Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Ю. ХАБЕРМАСА'

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Ю. ХАБЕРМАСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
514
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Ю. ХАБЕРМАСА»

инновационных сделок и др. В совокупности данные организации образуют инфраструктуру инновационного процесса.

Выводы. Взаимодействие между членами некоммерческого партнерства в рамках кластерной политики позволит обеспечить инновационный путь развития субъектов малых форм хозяйствования, выработать экономический механизм частичного перераспределения доходов, обеспечит заинтересованность в конечных результатах всех участников. Появится стимул для притока в аграрный бизнес инвестиций, сделает его привлекательным для государства и крупных финансово -кредитных организаций.

Степанова А.М. студент группы СБ-11 Финансово-экономический институт «Северо-Восточный университет им. М.К.Аммосова»

г.Якутск, Россия Научный руководитель: Попова Л.Н. доцент кафедры СиУП кандидат философских наук ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Ю. ХАБЕРМАСА Сложные процессы в мировой политике и в экономике ставят новые вопросы перед социальными исследователями. Среди них заметное место занимает известный немецкий социальный философ Ю. Хабермас. Главное внимание Хабермас уделяет анализу процессов переходности и способам преодоления сопутствующих им конфликтов. Его концепция способна послужить методологической предпосылкой для продуктивного обсуждения сегодняшней ситуации постсоциалистических странах, где имеют место конфликтные ситуации, связанные с переходным периодом их развития, со столкновением различных интересов и сил.

Повышение роли коммуникации в процессе системных преобразований актуализировало ее изучение в зарубежных и российских научных кругах и вместе с тем значительно расширило понимание этой проблемы. В этих условиях используется всё разнообразие подходов к изучению предмета коммуникации и коммуникационного пространства. К научным трудам, раскрывающим природу коммуникации как результат общественного развития, анализирующим принципы функционирования и структуру политической коммуникации, относят работы как отечественных ученых - М.М. Бахтин, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев и зарубежных - Ч. Кули, П. Лазарсфельд, М. Маклюэн, Ю. Хабермас.

Объект исследования - коммуникация как совокупность разнообразных средств, способствующих, формированию открытых, устойчивых отношений в политической системе. Предмет исследования -

состояние, сущность, теории и модели коммуникационных процессов в жизни общества.

Основная цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании коммуникации как важного социального процесса в жизни общества.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

-Дать общую характеристику творчеству Юргена Хабермаса;

-Раскрыть основное содержание Теории коммуникативного действия;

-Показать современное значение данной теории;

Гипотеза исследования: коммуникация один из важных факторов консолидации общества, высокого уровня легитимности всех институтов, согласования политических интересов, разрешения общественно-политических конфликтов, открытого диалога власти и общества и, как следствие, - стабильности всей социальной и политической системы.

Актуальность: Идеи Ю.Хабермаса приобретают особую актуальность в настоящее время, когда одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XX столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений.

Решающая идея Хабермаса состоит в том, что правила речевого действия могут стать темой разговора, дискуссии, одним словом, дискурса. Дискурс - это больше, чем свободный разговор, в котором собеседники не думают о соблюдении правил речевой коммуникации. Дискурс - это диалог, ведущийся с помощью аргументов, позволяющих выявить общезначимое, нормативное в высказываниях. Но если обнаружена нормативность высказываний, то тем самым задана и нормативность поступков. Дискурс обеспечивает коммуникативную компетентность. Вне дискурса последняя отсутствует. Дискурсом является не любой диалог, а достигший известной стадия зрелости. Для характеристики этой стадии Хабермас использует термин Mьndigkeit (мюндихкайт), что в переводе с немецкого означает совершеннолетие. Дискурсом является тот диалог -напомним читателю, что по определению в диалоге может участвовать сколь угодно большое число лиц, - который покинул стадию недостаточного совершенства, инфантильности (т.е. детскости в рационально-лингвистическом смысле). Примером мюнданного диалога, или дискурса, является беседа психоаналитика с пациентом, излечивающая последнего от недугов. Далеко не всегда усилия психоаналитика достигают успеха; в таком случае участники диалога не выявили причины болезни. Возможно, они известны врачу, но их не удалось довести до сознания больного. Только в том случае, когда участники диалога выработали совместное, да к тому же еще и действенное общее мнение, - налицо

