Научная статья на тему 'Теория и практика законодательного регулирования труда малолетних на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX В. (на примере Воронежской и Курской губерний)'

Теория и практика законодательного регулирования труда малолетних на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX В. (на примере Воронежской и Курской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАБРИЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / FACTORY INSPECTORATE FACTORY AND PLANT INDUSTRY / ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАБОЧИЕ / WORKERS / ДЕТСКИЙ ТРУД / CHILDREN'S LABOUR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смоленская Оксана Алексеевна

В статье исследуются нормативно-правовые акты регулировавшие труд детей на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX в. и их соблюдение на практике на примере Воронежской и Курской губерний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory and practice of legal control over the young children’s labour at the enterprises of the factory and plant industry at the end of the 19-th c. (for example in Voronezh and Kursk settlements)

Regulatory and legal acts controlling the children’s labour at the enterprises of the factory and plant industry at the end of the 19-th c. and the observation of them in practice considering the situation with Voronezh and Kursk settlements are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Теория и практика законодательного регулирования труда малолетних на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX В. (на примере Воронежской и Курской губерний)»

О.А. СМОЛЕНСКАЯ кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Теория и практика законодательного регулирования труда малолетних на предприятиях фабрично-заводской промышленности

в конце XIX в.

(на примере Воронежской и Курской губерний)

1 июня 1882 г. был издан первый фабричный Закон «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»1 (далее - закон 1 июня 1882 г.), регламентировавший труд малолетних и учреждение фабричной инспекции. Согласно закону: 1) дети, не достигшие 12-летнего возраста, к работам в промышленных заведениях не допускались; 2) малолетними считались дети от 12 до 15 лет, их работа была ограничена 8 часами в сутки (не включая время, необходимое на завтрак, обед, отдых и посещение школы), при чем не должна продолжаться более 4-х часов подряд; 3) была запрещена ночная работа малолетних, между 9 часами вечера и 5 часами утра, а так же в воскресные и праздничные дни; 4) на вредных производствах труд несовершеннолетних до 15 лет запрещался; 5) на владельцев заведений возлагались обязанность предоставлять возможность малолетним, не имеющим не имеющим свидетельства об окончании курса народного училища, посещать школу.

В случае точного выполнения ст. 1 закона, запрещающей труд детей до 12 лет, Россия по охране детского труда заняла бы одно из первых мест в Европе, где малолетние не допускались к работе до достижения следующего возраста: 14 лет - в Швейцарии и Австрии, 13 лет - во Франции, 11 - лет в Англии, 10 лет в Испании и Дании, 9 лет - в Италии2.

Норма о запрете работы малолетних в возрасте до 12 лет носила по своей сути декларативный характер, так как этим же законом, министру финансов было предоставлено право по согласованию с министром внутренних дел, допускать к работам на заводах, фабриках и мануфактурах малолетних в возрасте не менее 10 лет. Хотя данное полномочие носило временный характер, и было предоставлено на

' Смоленская Оксана Алексеевна, e-mail: socsiner@yandex.ru

1 ПСЗРИ III. T.II. СПб., 1886, № 931.

2 РГИА. Ф. 20. Оп. 2. Д. 1784. Л. 48.

двух летний срок со дня введения в действие закона, подобное отступление позволяло министру финансов фактически отменять норму закона о минимальном возрасте детей, которых можно было привлекать к работе. Закон должен был получить силу с 1 мая 1883 г.

Однако даже столь существенные уступки не удовлетворили московских фабрикантов. Весной 1883 г. они ходатайствовали перед министерством финансов об отсрочке введения закона в действие на один год, аргументируя это тем, что отсутствие окончательной ясности в использовании детского труда, особенно в период кризиса, ставит в сложное положение владельцев предприятий и самих рабочих, семьи которых могут потерять жизненно важный источник дохода3. Московское отделение Совета торговли и мануфактур поддержало предложение фабрикантов и указало на необходимость «крайней осторожности и строгой постепенности» в применении закона на практике4.

