Научная статья на тему 'Теория концептуальной конфигурации: концепция и метод'

Теория концептуальной конфигурации: концепция и метод Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
497
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / CONCEPTUAL CONFIGURATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магировская Оксана Валериевна

В статье представлена концепция исследования многоуровневой когнитивной деятельности субъекта познания, описываются основные положения разрабатываемой теории концептуальной конфигурации и особенности метода, применяемого для языкового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual configuration theory: conception and method

The main statements of the conceptual configuration theory and peculiarities of the method applied to the language analysis are described.

Текст научной работы на тему «Теория концептуальной конфигурации: концепция и метод»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 43

ТЕОРИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ: КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОД © О.В. Магировская

В статье представлена концепция исследования многоуровневой когнитивной деятельности субъекта познания, описываются основные положения разрабатываемой теории концептуальной конфигурации и особенности метода, применяемого для языкового анализа.

Ключевые слова: концептуальная конфигурация, интеграция.

Актуальность разработки теории концептуальной конфигурации обусловлена несколькими причинами. Прежде всего она определяется тесной связью с быстро развивающимся в науке (и лингвистике в частности) когнитивным направлением, в рамках которого приоритетность отдается антропоцентрической парадигме знаний. Более того, предлагаемая теория опирается на интегративную концепцию когнитивного подхода к языку, обусловливающую необходимость и возможность системного исследования человека в языке на современном этапе развития лингвистической мысли.

Попытка комплексного анализа процесса познания относительно основных антропоцентрических координат, предпринятая

впервые с целью выявления иерархично-организованной структуры функциональной представленности субъекта познания, во многом определяет научную новизну проводимого исследования. В результате систематизации основных когнитивных ролей субъекта познания становится возможным рассматривать его как особую антропоцентрическую координату, включающую целый ряд иерархически взаимосвязанных координат, среди которых выделяются координаты первичного (субъект эмпирического познания), базового (субъект понятийного (первичного) осмысления) и производного (субъект вторичного осмысления) характера [1-2].

Каждая из антропоцентрических координат характеризуется особым типом конфигурируемых знаний и специфичным образом обогащает процесс познания, обеспечивая

его успешность. Необходимость объединения всех полученных знаний и имеющихся представлений обусловлена потребностью формирования целостного знания и предполагает интеграцию всех координат функциональной представленности субъекта познания.

Сложный характер осуществления когнитивной деятельности субъекта познания и, следовательно, ее языковой репрезентации предполагает интегративный принцип исследования рассматриваемой антропоцентрической координаты. Данный принцип характерен для многих лингвистических исследований, в т. ч. когнитивных.

В основе разрабатываемой Ж. Фоконье и М. Тернером теории концептуальной интеграции лежит попытка проникнуть в сущность сложных ментальных пространств и процессов, репрезентируемых языком [3]. Особенность концептуальной интеграции, определяемой авторами теории как общая, базовая когнитивная операция, заключается в ее способности образовывать интегрированные ментальные пространства (“blended” mental spaces) из более простых когнитивных структур (input mental spaces). Универсальность действия на различных уровнях абстракции и в различных семантических контекстах доказательно свидетельствует, что данная когнитивная операция, наряду с категоризацией, фреймовой организацией, аналогией и др. операциями, служит различным когнитивным целям и обслуживает многие когнитивные области.

Учет интегративного принципа характерен для композиционной семантики, цель

которой заключается в исследовании «комплексных, или составных, знаков языка»

(выделено автором. - О. М) [4]. Данное направление когнитивной лингвистики основывается на том, что интегративность представляет собой не простое механическое суммирование смыслов всех языковых компонентов, входящих в языковую единицу более сложного уровня, а предполагает способность компонентов сложных языковых комплексов формировать новый смысл в рамках речемыслительного процесса. Как следствие, стало возможным интерпретировать языковой знак, возникший в результате сочетаемости, с позиций выявления нового сформированного значения, что, в свою очередь, предполагает поиск когнитивного основания для связи и объединения различных ментальных пространств.

