Научная статья на тему 'Теория коммуникации в трудах Х. -А. Инниса и г. -М. МакЛюэна'

Теория коммуникации в трудах Х. -А. Инниса и г. -М. МакЛюэна Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2641
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Архангельская И. Б.

Рассматриваются основные положения теории коммуникации канадских ученых, представителей Торонтской школы коммуникации, Х.-А. Инниса и Г.-М. МакЛюэна. Автор прослеживает связь между работами Х. Инниса и М. МакЛюэна, рассказывает об основных тенденциях в оценке критиками трудов канадских исследователей и перспективах изучения их наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория коммуникации в трудах Х. -А. Инниса и г. -М. МакЛюэна»

Философия. Культурология

148 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер ия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 148-152

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В ТРУДАХ Х.-А. ИННИСА И Г.-М. МАКЛЮЭНА

© 2007 г. И.Б. Архангельская

Нижегородский коммерческий институт агЬапееЬкауа@пк1 .ппоу. ги

Поступила в редакцию 04.06.2007

Рассматриваются основные положения теории коммуникации канадских ученых, представителей Торонтской школы коммуникации, Х.-А. Инниса и Г.-М. МакЛюэна. Автор прослеживает связь между работами Х. Инниса и М. МакЛюэна, рассказывает об основных тенденциях в оценке критиками трудов канадских исследователей и перспективах изучения их наследия.

К работам канадских теоретиков медиа Харольда Адамса Инниса (Harold Adams Innis, 1894-1952) и Герберта Маршалла МакЛюэна (Herbert Marshall McLuhan, 1911-1980) обращаются не только специалисты по теории коммуникации, СМИ, но также философы, социологи, политологи, культурологи, литературоведы. Тот факт, что труды канадских ученых представляют интерес для специалистов из разных областей знаний, обусловлен междисциплинарным характером их

исследований.

Подход Х. Инниса и М. МакЛюэна, представителей Торонтской школы

коммуникативистики, к проблеме массовых коммуникаций западные (П. Хейер, Д. Кроули) и отечественные [1, с. 31] исследователи определяют как макросоциологический. Это объясняется тем, что в своих трудах 1950— 1970-е гг. Х. Иннис, а вслед за ним М. МакЛюэн рассмотрели влияние коммуникаций на развитие западной цивилизации от первобытного общества до середины ХХ века. Если Карл Маркс считал «локомотивом» исторического прогресса противоречия между производительными силами и

производственными отношениями, то, по мнению Инниса и МакЛюэна, его движущей силой являются новые технологии, благодаря которым возникают новые средства коммуникации. Устная речь, появление алфавита и письменности, печатный станок, изобретение электричества и телеграфа, фотография, радио, телевидение - такими видели Иннис и МакЛюэн основные этапы развития общества. Каждое средство коммуникации, как утверждали канадские ученые, имеет свои особые свойства и, соответственно, уникальные способы воздействия на каждого человека и общество в целом.

Историк по образованию, профессор политической экономии университета Торонто, Х. Иннис известен не столько как исследователь экономической истории Канады, сколько как автор двух книг по теории коммуникации: «Империя и коммуникация»

(Empire and Communication, 1950) и «Сдвиг коммуникации» (The Bias of Communication, 1951).

Х. Иннис подразделял средства массовой коммуникации (далее СМК), на два вида: временные (time binding media) и пространственные (space binding media). Согласно Иннису, одни цивилизации концентрируются на времени, другие - на пространстве. Те, которые ориентированы на пространство, имеют легкие и подвижные средства коммуникации, которые легко хранить и передавать адресату (например, папирус). Временные СМК как утверждает ученый, помогают управлять государствами. Такие государства, Иннис называет их «империи», быстро растут территориально и имеют разветвленную сеть управления. Функциями хранения информации и властными полномочиями в таких системах наделен социум, а не элиты.