Финансовое ведомство признало обоснованность опасений предпринимателей, и Н.Х. Бунге внес в Государственный совет соответствующее представление. Совет пошел на встречу и 11 апреля 1883 г. отсрочил вступление закона в силу до 1 мая 1884 г5.

При попытке практического осуществления закона возникал ряд вопросов, не разрешаемых ни законом 1 июня 1882 года, ни другими действовавшими постановлениями. Например какие именно заведения подчинялись действию закона (разрешение этого сомнения было особенно важно в виду неопределенности Ст. 1 и 2 Устава о промышленности, дающих неполное и непонятное определение понятиям «фабрика» и «ремесленное заведение»), каким образом контролировать время работы малолетних на фабрике, возможны ли требования ведения списков малолетних, вывешивание объявлений с расписанием рабочего времени; каким способом должен был удостоверяться возраст малолетних и наконец, на основании каких статей закона должны были фабричные инспектора привлекать к ответственности виновных в нарушении закона.

Лишь после утверждения в 1884 году ряда законов часть вопросов была регламентирована. Это были Законы: 5 июня «О взысканиях за нарушение постановлений о малолетних на заводах, фабриках и мануфактурах»6 (карательные статьи определяли за нарушение закона об обучении малолетних штраф 100 р., а за нарушение правил о работе такой же штраф или арест до месяца), 12 июня — «О школьном обучении малолетних рабочих на фабриках, заводах и

3 РГИА. Ф. 20. Оп. 2. Д. 1790. Л. 39.

4 РГИА. Ф. 1149. Оп. 10. Д. 29. Л. 2-4 об.

5 РГИА. Ф. 1149. Оп. 10. Д. 29. Л. 12-14.

6 ПСЗРИ. III. Т. IV. СПб., 1887. № 2286.

мануфактурах, о продолжительности их работы и о фабричной инспекции»7.

Кроме того, министром финансов 19 декабря 1884 г. были утверждены «Правила относительно исполнения постановлений о работе и обучении малолетних рабочих владельцами заводов, фабрик

о

и мануфактур, а так же лицами, заведующими этими заведениями»8, в которых было определено, что малолетние, должны были приниматься на заводы, фабрики и мануфактуры только после предъявления ими документов, удостоверяющих их возраст, - метрических свидетельств или выписок из церковных книг. Данные документы должны были храниться в конторе промышленных заведений и подлежали предъявлению чинам фабричной инспекции по их требованию; владельцы фабрик и заводов, которые использовали на работах малолетних, обязаны были письменно доводить до сведения местного окружного фабричного инспектора: а) о намерении использовать в своих заведениях труд малолетних узаконенного возраста и приблизительно в каких количествах; б) как будут распределены работы малолетних - по сменам или иным образом; в) список праздничных дней, в которые дети не будут работать.

В соответствии с п. 14 Правил все работающие на заводе, фабрике и мануфактуре малолетние записывались в особую книгу и подлежала предъявлению чинам фабричной инспекции по их требованию.

В книге должны были содержаться: список малолетних, работающих на фабрике, заводе или мануфактуре; данные о малолетних: возраст, время поступления на фабрику, свойства порученной работы, определение рабочего времени, род и номера документов определяющих возраст малолетнего, сведения об окончании курса в одноклассном училище, посещает ли малолетний школу; особая графа для замечаний фабричной инспекции.

Ни закон 1 июня 1882 г, ни правила, точно не устанавливали, на какие заведения распространяются его нормы. В тексте закона было указано, что он распространяется на фабрики, заводы и мануфактуры, «как принадлежащие частным лицам и учреждениям (обществам, товариществам, компаниям)», так и казенных. Только путем толкования различных статей свода законов (Ст. 2 Уст. Пром., Ст 34 положения о пошлинах) можно сделать следующее заключение: фабрики определяются двумя признаками: присутствием механического двигателя и числом рабочих превышающих 16.

При отсутствии ясности и определенности норм закона и реальных гарантий выполнения его требований, содержащиеся в нем

7 ПСЗРИ. III. Т. IV. СПб., 1887. № 2316.

8 Сборник постановлений о малолетних рабочих на заводах, фабриках и в других промышленных заведениях. СПб., 1885, прил.

