликтами (только за последние годы в
ТИМЧЕНКО Александр Андреевич, кандидат социологических наук, преподаватель, Краснодарское высшее военное авиациошюе училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, Краснодар
России произошел ряд терактов в учебных заведениях, которые совершили молодые люди). Вследствие сложившейся ситуации в наиболее сложном положении пребывает практика социального управления, ожидающая от науки инструментов (верифицированных теоретически и эмпирически) для преодоления рисков транзита поколений. Кроме того, существенные сл ожности вызывает прогнозирование динамики молодежной среды современного росси некого общества, прежде всего, в аспекте противодействия рискам транзита поколений.
Следует отметить, что определенный эвристический кризис социологи и молодежи носит объективный характер. В целом он соответствует общенаучным проблемам, проявившимся еще в конце XIX - начале XX в. Как известно, возникновение социологии как науки в середине XIX в. ознаменовало классический этап в научном познании социальных явлений, процессов, институтов. Именно в рамках классического социологического подхода работали ведущие мировые социологи того исторического периода - О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и др. Процесс йнсгитуционали-зации социологической науки был связан, в том числе, с появлением многочисленных отраслевых теорий, одной из которых стала социология молодежи. Ее генезис и развитие во многом прошли в опоре на классическую моде л ь социологического познания.
Объектом классической социологии, как правило, выступает надындивидуальная реальность, а общество позиционируется как некая сумма индивидов, действующих и взаимодействующих под влиянием объективных факторов и универсальных законов социума Однако классический подход к социологическому анализу молодежи имеет и очевидные слабые места. Подобная теорети-ко-методологическая установка акцентирует внимание на объективной внеиндивиду-альной реальности (успешное взросление молодежи - влияние взрослого общества, действие ш ирокого круга объект и вных фак-
торов). Эта методологическая установка при очевидных сильн ых сторонах не в достаточной мере учитывает личностные, индивидуальные, субъективные факторы молодежной среды.
Одним из первых социологов, обративших внимание научного сообщества на гносеологические проблемы классической социологии, был В. Парето. Ученый справедливо обращал внимание на двойственную социально-биологическую природу человека, Несмотря на то, что индивид, социализируясь, осваивает нормы социума, он, становясь личностью, не утрачивает полностью свой биологической природы (роднящей его с животным миром). Данная проблема особен но остро проявляется в детстве и юности. Именно поэтому молодые люди характеризуются весьма специфическими социальными действиями, которые в социологической системе Парето получили наименование "не логические".
Исследователи творчества Парето указывают, что "нелогическое действие не представляет собой некую единственную характеристику поведения человека, что в его сознании (как и в сознании отдельной группы людей, а также в структуре некоторых духовных институтов) тесно переплетаются как логические, так и нелогические акты мышления, как объективные знания, так и воображаемые структуры, как отражение реальных предметов, фактов, гак и конструирование мнимых сущностей, логика сознания которых отличается от логики научного познания [2,143-154]-
В. Парето указывал, что важное значение имеют психические установки человека, лежащие в основе его поступков (внутренних биологических импульсов - "остатков"). Природа "остатков" иррациональна. Индивид, осуществляя такого рода социальное действие, использует разум для маскировки нелогических действий (инстинктов и чувств). Истинной движущей силой выступают чувства человека [7, 511].
Применитсяыю к молодежной среде идеи. Парето обладают очевидным эвристическим потенциалом. Именно в этот перподжизнен-ного цикла наблюдается эмоционально-чувственное переживание окружающего мира, доминирование чувственного начала над рациональным. Именно поэтому многие действия молодежи взрослое общество воспринимает со скептицизмом, образ и стиль жизни молодых людей, их возрастная субкультура в целом также не находит понимания и рационального объяснения (такого объяснения, как становится очевидным, просто не может быть). Как следствие, в общественный и даже научный дискурс проникают ценностно окрашенные характеристики молодежи как "поколение ноль" и т.п.