Временные СМК - устные виды коммуникации: эпос, песни, а также книги и рукописи, как утверждал ученый, живут долго и должны передавать информацию, в том числе об идеалах и ценностях данной цивилизации, из поколения в поколение. Такой тип хранения информации и тип коммуникации, как полагал ученый, существует в традиционных обществах со строгой социальной иерархией, например, в Древнем Египте. Доступ к информации и к ее распространению в таких системах имеет узкая группа людей, наделенная высшей властью. Х. Иннис уверен, что временные СМК

стабилизируют окружающий нас мир и

оказывают особое влияние на закрытые общества, помогая сохранить их культуру, в то время как пространственные СМК: радио,

телевидение, газеты, журналы, - напротив, стремятся охватить как можно большую аудиторию, но их влияние краткосрочно. Х. Иннис исследовал историю развития коммуникация с алфавита и письменности древнего мира до новейших времен. Он признавался, что трепетно относится к временным СМК, поскольку их предназначение передать историю народа для следующих поколений, и эта задача важна для общества [8, р. 61].

На основе проведенного исследования Иннис сделал заключение о том, что пространственные СМК способствуют развитию технологий, но их главная задача -управление большими территориями. В основе пространственных СМК, по мнению Инниса, лежат коммерциализация и имперские задачи. Слово «империалистичность», которое позднее М. МакЛюэн заменит крылатым выражением «глобальная деревня», часто встречается в его трудах.

Средства коммуникации, согласно теории Инниса, определяют тип общественного устройства и управления ими. Тот, кто находится у власти, подчеркивает

исследователь, контролирует и СМК. Отсюда следует, что по типу СМК можно судить о культуре и политике государства на определенном историческом отрезке. С этим утверждением категорически не согласна российский политолог и специалист в области массмедиа Е.Я. Дьякова. Она справедливо отмечает, что выводы Х. Инниса о прямой зависимости власти от соответствующих коммуникативных технологий несостоятельны, и обращает внимание на то, что если следовать логике Инниса, то «представительная демократия... появляется с изобретением печатного станка и утрачивает смысл с появлением телевидения» [1, с. 49-50].

Конечно, с такими заявлениями канадского ученого нельзя согласиться, поскольку они противоречат историческому опыту.

Иннис считал, что перемены в обществе идут с периферии. Именно там, как утверждал ученый, обитатели окраин изобретали новые средства коммуникации, которые вступали в противоречие с официально принятыми, а в результате возникало нечто новое,

прогрессивное, что двигало цивилизацию, помогая ей совершить рывок, «сдвиг» вперед. Примером таких перемен, по мнению Инниса,

стал переход от латинских текстов на пергаменте, средстве коммуникации

христианской церкви, к светскому письму на разных европейских языках, выполненному на бумаге.

Х. Иннис сожалел об утрате традиции устного общения и переходе к письменным, а затем печатным средствам коммуникации, что, как он считал, мешает людям общаться друг с другом и таким образом поддерживать стабильность в обществе. В работах Инниса ощущается страх канадца за будущее своей страны. Канада, как признавал исследователь, находится между европейской культурой, с которой она исторически связана своим прошлым, и агрессивной культурой американской империи. Иннису не нравилось, что влияние США на его страну усиливалось, его пугало, что под влиянием массмедиа «американского культурного империализма» канадская культура будет уничтожена.

Для Маршалла МакЛюэна Иннис был старшим коллегой по университету Торонто и безусловным авторитетом. В отличие от Инниса он был филологом (профессором английской литературы), а не экономистом. В 1930-1940-е гг. МакЛюэн работал в университетах США, а затем переехал в Канаду, где в течение многих лет работал в университете Торонто, а также в основанном им Центре культуры и технологий.

