Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ЛИРИКИ И ПОЭЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ'

ТЕОРИЯ ЛИРИКИ И ПОЭЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературоведение / лирика / поэзия / строение лирики и поэзии. / literary criticism / lyrics / poetry / the structure of lyrics and poetry.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бачгирова Н., Мурадова А., Шохрадова А.

В статье предпринята попытка рассмотреть теорию лирики и поэзии на современном этапе развития литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF LYRICS AND POETRY AT THE PRESENT STAGE OF LITERARY DEVELOPMENT

The article attempts to consider the theory of lyrics and poetry at the present stage of literary development.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ЛИРИКИ И ПОЭЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК - 82

Бачгирова Н. студент 5 курса Мурадова А. студент 5 курса Шохрадова А. студент 5 курса факультет русского языка и литературы Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

ТЕОРИЯ ЛИРИКИ И ПОЭЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть теорию лирики и поэзии на современном этапе развития литературы.

Ключевые слова: литературоведение, лирика, поэзия, строение лирики и поэзии.

Bachgirova N. fifth-year student Myradova Al. fifth-year student Shohradova A. fifth-year student Faculty of Russian Language and Literature Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmammet

Azady

Turkmenistan, Ashgabat

THE THEORY OF LYRICS AND POETRY AT THE PRESENT STAGE

OF LITERARY DEVELOPMENT

Abstract. The article attempts to consider the theory of lyrics and poetry at the present stage of literary development.

Keywords: literary criticism, lyrics, poetry, the structure of lyrics and poetry.

Начало теории лирики в основном связано с поэтикой итальянского Возрождения, в рамках которой были предприняты значительные усилия по созданию «лирики» как макрожанра, который включал бы в себя поджанры, такие как ода и элегия. Это было достигнуто, с одной стороны, путем

"Мировая наука" №4(85) 2024 science-j.com

установления преемственности между образцовыми авторами, такими как Пиндар, Гораций и Петрарка, а с другой - попыткой применить к этой концепции лирики систему уровней мимесиса Аристотеля.

Общая теория лирики - это развивающаяся область исследований. Однако подходы к лирике, по общему мнению, зашли в «тупик импрессионистских и узкоформалистических критических дебатов о жанре». Подобные утверждения могут сочетаться с призывом поднять теорию лирики на более высокий уровень, включая предложение сформулировать, по аналогии с устоявшейся областью нарратологии, формальную "лириковедческую теорию".

Сегодня теория лирики фрагментирована по лингвистическому, национальному и дисциплинарному признакам. Это проявляется даже в различных традициях обозначения и разграничения области. Некоторые англо-американские ученые утверждают, что «лиризация поэзии» - это относительно недавнее явление, которое заменило множество различных стихотворных жанров и форм единым, внеисторическим или вневременным понятием лирики. «Поэзия» раньше охватывала все виды литературы, написанные в стихах, но поскольку «поэзия» стала ограничиваться короткими текстами, это привело к концептуальному совпадению с «лирикой». Как следствие, некоторые исследователи могут рассматривать «поэзию» как охватывающую слишком много стихотворных жанров (например, эпос) и в то же время вступающую в противоречие с формами лирики, которые не имеют признаков стихосложения.

Типологические концепции лирики преобладают, прежде всего, в немецкой традиции. Тем не менее, следует отметить, что Гете, чья формулировка трех «естественных форм» литературы оказала большое влияние, уже указывал на то, что качества эпоса, лирики и драмы не являются взаимоисключающими. Однако неточность типологических определений лирики привела к постоянным спорам о масштабах этого макрожанра. Категоричные определения лирики с четкими границами были одобрены как вносящие необходимую ясность, но также вызвали значительную критику. Гораздо более широкое определение указывает на тот факт, что использование стиха, текстуальности и вымышленности в качестве определяющих признаков создает трудности, когда мы обращаемся к современному анализу.

Подходы «говорящего» предполагают фундаментальное и всеобъемлющее различие между автором и голосом в стихотворении, что обычно подразумевает многоуровневую модель лирической коммуникации. В отличие от этого, подходы «авторского голоса» предполагают, что говорящий в большинстве текстов идентичен автору, в то время как те тексты, в которых прослеживается четкая разница между автором и говорящим, называются «ролевыми поэмами» или «драматическими монологами».

Мировая наука" №4(85) 2024

science-j.com

Кроме того, мы можем найти «смешанные подходы» к поэтическому оратору, которые утверждают, что «я» в стихотворении следует рассматривать как «пустое пространство, пустой дейктический центр, позицию, которую может занять, кто угодно», будь то автор, вымышленный оратор или читатель.

Очевидно, что вопрос о вымышленности или ненастоящести стихов имеет далеко идущие последствия для того, как мы определяем и читаем лирическую поэзию. Предположение об обратном не только означало бы, что лирическая поэзия предписывает определенный тип прочтения для каждого отдельного стихотворения, но и исключало бы любое искреннее высказывание из лирического жанра. Предположительно, любой активист или религиозный поэт, а также любой влюбленный, представляющий оригинальное стихотворение своей возлюбленной, утверждал бы, что их работа не создает вымышленный мир, а, напротив, напрямую отсылает, несмотря, на то, что она структурирована в стихах, к его реальной жизненной ситуации и обязательствам.

Лирика, в отличие от драмы и эпоса, является единственным жанром, в котором различие между художественным и нехудожественным не представляет центрального интереса; для него лирическая поэзия выходит за рамки повседневных лингвистических коммуникативных потребностей и ограничений.

Таким образом, создание лирического мира вписано в более широкую систему практик чтения. Эти сложности практики помогли поставить под сомнение предположения Новой критики и (пост-)структурализма о возможных или невозможных функциях лирической поэзии. Дискуссия вновь открыта для теоретического изучения практик и поэтики лирической поэзии.

Использованные источники:

1. Бурдорф, Дитер, Введение в анализ стихов [1995], Штутгарт, 3, 2015.

2. Хиллебрандт, Клаудия, автор и рассказчик в лирической поэзии, в: Дороти Бирке / Тильман Кеппе (ред.), Автор и рассказчик, Берлин/Бостон, 2015, стр. 213-233.

Мировая наука" №4(85) 2024

science-j.com ■ 116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.