Восприняв данную методологическую установку, вполне очевидным будет поиск ответа на один из главных вопросов: как именно функционирует социальная система, значительный сегмент которой иррационален, внелогичен. Для понимания этой закономерности Парето предпринял попытки дифференциации социальной системы, причем и на уровне ее локальных сегментов, где тенденции разделения на индивидов, демонстрирующих преимущественно логические и нелогические действия, также сохраняется. В этой связи ученым высказывалось мнение о том, что социальная система является сложной. В социальном действии участвуют человеческие индивиды, наделенные чувствами. Именно чувства, обусловленные психическим складом индивидов, - главная пружина, приводящая в движение всю систему. Понять же чувства значительно труднее, чем любые рациональные соображения [5, 18-26].
Исходя из этой методологической установки Парето, можно признать наличие множества проявлений молодёжных девиаций в качестве нормы для социальной системы, а не признака ее дисфункции. В этой связи целый класс явлений, маркируемых как "молодежные девиации", может быть подвергнут научной переоценке и позициони-
роваться как проявление нелогических действий, в основе которых - различные "остатки", детерминирующие эти социальные закономерности.
Как отмечает А.А. Зотов, "в социологической теории Парето сделал главным предметом изучения "нелогические действия". Очевидно, что такая исследовател ьская ориентация связана с осознанием им несоответствия реальности тех представлений о преобладании рациональной стороны в социальном поведении большинства людей, которыми он прежде руководствовался, следуя традициям, господствовавшим в общественных науках того времени" [3, 13-23]. Именно излишний акцент на рациональности классической социологической методологии познания и вызывал обеспокоенность В. Парето. Ученый справедливо обратил внимание на то, что для эффективного объяснения многих проблем социальной системы, в том числе прямо или косвенно связанных с молодежью, ее социализацией, воспитанием, транзитом поколений и т.д., классическая методология не является оптимальной. Именно поэтому Парето предложил свое альтернативное понимание устройства социальной системы, как совокупности логических и нелогических действий и акцентировал внимание начувственно-эмоци-ональной Стороне общества, что особенно ярко проявляется в молодежной среде.
Теоретические положения В. Парето нашли свое выражение в трудах различных социологов. Так, один из классиков ювеполо-гии С. Холл "акцентировал внимание на противоречивости характера молодого человека, в котором сменяются веселость и уныние, уверенность в себе и застенчивость, альтруизм и эгоизм, высокие нравственные стремления и низкие побуждения, тяга к общению и уединению, чувствительность и апатия, любознательность и равнодушие, страсть к реформаторству и к рутине. Подростки рассматривались им как своеобразный гибрид, сочетающий идущую от природы (психосексуальное раз-
витое) неуправляемость и идущую от культуры управляемость (подчинение индивидов социокультурным нормативам)" [1> 26-35].
Не стали исключением и российские ис-следовател и, кон цептуал ьн ые пол ожени я работах которых по многим аспектам пересекаются с итальянским социологом. В частности, анализируя российскую молодежь, ГО,А. Зубок отмечает, что "источником риска становится такое свойство молодежи, как ее имманентное стремление к новому, неизведан ному и меньшая рефлексия по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью. При этом смелость и легкость, с которой молодые идут на риск, редко уравновешивается, скол ь ни будь строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша. Вот почему в среде молодежи так распространен немотивированный риск, а опасность ошибки так велика" [4, 12].
В отмеченных трудах социологов нашла свое продолжение мысль Парето о не логическом действии и "остатках" как движущем факторе нелогических действий, в том числе применительно к молодежной среде. Как представляется, специфику социальных действии молодежи предопределяют такие атрибутивные характеристики, как:
- юношеский максимализм;
- пубертация и акселерация как имманентно присущие данному возрастному периоду;
- стремление к самоидентификации и поиску своего "я";
- аффективность и алогичность как следствие лабильности, неполной сформированное™ сознания и, в целом, личностного облика.
Вполне очевидно, что часть перечисленных характеристик носит отнюдь не соци-
альную природу, а может быть отнесена к биологическим. Это обстоятельство не исключает в полной мере разрыв с животным миром, который должен окончател ьно произойти по мере социализации молодого человека. В этой связи нелогические действия и "остатки", введенные в научный оборот В. Парето, позволяют корректно описать наблюдаемые явления в молодежной среде.