Принцип интегративности является ведущим в исследованиях Н.Н. Болдырева, проводимых в рамках функционального подхода к языку. Исходя из того, что функциональный характер языка предполагает интегративный принцип его организации, Н.Н. Болдырев опирается на данный принцип применительно к проблеме формирования категориальных значений глагола [5]. В своей теории функциональной категоризации глагола он доказывает, что категориальное значение глагола является объединяющим смысловым элементом и признаком всего предложения-высказывания, и именно в нем проявляется тесная взаимообусловленность всех компонентов языковой системы. С одной стороны, категориальное значение глагола осуществляет интеграцию всех элементов предложения, чем обеспечивает его (предложения) целостность, с другой стороны, само является результатом «интеграции лексических значений различных элементов предложения, их морфологических и синтаксических значений на основе иерархии подчинительных связей глагольного предиката» [6].

Интегративный взгляд на деятельность субъекта познания является ведущим для разрабатываемой теории концептуальной конфигурации. Он определяет обоснованность системного анализа каждой из координат его функциональной представленности в рамках целостного речемыслительного процесса. Поставленная цель, в свою очередь, диктует необходимость использования мето-

дов, позволяющих показать систему языковой репрезентации когнитивной деятельности индивида и объяснить особенности мыслительной и языковой конфигурации знаний на каждом уровне концептуализации и категоризации, интегрированных в единый процесс формирования целостного смысла.

Несмотря на то, что многие разработанные в когнитивной лингвистике методы (концептуальный анализ, когнитивное моделирование, фреймовый и прототипический анализ и др.) имеют большой объяснительный потенциал, они не всегда обеспечивают достаточную методологическую базу для решения ставящихся задач. Развитие науки требует выработки новых научных методов, которые часто представляют собой синтез уже имеющихся и тем самым качественно от них отличаются. Предлагаемый в рамках разрабатываемой теории метод концептуальной конфигурации нисколько не отрицает вышеуказанных методов. Он представляет собой логичное продолжение метода концептуального анализа и призван расширить набор имеющихся методов.

Необходимость разработки данного метода обусловлена требованием комплексного решения проблемы языковой репрезентации субъекта познания в связи с новым ракурсом рассмотрения функциональной представленности человека в языке. В качестве исходных положений выступают основные выявленные в рамках теории концептуальной конфигурации принципы языковой репрезентации субъекта познания. Их учет позволяет сформулировать следующее исходное положение: конфигурация знаний задается субъектом познания на различных уровнях когнитивной деятельности в рамках процессов концептуализации и категоризации и подлежит языковой репрезентации, представляющей собой особый тип когнитивной деятельности -языковую конфигурацию.

Конфигурация знаний предполагает ориентацию на ведущую функцию и основные стратегии процессов концептуализации и категоризации и заключается в выборе когнитивных механизмов, обеспечивающих конфигурацию, и языковых механизмов их репрезентации. Вслед за Н.А. Бесединой, исследующей морфологически репрезентируемые концепты, представляется оправданным определить конфигурацию как «процесс

придания той или иной формы концептуальному содержанию на основе различных вариантов сочетания концептуальных характеристик» [7]. В теории концептуальной конфигурации данный процесс трактуется как общий, универсальный когнитивно-языковой механизм. Его когнитивный характер проявляется в выявлении стратегий концептуализации и категоризации в рамках определенного объема знаний, языковой характер - в формировании языковых знаний и фиксации определенных концептуальных характеристик в форме определенных языковых категорий. Концептуальная конфигурация, таким образом, представляет собой особый способ концептуализации, который включает в себя стратегический выбор цели и когнитивных и языковых механизмов ее реализации.

Впервые идею данного механизма предложил В.А. Лефевр [8]. Исследуя системы искусственного интеллекта, он выявил т. н. системные конфигураторы - набор базовых когнитивных операций для представления различных процессов познания, которые позволяют синтезировать различные системные представления. Применительно к области когнитивной деятельности субъекта познания конфигурация представляет собой набор базовых стратегий, обеспечивающих специфику расчленения концептуального пространства реальной действительности и его соответствующую структурную организацию.

В результате механизма конфигурации происходит построение специальной концептуально-структурной модели - конфигурации, с помощью которой фрагмент реальной действительности, подвергающийся осмыслению, организуется как система. Определенный тип конфигурации представляет собой идеальную модель, включающую в себя полный набор осуществляемых когнитивных действий и, тем самым, адекватно объясняющую структуру осуществляемой когнитивной деятельности и направление трансформации знаний. Набор и различные последовательности этих действий обусловливают различные типы конфигураций, используемые для осуществления всех форм познания. Конфигурация, таким образом, - это сложный универсальный механизм. Его функционирование предполагает ориентацию на определенный тип когнитивной деятельности, который обеспечивает возможность концеп-

туализации и категоризации в рамках имеющихся знаний, а также определенный базовый уровень его языковой актуализации.