нормы частично теряли свое значение. Как отмечал И.И. Шелымагин, закон нарушался фабрикантами совершенно открыто и безнаказанно. 100-рублевый штраф, при полном игнорировании закона, делал это нарушение прямо выгодным. Фабричные инспектора неоднократно отмечали в своих отчетах, что попытки привлечь нарушителей к ответственности были безуспешными. В 1885 г. только в Московском округе на 200 фабриках были обнаружены нарушения закона, а фабриканты с 1882-1887 гг. были привлечены к ответственности в размере штрафа в 100 рублей только в трех случаях9.

По сведениям, полученным первым фабричным инспектором Московской губернии И.И. Янжулом, на фабрике дети составляли 9,5% от общего числа рабочих. Продолжительность рабочего дня малолетних была такой же, как и у взрослых рабочих, а иногда даже дольше, они, оставаясь после ухода взрослых для уборки мастерских. Продолжительность их рабочего времени в среднем составляла 12,5

Л П

часов, а максимально достигала 16-18 часов в сутки10. По мнению И.И. Янжула, даже эти краткие сведения в достаточной мере указывают на то, что при столь изнурительном труде прямой ущерб здоровью детей очевиден.

Несмотря на все «урезания», вышеуказанные недостатки закона и неоднозначность практики его применения закон 1 июня 1882 г. дал положительные результаты. Удельный вес детского труда в производстве все же снизился. Численность малолетних среди рабочих за 1882-1885 гг. в Московском фабричном округе сократилась с 9,5 до 3,2 %, во Владимирском с 10,8 до 3%. По приблизительным подсчетам инспекторов в абсолютных цифрах число малолетних уменьшилось в Московском округе на - 5500, а во Владимирском на 4400 человек11. И в целом по России до принятия закона малолетние среди фабрично-заводских рабочих составляли в среднем 5%. Уже по данным за 1887 г. число малолетних значительно сократилось, соотношение половозрастного состава рабочих было следующим: число взрослых мужчин в составляло 577834 или 73,2 %, женщин 184144 или 23 %, в итоге число взрослых рабочих составляло 761978 человек или 96,5 %. Малолетних мужского пола насчитывалось 19033 или 2,4 % и женского 8311 или 1,1 %, всего 27344 или 3,5 %12. К середине же 90-х годов их процент упал до двух, а в европейской

России даже до 1,8%. Из общего числа 1 079 093 рабочих на долю

1 ^

малолетних в середине 90-х годов приходилось 20 170 человек13.

9 См.: Шелымагин И.И. Фабрично-трудовое законодательство в России, 2-я половина XIX века. М.: Госюриздат, 1947, с. 70.

10 См.: Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии: отчет за 1882-1883 гг. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Московского округа И.И. Янжула. СПб., 1884, с. 72.

11 См.: Быков А.Н. Фабричное законодательство и его развитие в России. СПб., 1909, с. 152.

12 Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1885-1887 гг. СПб., 1889, С. XV.

13

Шелымагин И.И. Указ. соч., с. 70.

Несмотря на то, что фабриканты старались малолетних заменить подростками и женщинами, тем не менее, ограничение детского труда побуждало фабрикантов вводить новую технику и технологии, повышающие производительность труда.

По данным главного инспектора Я.Т. Михайловского за 1885 г. доля детского труда составляла: в Московском округе - 3,5 %, во Владимирском - 2,8 %, Варшавском - 9 %, Петербургском - 3,6 %, Воронежском - 11,6 %, Казанском - 2,2 %, Виленском - 6,8 %,Харьковском - 15,5 %, Киевском - 10,1%. Таким образом, в Воронежском округе доля труда малолетних среди рабочих составляла один из самых высоких показателей.