дискурс. Темой дискурса являются правила речевых актов (прагматические универсалии), которые в свою очередь конституируют правила поступков и предметных действий. Дискурс в идеале - это образец, модель выработки коммуникативной компетенции. Конкретные дискурсы могут быть более или менее успешными, не исключены споры, обиды, несогласия (дисконсенсусы). Для Хабермаса важнейшее значение имеет сам факт актуальности дискурса. Именно в нем вырабатываются правила совместного общежития людей, которое Хабермас отнюдь не подвергает, подобно, например, Хайдеггеру, уничижительной критике. Беда людей состоит не в том, что они в обществе, якобы, теряют свою индивидуальность; совместное житие людей может быть более или менее успешным и счастливым, мэкой же оно становится только тогда, когда страдает недостаточной коммуникативной зрелостью. Те общности людей, которые обладают коммуникативной компетентностью, Хабермас подводит под понятие коммуникативной общественности (ЦйепШсЬкей). Немецкому ЦйепШсЬкей едва ли возможно подобрать однословный русский эквивалент. В немецком языке в это слово вкладывается несколько социальных значений: общество, не тайное, а открытое, каждому доступное и понятное, предназначенное для всех граждан (и являющееся в этом смысле гражданским обществом с соответствующей государственностью). Гласность, открытость - это необходимые, но недостаточные условия для конституирования коммуникативно-компетентного общества. Способно ли общество и в какой степени реализовать идеалы дискурса - вот в чем решающий вопрос для всякого общества, стремящегося к лучшему будущему. Итак, к специфике хабермасовской философии мы подошли с помощью понятий дискурса, мюнданности, (коммуникативной) общественности. Безусловно, к этому следует добавить акцентирование Хабермасом практической функции философии. Дискурс выступает языковой деятельностью, открывающей подступы к науке, искусству, технике и труду. Здесь он проходит свою проверку на истинность. Все вышеизложенное подводит к желанию уяснить, каким образом сам Хабермас реализует дискурсивность философии в своих статьях, монографиях и выступлениях. Всякий образованный философ не чужд дискурсивной деятельности, но не каждый аргументирует в хабермасовском стиле. Главная мысль Хабермаса состоит в том, что философия призвана открыть простор публичному употреблению разума, процедурам дискурсивного волеобразования и изъявления, условиям рациональных дискурсов и переговоров. Никто и ничто не заслуживает большего доверия, нежели сами участники дискуссии, они найдут ответы на актуальные вопросы. Для Хабермаса множащиеся попытки отрицания актуальности философии, эстетики, культуры несостоятельны. Он полагает, что в стремлении опрокинуть идеалы Просвещения (модерна) постмодернисты делают принципиальную ошибку, а именно

удовлетворяются самопроизвольным, неразумно контролируемым взаимодействием когнитивного (мыслительного), эстетически-экспрессивного и морально-практического. "Мне кажется, что из той путаницы, которая сопровождает проект модерна, из ошибок экстравагантных программ упразднения культуры нам скорее следует извлечь уроки, чем признать поражение модерна и его проекта". Ясно, что Хабермас имеет в виду развитый им вариант коммуникативной философии, в которой не только не отказывается от достоинств разума, а наоборот, старается придать им необходимый коммуникативный лоск. Желая обеспечить будущее проекту модерна (Просвещения), Хабермас критически относится к трем разновидностям, как он выражается, консерватизма. Староконсерваторы (Х.Йонас, Р.Шпе-манн) — традиционалисты, недоверчиво встречают новые веяния. Неоконсерваторы (ранний Витгенштейн и др.) относятся к достижениям модерна не без одобрения, но недостаточно критично, не принимая всерьез замыкание "...науки, морали и искусства в автономных, отъединенных от жизненного мира сферах ...". Младоконсерваторы (среди них М.Фуко и Ж.Деррида) формируют непримиримый антимодернизм, противопоставляя разумному началу необоснованные принципы, в том числе волю к власти и поэтическое (в дионисийском духе) начало. Именно от младоконсерваторов (точнее, от постмодернистов) последовала самая резкая реакция на критическое выступление Хабермаса. Философ Юрген Хабермас вскрывает согласие людей друг с другом и с самими собой в их дискурсивной практике. Хабермас абсолютизирует силу разума. Нет никаких сомнений насчет актуальности хабермасовской философии. Она, безусловно, входит в фонд философских достижений XX века. Исходя из работ Хабермаса, на сегодня в обществе сложилась такая ситуация, когда средства массовой коммуникации самостоятельно формируют мнение общества, манипулируя им в интересах вышестоящих властей. СМИ исключили возможность для человека, самостоятельно мыслить и критически рассуждать. Следует вывод, что выходом из сложившейся ситуации может стать только смена принципов работы по которым действительно работают СМИ. Завершая анализ системы социальной коммуникации, можно подвести следующие итоги:

- коммуникация представляет собой процесс передачи, обработки и обмена значимой информации в обществе, где идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между политическими и общественными институтами, индивидами и социальными группами на всех уровнях социально-политического взаимодействия.