В основе метода концептуальной конфигурации лежит принцип соответствия каждому уровню концептуализации и категоризации особого уровня языковой репрезентации. Суть метода состоит в моделировании особенностей языковой конфигурации знаний, выявлении ведущего категориального уровня языковой репрезентации каждой из координат функциональной представленности субъекта познания, а также переходных зон, обеспечивающих интеграцию всех типов когнитивной деятельности.

В качестве особого инструмента исследования разрабатываемый метод позволяет рассматривать категориальную систему языка как систему репрезентации когнитивной деятельности субъекта познания, представляющей собой сложный, иерархически организованный процесс конфигурации знаний, и тем самым выявить и проанализировать особенности языковой актуализации каждого из выделяемых уровней концептуализации и категоризации действительности, а также проследить особенности их интеграции в рамках формирования смысла.

Основная цель применения метода состоит в том, чтобы на основе языковых форм репрезентации знаний осуществить поиск и систематизацию основных концептуальных характеристик, подвергаемых языковой конфигурации, и, как следствие, выявить особенности формирования смысла, и представить язык как систему языковой конфигурации знаний, которая включает в себя различные уровни языковой категоризации, объективирующие соответствующие типы когнитивной деятельности субъекта познания. Система языка (его категориальный состав), таким образом, может быть доказательно представлена как материализующая устойчивые типы взаимодействия субъекта познания с миром, с одной стороны, и упорядочивающая полученные знания и создающая особый ракурс их репрезентации в сознании человека, с другой стороны.

Метод концептуальной конфигурации обладает объяснительным потенциалом, что очень важно для когнитивной лингвистики, которая решает проблему способов и форм отражения в сознании понимания и видения

мира человеком [9]. Он системен, интегративен и предполагает углубленный характер проникновения в суть проблемы в рамках единой научной области, т. к. позволяет:

1) показать, что антропоцентрическое пространство языка организовано относительно конкретных координат функциональной представленности субъекта познания как активных центров конфигурации знаний;

2) смоделировать языковую систему относительно процесса языковой конфигурации;

3) проследить соотношение мыслительных и языковых структур в процессе концептуальной конфигурации;

4) объяснить, каким образом (т. е. в рамках каких уровней языковой репрезентации знаний) различные типы знаний, подверженные конфигурации на каждом из этапов когнитивной деятельности, получают свою языковую актуализацию.

Представляется необходимым отметить, что разрабатываемый метод отвечает данной

З.А. Харитончик характеристике современной лингвистики: «Настоящий момент в лингвистической науке интересен тем, что в ней происходит существенный методологический сдвиг, сам по себе вполне естественный и обусловленный наличием сложных, многопараметрических взаимосвязей между мыслью, языком и деятельностью (поведенческими структурами) человека, многоаспект-ностью функционирования языка в процессе познания, коммуникации и деятельности людей» [10].

С помощью метода концептуальной конфигурации, как представляется, достигается полнота научного представления проблемы. Предполагается, что его использование позволит определить и обосновать особенности корреляции двух систем (языка и познания), а также представить специфику языковой репрезентации субъекта познания в виде научно обоснованной модели, что ляжет в основу доказательства выдвигаемого в работе положения о том, что системность и структурированность языка репрезентирует собой системность и определенную иерархическую организацию основных типов когнитивной деятельности субъекта познания.

Научность, обоснованность и необходимость данного метода доказываются в ходе исследования особенностей языковой репрезентации основных типов конфигурации,

осуществляемых на различных уровнях когнитивной деятельности. Проводимый анализ опирается на ряд последовательных действий, а именно:

1) вычленение области знания, подвергаемой концептуализации и категоризации в рамках деятельности субъекта познания на каждом из выделенных этапов, и рассмотрение ее в качестве общего когнитивного контекста, лежащего в основе конфигурации;

2) структурация выделенной области знания, которая предполагает выявление ее основных элементов, подлежащих конфигурации в рамках процессов концептуализации и категоризации;

3) определение категориального языкового уровня репрезентации каждого типа когнитивной деятельности;

4) моделирование области конфигурируемых знаний относительно специфики языковой репрезентации в рамках выделения базовых и переходных зон.