Наибольшее применение труд детей находил в типографиях -30,3 %, на хрустальных фабриках - 24,1 %, табачных - 17,3 %, суконных фабриках - 14 %, механических заводах - 11,4 %, шерстомойных заведениях - 13,7 %, а наименьшее - в кафельных,

Л л

воскосвечных заводах и паровых мельницах14. Особую категорию заведений использовавшие труд малолетних рабочих представляют собой заводы механические и чугуно-литейные, на каждом без исключения встречались малолетние рабочие. В Воронежском округе было осмотрено 52 таких заведения, в них находилось 235 мальчиков, что составляет 10 % от общего числа рабочих. В целом по стране наибольший процент труда малолетних относится к стекольному производству 6,7%, химическому 5,1 %, а наименьший в производствах пищевых продуктов 1,6 %, по обработке животных продуктов 1,8 %15.

Труд детей был тяжелым и продолжался на ровне со взрослыми. Так в отчете инспектора Воронежского округа указано: «до применения закона 1 июня, малолетнему, на спичечной фабрике, приходилось сначала уложить шестьдесят тысяч спичек в четыреста коробок, потом коробки - в ящик, и за этот труд получить 10 коп. на своих харчах, рискуя отравиться фосфором».

В ходе осмотра фабрик инспектором В.И. Миропольским было высказано следующее мнение: "В 1885 году число малолетних рабочих удаленных с фабрик и заводов в восьми губерниях Воронежского округа должно быть не менее 1500 детей обоего пола". Так, в губерниях Курской и Воронежской на свеклосахарных заводах прежде пользовались трудом малолетних в размере от 30-40 до 50 детей на каждом заводе. А так как в этих губерниях находится 17 свеклосахарных заводов, то число удаленных с этих заводов малолетних приблизительно от 700 до 800. В конце 1885 года остался всего один малолетний рабочий на Рамоньском свеклосахарном

14 Посчитано автором по Отчету за 1885 г. фабричного инспектора Воронежского округа В.И. Миропольского, с. 13-14.

15 Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1885-1887 гг. СПб., 1889, с. XVI.

заводе в Воронежской губернии. Также, были малолетние рабочие удалены с бумагооберточных фабрик (2 в Курской и 1 в Орловской), сокращено число детей на писчебумажных, табачных и спичечных фабриках.

Из 15 суконных фабрик на двух (Федорова и Терещенко в Курской губернии) их администрация заявила, что трудом малолетних пользоваться не будет. В остальных 13 суконных фабриках округа всего малолетних было 943, из них 673 мальчика и 270 девочек, а до введения закона от 1 июня 1882 года, на этих фабриках находилось малолетних почти вдвое больше. Занятия малолетних на суконных фабриках заключались в основном в разматывании и шпулевании пряжи для ткачей.

Применение закона о малолетних на табачных фабриках выразились сокращением детского труда почти вдвое, а на некоторых малолетние были удалены вовсе. Из 28 осмотренных фабрик округа, в 7 трудом малолетних пользоваться перестали. Работа детей здесь заключалась в оклейке коробок и бандеролей, засыпании папирос табаком и укладывании их в коробки.

Итак, после введения закона 1 июня 1882 года в Воронежском округе осталось 3151 малолетних рабочих, что в среднем составило 8,37 % к общему числу рабочих. В целом по стране из материалов собранных фабричной инспекцией в 1885 г. видно, что в 4264 предприятиях на 458701 взрослых рабочих приходится 26896 малолетних, что составляет 4,53 % к общему числу рабочих16.

Смоленская О.А. Теория и практика законодательного регулирования труда малолетних на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX в. (на примере Воронежской и Курской губерний). В статье исследуются нормативно-правовые акты регулировавшие труд детей на предприятиях фабрично-заводской промышленности в конце XIX в. и их соблюдение на практике на примере Воронежской и Курской губерний.

Ключевые слова: фабричная инспекция, фабрично-заводская промышленность, рабочие, детский труд.

Smolenskaya O.A. The theory and practice of legal control over the young children's labour at the enterprises of the factory and plant industry at the end of the 19-th c. (for example in Voronezh and Kursk settlements). Regulatory and legal acts controlling the children's labour at the enterprises of the factory and plant industry at the end of the 19-th c. and the observation of them in practice considering the situation with Voronezh and Kursk settlements are analyzed in the article.

Key words: factory inspectorate factory and plant industry, workers, children's labour.

16 См.: Пажитнов К.А. Положение рабочего класса в России. Л., 1924, Т. 2, с. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.