Интеграция молодежи в общество и государство, с акцептом на нелогическом поведении, представляет серьезную проблему. В этой связи отечественные исследователи справедливо обращают внимание на то, что "социальной группой, демонстрирующей наиболее непредсказуемое, рисковое и, во многом, иррациональное поведение в обществе, является молодежь. Молодое поколение отличают уникальные еюциально-психологические и социально-возрастные черты, связанные с процессами социального и биологического взросления. Лабильное сознание, неустойчивая психика, наряду с процессами пубертации и акселерации, формируют контуры данной социальной группы как "группы риска". Иррационал ьность предполагает непредска-зуемоегь, спонтанность, неожиданность, алогичность происходящих событий, явлений, действий" [6, .8-12]. Именно поэтому государственное управление испытывает проблемы с включением молодежи в правовую систему, усвоением подрастающим поколением правовой культуры, формированием правового сознания. Как известно, право -рациональный конструкт духовной жизни общества. Его усвоение на фоне активно проявляющих себя "остатков" (в терминологии В. Парето) может быть существенно осложнено или даже временно невозможно. Данный факт на сегодняшний деньнедостаточпо оценивается системой государственного уп-
"ИСТОЧНИКОМ РИСКА СТАНОВИТСЯ ТАКОЕ СВОЙСТВО МОЛОДЕЖИ, КАК ЕЕ ИММАНЕНТНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К НОВОМУ, НЕИЗВЕДАННОМУ И МЕНЬШАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПО ПОВОДУ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ СОПРИКОСНОВЕНИЯ С НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ."
равленйй, а эвристическая модель Парето оказывается невостребованной.
Социологическая наука также не в полной мере реализует методологические конструкты итальянского ученого, особенно в эмпирических исследованиях. Нередко подобные проекты представляют собой "диктат" исследователя над молодым респондентом, вопросы составляются с учетом рационально-логического миропонимания ученых, а пе эмоционально-чувственного мироощущения, характерного для молодых участников исследования. Этот факт может оказывать негативное воздействие на процесс эмпирического исследования и предопределять его результат. Иринимающиеся на основе эмпирических проектов управленские решения, таким образом, не получают должной верификации.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что итальянский социолог В. Парето создал одну из наиболее эффективных концептуальных моделей для объяснения иррационального, нелогического в социальной системе. Именно Парето один из первых в мировой социологии предложил не маркировать подобный класс явлений в качестве отклоняющихся, а рассмотреть проблему с другого ракурса. Идеи Парето вполне применимы в социологии молодежи. Именно молодежь - сложный, противоречивый объект не только научного познания, но и практики социального управления. Зачастую принимаемые в отношении молодежи решения оказываются неэффективными и не достигают поставленной цели. В этой
связи целесообразно создать научнообосно-ванную практико-ориентированную модель взаимодействия государства, его систему управления с молодежью, с учетом особых чувственно-эмоциональных характеристик объекта. Развитие идей Парето в практике эмпирической социологии может существенно обогатить ее исследовательский потенциал, оптимизировать процесс социал изации и инкулыурации подрастающих поколений. В Настоящее время в научной литературе ощущается недостаток работ, посвященных адаптации методологии i к-логического действия Парето к процедуре эмпирического социологического исследования.
Литература;
1. Вишневский [O.P., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек// Социс. - 2006. - №6. - С.26-35.
2. Данилов АЛ., Шсуков А.Н. Методолог и чес кое учение В. Парето и его идеи о научном статусе социологии // Вопросы философии. - 2010. - №8. -С143-154.
3. Зотов АЛ. Исследования равновесия обменов н начала теории социального равновесия в экономических работах Парето // Экономическая социология. - 2007. - №2. С.13-23.
4. Зубок Ю А. Риск как фактор социального развития молодежи: дие.... д-ра соц. наук. - М. 2003.
5. Елин C.I1. Особен поста взгляда Парето на роль элит в системе социального равновесия общества // Вестник Кемеровского государственного университета культуры И искусств. - 2012. - ВыН. 20. • С18-26.
6. Карнаушенко Л.В. Проблема иррационал ьное-тп в правосознании рйкййской молодежи // Общество и право. - 2016, - №3. -С.В-Ш
7. Парето В .Компендиум по общей социологии / пер. А, А. Зотова. - 2-е изд. - ML 2008. - 511 с.