Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / СВОБОДА СЛОВА / СВОБОДА СОВЕСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трушков С.А.

В статье рассматривается подход Русской Православной Церкви к вопросам прав человека. Подчеркивается, что понятие прав человека коренится в глубинных основах хрис тианского вероучения.The article discusses the approach of the Russian Orthodox Church to human rights issues. It is emphasized that the concept of human rights is rooted in the deep foundations of the Christian faith.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 348.07

Трушков С.А., к.истор.н.

доцент

кафедра теории и истории государства и права Вятский государственный университет

Россия, г. Киров

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается подход Русской Православной Церкви к вопросам прав человека. Подчеркивается, что понятие прав человека коренится в глубинных основах хрис

тианского вероучения.

The article discusses the approach of the Russian Orthodox Church to human rights issues. It is emphasized that the concept of human rights is rooted in the deep foundations of the Christian faith.

Ключевые слова: права человека, социальная концепция Русской Православной Церкви, право на жизнь, свобода слова, свобода совести.

Key words: human rights, the social concept of the Russian Orthodox Church, right to life, freedom of speech, freedom of conscience.

Православный подход к проблеме прав человека сформулирован в двух документах: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.). Как подчеркивается в социальной концепции РПЦ, «идея таких прав основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием, как онтологически свободном существе... Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека, поработить ее».

Христианское понимание свободы неразрывно связано с праведной жизнью по Божественным заповедям. Как сказано в Евангелие от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Напротив, «злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом».

Церковь рассматривает права и свободы человека с точки зрения их возможной роли в создании благоприятных внешних условий для совершенствования личности на пути спасения. Рассмотрим в этой связи отношение Русской Православной Церкви к основным личным, политическим и социальным правам и свободам человека.

Право на жизнь оценивается церковью прежде всего в контексте стремления человека устроить свою жизнь так, чтобы в соработничестве с Богом созидать свою душу для вечности. Слово Божие учит, что отдание своей земной жизни ради Христа и Евангелия и ради других людей не вредит

спасению человека, но, наоборот, приводит его в Царство Небесное. Церковь почитает подвиг мучеников, даже до смерти послуживших Господу, и исповедников, не отрекшихся от Него перед лицом гонений и угроз.

Однако тягчайшим грехом является добровольное лишение себя жизни. Грех самоубийства церковь уже не может отпустить, поскольку всякий грех отпускается только при покаянии. Умышленный самоубийца не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения. Если же самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, то церковная молитва о нем дозволяется, но только после исследования данного дела правящим архиереем.

В последнее время во всем мире остро проявилась проблема эвтаназии. В настоящий момент законы, разрешающие эвтаназию, действуют в Голландии, Швейцарии, Бельгии, ряде штатов США. В России она запрещена. Православная церковь полностью поддерживает запрет на проведение эвтаназии и квалифицирует ее как «сочетание убийства и самоубийства».

Специфика православного похода к пониманию права на жизнь проявляется и в категорическом осуждении абортов, проведение которых однозначно приравнивается к убийству. Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы». Между тем, действующие «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» провозглашают право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. Здесь налицо серьезные разногласия церкви с законодательной властью страны.

Христианское понимание свободы слова неотделимо от ответственности за свои слова. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» подчеркивается, что «публичные выступления и заявления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе».

Принципиальным моментом для церкви является категорическое неприятие такой разновидности злоупотребления свободой слова как богохульство. 4 февраля 2011 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял постановление об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес церкви. Согласно этому документу, «лица, которые богохульствуют и клевещут на Бога и церковь, причиняют великий, иногда непоправимый, вред самим себе, обрекая свои души на вечную муку».

Архиерейский Собор обозначил способы противодействия богохульству, такие как содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование, обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер.

Весьма неоднозначным является отношение Русской Православной Церкви к идее свободы совести. С одной стороны, в Основах социальной концепции РПЦ содержится критика юридического принципа свободы совести, утверждение которого «свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о фактической индифферентности к делу Церкви».

Но, с другой стороны, «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» подчеркивают, что «в условиях светского государства провозглашенная и утвержденная законом свобода совести позволяет церкви сохранить свою самобытность и независимость от людей иных убеждений, дает юридическое основание как для неприкосновенности ее внутренней жизни, так и для публичного свидетельства об Истине».

Церковь не может одобрять позицию государства, защищающего и гарантирующего право отдельных личностей грешить и игнорировать Божественную истину. Тем более православные не могут согласиться с позицией ряда международных структур, таких как Европейский суд по правам человека, фактически открыто вставших на защиту деятельности сект в России.

Использованные источники:

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

2. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Приняты Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 26 июня 2008 г./ http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

3. Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви. Принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г./ http://www.patriarchia.ru/db/text/1401898.html

Хамитов А. Р. преподаватель кафедра специальной подготовки Уфимский ЮИ МВД России Россия, г. Уфа

ИНСТИТУТ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: необходимая оборона; правомерная защита, институт уголовного права; защита прав.

В статье анализируется и рассматривается понятие необходимой обороны. Актуальность темы выбранной автором заключается в том, что в условиях, когда государство в лице своих правоохранительных органов в полном объеме не в состоянии обеспечить безопасность и эффективную защиту жизни, здоровья, собственности и иных благ законопослушного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.