В разрабатываемой теории метод концептуальной конфигурации применяется к анализу особенностей языковой репрезентации субъекта познания на материале современного английского языка. Особенности данной языковой системы тем не менее не влияют на основные доказываемые положения о том, что:

- безграничные возможности познания обусловлены универсальностью и общностью когнитивных механизмов и принципов;

- язык, осуществляя доступ к работе сознания тем, что материализует его результаты - конфигурируемые знания, одновременно конфигурирует их в рамках своего категориального устройства;

- выделяемые уровни языковой категоризации выступают в роли уровней языковой конфигурации знаний.

Интегративная концепция исследования функциональной представленности субъекта познания в языке, лежащая в основе теории концептуальной конфигурации, позволяет, таким образом, показать многоступенчатость и сложность процесса интеграции основных антропоцентрических координат, репрезентирующих отдельные когнитивные уровни получения, переработки и трансформации различных типов знания, что открывает новые возможности для дальнейших исследований.

1. Магировская О.В. Когнитивная деятельность субъекта познания: базовые и производные функции // Языки профессиональной коммуникации: сб. ст. Третья Междунар. науч. конф. Челябинск, 2007. Т. 1. С. 68-71.

2. Магировская О.В. Интеграция основных видов когнитивной деятельности в рамках процесса познания // Вопр. когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 119-127.

3. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 2 (2). P. 133-187.

4. Кубрякова Е.С. Композиционная семантика: цели и задачи // Композиционная семантика. Третья Междунар. школа-семинар по когнитивной лингвистике. Тамбов, 2002. Ч. I. С. 4.

5. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1995.

6. Болдырев Н. Н. Теоретические аспекты функциональной категоризации глагола // Моделирование процессов функциональной кате-

горизации глагола: кол. моногр. Тамбов, 2000. С. 5-46.

7. Беседина Н.А. Основы теории морфологической репрезентации // Вопр. когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 53.

8. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., 1973.

9. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.

10. Харитончик З.А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Язык и структура представления знаний: сб. науч.-аналит. обзоров. М., 1992. С. 98.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Magirovskaya О^. Conceptual configuration theory: conception and method. The article defines the conception of multilayered cognitive activities of the subject of cognition. The main statements of the conceptual configuration theory and peculiarities of the method applied to the language analysis are described.

Key words: conceptual configuration, integration.

УДК 43

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «ОТРИЦАНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) © С.В. Мотов

В статье затрагиваются различные трактовки сущности отрицания в традиционной и когнитивной лингвистике. Рассматривается концепт «отрицание» как основание для выделения категории отрицания, выделяются прототипические средства выражения категории «отрицание». Проводится анализ структурных особенностей концепта «отрицание», выявляются его свойства и внутренние содержательные характеристики, устанавливается взаимосвязь между ними.

Ключевые слова: концепт, категория, отрицание, профилирование, фрейм.

Попытка рассмотрения отрицания и установления его сущности делалась в различных отраслях знания: в философии, логике, психологии, математике и др. Данные, полученные в рамках этих дисциплин, были фрагментарны и зачастую противоречили друг другу. Такие трудности в установлении сущности категории отрицания прежде всего связаны со спецификой данной категории, т. к. достаточно трудно отразить в языке то, для чего нет референта в реальном мире. Другой причиной, порождавшей сложности в определении отрицания, стало широкое его понимание как идеи выражения отсутствия. Со сложностями в исследовании категории отрицания столкнулась и традиционная лин-

гвистика, в рамках которой существовало несколько точек зрения на сущность языкового отрицания.

Так, например, Г. Пауль, представляющий психологический подход к отрицанию в лингвистике, полагал, что отрицание является результатом связи представлений противоречащих друг другу. Таким образом, Г. Пауль считал отрицание вторичным по отношению к утверждению, а отрицательное предложение - вторичным по отношению к утвердительному [1]. Прагматический подход к отрицанию рассматривает его как категорию, опровергающую отношение в речевом акте. З.Й. Шмидт, придерживающийся данной точки зрения, выдвигает идею, со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.