Работы Инниса оказали огромное влияние на МакЛюэна, о чем он написал в предисловии к одной из своих первых книг «Г алактика Гуттенберга» (The Guttenberg Galaxy, 1961). Продолжая идеи Инниса, МакЛюэн исследовал качественные сдвиги в истории человечества, связанные с появлением новых технических СМК. Ученый выделил три этапа в развитии цивилизации. Первый этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни и восприятия окружающего мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации. На смену первобытной пришла письменно-печатная культура. С появлением печатного станка, как пишет МакЛюэн в книге «Г алактика Гутенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. Письменно-печатная культура, в понимании ученого, является элитной, доступной лишь образованным людям. Эти мысли, высказанные МакЛюэном, отчасти противоречат идеям Х. Инниса.

Огромная роль в третьем, современном этапе развития цивилизации, считает МакЛюэн, принадлежит электричеству. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью и превращает мир в одну «глобальную деревню». Если верить МакЛюэну, то с помощью электронных СМИ общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слуховизуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Электронные СМК: телеграф, телефон,

телевидение и компьютер, - считает ученый, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. В наступившей эпохе «нового племенного человека» царствует миф, а с помощью средств массовой информации, по предсказаниям МакЛюэна, вскоре можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур [12, с. 67-69].

По мнению Маклюэна, изобретение новых технических средств всегда носит революционный характер. От алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации - таков путь развития цивилизации, причем все виды связи имеют или визуальный/пространственный способ организации (линейный,

последовательный, перспективный) или, наоборот, - слуховой (сферический,

синхронный, имманентный). Ученый полагал, что появление печатного станка позволило зрению и слуху существовать раздельно, поскольку стало возможным чтение «про себя» и устный диалог утратил то значение, которое он имел ранее. Письменно-печатную культуру Маклюэн отнес к устной коммуникации, кино и фотографию - к визуальной. Телевидение, в его понимании, требует от зрителя активного участия, «постоянного творческого диалога с иконоскопом», поэтому его Маклюэн считает осязательным (тактильным) СМК. Рассматривая телевидение, Маклюэн подчеркивал, что это мозаичное средство общения сталкивает на экране «все времена и пространства одновременно». Оно может из любого

малозначимого события создать сообщение всемирного значения. Зритель, считает ученый, активно участвует в освоении телевизионной мозаики: из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент.

Используя джазовую терминологию, МакЛюэн в книге «Понимание средств коммуникации» разделил все средства коммуникации на cool (прохладные) и hot (горячие). В джазе «cool» означает - легкий, бесстрастный, спокойный ритм, hot - ритм быстрый, полный страсти и чувства. К «прохладным» средствам общения Маклюэн относил телевидение и радио - частично потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К «горячим» он относил печатные СМИ, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличны и абстракты, то есть cool [12, с. 22-32].

Эти высказывания Маклюэна

представляются спорными. Зритель не смотрит анонимные передачи, он вынужден потреблять информацию в том виде, в каком она представлена редакторами, журналистами. Каждый мыслящий зритель при просмотре новостей, образовательных и развлекательных передач, не говоря уже о рекламе, задает себе маклюэновский вопрос: «What is the message?» (В чем суть сообщения?)

В 1960-1970-е гг. североамериканские критики Д. Кэрри [5], С. Финкельстайн [6], Д. Миллер [13] подвергли критике теории М. МакЛюэна, утверждая, что в них мало смысла, они пронизаны техническим детерминизмом и являются тупиком в исследованиях СМК. Им вторит российский исследователь Л.М. Землянова. Обращая внимание на различие в методологических подходах Х. Инниса и М. МакЛюэна, она подчеркивает, что если Иннис «стремился к историзму, то МакЛюэн - к техническому детерминизму» [2, с. 24]. Мнение

Л.М. Земляновой представляется достаточно спорным, поскольку и Иннис, и МакЛюэн рассматривают развитие средств коммуникации в диахроническом аспекте на огромном историческом материале, и оба говорят о прогрессивной роли новаций в технологиях, которые способствуют созданию новых средств коммуникации. МакЛюэн был увлечен новыми технологиями, по-своему предсказывал появление глобальной информационной сети, которой стал Интернет, но он не был зациклен на технологиях, понимая, что в развитии общества большое значение имеют и религия, и экономика, и культура. Об этом он часто писал в своих трудах, особенно в литературнокритических эссе [9].