- информационный обмен в рамках социальной и политических систем общества реализуется с помощью средств массовой коммуникации (телевидение, пресса и иные печатные СМИ, радио, глобальные компьютерные сети) и сочетает в себе широкий спектр форм и каналов

связи; различные цели коммуникации (манипулирование, консенсус, диалог и др.) и участников процесса коммуникации (социальные группы, государственные структуры, коммерческие компании, отдельные индивиды и т.д.).

- социальная коммуникация выступает как атрибут, то есть необходимое, существенное, неотъемлемое свойство общественной деятельности в любом ее проявлении. Эффективная социальная коммуникация становится основным фактором, определяющим функциональную эффективность и дальнейшее развитие общественной системы. Идеи, выдвинутые Хабермасом, одним из наиболее выдающихся представителей коммуникативно-прагматической ориентации в современной философии, приобретают особую актуальность в настоящее время, когда одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XX столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений. Поэтому представляется, что рефлексия относительно условий возможности языкового понимания в коммуникативном сообществе и в будущем будет одним из приоритетных направлений в философии языка.

Использованные источники:

1. История социологии: учебник/ отв. Ред.Г.В.Осипов, В.П.Култыгин. - М. : Норма,2009. - 1104с.

2. Методы социологического исследования : учебник. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 768 с. - (Высшее образование).

3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов/ «Высшее образование» (гриф).-М.:Дрофа. 2009.-204с.

4. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации.-Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000-167 с.

5. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник/ В.П.Конецкая. -М.;Международный университет бизнеса и управления, 1997.-304 с.

6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов М., 2001. - 488 с.

7. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия :/ Ю. Хабермас.//Вестник Московскогоуниверситета. Серия 7 : Философия. -1993 - №4 - Стр. 43-63.

8. Алексеева, Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева -М. РОССПЭН 2001. - 479 с.

9. Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность : учеб. пособие / А. П. Марков, 2006. - С.309.

10. Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике : учеб. пособие / Ф. И. Шарков, 2008. - 324 с.

11. Березин В.М. «Сущность и реальность массовой коммуникации.-М.: Изд-во РУДН, 2002

12. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев, 1985.-154с.

13. Харрисон Ш. «Связи с общественностью. Вводный курс. Пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова.- Спб.:Изд. Дом «Нева», 2003.- 368с.

14. Бусова, Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия / Н.А. Бусова // Вопросы философии. - 2006. - №10 - Стр. 153166.

15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов М., 2007. - 488 с.

16. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас.//Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. -2007 - №4 - Стр. 43-63.

Степанова А.М. студент группы СБ-11 Финансово-экономический институт «Северо-Восточный университет им. М.К.Аммосова»

г.Якутск, Россия Научный руководитель: Попова Л. Н. доцент кафедры СиУП, кандидат философских наук ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ Термин «исламский экстремизм» описывает явление, не новое в истории человечества, приобретшее в настоящее время особую актуальность, криминальность содержания. Усиление исламского экстремизма, острота используемых его субъектами форм и методов, интенсивность и повсеместное распространение сегодня создают реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, активно осуществляемый в сфере политических отношений, проник во все области общественной жизни, оказывает деструктивное влияние на развитие общества, установление гражданского согласия, проведение социально-экономических реформ; без знания и учета сущности и содержания которого, используемых форм и методов насильственного воздействия воплощение в жизнь конкретной государственной политики может оказаться неэффективным. Научная новизна. На рубеже XX - XXI веков усилился интерес и научного сообщества к исламскому вопросу. Исследователи стали всё чаще задаваться вопросами о том, насколько в современных условиях после многолетнего атеизма, господствовавшего в стране, необходима религия для становления человека как личности, для формирования его духовной культуры, мировоззренческой и социокультурной составляющей. Кроме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.