МакЛюэн трактовал СМК более широко, чем Х. Иннис. Под СМК МакЛюэн подразумевал не только печатные и электронные СМИ, устную речь и письмо, телеграф и телефон, фотографию и кинематограф, но также электричество, дороги и транспортные средства, числа и деньги, одежду, жилище и город, игры, оружие и многое другое. МакЛюэн уверен, что развитие каждого из этих явлений помогало человеку освоить мир, наладить отношения с

окружающей природой и обществом, расширить коммуникативное пространство. Появление новых технологий в строительстве, прокладке дорог, денежном обращении,

книгопечатании, кинематографии, вооружении изменяли образ жизни человечества, способы взаимоотношений между людьми, ощущения размера окружающего мира. Все средства коммуникации, по мнению МакЛюэна,

постоянно взаимодействуют, развивая и преобразуя друг друга. Вместе с тем каждое из них является продолжением человека: жилище и одежда - продолжением кожи, транспорт -продолжением ног, перо - продолжением руки, телевидение - продолжением глаз и т.д. Развитие цивилизации, согласно учению

МакЛюэна, связано с постоянным

совершенствованием СМК и одновременно изменениями в коммуникативном пространстве: разобщенные территории соединяются в единое целое с помощью новых дорог, транспорта, денег, СМИ.

МакЛюэна отличал неожиданный взгляд на самые обычные предметы. Из книги «Понимание средств коммуникации» мы узнаем о том, какую огромную роль в жизни человека эпохи Фердинанда и Изабеллы играли такие средства коммуникации, как географические карты, помощники в освоении новых просторов. Их тщательно оберегали от чужих глаз, поскольку они были ключом к освоению новых территорий. Для тех времен, как утверждает МакЛюэн, карты играли такую же роль, как для современного человека новейшие технологические разработки, которые нередко современные бизнесмены крадут у конкурентов. Карты в теории канадского ученого связаны с другими СМК - дорогами: они соединяли разные географические точки, по ним долгое время распространялась информация, и только изобретение электричества и телеграфа создало условия для мгновенной передачи сообщения. [12, с. 89106].

Деньги, по мнению МакЛюэна, это форма коммуникации, язык, который переводит «труд

фермера в труд парикмахера, доктора, инженера или водопроводчика» [12, с. 136].

Трансформация денег из монет в банкноты, а затем в кредитную карту изменила не только формы финансовых взаимоотношений, но и передачу информации в целом, сблизила разные страны и континенты, объединила их в единую систему.

Одежда в системе МакЛюэна служит средством коммуникации, с помощью которого человек с античности до новейших времен рассказывал окружающим о своем происхождении, статусе, характере, а иногда профессии, национальности и религиозных убеждениях. В контексте теории МакЛюэна иное значение приобретает слово «дресс-код»: под этим словом можно понимать не только правила, предъявляемые к одежде в той или иной ситуации, но и язык-код, который надо знать, чтобы правильно выстраивать отношения в обществе.

В своих исследованиях МакЛюэн иногда позволял себе «залезть» в те области знаний, в которых не был специалистом. Рассуждая о коммуникативном пространстве, он не раз обращался к точным наукам. Такой подход к исследованию ученый перенял у своего друга, архитектора Зигмунда Гидеона. Последний в своей книге «Механизация берет управление в свои руки» (Mechanization Takes Command, 1948) анализировал разные виды пространства в искусстве с учетом последних достижений в электромеханике. Следуя примеру Гидеона, МакЛюэн рассматривал коммуникативное пространство в параллели с развитием научных идей в физике. Мир печатной культуры, так называемая «Галактика Гуттенберга», для МакЛюэна имеет линеарный, гомогенный характер ньютоновского пространства [12, с. 370]. Открытие в 1905—1906 гг. А. Эйнштейном теории относительности, частью которой была теория единого пространства и времени, канадский ученый связывает с революцией в области СМК — изобретением телефона, телеграфа, затем электронных СМИ. Эти открытия, как утверждает МакЛюэн, привели к распаду галактики Гуттенберга и возникновению многомерного

коммуникативного пространства, которое в любой момент могло соединиться в одну точку. Об этом новом мире МакЛюэн писал: «Время прекратило свое существование, пространство исчезло. Мы теперь живем в глобальной деревне... где все происходит одномоментно» («‘Time’ has ceased, ‘space’ has vanished. We now

live in a global village... simultaneous happening») [11, с. 63].

Труды Х. Инниса, как и сам ученый, никогда не были широко известны, но пользовались авторитетом в научных кругах. После смерти ученого «Империя и коммуникация» и «Сдвиг коммуникации» стали классическими трудами в области теории коммуникаций.

В 1960-1980-е гг. теории МакЛюэна не находили поддержки среди коллег в академических кругах. Ученые или

игнорировали их, или называли идеи МакЛюэна ошибочными [5, 6, 13]. Это не помешало МакЛюэну стал поп-идолом, неотъемлемой частью культуры, его имя ставили в один ряд с Э. Уорхоллом и Д. Ленноном.

В 1990-2000-е гг. произошла переоценка МакЛюэна. Многие критики: П. Гроссвилер [7],

A. Крокер [10], Ю. Стэмпс [14], Д. Теолл [15],

B. Терин [4], - признали, что диалектическая теория коммуникации МакЛюэна, логически продолжившая учение Х. Инниса о «сдвиге коммуникации», заслуживает серьезного и глубокого изучения. Несомненно, исследование наследия М. МакЛюэна на новом этапе будет системным и междисциплинарым.

Список литературы

1. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2002.

2. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М.: МГУ, 1995.

3. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев.: Ника-Центр, Эльга. 2004.

4. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: МГИМО, 2000.

5. Carey J. Harold Adams Innis and Marshall McLuhan. In Raymond Rosenthal (Ed.), McLuhan: Pro and con. Baltimore, MD, 1968: Penguin. P. 270-308.

6. Finkelstein S. Sense and Nonsense of McLuhan. N. Y.: International Publishers, 1968.

7. Grosswiler P. The Method Is the Message: Marshall McLuhan & Karl Marx. N. Y.: Black Rose Books 1997.

8. Innis H. The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 2003.

9. Interior Landscape: Selected Literary Criticism of 15. Theall D.F. The Virtual McLuhan. Toronto: Marshall McLuhan (The), 1943-1962, editor, McGill-Queen’s University Press, 2003.

COMMUNICATION THEORY IN THE WORKS OF H.-A. INNIS AND G.-M. MCLUHAN

I.B. Arkhangelskaya

The article summarizes the main aspects of communication theories of H.A. Innis and G.M. McLuhan, the Canadian scholars and representatives of Toronto School of communications. The author traces the bond between the ideas of H. Innis and M. McLuhan and writes about the main trends in criticism of the scholars’ creative work as well as perspectives of further research on Innis and McLuhan legacy.

E. McNamara. New York: McGraw Hill, 1998.

10. Kroker A. Technology and the Canadian Mind:

Innis/McLuhan/Grant. Montreal: New World

Perspectives, 1984.

11. McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects, NY : Ginko Press, 2002.

12. McLuhan M. Understanding Media: The

Extensions of Man. Cambridge, London: MIT Press, 1994.

13. Miller, J. Marshall McLuhan. New York: Viking, 1971.

14. Stamps J. Unthinking Modernity: Innis,

McLuhan, and the Frankfurt School. Montreal, Kingston: McGill-Queen’s University Press, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.